15:15 27.03.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Ставропольский край: Борис Оболенец: Охота на овец

Новость

Интервью лидера РО СПС «Деловому журналу»

Информационно-аналитическое издание г. Ставрополя «Деловой журнал» (№ 2 за март 2008г.)

Беседовала Ольга Воробьева

Качество жизни и формирование среднего класса в России напрямую зависят от активности малого бизнеса. Причем для быстрейшего его взращивания целесообразно акцент делать на традиционные для экономики направления, уверен председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Государственной думы . Применительно к Ставрополью — это сельское хозяйство

С закрытыми шлюзами

Борис Андреевич, как представлен малый бизнес в Ставропольском крае?

На Ставрополье сложилась уникальная ситуация: здесь как нигде в России высока концентрация малых предприятий. Причем основная их масса появилась за счет частной инициативы. В этом секторе экономики насчитывается 12 тыс. компаний, в которых работает более 160 тыс. человек. Каждый семнадцатый житель края трудоустроен на небольших по масштабу предприятиях. Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт составляет порядка 14 — 16%. По стране этот показатель находится на уровне 18%. Правда, в Европе число таких предприятий достигает 60%.

Что делают местные власти для его развития?

Объективно успех выполнения поставленных задач зависит от краевых властей на 30%, остальное — на совести федеральных. И сейчас как никогда необходима подготовка большого пакета нормативных актов, направленных на корректировку и конкретизацию закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятого летом прошлого года. Я считаю, он носит декларативный характер и не определяет механизмов, позволяющих влиять на ход событий. Поэтому в ближайшее время от лица депутатов краевой думы мы будем инициировать принятие поправок в этот документ. В частности, наш комитет сейчас собирает сведения о состоянии малого бизнеса и будет принимать участие в создании координационного совета, специализирующегося на поддержке малых предприятий.
Кроме того, я и мои коллеги подключены к разработке краевой программы развития бизнеса на 2009 — 2011 годы. Мы регулярно обмениваемся идеями с министерством экономического развития и торговли края. Уверен: рассчитывать на хорошие результаты можно только в случае согласованной работы с исполнительной властью. Именно поэтому мы прислушиваемся к мнению ведомств — они же в конечном итоге будут внедрять закон в жизнь. Сегодня мы должны работать на опережение. Предприниматель готов. Нужно лишь открыть «шлюзы», предоставить действенную законодательную базу, налоговые льготы. Считаю, что в течение трех лет налоги должны быть минимизированы.

А куда еще меньше? Для малого бизнеса налог на доходы и так всего 6%.

А социальный налог — 26%. По единому налогу на вмененный доход в Кисловодске уже были митинги. Там основная часть бизнеса занята в торговле. Доминируют небольшие компании. Понятно, что доходы скромные. Но это никого не интересует. Между тем кассовый аппарат необходимо обязательно менять раз в два года и ставить на учет в налоговой. А для небольшой компании это деньги. Она могла бы направить их на другие нужды, а вынуждена инвестировать в то, что к росту ее бизнеса имеет минимальное отношение. Вот в этих моментах надо разбираться.
Бег с препятствиями

В России сегодня идут живое обсуждение способов поддержки малого бизнеса. Правительство, законодатели, ученые предлагают свои варианты мер. Ваше мнение по поводу эффективного механизма развития малого предпринимательства?

Думаю, наиболее действенной мерой может стать четкое определение целей. К сожалению, в Ставропольском крае есть только примерное понимание проблемы. Никто не ставил себе задачей составить детальный план развития региона. В крае нет ни аграрной, ни экономической политики. Не определены приоритетные направления. Деньги расходуются неаккуратно. В результате доходит до абсурда: субсидии и бюджетную поддержку получают компании, чей бизнес априори не считается убыточным. Приведу живой пример: 3/4 средств от фонда, созданного для субсидирования банковских процентных ставок, в прошлом году получил «Дрим Кар». Итог: в крае в короткие сроки открылось сразу несколько салонов по продаже автомобилей, а предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции, остались без поддержки. На прилавках краевых магазинов практически нет продуктов местных производителей. Куриные яйца к нам везут аж из Тюмени! Я не сомневаюсь, что поставки из Уральского федерального округа могут быть выгоднее, чем доставка продукции с предприятий, расположенных в крае. Другой вопрос — нужно ли это экономике края.

Каждый российский регион уникален. Что хорошо для Санкт-Петербурга или Новосибирска вряд ли подойдет для Ставрополя. На ваш взгляд, в какой поддержке нуждаются местные бизнесмены?

Во-первых, основная проблема, сдерживающая малый бизнес, — это закрытый доступ к банковским ресурсам. Сегодня очень сложно получить средства на приемлемых условиях. Выходом может стать создание залогового центра при краевой администрации. Плюс ко всему, эффект могут дать программы субсидирования процентных ставок по кредитам. У нас в крае есть две успешных схемы: за счет регионального бюджета малым предприятиям компенсируется 2/3 и 3/4 ставки рефинансирования. Они очень востребованы, их надо повсеместно внедрять.
Второй камень преткновения — взаимодействие малого бизнеса с контролирующими организациями. За деятельностью фирм наблюдают, если не ошибаюсь, 36 ведомств: милиция, СЭС, МЧС... Причем зачастую излишне трепетно. Редко какое предприятие сможет удержаться на плаву под натиском отряда специалистов, готовых максимально закрутить гайки. Нужно определить порядок, по которому проверки проходили бы не чаще, чем раз в два года.
В-третьих, малый бизнес должен быть защищен от «чужаков» из столиц и других регионов. Например, для входа на рынок предприятий, поставляющих в край продукцию сельского хозяйства, нужно устанавливать заградительные меры: ее и у нас в избытке. Это могут быть своего рода таможенные пошлины.
Серьезным тормозом развития для малого бизнеса также являются необоснованно высокие тарифы на услуги естественных монополий. Цены на газ и электроэнергию в крае выше, чем в соседних регионах. К примеру, в Ростовской области компании за киловатт*час платят 2 рубля 94 копейки, а на Ставрополье — 3 рубля 44 копейки. Высоки и тарифы на подключение. К примеру, недавно мой знакомый решил построить пекарню. Составил бизнес-план, просчитал все риски, проконсультировался по поводу оформления кредита. Препятствий для организации дела практически не было. Но мечту о мини-заводе разрушили энергетики. На вопрос о подключении к сетям он получил ответ, что должен проложить кабель и оплатить строительство трансформаторной подстанции. В бюджете на подобные цели заложено 3 млн рублей, ясно, что средств не достаточно. Но не за счет же малого бизнеса это делать! Вообще, вопросами повышения лояльности монополистов к начинающим предпринимателям должны заняться чиновники краевой администрации или даже федеральные власти.
Ясли «малышам»

За рубежом распространена практика, когда специализированные государственные центры рассказывают желающим открыть свое дело, куда лучше направлять усилия. Консультанты на базе исследований помогают точно определить направление с низким уровнем конкуренции и высоким потенциалом развития. Появится ли что-нибудь подобное в Ставрополе?

Создать полноценный консультационный центр для малого бизнеса в крае пока проблематично. Но рано или поздно такая структура должна появиться. А сейчас ориентировать предпринимателей могут специалисты краевого правительства. Остается только сформировать базу и провести минимальное исследование. Однако даже невооруженным глазом видно: вся продукция у нас сырьевая, а переработка не налажена. Это направление — самое перспективное.
Будущее нашего края — промышленность, основанная на переработке сельхозпродукции. В регионе сегодня нет ни одного приличного предприятия, которое, к примеру, выпекало бы хорошее печенье. В Краснодарском крае, например, таких предостаточно. А у нас пшеница высших сортов, но фабрики нет. То же можно сказать о производстве майонеза: для него здесь есть все. Поле деятельности малого бизнеса — самое привлекательное. Стоит всего-то купить производственную линию. Можно и по лизинговой схеме оборудование взять. Было бы желание…
Но для этого достаточно и частной инициативы. Не стоит ли поднимать более сложные проекты?
Чтобы мы не говорили, Ставрополье — аграрный край. И главную ставку здесь надо делать на развитие земледелия. Мы же пытаемся идти по какому-то новому пути. Я когда-то давно был в Германии: смотрю, у них кругом луга. Поинтересовался, выращивают ли они пшеницу. Выяснилось, что и не собирались: выгоднее покупать ее в Америке. Нам, полагаю, тоже стоит вкладывать средства не в инновационные проекты, а в развитие традиционных направлений деятельности. Не имеет смысла рисковать, каждый должен заниматься своим делом. И развивать в Ставропольском крае какую-то промышленность, если край аграрный, глупо. Потому что основная часть населения Ставрополья — сельские жители.

Развитие сельхознаправления больше подходит для городов края. А чего не хватает столице? На какие сегменты здесь стоило бы обратить внимание малому бизнесу?

На сферу услуг и все, что касается торговли. Традиционные направления, такие как пищевой ритейл, торговля бытовой техникой и одеждой, на Ставрополье очень развиты. А интернет-магазинов нет ни одного. Вот и эксклюзивное предложение для инвестора. В сфере услуг гостиничный бизнес в нулевом состоянии: бери и развивай.

Столько не живут

Административные барьеры и тянут ко дну малый бизнес — это уже классический тезис деловых людей. Сейчас федеральные власти активно взялись за устранение забюрократизированности. Что в этих вопросах можно изменить на местном уровне?

Можно пересмотреть налоги, влияющие на местный бюджет. Внести соответствующие поправки в закон. Но эта инициатива должна быть обставлена соответствующими условиями, иначе это заклинание змей. Вот вам парадокс: в крае не лучшее положение с поддержкой малого и среднего бизнеса, причем на уровне краевых властей декларируется — для этого нет ресурсов. Если бы мы были на первом месте, можно было бы говорить: все ресурсы исчерпаны, дальше пусть помогает федерация. Но раз мы не на первом месте, значит, ресурсы есть.

Рассматривается ли возможность привлечения в край специализированных финансовых структур, банков, частных инвесторов (бизнес-ангелов), готовых осуществлять микрофинансирование — до 500 тысяч рублей?

Привлекать их, конечно, надо. Но к нам они пойдут только тогда, когда почувствуют стабильность — как политическую, так и экономическую. Одними призывами их не привлечешь. Нужен благоприятный инвестиционный климат.

Что, на ваш взгляд, служит конечной целью стимулирования развития малого бизнеса?

Повышение уровня жизни. Если в ближайшие годы в России доля малого бизнеса в общей структуре экономики увеличится как минимум в два раза, 60% населения станет средним классом. Это практика развитых стран Европы. При прочих равных условиях и активном участии местных властей мы можем этого добиться. Конечно, хотелось бы, чтобы все это случилось как можно скорее. Я не черепаха, и не собираюсь прожить 300 лет. Уверен, также думает большинство. 

 



Источник: СПС - Регионы

  Обсудить новость на Форуме