12:30 26.02.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Москва: Дмитрий Катаев: О выборах муниципальных советников в Москве
Смогут ли москвичи влиять на решение проблем своих районов?
Радио «», 23.02.2008
С. БУНТМАН – Сегодня у нас в гостях Дмитрий Катаев - председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению. Здравствуйте.
Д. КАТАЕВ - Здравствуйте, поздравляю наших слушателей с праздником.
С. БУНТМАН – Я присоединяюсь. Тут такое удивительное дело. У нас все выборы совмещаются в два дня. Оказалось, что сначала я увидел плакатики, а потом вы мне письмо электронное прислали, и я вспомнил, что у нас еще выборы муниципальных советников. В Москве.
Д. КАТАЕВ - Муниципальных депутатов.
С. БУНТМАН – Я посмотрел, какие-то люди достаточно молодые, на подъезде висит, маленькие фотографии. Потом появились большие.
Д. КАТАЕВ - А написано, кто их выдвинул?
С. БУНТМАН – Там бес партийной принадлежности. Я долго искал, там написано, врач, работает столько-то лет в поликлинике. Дама давно занимается проблемами строительства. А кто, что, выдвинул непонятно. Я уже давно заметил, что мы достаточно равнодушно относимся к выборам нашего, может быть самого важного местного уровня. Здесь совсем может порваться ниточка между нашим голосом и принятием каких-то решений, важных для нас.
Д. КАТАЕВ - Да. Ниточка между нами и депутатами муниципальных собраний очень короткая. Но она рвется дальше. За этими депутатами. Потому что полномочий у этих депутатов очень мало. К сожалению. Может быть, потому и интерес к этим выборам такой слабый. И, тем не менее, я посчитал нужным об этом напомнить, потому что все-таки во-первых, институт местного самоуправления и эти выборы совершенно необходимо сохранить. Подумайте, выборов мэра в Москве нет, в отличие от всех остальных городов России.
С. БУНТМАН – Так у нас совпало.
Д. КАТАЕВ - Или нам совпали. Городская дума у нас 35 депутатов, причем 20 из них по общегородскому списку, всего 15 по округам. То есть на одного депутата городской думы приходится округ в 700 тысяч человек. Такого нет больше нигде в мире, насколько я знаю. То есть москвичи самые бесправные столичные жители в мире. И вот муниципальные депутаты. Летом у них отобрали одно из последних важных полномочий – согласовывать градостроительные решения. Зачем нам эти выборы? Отвечаю: они нам нужны все-таки, потому что депутат, у него есть все-таки определенный статус. Он легче может пройти к префекту, к зам. префекта. Я уж не говорю о главе управы. С главой управы отношения вполне свойские. Независимо даже хорошие они или плохие. И депутат муниципального собрания все-таки в курсе того, что делается в районе. Он первым узнает о готовящейся стройке, несмотря на то, что полномочий его лишили.
С. БУНТМАН – Ему очень трудно это узнавать.
Д. КАТАЕВ - Но, тем не менее, простым жителям еще труднее. Муниципальный депутат если захочет узнать, ему трудно, но он узнает. А житель, прежде всего, не захочет, потому что толчка не будет исходного. Повода. А когда захочет все-таки, ему гораздо труднее узнать, он получит одну отписку, другую. Пройдет один месяц, другой. И так далее. То есть муниципальные депутаты, как канал информации, прежде всего, как человек, открывающий двери кабинетов, все-таки в управе, префектуре, это очень нужно жителям. И именно для решения своих местных проблем. Потому что наша бюрократия от этих проблем все дальше и дальше. Она все сосредотачивается на своих интересах.
С. БУНТМАН – Есть еще одна функция, чтобы обнажить достаточно скандальные вещи, связанные с несправедливостью, с распределением жилья, получается, что у нас даже была передача об этом. В Сокольниках мало того, что муниципальное жилье и для аренды жилья, что очереди выстраиваются на десятилетия. Но они могли бы не выстраиваться, если бы следить и вовремя контролировать. Как в любой очереди, все-таки дежурный по очереди должен быть.
Д. КАТАЕВ - Это одна из проблем.
С. БУНТМАН – И за этим тоже могут муниципальные депутаты следить.
Д. КАТАЕВ - Они сейчас этих полномочий формально лишены, но с другой стороны никто не мешает избирателю придти на прием, прием они ведут, объяснить свою проблему и дальше уже вместе с этим депутатом заниматься решением этой проблемы. Как и любой другой. Потому что их лишили полномочий решать эти вопросы, но заниматься ими – этих полномочий никто лишить не может. И вот чем они занимаются. Сегодня мы надеюсь, сумеем созвониться с Еленой Николаевной Задориной, которая пытается построить для своего ЖСК дом рядом, на Проспекте Вернадского. Это, казалось бы, каждый ЖСК, каждый дом должен об этом мечтать. Но таких примеров в Москве буквально 2-3. И ни один из них еще не доведен до строительства. Тем не менее, Елену Николаевну не зарегистрировали на этих выборах.
С. БУНТМАН – Почему?
Д. КАТАЕВ - Она вам расскажет сама.
С. БУНТМАН – А как происходит регистрация. Это от партий?
Д. КАТАЕВ - Разыгрывается на этих выборах 1555 мандатов. 1555 депутатов. Вы подумайте, полторы тысяч человек активных, это ведь очень большая сила для города. Это уже батальон хороший, который может очень многое решить. Так вот, на эти полторы тысяч мандатов зарегистрировались 3200 с лишним кандидатов. После жуткого отсева, особенно давили депутатов независимых, которые ни от какой партии, придирались, как правило к подписям и другим, я скажу открыто, ко всяким другим глупостям. Одной женщине мы звонить сегодня просто не будем. Не получится по времени. Она в Хорошевском районе воевала с «Донстроем». Мальцева. Депутат нынешний муниципального собрания. Ее не зарегистрировали, потому что она вместо справки о том, что она депутат, принесла копию своего депутатского удостоверения. Причем ей не дали времени исправить эту ошибку. Хотя это и ошибка, насколько она серьезная, сами понимаете. То есть избирательные комиссии стали очень избирательными. И подменяют по сути настоящих избирателей.
С. БУНТМАН – Есть стремление решить заранее.
Д. КАТАЕВ - Да. Теперь дальше. Кандидатов от «Единой России» 1400 из 3200. Я почему-то уверен, что у вас на доме висит плакат именно «Единой России». Потому и не написано, к какой партии они относятся.
С. БУНТМАН – Мне тут пишут, что в некоторых районах указано.
Д. КАТАЕВ - А у вас нет. От КПРФ 400 примерно. От ЛДПР – 70. А вот со «Справедливой Россией» особенно интересно. Я скажу сначала, что независимых самостоятельных депутатов 878. Довольно много прорвались. А «Справедливая Россия» - 380 было. И там придрались оптом уже, а не в розницу, к тому, что они провели свою конференцию, когда выдвигали список, и проинформировали об этой конференции городскую комиссию избирательную. А по закону они действительно должны были проинформировать территориальные комиссии. В каждом районе. Во-первых, это совершенно глупая и лишняя работа, потому что ничего не стоило бы городской комиссии это сделать. Но по закону это действительно так. Тем хуже для закона, плохой закон, его тоже надо менять. Но это отдельный вопрос. Его очень много в чем надо менять. Но интересно, что спохватились об этом уже после того, как зарегистрировали этих кандидатов. Явно совершенно, выходя тоже за пределы закона, избирательным комиссиям можно нарушать закон, суд все покроет. Кстати суд Басманный. Не в кавычках, а именно Басманный. И вот сейчас, похоже, 380 кандидатов, наш выбор уменьшится на 380 кандидатов. Давайте попробуем позвонить.
С. БУНТМАН – Через минуту-другую.
Д. КАТАЕВ - А пока я скажу, что делала Гусева.
С. БУНТМАН – Только интересное замечание. Муниципальный депутат в Санкт-Петербурге, и могу уверенно сказать, что муниципальный депутат при желании может эффективно защищать интересы жителей, - к сожалению обрывается сообщение.
Д. КАТАЕВ - При желании эффективно защищать интересы жителей может любой житель или правозащитник. И именно эффективно. Но муниципальному депутату это чуть легче благодаря его статусу.
С. БУНТМАН – У нас на линии Гусева. Добрый день.
Е. ГУСЕВА – Добрый день.
С. БУНТМАН – Пожалуйста, Дмитрий Иванович.
Д. КАТАЕВ - Елена Борисовна, я за вас скажу, что вы воевали в Левобережном районе, а этот район реконструируется целиком. Один из первых в Москве. Почти целиком. И там было очень много совершенно неприемлемых проектов и реконструкция затягивается. Но мы сейчас хотели говорить не об этом. Я вас хотел попросить, чтобы вы рассказали не о себе, а о том, как сорвали регистрацию одному хорошему кандидату.
Е. ГУСЕВА – У нас вообще на 10 депутатских мест было подано 27 заявлений. И в основном сейчас после регистрации осталось 10 от «Единой России», и трое независимых. Нет, один КПРФ и двое независимых. То есть оставлено 13 кандидатов на 10 мест. Два пятимандатных у нас. Я просто была удивлена в этот раз, как по подписям сняли людей. Когда я знала, когда они их собирали, что они абсолютно достоверные подписи. И в одном случае меня просто поразило, как территориальная комиссия обошлась с человеком, подписи которого я видела. Она к несчастью не отксерила и не сделала копию. У нее были абсолютно идеальные листы, не было никаких исправлений. Потом я узнала, что комиссия сняла ее по исправлениям. Там эксперт-криминалист сказал, что были исправлены единицы на четверки в паспортных данных. В фамилиях исправлены «и» на «а», «л» на «я», «с» на «е». Хотя я видела эти листы, я была в этот день в комиссии, ее листы были продемонстрированы мне, я видела, что там не было исправлений. В результате я узнала, что она снята по исправлению в подписных листах. Там были еще нюансы и, кстати, на комиссии, когда ее регистрировали, эти листы в руки обратно не дали. Она не смогла их увидеть. И еще там были проблемы якобы с людьми, которые не той рукой написали. Пожилые люди. Она их привела в суд, она судилась, люди подтвердили, что они подписывали, а районный суд, а вслед за ним и московский суд не признал свидетельство самих людей, которые эти подписи сделали. То есть эта связка территориальной комиссии, районный суд, Мосгорсуд просто поражает. Мне очень странно и страшно думать о том, что люди, представляющие государство, играют на определенную команду и не представляют это государство. Они представляют личные свои интересы, чтобы не лишиться места.
С. БУНТМАН – Вот это поразительно. Я думал о том, что если все так, если нормальные листы, есть эксперты, члены комиссии. Суд. Тогда получается, что намеренно с какими-то целями искажают это. И укореняющийся гражданский разврат это называется.
Е. ГУСЕВА – Речь идет о том, что люди боятся потерять свои места и они, находясь на государственных местах, предпочитают свои личные интересы. То есть они личные интересы ставят впереди государственных. А на самом деле формально они находятся на государственных местах. В соседнем районе сняли человека тоже по подписям. Он как кандидат подписывал полный лист, ему не учли, как будто он исправил в своем отчестве «ле» на «ле». Можете представить, одно и то же. И даже имея копии, заверенные ТИКом, он не смог в Мосгорсуде и районном суде отстоять свои листы. Они у него были заверены ТИКом. То есть они были на тот момент без исправлений.
С. БУНТМАН – Печально. Спасибо большое.
Е. ГУСЕВА – Хочется потом по застройке как-нибудь поговорить.
С. БУНТМАН – Это мы обязательно поговорим.
Д. КАТАЕВ - Происходит захват власти по сути дела. Таким образом. Не танками, а вот такими закорючками.
С. БУНТМАН – Причем на всех уровнях. Но здесь-то какой интерес?
Д. КАТАЕВ - А вы знаете, я, кстати, избирателям хочу сказать, раз так все это делается, значит это кому-то нужно. И давайте все-таки повнимательнее отнесемся к этим выборам.
С. БУНТМАН – Я хотел бы узнать у слушателей, читаете ли вы эти плакаты, изучаете ли, кто у вас выдвигается в муниципальные депутаты. Пойдете ли вы осознанно голосовать. Насколько пристальное внимание вы обращаете на то, что у вас висит на дверях и как это связано с вашей дальнейшей жизнью. Алло, Елена Николаевна. Добрый день.
Е. ЗАДОРИНА – Добрый день.
Д. КАТАЕВ - Я уже представил немножко Елену Николаевну, что она председатель ЖСК и одновременно депутат муниципального собрания. И один из буквально очень немногих людей в Москве, который пытается рядом со своим ЖСК построить новый дом для своего ЖСК. И вот первый результат налицо. Ее не зарегистрировали в качестве кандидата.
С. БУНТМАН – Какие были причины?
Е. ЗАДОРИНА – Предлоги были самые, что ни на есть надуманные. Я выдвинулась как независимый кандидат. И избирательный кодекс дает время на устранение недостатков в документах. И предусматривает возможность повторного выдвижения и вот этого права меня лишили. Меня не известили о недостатках, и заседание провели позже установленного законом срока. И суд, не раздумывая, поддержал не правовые действия комиссии. Буквально был анекдот в суде. Прокурор (неразборчиво) в судебном заседании начала говорить об избирательном залоге, хотя в моем заявлении об этом не было ни слова. То есть ее «подготовили» конечно и ситуация выглядела комичной. Интересно, что у нас целая группа депутатов прежнего созыва, которые заслужили доверие и авторитет у жителей. Это Зотова, Петров, Старкова, Устинова. Они все были сняты с выборов. Причем по потрясающей причине – у них в документах не было никаких ошибок и исправлений, документы были в порядке. Но решение положительное о регистрации этих кандидатов было принято хотя и большинством голосов членов комиссии, но как оказалось, меньшинством от установленного числа членов комиссии. То есть, то ли московская городская комиссия не озаботилась ввести в состав ТИКа новых членов, то ли городскую комиссию умышленно не проинформировал ТИК. Но в результате таких ошибочных или умышленных действий комиссии, люди не были зарегистрированы. Значит дело не в нарушениях самих кандидатов. Не было этих нарушений. А дело в намеренных действиях комиссии, которая пытается подменить собой избирателей. Я иначе не могу сказать. И в итоге в нашем районе Проспект Вернадского Западного округа ни один из независимых кандидатов, которые были депутатами прежнего созыва, и помогали реально формировать местное самоуправление, не зарегистрированы.
С. БУНТМАН – Понятно. Спасибо за информацию. У нас есть вопрос от слушателей. От Марины: если кандидаты в президенты не могут найти правду в судах, так зачем же обращать внимание на какие-то муниципалитеты. Суды не рассматривают даже заявления, а идти на выборы муниципальных депутатов, значит давать явку президентским. Поэтому на выборы я не пойду, - говорит Марина.
Д. КАТАЕВ - Явка ваша, извините за некоторую резкость, никого не интересует нынче. Интересуют только результаты голосования. Пойдите и проголосуйте. Как – я вам подсказывать не хочу. Бюллетень, вот недействительные бюллетени учитываются, между прочим. А неявка она никак не учитывается. Вы растворитесь в болоте тех, кому все равно. Унесенный бюллетень извините, вы сами сообразите, на что он годен. Помните, когда были выборы ГД, сколько было крику, унесу бюллетень, ну и где они эти унесенные бюллетени.
С. БУНТМАН – Я один видел.
Д. КАТАЕВ - Наверное, их много.
С. БУНТМАН – Один унесенный, мне мой гость принес.
Д. КАТАЕВ - Но где они, кто их учел. На каком извините, заборе они наклеены все унесенные ветром бюллетени. Нет, только голосование. Но голосование осмысленное.
С. БУНТМАН – Вопрос от Андрея был: а как узнать, в бюллетене должно быть сказано от кого кандидат.
Д. КАТАЕВ - Во-первых, плакаты на избирательных участках пока никто не отменял. Я надеюсь, что они будут. И там будет сказано, прежде всего, обращать внимание, кто кем выдвинут. Профессия роли не играет. Место жительства я бы тоже обратил внимание, что желательно, чтобы человек жил в этом районе. Тогда ему иногда бывает неудобно в глаза соседям посмотреть. В некоторых случаях. Но главное – кем выдвинут. В этом году, это не всегда так, но в этот раз это совершенно жесткий критерий. Кстати, несколько организаций «Яблоко», «Жилищная солидарность», Совет инициативных групп, который точечной застройкой нехорошей занимается и надеюсь, присоединится СПС, они поддерживают список кандидатов 85, по-моему, человек, в нем. Он есть на сайте «Яблока».
С. БУНТМАН – Если вы интересуетесь, можете посмотреть. Тут еще говорят: московское самоуправление чистейшая фикция, устроенная для галочки в Совете Европы, - пишет Наталья. Ничего общего ни с каким самоуправлением в нормальном смысле слова не имеющая. Вместо того чтобы голосовать как мартышки на этих выборах, мы должны добиваться полного изменения этого института.
Д. КАТАЕВ - Давайте добиваться. Я обеими руками за. Вы может быть слышали, месяц назад была попытка провести референдум, я думаю, что она не последняя. Но пока давайте все-таки использовать те возможности, которые есть. Они нам помогут и для достижения более серьезных целей.
С. БУНТМАН – Напомню, что речь идет о муниципальных выборах. Они происходят в том же помещении в тот же день, что и выборы президентские. Если вы собираетесь посмотреть, изучить, кто кандидаты ваши муниципальные и осмысленно сделать свой выбор на избирательном участке – 660-01-13. Если вы этого не собираетесь делать – 660-01-14. При этом вы можете совершенно спокойно участвовать в одних и не участвовать в других выборах.
Д. КАТАЕВ - Конечно. И потом голосование тоже может быть разным. В результате можно проголосовать за одного, кстати, я должен объяснить, что округа в большинстве районов многомандатные. И в одном избирательном округе баллотируется 2-3-4 кандидата, и это надо внимательно смотреть.
С. БУНТМАН – Кандидат на сколько-то мест.
Д. КАТАЕВ - Да.
С. БУНТМАН – Два пятимандатных, нам говорила Елена Борисовна.
Д. КАТАЕВ - Даже пять. Если вы поставите меньше галочек, это ваше святое право. Если вы поставите больше, чем мандатов, то бюллетень недействителен.
С. БУНТМАН – Действительно надо оставлять это звено и самим не приводить к неэффективности этих выборов. Другое дело, что выборы федерального масштаба и сейчас личные выборы, выборы главы государства показывают очень много странного. Это отдельная история. И отдельное ваше решение.
Д. КАТАЕВ - Я и на эти выборы пойду и проголосую. А как…
С. БУНТМАН – Мне недавно говорили о Польше, что она представляет разную совершенно картину на уровне президента сейма и на уровне местного самоуправления. И разные мотивы у людей. Эти демократические качели Польша устраивала себе совершенно справедливо и осознанно, голосовала за ту или другую партию в сейме, или за кандидата в президенты, то на муниципальном уровне гораздо более стабильная картина. Там может несколько сроков у них быть тот или иной депутат. Мэр небольшого города, которого они знают. Или наоборот они его снимают по совершенно другим критериям, и он может быть совершенно из неправящей и никогда не правившей партии.
Д. КАТАЕВ - В списке поддержки, о котором я говорил, там самые разные, там нет, по-моему «Единой России», но там и коммунисты, и «Справедливая Россия», и СПС, и независимые кандидаты. И лично для меня в данном случае все равно.
С. БУНТМАН – Здесь действительно другие критерии. А мне кажется, очень пагубным помимо желания решить с помощью введения единомыслия в России, решить сквозную проблему поставить везде людей, пользующихся административным ресурсом и представляющих единственную партию могучую. О том, какая она партия…
Д. КАТАЕВ - И надолго ли она могучая.
С. БУНТМАН – Да, и не станет ли могучая партия, которая соберет вокруг себя другой бюрократический аппарат. Ну, так вот, это желание оно тем более безнравственно и совершенно не эффективно. Потому что оно уже совсем подрубает смысл какого бы то ни было управления…
Д. КАТАЕВ - А вот об интересах этой вертикали давайте дальше поговорим.
С. БУНТМАН – Сейчас я итоги подведу. Очень интересно получилось. Голосование за муниципальных депутатов или против каких-то из них кандидатов поддерживает 56,5%. 43,5% не будут голосовать тоже по своим каким-то причинам. А как понять, сколько мандатный округ? – Андрей спрашивает.
Д. КАТАЕВ - Это написано на плакатах.
С. БУНТМАН – Муниципальные чиновники это другое совершенно. В наших домах на Ленинском высокий уровень образованности, информированности жителей, - охотно верю, - но никогда и никто из них так и не узнал, откуда берутся муниципальные чиновники. Чиновники это другая история. Не путайте, пожалуйста.
Д. КАТАЕВ - Вообще интересная тема. Управы, муниципалитеты. Вот этот уровень достоин хорошего обсуждения.
С. БУНТМАН – И по многим вопросам мы очень много сталкиваемся и в наших передачах занимаемся. Давайте не будем путать, нам всегда говорят, зачем вам столько депутатов, например, в московскую думу. Всех их кормить. Кормить чиновников это оказывается очень веселое занятие. А вот кормить больше чем 35 депутатов…
Д. КАТАЕВ - Московская дума, если не ошибаюсь, раз в 30 меньше расходует на свое содержание, чем правительство Москвы. Поэтому можно в два раза увеличить, в три раза уменьшить Мосгордуму, на расходах административных это никак не скажется.
С. БУНТМАН – Есть у нас и новости интересные.
Д. КАТАЕВ - Да, новости интересные. 6 февраля мэр внес в Мосгордуму сразу три законопроекта. О внесении изменений в Жилищный кодекс, в Закон о введении в действие Жилищного кодекса, в Земельный кодекс и в Закон о введении в действие Земельного кодекса. Предполагается, что Мосгордума примет постановление о законодательной инициативе и переправит эти законопроекты в ГД, которая их тоже предполагается примет. В чем суть этих законопроектов. Я уже и лично здесь не раз говорил москвичам, друзья, торопитесь оформлять в собственность придомовые земельные участки. Оформлять землю в общедолевую собственность. Ту землю, которая под вашими домами, которая рядом с вашими домами. Дворы и так далее.
С. БУНТМАН – Существует устойчивое убеждение, что закон этого не позволяет.
Д. КАТАЕВ - Закон это позволяет. Нынешний закон Жилищный кодекс, Закон о его введении в действие, Земельный, Градостроительный, они это позволяют. Причем это никак не связано с решением о выборе способа управления. То есть, не решая выбор способа управления, не создавая ТСЖ, не подписывая договор управления, все это другие вещи. Можно сегодня объявить общее собрание заочное, подписным путем через 10 дней собрать подписи, и подать заявку на формирование земельного участка. Она будет еще несколько месяцев рассматриваться, вы еще получите отказ. Только обязательно требуйте письменный отказ обоснованный. И так далее. Но сделать это надо как можно скорее. По двум причинам, во-первых, потому что если вы это не сделаете, то ваши земли могут кому-то отдать. Под торговый павильончик, под 30-этажный небоскреб, это уже другой вопрос. Во-вторых, потому что предполагается реконструкция микрорайонов теперь уже не точечная застройка, это прошлый век, все точечки уже застроили. Теперь предполагается реконструкция микрорайонов. И другие изменения в жилищное законодательство предполагаются, которые объявят государственной нуждой любое бюджетное строительство. А кому потом пойдут эти дома, на продажу или очередникам, это совсем другой вопрос. То есть ваш дом могут снести просто для того, чтобы на его месте построить коммерческий.
С. БУНТМАН – Так учтен опыт Бутово?
Д. КАТАЕВ - Опыт Бутово не совсем такой, потому что там не многоквартирные дома. Но очень близко к этому. Так вот, и следующий резон, почему это надо делать срочно, то, о чем мы тоже все время говорили – форточка рано или поздно захлопнется. Времена сейчас не те, когда можно ждать лучших времен. Сейчас, скорее всего, надо ждать худшего. И вот эти три законопроекта, внесенные мэром, они доказательства тому, что надо ждать худшего. Во-первых, предполагается аннулировать полномочия общего собрания подать заявку на формирование земельных участков. Решать когда, в какой срок формировать земельные участки, предполагается, будет уже администрация правительства Москвы. Второе, не очень четко, завуалированно, но я считаю, что однозначно написано, что землю предоставят за денежки. Не только процесс формирования оплачивать, это и сейчас требуется, но и саму землю за денежки. Может быть это будет снято. Может быть нет. Но пока я читаю этот проект именно так. Дальше. Давать будут земельный участок…
С. БУНТМАН – А пока можно оплачивать только сам процесс оформления.
Д. КАТАЕВ - Пока можно может быть даже ничего не оплачивать. Это пока не ясно. В постановлении правительства Москвы говорится о том, что межевание проводится за плату. Но очень часто оно проводится и без денег. А, кроме того, извините, если ваша квартира падает в цене в два раза, оттого, что земля не оформлена, а это факт, - так, наверное, имеет смысл потратиться и даже и потратиться на межевание. Дальше. Сколько земли вы получите. До сих пор говорится так, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома, объекты недвижимого имущества, а в другом месте в Жилищном кодексе расшифровывается, там элементы озеленения и так далее, попросту говоря, двор. Это все должно перейти в общую собственность собственников помещения в доме. А сейчас мэр предлагает давать земельный участок, занятый многоквартирным домом и необходимый исключительно для его использования. Я задаю вопрос, автостоянка она как - для использования дома или сама по себе? Песочница - для использования или сама по себе? Я уж не говорю об элементах озеленения. Они для чего? Можно жить в доме, вокруг которого нет ни единого кустика? Боюсь, что бюрократия решит, что можно.
С. БУНТМАН – А это чья будет земля? Значит, можно будет приватизировать то самое пресловутое пятно.
Д. КАТАЕВ - Совершенно верно. За деньги или без денег вам дадут землю, которая под домом, мечта мэра – метр от фундамента или что-то в этом роде, пока что не осуществленная мечта. Шаг к осуществлению сделан. А все остальное будет городское. А что отсюда следует. Отсюда следует, мы только что слышали Елену Николаевну Задорину. Она хочет рядом с домом построить другой дом. Для себя же, для своего ЖСК. Все, поезд уйдет. Потому что земля во дворе будет уже не ваша. Гараж вы уже не сможете самостоятельно построить. Вам там фирма «Рога и копыта» построит гараж за 30 тысяч долларов машиноместо. А сейчас вы можете по себестоимости построить. И так далее. И многое, не очень много, но несколько жучков в этом законопроекте. Например, раньше текст закона начинался с того, что в существующей застройке поселения земельный участок, на котором этот дом с элементами расположен, является общедолевой собственностью. А теперь мэр предлагает земельный участок, занятый многоквартирным домом, необходимый исключительно для его использования предоставляется в общую собственность. Чувствуете разницу? Является, а тут предоставляется. Когда, кем, на каких основаниях. Очень большой отдельный вопрос. Я так подозреваю, за очень большую дополнительную плату. Наличными и безналичными. Вот такие вещи. Я не буду перечислять все. Сейчас уже есть жесткое противоречие, грубое в постановлении правительства Москвы, которое хочет брать плату за землю, не за оформление, а за землю с собственников нежилых помещений. Вот теперь эта норму предполагается законодательно закрепить. Пока она противоречит грубо федеральному законодательству. Честно говоря, с одной стороны так интуитивно и от души, может быть, почему бы и не взять с этих собственников, банк, предположим, в первом этаже распложен или магазин, к нему машины подъезжают и прочее. Почему бы с них ни взять за эту землю. Вроде сам Бог велел. Но с другой стороны они уже эти помещения купили. Они договор о купле-продажи подписали, и город с ними подписал и денежки получил. И теперь им по сути дела предлагают: купите то же самое второй раз. Но даже не это может быть главное. А главное еще то, что они теперь будут голосовать на собраниях, своими квадратными метрами будут голосовать против этого решения о получении земельного участка. Зачем им лишние расходы. Вот такие нам подсовывают гостинцы. И там с резервированием тоже. Хочется зарезервировать правительству Москвы все, что можно и как можно скорее. А потом разберемся. А зарезервировать с тем, чтобы опять в противоречие с федеральным законодательством, чтобы потом нам уже не давать, конечно.
С. БУНТМАН – Получается, что город, его территория, строения, они все находится во владении и во власти руководства этого города…
Д. КАТАЕВ - Во владении они находятся города. То есть нас с вами. По законодательству и по уставу Москвы. А вот во власти – да, руководства. Им очень хочется эту власть сохранить. Потому что каждый год приносит строительному комплексу несколько миллиардов долларов сверхприбыли.
С. БУНТМАН – Но это получается опять же, мы возвращаемся к той же всеобщей истории, в которой власть представляет нечто отдельное, и затем назначенные чиновники, выбранные нами для управления нашей собственностью…
Д. КАТАЕВ - Она уже представляет даже формально нечто отдельное, мы уже не выбираем мэра.
С. БУНТМАН – Да, это нечто отдельное. Это такая отдельность власти.
Д. КАТАЕВ - Есть одно оправдание существенное этому проекту. Который выдвигается. Что как можно, если два дома, между ними двор, как можно этот двор разделить. Поэтому его надо оставить в общегородской собственности. Да можно, в мире давно это все отработано. Можно ввести сервитуты, можно заключить договора между этими домами. Можно при оформлении земельного участка договор передачи заключить, было бы желание. Кто не хочет – тот ищет поводы, кто хочет – тот ищет способы. Способы есть.
С. БУНТМАН – Ситуация, которая в Московской области, Анатолий, мы, наверное, отдельно…
Д. КАТАЕВ - Московская область, там есть те же самые проблемы, что и в Москве. В городах Московской области.
С. БУНТМАН – У него Одинцово, Трехгорка.
Д. КАТАЕВ - А если имеется в виду сельская местность и участок, там свои проблемы. Мне бы очень хотелось еще одно голосование, если можно. Вопрос на сей раз простой. Считаете ли вы, что земля под домом и рядом с домом, имея в виду двор, что обычно, что они должны быть в общей собственности у тех, у кого в собственности находятся квартиры и прочие помещения.
С. БУНТМАН – То есть жильцы дома, ваша ли собственность двор, и так далее, которые вы можете совершенно спокойно разграничить с другими домами. Это уже предмет договоренностей.
Д. КАТАЕВ - То есть иными словами, считаете ли вы, что надо реализовать существующее законодательство федеральное в этой части.
С. БУНТМАН – Мы не говорим о том, трудно или нетрудно, а мы говорим, надо вам это или не надо. Дмитрий Иванович, еще у нас одну вещь спрашивают. Не вынесла душа поэта и душа поэта, работающая в территориальной избирательной комиссии одного из районов Москвы, стоит ли называть.
Д. КАТАЕВ - Не называйте.
С. БУНТМАН – Он просто работает в ней. И он говорит: я подтверждаю полностью, что дух закона абсолютно подменен его буквой. Еще и буквы разные. Мне нравится, говорят постоянно об исправлениях в списках, а здесь постоянно исправленные буквы.
Д. КАТАЕВ - Я прихожу к выводу, что этот гордиев узел уже невозможно распутать, его надо рубить. Только не сочтите, что я призываю к мечу.
С. БУНТМАН – И не к топору.
Д. КАТАЕВ - Но есть простой способ, вернее простых способов нет. Вообще процесс формирования избирательных комиссий во всем мире очень тщательно отработан. Это непростой процесс. Но суть в одном из вариантов такая. В избирательных комиссиях должны заседать присяжные заседатели. Суд присяжных по сути дела должен быть.
С. БУНТМАН – То есть формироваться так же, как присяжные.
Д. КАТАЕВ - Да, по жребию. И так же точно должны формироваться суды, которые рассматривают вот эти вещи.
С. БУНТМАН – А мы объявляем результаты голосования. Очень много нам за 2 минуты позвонило народу.
Д. КАТАЕВ - Сколько?
С. БУНТМАН – 800 человек. Это достаточно много. И 96,2% считают, что надо реализовывать свое право на владение землей.
Д. КАТАЕВ - Здорово.
С. БУНТМАН – Спасибо большое. Это была программа «Город». Дмитрий Иванович Катаев, периодически встречаемся, занимаемся самоуправлением, и не забудьте, если вы решили принять участие в выборах муниципальных депутатов, что это в следующее воскресенье.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме