19:45 29.01.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Бизнесу в России доверяют больше, чем власти

Бизнесу доверяют больше, чем власти. А СМИ в России – гораздо меньше, чем им. Таковы результаты исследования Trust Barometer компании Edelman, в котором уже во второй раз приняли участие российские респонденты. Исследование Trust Barometer проводится компанией Edelman на протяжении 9 лет, с каждым разом расширяя свою географию. В прошлом году впервые в него была включена Россия – и в этом уже можно было наблюдать некоторую динамику. Основная цель данного исследования - определение уровня доверия к различным общественным институтам, таким как государство, бизнес, СМИ, НПО, религиозные учреждения, а также источникам информации.

В исследовании приняли участие 3500 "лидеров мнений" из разных стран. К таковым были отнесены люди в возрасте от  35 до 64 лет, имеющие высшее образование, с
семейным доходом в рамках самого высокого квартиля для данной страны, отличающиеся высоким интересом и активным взаимодействием со СМИ, участием в экономической и политической жизни страны.

В целом данные нынешнего исследования подтверждают прошлогодние данные. Хотя тренд восприятия российского бизнеса на Западе положительный.

В России бизнесу доверилось 42 процента респондентов, против 38 – у власти. Впрочем, уровень доверия к власти за год значительно подрос – против прошлогодних 32 процентов на 6 процентных пунктов. В остальном Россия по уровню доверия к власти и бизнесу находится приблизительно на среднеевропейском уровне.

Правда, прочие институты такими успехами похвастаться не могут. Если для европейских стран характерно высокое доверие «лидеров мнений» (фактически – экономически и политически активного населения, формирующего общественное мнение) к неправительственным организациям, то в России – доверяют НПО лишь 29 процентов (почти наравне с религиозными институтами и СМИ). Между тем, в ряде европейских стран (включая Великобританию и Германию) уровень доверия к НПО – самый высокий.

В рамках обсуждения результатов исследования высказывались соображения, что такое положение связано с низким уровнем медийной активности общественных организаций (грубо говоря – об их деятельности становится известно лишь тогда, когда власти начинают их закрывать, как это было, скажем, с «Интерньюс»). Один из участников даже посетовал, что НПО не умеют работать со СМИ, а другой предположил, что все дело в отсутствии харизматичных лидеров у НПО.

Российскому бизнесу за рубежом доверяют чуть больше, чем в прошлом году, но все еще показательно мало. Исправить ситуацию помогают, по мнению исполнительного вице-президента РСПП Владимира Передерия, IPO российских компаний и повышение открытости бизнеса в целом. Это действительно так. А пока, как писал «Полит.ру» недавно любой корпоративный скандал выливается в серию "заказных" и "от чистого сердца" статей западных СМИ о "русской мафии", криминальном прошлом "русских олигархов", власти "КГБ над бизнесом" и т.д.

Ситуацию характеризует и последний ежегодный список американского финансового еженедельника Barron's, который включил Сбербанк, «Роснефть» и «Газпром» в список 100 самых уважаемых и авторитетных компаний мира, но только с конца, отведя им соответственно 98-е, 99-е и 100-е места.

К слову о «Газпроме». О нем также спрашивали авторы исследовании и уровень доверия к «нашему всему»  на Западе остается крайне низким. Хотя и несколько подрос. В Великобритании (как это ни странно при некоторой холодности в международных отношениях, образовавшейся в результате «дела Литвиненко» и «дела Британского совета») он вырос аж на 10 пунктов. Правда, с почти незаметных 5 процентов доверия год назад до, соответственно, все еще скромных 15. Виной, полагаю, то, что прошлое исследование проводилось, когда в памяти британского истеблишмента еще довольно ярко был памятен скандал с вытеснением Shell из проекта «Сахалин-2». За этим действом многим не без оснований виделись интересы вошедшего в прошлом году в проект «Газпрома». Британские деловые СМИ активно освещали подробности скандала (к слову – среди наиболее влиятельных мировых СМИ присутствует и британская ВВС). В Великобритании уровень доверия к СМИ (в частности – к телевидению – один из самых высоких),  довольно высок.

Несколько упало доверие к «Газпрому» во Франции ((с 15 до 12 процентов), Ниделандах ( с 17 до 14), Швеции ( с 7 до 6).

Для россиян наиболее надежным источником информации (так следует из результатов исследования) является телеканал «Россия». Неудивительно, что уровень доверия к «Газпрому» в России – 65 процентов. Выше только в Китае (71 процент, вырос с 48) – судя по всему «год России в Китае» не прошел даром.

Российские компании всячески старается ситуацию с неблагоприятным имиджем переломить. «Газпром» год назад обещал выделить десяток миллионов на улучшение имиджа за рубежом. «В одном из совместных проектов российского и западного бизнеса (СП по постройке «Северного потока»- «Полит.ру») экс-канцлер Германии занимает ведущую должность. Это показатель, что власть в России ведет диалог с западными партнерами и достаточно открыта», - полагает сенатор от Северной Осетии Валерий Кадохов. Впрочем, по мнению одного из участников круглого стола в имидже «Газпрома» все-таки слишком «сильна политическая составляющая» (на отрыв образа «Кремля» от «Газпрома» и должна была быть направлена прошлогодняя пиар-кампания).

Пытаются озаботиться образом российских компаний и власти. Как сообщила представительница Минэкономразвития правительство в пятницу одобрило программу  «улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом». Как уже рассказывал «Полит.ру», МЭРТ, разрабатывая программу, анализировал опыт других стран. Так, Чехия тратит на пиар $12-13 млн. в год, а Великобритания – 700 млн. В Ирландии за 12 лет работ аналогичной структуры (Агентства по индустриальному развитию) объем иностранных инвестиций вырос с одного до $25 млрд. В 14 странах такие агентства созданы при участии государства, а в восьми работают исключительно на государственные деньги (см. подробнее: ). Подождем результатов. Опять-таки -  транспарентность, полная открытость (по Виктору Вексельбергу - "нагота") и ведение бизнеса без, условно, прокурорских проверок и "мальчиков с битами" действительно может помочь, пиар-кампании точно не повредят.

И еще об образе России и ее бизнеса за рубежом. Проводивший презентацию глава Edelman (сын основателя этой компании) Ричард Эдельман некоторое время до начала круглого стола общался с собрашимися в кулуарах. Мужественно выслушал долгий рассказ о том, как формируется Совет Федерации и Государственная дума Валерия Кадохова. Казался довольно заинтересованным (впрочем, это наверняка профессиональное), а затем задал главный вопрос – есть ли в Северной Осетии нефть. «Нет, не дал Господь», - развел руками сенатор. «Зато вино хорошее», удовлетворился ответом господин Эдельман.

По материалам



Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме