14:30 15.10.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Москва: Мировой автопром и перспективы отечественного автомобилестроения
Об истории автомобилестроения, значении автомобилей для развития цивилизации, проблемах и перспективах отечественного автопрома беседуют в эфире Орен-ТВ член ФПС СПС Олег Наумов и историк, большой знаток автомобилей Рафкат Салахович Мурадымов
, 14 октября 2007 г.
: Глядя на стремительно проносящиеся по автотрассам сверкающие легковые автомобили и джипы, на огромные грузовые трейлеры и туристические автобусы, редко кто сейчас вспоминает об их прапрадедушках - удивительных и довольно нелепых сооружениях на огромных колесах, с котлами, трубами или громко чихающими газолиновыми двигателями.
Сегодня, когда наша страна открылась миру, мы видим на улицах наших городов все самые последние разработки мировых автопроизводителей. От разнообразия марок и моделей рябит в глазах. Жаль только, что цены кусаются, и для большинства новейшее чудо мировой автотехники пока недоступно. Когда и где появился первый автомобиль, кто официально считается его создателем?
Рафкат Мурадымов: Если вести разговор о предшественниках, я не могу обойти и паровые двигатели или паровая машина Николя- Жозе Фатюньо, Франция, 1769 год, и самобеглую коляску Ивана Петровича Кулибина. Властолюбивая Екатерина не раз говорила: «Иван, ко мне приезжают гости, а тебе и покатать их не на чем. Сажай-ка по очереди на плечи и катай. Или придумай что-нибудь». 1791 год. Иван Петрович Кулибин завершает создание самобеглой коляски. В 1886 году Карл Бенц и Готлиб Даймлер, два специалиста – немцы, в условиях кустарного производства создают первый автомобиль и получают патенты на изобретение. Вскоре продают свои патенты во Францию, и Франция на длительный период становится автомобильной державой.
Олег Наумов: Что означало появление первого автомобиля для мирового прогресса?
Рафкат Мурадымов: Если говорить об автомобиле вообще, я вспоминаю слова английского историка Томаса Макколея: Из всех изобретений, кроме азбуки и книгопечатания, то изобретение, которое сокращает расстояние принесло наибольшую пользу человечеству.
Олег Наумов: Еще совсем недавно, лет 50 тому назад, автомобиль считался роскошью, и лишь немногие счастливчики были его обладателями. Сегодня автомобиль стал массовым, и представить современную жизнь без него действительно невозможно.
С момента создания первого автомобиля до сегодняшнего дня он претерпел очень значительные изменения. Во всяком случае, чисто внешне. А какие принципиальные изменения во внутреннем устройстве вы можете назвать?
Рафкат Мурадымов: Во-первых, появился двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Кстати, Готлиб Даймлер приезжал в 1881 году в Россию и изучал, что это за топливо – бензин. А впоследствии использовал бензиновые двигатели, поставив их на свой автомобиль. Меняется, во-первых, скорость с совершенствованием автомобилей. Пневмоколесо мы впервые можем наблюдать на автомобиле «Руссобалт» К 12-20, созданном на русско-балтийском вагонном заводе. На нем же впервые появились ацетиленовые фары, генератор на фаре. Заливали воду, крошили карбид. Химическая реакция, выделяется ацетилен. Открывали окошечко, спичкой подожги и уже не только в дневное, но и в вечернее время люди могли путешествовать на автомобилях.
Олег Наумов: В России автопарк растет год от года. Совсем недавно в год продавали чуть больше миллиона машин, а в прошлом году уже 1 776 тысяч. При чем рост идет за счет российских иномарок и новых импортных машин. Сегодня в общем объеме проданных автомашин, доля отечественных составляет 43,5%, доля импортных – 41%, доля собираемых в России иномарок – 15, 5%. Почему Россия, несмотря на то, что первая самоходная коляска была изобретена русским мастером Иваном Кулибиным, оказалась на обочине мирового автомобилестроения?
Рафкат Мурадымов: Дело в том, что Россия отстает неслучайно. Даже первый автомобиль Яковлева и Фрезе в 1896 году, выставленный на Нижегородской ярмарке, кстати, она открылась именно в этот год, промышленная выставка-ярмарка, присутствовал сам царь Николай Второй. Когда ему доложили: государь, русские сделали свою машину, он не удосужился даже посмотреть на нее. Более того, заявил удивленно: Русские, да они, кроме механической игрушки ничего сделать не могут.
Олег Наумов: Существовал известный лозунг: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!» Автопробегами бороться с бездорожьем не получилось. Как вы думаете, какой метод борьбы с бездорожьем может быть эффективным сегодня?
Рафкат Мурадымов: Причиной бездорожья или отсутствия внимания к нему, конечно, заключается в ответственности руководителей, прежде всего. Когда недостаточно средств материальных выделялось на строительство дорог. Никто не думал, что так быстро будет автомобильный парк расти. До Москвы дорога протяженностью 30 км, 15 мин езды, а добираются по три часа. И сегодня в условиях кучной застройки мы не можем расширять бесконечно дорожное полотно для проезда. Поэтому предстоит очень много специалистам подумать на эту тему, и в конце концов или ограничивать сегодня въезд автомобилей в центры городрв, сделать дополнительные какие-то ветки, дороги и пр. или решать вопрос о ярусности движения.
Олег Наумов: Почему сейчас россияне предпочитают покупать иномарки?
Рафкат Мурадымов: По качеству, конечно, автомобили иностранных марок, особенно японские, американские автомобили. Кстати Генри форд пришел к нам с двумя фордами во Всеволожске выпускает сегодня эти модели. Их многие стали покупать, отказываясь от наших автомобилей, которые практически не соответствуют техническим нормам, загрязняют атмосферу, экологию.
Олег Наумов: Был ли в нашей отечественной истории автомобиль, которым мы могли бы гордиться?
Рафкат Мурадымов: Андрей Александрович Липгард, наш отечественный конструктор, в 1943 году сел за разработку новой модели машины, новой конструкции, с кузовом понтонного типа, т.е. несущим кузовом. Дело в том, что обычно автомобили, основные узлы и агрегаты крепились на шасси. Здесь нет шасси, только подрамник для двигателя. Он убрал торчащие выступающие ступени, расширил кузов, салон, он поближе посадил двигатель всего в 42 лошадиные силы, убрал подальше сидения и получился в общем-то солидный автомобиль. Автомобиль достаточно комфортный. Эти Победы до сих пор еще можно встретить на наших дорогах. Многие удивляются и спрашивают: Почему? Отдельные партии автомобиля Победа имели на днище 17,5 кг припоя. Т.е, луженое днище. Вот только из этих партий сегодня можно встретить на дорогах автомобили, которые продолжают свое существование.
Олег Наумов: Какие вы видите перспективы у отечественного автомобилестроения?
Рафкат Мурадымов: Отечественное автомобилестроение потихоньку набирает обороты, у нас появились новые солидные предприятия. Но не угнаться нам сегодня за передовыми автостроителями, в число которых входит и фирма Форд, и Тойота, и Нисан. Правда, Япония с удовольствием вывозит сегодня отдельные модели за рубеж. Их продукцию с желанием берут и наши покупатели сегодня. Заканчивается время, когда мы ломаные, старые, подержанные машины через Владивосток переправляли сюда, в Россию. Сегодня стремление купить нормальный хороший автомобиль и время заставит, в общем-то, работать над этой темой. И есть уже подвижки: сборка идет совместная. Разумеется это выгодно: занятость трудоспособного населения, определенный выигрыш в стоимости. И в то же время, наше отечественное автомобилестроение пока тормозит.
Олег Наумов: А мне представляется, что будущее отечественного автомобилестроения в открытии в России заводов мировых автогигантов. Они уже пришли в Россию. Сегодня это просто сборка, а завтра это производство большинства деталей и узлов автомобиля. Это русские Форды и русские Тайоты. Тогда и наши ВАЗы-ГАЗы в условиях жесткой конкуренции просто вынуждены будут создавать современный автомобиль.
Как вы думаете, как будет выглядеть автомобиль через 100-200 лет? Сильно ли он будет отличаться от сегодняшнего?
Рафкат Мурадымов: Сегодня в мире 800 миллионов автомобилей. К 2050 году ожидается, что эта цифра увеличится в три раза. Если миллион машин выделяет 300 тысяч тонн отработанных газов, то вы представьте, что будет тогда. Поэтому многие государства и производители сегодня думают о том, чтобы создать автомобиль с топливом безвредным. Чтобы не было вредных выхлопов. Экологически чистое топливо. То есть на автомобиле должен быть двигатель внутреннего сгорания, с одной стороны, и электрический двигатель, с другой стороны. Вот, в совокупности, они должны, снять проблему с уменьшением загрязнения окружающей среды.
Олег Наумов: Как вы считаете, через 100 лет будет ли такой автомобиль, который будет экологически чистый, качественный и безопасный?
Рафкат Мурадымов: Вопрос интересный. Мы должны стремиться к этому. И, разумеется, я не могу сказать, что не будет. Наверно, будет, сначала что-то приближенное, а в конце концов мы поймем, и буем заниматься автомобилестроением совершенно серьезно.
Олег Наумов: Претерпев множество изменений, автомобиль превратился в сложный механизм, для изготовления которого необходимо иметь заводы, оснащенные современным оборудованием, конвейерными линиями, роботами-сборщиками. Сегодня автомобиль – это концентрированное выражение возможностей экономики страны. И только самые развитые страны способны на собственный эффективный автопром.
А каким будет автомобиль завтра, через 50 – 100 лет? Инженеры – конструкторы изобретают все новые способы экономии бензина и заменяют его другими видами топлива, придумывают, как сократить выбросы выхлопных газов в атмосферу. Двигатели становятся все мощнее, формы все оригинальнее. А простой потребитель хочет иметь машину удобную, простую в эксплуатации, компактную, недорогую и безопасную. Может таким он и будет, отечественный автомобиль будущего?
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме