14:15 08.10.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Москва: «Реформа образования: мифы и реальность»
О болевых точках российского образования беседуют в эфире Орен-ТВ член ФПС СПС Олег Наумов и президент академии творческой педагогики, сопредседатель совета директоров школ России, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской
, 7 октября 2007 г.
: На прошлой неделе в Москве прошла всероссийская педагогическая конференция под названием: «Реформа образования: мифы и реальность». Приехавшие из разных регионов России, участники конференции высказали свою озабоченность и недовольство тем, как идет реформа образования в России. Они выразили недоверие нынешнему руководству Министерства и признали его работу неудовлетворительной, проще говоря, поставили двойку. Действующий закон «Об образовании» педагоги считают несовершенным. Много критики оказалось направлено на так называемое «Болонское соглашение» и перевод высшего образования на систему «бакалавриат-магистратура». Эксперимент по введению единого государственного экзамена также не оправдал надежд ни педагогов, ни выпускников и их родителей. Что здесь мифы и что здесь реальность?
Яков Турбовской: Все, что связано с ЕГЭ, с двенадцатилетним образованием, с нормативно – подушевой оплатой – все это формально, бюрократически выглядит, как реальность. Но, судя по тому, что происходит, как оно вписывается в реальную действительность, насколько оно разрушает учебно-воспитательный процесс, насколько оно приносит непродуманные социальные конфликты – это миф, который не совпадает с реальной действительностью.
Олег Наумов. Получается, что реальность очень печальна?
Яков Турбовской: Это мягко сказано. А ведь на самом – то деле, мы же все заинтересованы в судьбе нашего образования, а не просто проведения той или иной реформы. А как только диалог исчезает, то возникает опасение, думают ли о существе своего дела, беспокоятся ли о деле. Где не проясняются разные позиции, где не пытаются выяснить, а что же нам делать на самом деле, к каким последствиям это приведет - это говорит об очень серьезном неблагополучии.
Олег Наумов: Общество уже давно осознало важность качественного образования для детей. 37% россиян считает, что это второй по важности жизненный приоритет после жилья. Причем, около 70% опрошенных считают, что их дети должны получить высшее образование, 20% - среднее специальное, и только около 10% хотят ограничить его одиннадцатью классами. А довольны ли родители тем, как организовано обучение их детей в школе? Как часто обсуждение проблемы ведется без главного участника процесса! Министерство образования не советуется с директорами школ, директора школ не спрашивают мнения учителя, а мнение самих учеников вообще никого не интересует. Назовите самые болевые точки народного образования.
Яков Турбовской: Их очень много. Вместо того, чтобы укреплять управленческую значимость проводимых реформ, каждое решение, вносимое в образование вяжет руку директора. Есть даже такая шутка: директор школы говорит: дети, идите домой, а то нам некогда, мы должны писать отчеты по национальному проекту. Суть заключается именно в том, что вместо того, чтобы директор школы имел возможность заниматься собственно своими функциями, обязанностями, занимается чистой писаниной. И вся эта система сертификаций, аккредитаций, - это такое количество бумаг, что все директора просто плачут. Работать невозможно. Сейчас нужно в обязательном порядке, чтобы те руководители школ, которые должны будут реализовать это, с ними согласовывалось, то, что делается. Директора говорят: нас же никто не спрашивает. Нам это просто навязывают. А ведь это нам работать. Причем, ни учитывается: ни качество дорог, ни качество отопления, у нас огромное количество школ, где туалетов нет, отопления нет, дорог нет, но Интернет проводят.
Олег Наумов. Вы ратуете за возвращение школе воспитательной функции. В советские времена все было понятно: школьное воспитание опиралось на коммунистическую идеологию. Какой идеология воспитания должна быть сегодня? Или можно обойтись без нее?
Яков Турбовской: Это неправда, что у нас нет идеологии. У нас есть Конституция. Она и является идеологией, которая должна лечь в основу воспитательной работы. Сегодня принципиально изменились отношения между семьей и школой, школой и средой, школой и обществом, школой и государством. И поэтому единственной идеологией при наличии различных классовых сословных интересов, при наличии материального расслоения, которое существует у нас в обществе, при наличии разных вариантов школ, единственной основой, создающей возможность существования единой государственной системы образования, является Конституция.
Олег Наумов. Можно ли сказать, что школа должна воспитывать гражданина?
Яков Турбовской: Школа должна воспитывать каждого человека исходя из тех требований и возможностей, которые ей предъявляет и предоставляет Конституция. Отсюда возникает одна из задач гражданина и законопослушание, и понимание своих прав, и понимание, где кончается свобода одного и начинаются права другого. Вот эту социализацию школа должна обязательно осуществлять. Разные влияния, разные подходы, никто этим делом всерьез не управляет. И поэтому школа должна обеспечить, чтобы ее влияние было фундаментальным, чтобы ребенок мог сказать да или нет, руководствуясь внутренней позицией. А она должна быть сформирована на основе Конституции. И поэтому Конституция и есть идеология. И основа сегодняшней деятельности школы. Обязательной для всех.
Олег Наумов. Необходимы ли современной школе мировоззренческие ориентиры? Ведь они тоже могут быть разными?
Яков Турбовской: Несомненно. Они не только должны быть разными, они и так разные. Проблема ведь заключается в том, что наше образование вариативно. Это что значит. Это значит, что нам нужен сегодня и кадетский корпус, и церковно-приходская школа, и школа с углубленным изучением тех или иных предметов, и просто гимназия с разносторонними интересами. Поэтому проблема заключается в том, что сегодня мировоззрение личности как никогда определяется школьным пространством, в котором находится ребенок. Сегодня школьное пространство в гимназии, в кадетском корпусе, различно. И мировоззрение формируется на основе тех ценностей, от которых отталкивается та или иная школа. У нас будет школа с коллективистским направлением воспитания, с индивидуалистическим направлением воспитания, и поэтому нам надо четко понимать ту ответственность, которую школа несет на тех основаниях, которые определяют ее деятельность.
Олег Наумов. Как вы считаете, возможна ли образовательная реформа в условиях, когда профессия учителя остается одной из самых низкооплачиваемых и непрестижных?
Яков Турбовской: Я совершенно убежден, что учитель должен получать несравненно больше. Но дело не только в деньгах. Деньги нужны не столько для того, чтобы поднять зарплату сегодня, сколько как стратегическое средство привлечения талантливых людей в образование. У нас же мужчин нет совершенно. Нужно, чтобы парень понимал, что он сможет и прокормить семью, и достойно чувствовать себя в обществе. Но вот что важно: так получается, что по российскому менталитету уважение выше денег. И учитель сегодня не ощущает уважения к себе. Давайте говорить откровенно: либо на самом деле подымать зарплату учителя и приравнять его по статусу к следующему, либо не подачками заниматься на 20-30 руб повышая ему зарплату. Учитель – не патриот – бессмыслица. Учитель – несчастливый человек – бессмыслица. Он не может осуществлять тогда самой главной своей функции, формирующей.
Олег Наумов: Во многих западных странах высшее образование доступно всем без исключения. При единственном условии - наличии аттестата зрелости гимназии или сходной с ней «основной школы». Никаких вступительных экзаменов. Нечто подобное скоро появится и в нашей стране. С 2009 года результаты ЕГЭ обязаны будут засчитывать все вузы страны. Главным достоинством тестирования специалисты считают, что по его итогам талантливые ребята из отдаленных мест получают проходной билет в высшее учебное заведение. Но, как у любого эксперимента, у ЕГЭ есть и свои минусы. Как вы считаете, каково будущее у ЕГЭ?
Яков Турбовской: Проблема заключается в том, что нам каким – то образом удалось внушить людям, что самое главное – это оценки на экзамене. Правильные они или неправильные. Когда министры образования говорят, что в школе коррупция, что в школе необъективно ставят оценки, то я спрашиваю: почему вы не уходите в отставку. Но это полбеды. Самая страшная беда совсем в другом. Школа должна учить мыслить, рассуждать, доказывать, опровергать, сомневаться. Что такое ЕГЭ? Это натаскивание. Для лодырей-учителей очень удобно это средство. Сейчас есть решебники, задачи по ЕГЭ, идет натаскивание на сдачу этих тестов.
Олег Наумов. Существует и другая точка зрения. Раньше была такая система: школьник сдает экзамены выпускные – один стресс, затем сдает экзамены в вуз – второй стресс, а егэ позволяет ему один раз пережить стресс – сдать один раз экзамены
Яков Турбовской: Значит, считается, что один большой стресс лучше двух маленьких. Ну, предположим. Я не стану возражать. Но проблема совсем в другом. Чего мы хотим? Мы хотим избавиться от коррупции – хотим. Мы хотим, чтобы наши дети знали – хотим. Мы хотим, чтобы не было стрессов – хотим. Так давайте сделаем это просто. Сдал экзамены в школе и без всяких экзаменов поступай в любой вуз. А там справляешься с заданием – учись.
Олег Наумов. Что надо сделать, чтобы окончательно не разрушить базисные, признанные во всем мире, ценности отечественной системы образования?
Яков Турбовской: Не очень многое нужно сделать. Нужно признать, что министерство образования не может находиться вне общественного контроля. Что министерство образования не может принимать ни одного решения без научного обеспечения. Что министерство образования не может проводить эксперименты в массовой практике. Эксперименты – дело науки. Что министерство образования не может принимать решений без участия руководителей школ. Поэтому самой главной ценностью является открытость и демократизм в управлении школой. Но это не значит, что не надо освобождать от ответственности тех, кто принимает решения и кто реализует свои волевые усилия. Поэтому, когда вы говорите о ценностях, то самой главной ценностью является ответственность за судьбу детей, которых мы учим.
Олег Наумов. А что сейчас делать родителям, учителям, чтобы дети шли в школу и чтобы получали хорошее образование?
Яков Турбовской: Помните, была такая фраза: Отступать некуда, позади Москва. Так вот суть заключается в том, что у нас и при советской власти, и сейчас школа работает не благодаря, а вопреки. И вот это вопреки, эту гражданскую оптимистичность учителя сегодня невозможно переоценить. Именно его ощущение своей ответственности обуславливает каждый педагогический коллектив сегодня честно выполнять свою работу. И вот этим отношением к делу, к детям, сегодня школа и сохраняет нам ту стабильность, которая якобы сама по себе происходит. Ничего подобного. Школа тот якорь, тот фундамент, который обеспечивает сегодня обществу эту стабильность. Так давайте же поддержим наших учителей в той сложной работе, в которой они находятся. И давайте не злоупотреблять, их бесконечной способностью служить своему народу.
Олег Наумов: Вчера по давней традиции мы поздравляли учителей с их профессиональным праздником. В школах было много цветов, музыки, улыбок. Немало прозвучало слов благодарности в адрес школьного учителя.
И все эти слова наши педагоги действительно заслужили. Вряд ли можно найти профессию, в которой требуется такая самоотдача, столько душевной тонкости и чуткости, да и просто физических сил. И, несмотря на то, что государство пока не хочет повернуться лицом к учителю, уважение и любовь народную они к себе сохранили. Согласно недавнему опросу общественного мнения, эта профессия в массовом сознании по-прежнему ассоциируется с «разумным, добрым, вечным». Оказывается, не так уж сильно испортилось общество, если профессия учителя остается одной из самых уважаемых.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме