16:15 14.09.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Евгений Ясин: "Назначение Зубкова не имеет ничего общего с демократией"
, 14.09.2007
, научный руководитель Высшей школы экономики, в 1993-1997 годах - министр экономики РФ: По поводу назначения нового премьера России у меня было две версии действий, которые может предпринять президент Владимир Путин.
Согласно первой, он назначает на этот пост того, кого в российском обществе готовы рассматривать как будущего главу государства. Такой фигурой, согласно опросам общественного мнения, мог стать первый вице-премьер Сергей Иванов
Смысл второй версии состоял в том, что Владимир Владимирович любит сюрпризы. Подтверждение тому - назначение три с половиной года назад на пост премьера малоизвестного обществу Михаила Фрадкова.
Период его руководства правительством ничем не был примечателен: ну, работал бизнес, качали и продавали нефть.
Единственное, что запомнится, - это монетизация льгот, вызвавшая шквал недовольства по всей стране
Фрадков пришел и ушел из правительства с титулом "технический премьер". Делал и говорил то, что ему поручал делать и говорить президент. В отличие от Черномырдина с его сочными афоризмами ("Здесь вам не тут!"), речь Фрадкова ("Не только хвостик о морковки, но и свой хвостик потеряем") невнятна и невразумительна, как и он сам.
Выдвижение Зубкова на пост премьера - еще одна загадка. Что за ней стоит?
Думаю, что президент решил спутать карты тем правящим группировкам, которые в преддверии президентских выборов могут передраться. Очевидно, в Кремле из-за этой подковерной борьбы сложилась тупиковая ситуация, выхода из которой нет.
Тем самым президент играет на близкие цели, а стратегическая цель утрачивается. Вместо стратегической преследуется цель удержания путинской группировки у власти, обеспечения безопасности всем властям предержащим, преемственности этой власти. Недаром же заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков однажды обмолвился, что нынешняя власть останется у руля еще минимум 10-15 лет.
Высказываются предположения, что премьер Виктор Зубков как доверенное лицо главы государства понадобился ему для того, чтобы Владимир Путин смог в 2012 году вновь стать президентом РФ. А Зубков все эти четыре года будет держать под контролем все правительственные и бизнес-структуры, поскольку он руководил финансовой разведкой и все у него на крючке.
Но в нашей истории не было прецедента, чтобы правитель передал кому-то властные рычаги, а потом вернул их себе. Впрочем, Россия - страна непредсказуемая и в ней все возможно.
Владимир Путин, принимая отставку Фрадкова, сказал, что в преддверии парламентских и президентских выборов ему необходимо изменить структуру власти.
Примерно такими же словами он напутствовал экс-премьера Касьянова на проведение административной реформы.
Вместо нее тогда спешно, поверхностно пересадили людей с места на место, но содержание принимаемых мер не имело отношения к административной реформе. Никаких позитивных структурных изменений, кроме создания агентств, не произошло. А когда все поняли, что административная реформа рухнула, это стало оправданием отставки Касьянова.
Возможно, и ныне президенту перед парламентскими выборами потребовалось отправить правительство в отставку, чтобы избавиться от неугодных, непопулярных в обществе министров.
Я бы очень хотел надеяться, что министр финансов Алексей Кудрин и министр экономики Герман Греф сохранят свои посты. Они лидеры в составе правительства, люди, которые имеют убеждения и готовы рисковать карьерой ради достижения поставленных целей.
Что касается главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова - он хороший менеджер, когда ему ставят конкретные задачи. Мне кажется, его искусственно провозгласили национальным аллергеном, чуть ли н вторым Чубайсом, чтобы использовать как громоотвод.
По большому же счету мне все равно, кто будет премьером и кто станет президентом России, если их кандидатуры выдвигаются в рамках правящей группировки.
Такие выдвижения не имеют ничего общего с демократией. Это просто насмешка и над парламентом, где "Единая Россия", имея конституционное большинство, проголосует за кого угодно, на кого укажет Владимир Путин, а парламентское меньшинство вынуждено будет "проглотить" итоги голосования.
Это насмешка и над российским обществом, которое приучают к тому, что назначения на высшие государственные посты проводятся без всякой общественной дискуссии.
В итоге событиями политической жизни и дальше будут непредсказуемые сюрпризы.
В этих условиях не приходится рассчитывать на появление на политической сцене осмысленных, инициативных людей.
Ведь ставка делается не на доверие к идеям, к программам, к заслугам политиков, а на личное доверие к ним со стороны всего лишь одного человека - Владимира Владимировича.
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме