Комментарий Комиссии СПС по международным деламПрезидент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении участия страны в Договоре об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Путин впервые упомянул о такой возможности в своем ежегодном послании обеим палатам российского парламента 26 апреля. Он предлагал приостановить выполнение положений договора до тех пор, пока все страны Европы, в том числе входящие в НАТО, не ратифицируют соглашение о его адаптации, подписанное в 1999 году. Во время действия моратория Россия не будет информировать других участников договора о количестве своих вооружений в европейской части страны, не будет считать себя связанной какими-либо ограничениями в этом отношении. Россия также перестанет принимать инспекции военных объектов на своей территории и проводить свои инспекции в других странах. Представитель НАТО назвал решение президента Путина "шагом в неверном направлении". Американская администрация заявила о своем сожалении в связи с этим шагом, но обещала продолжить переговоры с Москвой по вопросам европейской безопасности. Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1990 году. Он устанавливает ограничения на размещение неядерных сил западнее Урала, такие чтобы между Западом и Востоком было примерное равновесие сил. Между Россией и западными странами возникли разногласия в толковании ДОВСЕ. Россия заявляет, что ему не соответствуют военные силы в новых странах-членах НАТО. С другой стороны, на Западе не ратифицировали поправки к Договору, ссылаясь на невыполнение обязательств России в части вывода войск из Грузии и Приднестровья. Можно констатировать, что формально-правовых поводов для принятия вышеназванного решения у России было достаточно. Однако основания подобного решения, конечно же, не правовые, а политические. Хотя руководство НАТО и называет ДОВСЕ краеугольным камнем европейской безопасности, следует усомниться в правомерности подобного заявления. Если бы договор действительно имел первостепенное значение для реальной европейской безопасности, наши европейские партнеры предприняли бы большие усилия для его ратификации. Реальность состоит в том, что даже в адаптированном виде ДОВСЕ устарел и является не столько реальным механизмом обеспечения безопасности, сколько символом добрососедских отношений между Россией и Западом. Совершенно очевидно, что угрозы применения обычных вооружений во взаимоотношениях России и европейских стран НАТО не существует даже гипотетически. И не важно, что в генеральных штабах России и НАТО планы таких кампаний наверняка имеются – генералы всегда готовятся только к прошедшим войнам. Уровень экономического взаимодействия и взаимозависимости России со своими европейскими партнерами настолько высок, что возможность военного конфликта между нашей страной и Западной Европой с применением обычных вооружений – это самое невероятное событие современной мировой политики, которое может произойти. И реальное положение дел не изменится, даже если Россия выйдет из ДОВСЕ. Очевидно, что основу мировой и европейской безопасности составляет не баланс (или дисбаланс) обычных вооружений, а стратегическое соотношение ядерных потенциалов России и США. Кроме того, очевидно, что в будущем Россию ждет только сокращение обычных вооружений (в лучшем случае паритетная замена устаревшей техники более новой), но никак не увеличение. Такова железная логика этнографической и экономической ситуации в нашей стране, вне зависимости от «милитаристских инстинктов» российских «ястребов». Таким образом, значение ДОВСЕ было не столько реальным, сколько символическим. Однако в международных делах символические величины имеют весомые реальные последствия. Очевидно, что мораторий на соблюдение ДОВСЕ стал «нашим ответом Чемберлену», т.е. реакцией российского руководства на развертывание элементов ПРО в странах Восточной Европы. Данное решение американской администрации вызывает много критических отзывов, в том числе в странах Европы. Однако политическая ирония (или политическая недальновидность нашей внешней политики) состоит в том, что основное негативное символическое воздействие российского моратория на ДОВСЕ достается именно Европе, а не США. Т.е. решение российского руководства, по сути дела, лишает нашу страну влиятельных европейских союзников в противодействии американской ПРО в Восточной Европе. На наш взгляд, объявленный Россией мораторий на соблюдение Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе не окажет существенного влияние на расстановку сил в международных делах. Во многом именно поэтому российское руководство и пошло на принятие данного моратория. Однако сам факт подобного решения станет очередным витком нагнетания напряженности во взаимоотношениях нашей страны со своими западными партнерами. Это может создать дополнительные препятствия для реального укрепления позиций России на международной арене. Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.17 июля 2007 г.