11:30 13.06.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Григорий Томчин: Создание Российского транзитного транспортного коридора


10 июня года Григорий Томчин, президент Фонда поддержки законодательных инициатив, член Общественной палаты РФ принял участие в заседании круглого стола «Экономическая интеграция в СНГ - возможности и вызовы для бизнеса», который прошел рамках XI Петербургского международного экономического форума. 


Григорий Томчин: Географическое положение России уникально. Как тут не вспомнить слова Д.И. Менделеева о том, что стратегические и геополитические интересы России будут основаны на ее связующей роли между Западной Европой и Америкой, с одной стороны, Японией и Китаем - с другой: "Страна-то ведь наша особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии, долженствующая, так или иначе, их сблизить". Русский экономист начала XIX века А. Шторх считал, что транзитная торговля была для России той основной движущей силой, которая "создала и культуру, и города, и самое русское государство".
Сегодня после периода экономической нестабильности и смены политического строя особенно сильно чувствуется оторванность людей от центра России. Сибирь и Дальний Восток обладают огромными природными богатствами, влияющими на развитие экономического потенциала России. Происшедшие в конце ХХ века революционные изменения внутри страны (децентрализация власти и приватизация экономики) и в мире (глобализация) делают традиционную мобилизационную модель развития этого гигантского региона непригодной. Отставание в развитии по сравнению с ближайшими соседями на общем фоне депопуляции, деиндустриализации и структурной деградации превращает Дальний Восток и частично Сибирь в зону нестабильности. Это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для системы международных отношений в Азии, а также на взаимодействие России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Сложившуюся ситуацию красноречиво иллюстрируют результаты переписи населения 2002 года. За период, прошедший с переписи 1989 года, в целом население России сократилось на 1,2 процента, Сибирского федерального округа - почти на 5 процентов, а Дальневосточного округа - на 16 процентов. До 90-х годов такой остроты проблемы не было. Причина сокращения населения в Сибири и на Дальнем Востоке очевидна: это не только и даже не столько превышение смертности над рождаемостью, а главным образом отток людей в центр страны. Отток населения происходит и из регионов обладающих серьезным экономическим потенциалом: Чита, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Вятка, Череповец, но данный потенциал невозможно реализовать из-за оторванности от основных финансовых источников. Остановить отток населения можно только через развитие экономической и социальной инфраструктуры на востоке.
Создание транспортного коридора - моста между Азией и Европой позволит не только реализовать сырьевой потенциал региона но и внедрить широкое использование мирового инновационного потенциала. Формирование в Сибири и на Дальнем Востоке не только ресурсного, но и высокотехнологичного промышленного потенциала, обеспечение на этих территориях экономического, социального и демографического благополучия, закрепление целостности государства должны быть направлены объединенные усилия федерального центра и субъектов Российской Федерации.
Развитие транспортных коридоров - важная задача любого сценария стратеги развития. Одной из главных среди них является создание мультимодального транспортного коридора соединяющего страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европу, используя выгодное географическое положение России, создав систему транспортных путей обеспечивающих экономическое развитие регионов России, и обеспечивающих выгодное конкурентное преимущество перед другими мировыми трансконтинентальными коридорами. В системе транспортных коридоров Росси в связи с освоением шельфа Карского и Баренцева морей, особое значение будет иметь продолжение БАМа с выходом на СевСиб и Баренцево море. Важным элементом является дорога "река-море", прежде всего, по Енисею. Это важнейший путь развития Норильска, поддержания Норильского горно-металлургического узла, и вывоза леса Выход на мировой рынок леса через Енисей и Северный морской путь. Необходимо разрабатывать системы транспортных путей России по принципу транспортной решетки, то есть к основной магистрали привязывать вспомогательные пути. Их пересечения и образуют так называемую решетку. Эта схема позволяет создавать широкую транспортную инфрастуктуру, которая способствует социально-экономическому развитию регионов. С подобной идеей выступал еще в XIX веке управляющий министерством путей сообщения в кабинете министров Александра III и премьер-министр при Николае II Сергей Витте: "...дороги в России должны быть стратегические, политические и коммерческие".
Сегодня альтернативой Российским транзитным перевозкам являются строящиеся коридоры через Китай, Казахстан и Иран. Если мы не включимся в мировую систему транзитных транспортных потоков, то эти страны выйдут вперед, и мы окончательно потеряем возможность занять свое место в мировых транзитных перевозках. В современной мировой экономике, транспорт играет не только стратегическую и политическую роль, но имеет и геополитическое значение. Россия оказалась замыкающим звеном геостратегического треугольника "Европа-Америка-Азия", и надо с умом воспользоваться своим 

 



Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме