Комментарий Комиссии по международным делам СПССаммит Россия-ЕС в Самаре завершился пресс-конференцией, во время которой президент России Владимир Путин в довольно резких выражениях спорил с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и немецким канцлером Ангелой Меркель. Это стало свидетельством серьезных разногласий между сторонами. По сути дела разочарования в итогах саммита не скрывали все его участники. Можно говорить о том, что фактически потерпел поражение эксперимент, предложенный нынешним российским руководством. Суть этого эксперимента состояла в том, чтобы сконцентрировать внимание на прогрессе в экономических отношениях между Россией и ЕС. При этом предполагалось, что руководство Евросоюза не будет концентрировать внимание на проблемах ценностно-политического характера, имеющих место в России. А если эти проблемы, касающиеся отхода российской политической системы от стандартов либеральной демократии, и будут подниматься, то их обсуждение будет носить формальный характер. Однако данная стратегия явно не удалась, иными словами, знаменитая формула Путина: «мухи – отдельно, котлеты – отдельно», не сработала. Подобная «формула» была попыткой построить взаимоотношения с ЕС по «китайской модели». Именно с Поднебесной Евросоюз строит чисто экономические стратегические отношения, не поднимая вопросов об авторитарной политической системе Китая на высшем двустороннем уровне, а если и делает это, на формальном протокольном уровне. Однако подобная модель отношений заранее была обречена на неудачу. В отличие от Китая, Россия – неотъемлемая часть Европы, и ценностное измерение во взаимоотношениях между нашей страной и Европейским Союзом всегда было и остается одним из определяющих. Кроме того, многие преференции во взаимоотношениях с ведущими западными институтами Россия получила в виде ценностно-демократического аванса как самая большая страна пост-коммунистического мира, вставшая на путь демократического развития. И после того, как эти «ценностные авансы» не оправдались, политическое разочарование было усилено экономическими сложностями. Это, прежде всего, касается разногласий в энергетической сфере. Ситуацию усугубилипопытки российского руководства сыграть на противоречиях между «старыми» и «новыми» членами ЕС. Подобные разногласия, безусловно, существуют, но попытка нашей дипломатии использовать «старую» Европу для давления на «новую» (прежде всего на страны Восточной Европы и Балтию) натолкнулись на единую политическую позицию Евросоюза по принципиальным вопросам, что было предсказуемо. Было бы странно ожидать, что какой-либо третьей силе Европейский Союз позволит поколебать свое внутреннее единство. В результате взаимоотношения между Россией и объединенной Европой еще более осложнились. И хотя обе стороны продолжают заявлять, что Россия и ЕС нуждаются друг в друге, эта взаимная заинтересованность все более и более замыкается в сфере экспорта энергоносителей. При этом Евросоюз открытым текстом провозглашает стратегию на снижение энергетической зависимости от России. Все другие попытки проникновения нашего бизнеса на европейские рынки, чем дальше, тем сильнее будут блокироваться по политическим соображениям. Это означает, что для российского бизнеса будут создаваться дополнительные нерыночные препятствия. На наш взгляд,прошедший саммит Россия – ЕС продемонстрировал, что у руководства нашей страны остается все меньше тем для политического диалога с ведущими странами развитого демократического мира. Фактически нынешняя политическая элита ведет нашу страну к политической изоляции от лидеров глобализирующегося мира. А это, в свою очередь, уменьшает шансы российской экономики на успех в мировом рыночном хозяйстве, т.к. дает конкурентам нашего отечественного бизнеса дополнительные преимущества нерыночного свойства. 24 мая 2007 г.Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.