Никита Белых: Выступление на Всемирном Российском форуме в США
США, 14 мая 2007 года(публикуется с сокращениями) Сегодня Россия в очередной раз стоит перед выбором. И от этого выбора снова зависит не только внутренняя ситуация в России, жизнь ее граждан, но и во многом – атмосфера и характер системы международных взаимоотношений во всем мире. Речь идет о выборе России между демократией и неким другим путем.Наша страна вступает в решающую фазу важнейшего электорального цикла. Следует понимать, что это не просто очередные парламентские и президентские выборы, которые в устойчивых демократических системах не подвергают угрозе сами эти системы, оставляя их стабильными. Российская демократия сегодня нестабильна. Поэтому от итогов парламентских выборов в России в этом году и президентских выборов в начале следующего года будет зависеть направление дальнейшего развития, будет зависеть и сама политическая система в нашей стране. Ближайший год определит, какие ценности станут доминирующими для России – демократические или какие-то другие. Станет понятно, укрепилась ли Россия в своем откате от демократического пути, или рассматривает для себя демократию как единственно возможную стратегию своего развития. Этот электоральный цикл решит многое. И я бы даже сказал, что декабрь 2007 года – это, возможно, последний шанс России на демократию в ближайшие десятилетия. Устойчивой партийной системы в России еще не сформировано. А сам процесс ее формирования, к сожалению, пошел по ложному, искусственному пути. Устойчивая партийная система, как правило, представляет собой некий баланс правых и левых сил, а в целом – баланс совокупных интересов граждан. К сожалению, в России о право-левом балансе речь не идет.Попытки представить правящую партию в качестве правой, а ее недавно появившуюся на свет младшую сестру или вторую ногу, как говорят некоторые политологи, под руководством главного российского сенатора – в качестве левой партии, и, таким образом, предложить обществу вроде бы тот самый баланс политических сил и интересов – это не более чем искусственное распределение имеющегося набора политических идеологий между отдельными ветвями и, что важно, между отдельными людьми, одной и той же, вполне единой правящей группы. Цель создания такой партийной системы – контроль над всем политическим полем со стороны центра власти. При такой партийно-политической системе реальным источником власти является не народ, как записано в российской Конституции в полном соответствии с демократическими принципами, не люди с разными взглядами, формирующие органы власти из своих представителей. Источником и центром власти в России является сама власть. Власть, в лице администрации Президента решает, кому в России быть правым, а кому левым. Там наделяют партии правом на участие в политическом процессе. Цель такой системы власти – самосохранение и самовоспроизводство.Справедливости ради следует признать, что такое построение в России «вертикали власти» осуществляется при поддержке большинства граждан. При молчаливой, пассивной, но все-таки поддержке. Большинство граждан отворачиваются от политики, доверие людей к государственной пропаганде, органам власти, за исключением института Президента, а точнее лично Президента по фамилии Путин, падает. Но в целом все исследования общественного мнения говорят о поддержке большинством граждан внутриполитического курса России.На мой взгляд, это не является основанием для того, чтобы считать ситуацию нормальной, так же как добровольность и осознанность при принятии алкоголя или наркотиков, вряд ли является основанием считать алкоголизм и наркоманию нормальным, т.е. не требующим сопротивления явлением. Любой авторитарный режим выстраивался и существовал при поддержке большинства, часто обманутого, запуганного большинства. К сожалению, эта угроза становится для России реальностью.Уже сегодня, по итогам осенних и весенних выборов региональных парламентов можно разглядеть, какой будет кампания по выборам в Государственную думу в декабре 2007-го, каковы будут основные ее участники и для каких партий появился шанс быть представленными в парламенте. К сожалению, прогнозы неутешительны. Во-первых, политическая система России по праву заслуживает эпитета «закрытая». Заградительный барьер прохождения в Госдуму при полностью пропорциональной системе поднят с 5 до 7%, запрещены избирательные блоки, фактически введен существенный имущественный ценз для участия в выборах партий, неприсутствующих в федеральном парламенте. Но главное - правила игры для разных партий не одинаковы. Шанс на вхождение в такую политическую систему невелик. Во-вторых, очень многое в новом российском законодательстве ставит оппозиционные партии под удар. Расплывчатое определение «экстремизма» позволяет толковать его слишком широко, что может привести к приравниванию к экстремистам даже вполне умеренной оппозиции, и, как следствие, эту оппозицию запретить или просто не допустить до выборов. Законодательно введены жесткие требования к структуре и численности любой партии. Таким образом, у действующей власти всегда есть возможность ликвидировать партию, которая будет демонстрировать угрожающую для позиций власти самостоятельность. Даже те партии, которые прошли проверку госслужбами на соответствие формальным требованиям и за которыми стоят сотни тысяч, а иногда и миллионы избирателей, не имеют гарантию своего участия в избирательном процессе. В ряде случаев «Союз Правых Сил» просто не был допущен к участию в региональных выборах по разным основаниям. Не исключено, что практика недопущения партий к выборам может применяться в период кампании в Госдуму.Даже доступ партий к средствам массовой информации в России жестко регламентируется государством. СМИ не обладают свободой предоставлять слово политикам во время выборов. Есть прецеденты, когда под давлением государственных органов власти СМИ отказывали размещении нашей информации даже на правах политической рекламы. Окончательно понятно, что практически весь спектр СМИ, за исключением, возможно, Интернета, распространенность которого, несмотря на значительный рост, в большинстве регионов страны остается незначительным, прочно вписан в политическую систему и подчиняется законам властной вертикали. Речь идет уже не просто о государственной цензуре и внешнем контроле. Речь идет о том, что страх остаться без работы, угроза смены собственника или закрытия бизнеса вынуждает самих журналистов не вступать в противоречие с машиной государственной власти. Поэтому СМИ в России не просто несвободны, они несвободны осознанно и добровольно. В этих политических условиях выборы нового президента России имеют все шансы превратиться в операцию «преемник», то есть фактически в назначение на пост президента того кандидата, который в максимальной степени обеспечит самосохранение правящей группы. Смею утверждать, что государственный контроль над партийной системой, выборами и СМИ при пассивном отношении большинства людей к общественно-политическим процессам, при благополучном состоянии бюджета, способного финансировать текущие социальные задачи, обеспечит необходимый итог голосования.Сегодня в России складывается система, которую уже вряд ли можно назвать «демократией». Понимая это, кремлевские идеологи предлагают называть существующий режим в России термином «суверенная демократия», вкладывая в это понятие некую особую, российскую разновидность демократии. Однако я бы назвал эту систему «сверх-управляемой демократией» при явной тенденции к авторитаризму. Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр России, а ныне посол России на Украине, как-то сказал: «Какую бы партию мы не создавали, получается КПСС». Эту фразу очень часто транслируют как политический анекдот. Но сегодня, описывая российскую политическую реальность, можно задать себе вопрос: а не воспроизводит ли сама себя советская политическая система? Система, закрытая на вход, система, болезненно стремящаяся к самосохранению, система, которая была возможной тогда и стала возможной сейчас в условиях абсентеизма большей части российского населения. Перефразируя цитату, можно сказать: какую бы политическую систему мы не строили, получается советская. Россия нуждается в Америке. Именно тесные взаимоотношения Москвы и Вашингтона, как ни парадоксально, позволят России развиваться как автономному участнику мировых политических процессов, как самостоятельному игроку на мировой арене. Изоляция России от Америки или от Евросоюза в определенном смысле маргинализует саму Россию не только в политическом смысле, но и с точки зрения развития экономики, военной промышленности, технологий, информационной составляющей. Россия заинтересована в сотрудничестве в сферах охраны окружающей среды, сельского хозяйства, телекоммуникации, здравоохранения, в конце концов – в сфере менеджмента и управленческих технологий. И, конечно же, России нужен доступ на американский рынок. Но и Америка нуждается в России. И дело не только и не столько в быстро растущем российском рынке или природных богатствах России. Конец ХХ – начало ХХI века продемонстрировали, что угрозу мировой безопасности представляют не страны, которые принято относить к развивающимся. Реальные вызовы мировому устройству брошены со стороны внесистемных стран, в которых сильно положение радикалов, использующих террористские методы. Кроме того, мировому порядку угрожают режимы, сейчас находящиеся в изоляции, но стремящиеся к развитию военно-технологической мощи, готовые закупать оружие массового уничтожения. Эти вызовы мировому порядку будут оставаться таковыми и в среднесрочной перспективе. В этом смысле Россия может стать важным партнером для сохранения стабильности в регионах, вызывающих особую тревогу. Каждый из этих регионов – будь то Европа, Восточная Азия или Ближний Восток – представляет собой сферу собственных интересов России. В обозримом будущем Россия не будет претендовать на интеграцию в европейские или американские структуры мироустройства. Россия уже заявила, в том числе в виде недавних выступлений Президента России, о своей неантагонистической, но предельно самостоятельной позиции в системе международных отношений. С другой стороны, и сами страны, которые в России принято называть «Западом», будь то Америка или страны Евросоюза, не стремятся к плотной интеграции с Россией. И одна из главных причин для этого – существенные разногласия в базовых ценностях государств. За 20 лет трансформации России так и не удалось на практике, а не декларативно, принять и развить внутри себя демократические ценности. Ценности единственно успешной модели в мировой истории – демократии. И это препятствие будет еще долгое время источником противоречий между Россией с одной стороны, и США и ЕС – с другой.При этом нельзя не замечать, что источником геополитической самостоятельности России является ее экономический рост. И хотя скептики, в том числе и из нашего, либерального лагеря, склонны утверждать, что за экономическим благополучием России стоит только мировая экономическая конъюнктура, у нас все же есть основания считать, что и либеральные реформы 90-х, ассоциирующихся с именем первого Президента Бориса Ельцина, с которым совсем недавно простилась Россия, как бы они ни были болезненны для общества, заложили основания для дальнейшего устойчивого экономического роста в России.Я не буду много говорить о противоречиях, которые существуют во взаимоотношении России и США. В обеих странах существуют силы, которым выгодно нагнетание обстановки в области двусторонних отношений. Российские власти часто используют образ врага при выстраивании своей внутренней и внешней политики, объясняя наличием враждебных иностранных сил необходимость мобилизации населения и ограничения свобод. Очень жаль, что чаще всего именно США становятся объектом мистификации и демонизации, тогда как российские власти позволяют себе пропагандировать выстраивание дружеских отношений со странами, от которых действительно может исходить реальная угроза.Подводя итоги под выше сказанным, отмечу: и Россия, и США в силах сделать из другой стороны либо надежного партнера, либо злейшего врага. Несмотря на значительные разногласия во внутренней политике каждой из стран, несмотря на различие ценностей – реальных, а не декларируемых, Россия и США выступают ключевыми партнерами друг для друга. Взаимоотношения обеих стран взаимовыгодны, если будут касаться исключительно мирового порядка и не приведут к вмешательству во внутренние дела или посягательство на суверенитет друг друга. Когда я здесь, находясь в Вашингтоне, критически оцениваю происходящее внутри России, нелицеприятно характеризую нынешнюю российскую власть, я ведь не жду одобрения Америки для российской демократической оппозиции. А уж тем более я не жду от Америки поддержки. В своей стране, со своей властью мы разберемся сами. Надеюсь мирным путем. России, безусловно, есть чему учиться у Запада с его многовековой демократической практикой. Но при этом это должен быть внутренний выбор страны, основанный на сугубо прагматическом интересе. Никакие дополнительные характеристики для российской демократии не помогут политическому режиму в современной России приблизить себя к демократии реальной. Равно как и никакое внешнее воздействие не способно подтолкнуть Россию к демократии. Только осознанный выбор страны в целом, которая, я надеюсь, в ближайшие годы достигнет национального консенсуса по этому ключевому вопросу – вопросу о демократии. От этого выбора, на мой взгляд, как ни от чего другого, сегодня зависят отношения между нашими странами.