14:15 14.05.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Андрей Нечаев: Об освобождении Олега Вьюгина от должности главы Федеральной службы по финансовым рынкам
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Итак, 12 часов 9 минут в столице. У нас на проводе по телефону . Здравствуйте, Андрей Алексеевич.
: Добрый день.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: 92 – 93-й год - министр экономики. Правильно все?
: Ну, де-факто это было с конца 91-го, но сейчас это уже большая история.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, уже да, с наших дней уже можно говорить «92-й». 91-й. Президент банка «Российская Финансовая Корпорация». И говорим мы об отставке Олега Вьюгина от должности главы Федеральной службы по финансовым рынкам. Отставка ожидаема. Информационное поле готовилось. Да? Олег Вьюгин заявлял неоднократно о том, что планирует. И вот оно свершилось. С другой стороны, мотивы не совсем понятны. Как вы считаете, все-таки почему?
: Вы знаете, вот, безусловно, этот вопрос надо задать не мне, а Олегу Вячеславовичу.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, но были в такой же ситуации в 93-м году.
: Ну, это была совсем другая ситуация.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, другая, но все равно.
А. НЕЧАЕВ: И я думаю, сейчас она уже не очень интересна. Она была многократно…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И из государственных структур ушли в бизнес?
А. НЕЧАЕВ: Да. Но я искренне завидую тем людям, которые сейчас работают в правительстве. Нам было гораздо тяжелее. Я думаю, что, конечно, только Олег Вячеславович сам может обосновать это свое решение и эту свою отставку. Но я думаю, что у него, может быть, в каком-то смысле опустились руки вот почему. Есть очень серьезная проблема - и он, кстати, совсем недавно выступал на «круглом столе», который я проводил - это проблема создания так называемого мега-регулятора. То есть некоторого института, который бы контролировал все финансовые рынки. Дело в том, что сейчас существует определенная раздвоенность. Скажем, банки, многие из них активно работают на фондовом рынке. И каждый банк как бы получается слугой двух господ. С одной стороны, как профессиональный участник фондового рынка он контролирует ФСФР, которую вот Олег возглавлял до сегодняшнего дня. С другой стороны, как банк он контролируется соответствующим надзорным блоком Центрального Банка. И, в общем, это, конечно, неудобно, ненормально, неестественно и так далее. И я знаю, что Вьюгин достаточно много сил приложил для того, чтобы все-таки создать вот такой мега-регулятор, как его принято на Западе называть, который бы объединил и надзор за страховыми компаниями, и надзор за банковским сектором, ну, естественно, надзор за фондовым рынком, чем, собственно, комиссия службы в последнее время и занималась. Но это, конечно, очень непростое решение, вплоть до того, что оно в каком-то смысле должно быть прописано в конституции. Ну, видимо, он устал бороться за это свое потенциальное детище. Но я напомню, что Олег уже уходил с государственной службы – с поста первого заместителя министра финансов, и потом вернулся уже в Центральный Банк. Так что я не исключаю, что мы с ним прощаемся как с крупным государственным чиновником не навсегда.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я напомню, что работает наш sms 970-4545. Андрей Алексеевич, это я слушателям, в первую очередь. Но вы, если можете, тоже можете отправлять сообщения. 970-4545. Ну, в последний год все говорили, в последнее время… Это, в общем-то, судя по новостям, подтверждалось, что в последнее время было очень много сделано для того, чтобы «обелить» финансовые рынки, страхование, банковскую сферу. И Федеральная служба по финансовым рынкам, как я понимаю, в этом принимала активное участие. Процесс, во-первых, не закончен. А во-вторых, как вам кажется, курс продолжится? Уже, в общем-то, известно, что сегодняшним указом премьер-министра Фрадкова назначен главой ФСФР Владимир Миловидов.
А. НЕЧАЕВ: Ну, в последнее время ФСФР пыталась решать несколько достаточно серьезных задач. Я знаю, что Вьюгина, скажем, очень беспокоило то, что сейчас все больше российских компаний проводят IPO, как известно, то есть вот первичное размещение акций. И вот недавно прошли даже так называемые народные IPO – «Роснефть» и Сбербанк. Вот-вот закончится «Внешторгбанка».
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Уже закончилось 7 мая, все, уже закончилось.
А. НЕЧАЕВ: Ну, размещение еще не прошло. Да, прием заявок только закончился, еще не сказали самого интересного: по какой цене они будут свои акции размещать.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сегодня должны.
А. НЕЧАЕВ: Так вот, все больше российских компаний предпочитают для своих размещений Лондонскую площадку, а не российские биржи. И эту Финансовую службу по финансовым рынкам очень беспокоило, и они пытались принимать разные решения, начиная от каких-то административных ограничений и кончая попыткой создания условий, чтобы все-таки наши биржи были более привлекательны для российских компаний. Вьюгин очень много сделал, на мой взгляд, с точки зрения регулирования так называемых паевых инвестиционных фондов, которые сейчас пользуются значительной популярностью, и население сейчас активно несет туда деньги, и несет деньги просто управляющим компаниям. Просто знаю на примере вот нашего банка, который активно занимается доверительным управлением на рынке ценных бумаг вот гражданами. И много было очень регулятивных документов принято, которые направлены на то, чтобы защитить интересы инвесторов. И, в принципе, я могу сказать, что мне кажется, что сейчас наше регулирование, в общем, уже приближается к таким хорошим западным стандартам. То есть это уже далеко не тот рынок, который был, скажем, в середине 90-х годов. И сейчас, в общем, истории а-ля МММ, «Хопер-Инвест» и так далее, я думаю, что они уже практически невозможны.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, это я записываю, что называется, в плюс – вот паевые инвестиционные фонды и все, что с этим связано. Вот как бы так. Это мы записываем в плюс. Я все-таки вернусь и тогда более конкретно сформулирую свою мысль. Я говорю об «обелении» финансовых рынков, страховых компаний. Сейчас уже, в общем, с трудом достаточно вспоминаются выплаты заработной платы по страховой схеме. А если говорить о банках, достаточно просто по новостям посмотреть…
А. НЕЧАЕВ: Ну, надо сказать, что эти выплаты еще сохранились, эти схемы. Но, правда, это не совсем была как бы вотчина Вьюгина.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это не совсем его.
А. НЕЧАЕВ: Мягко говоря, совсем не его.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Совсем не его. Так, спасибо, что разъяснили. Банки, я имею в виду отмывание денег… Ну, вот если новости поднять, даже за последние полгода будет достаточно большое количество новостей, связанных с тем, что у того или иного банка или отозванные лицензии, или еще что-то там с ним произошло, с этим банком, за то, что он отмывал деньги. Это уже ФСФР?
А. НЕЧАЕВ: Нет, это совсем не ФСФР.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Тоже не ФСФР?
А. НЕЧАЕВ: Это совсем не ФСФР. Это Центральный Банк. Лицензии у банков отзывает только Центральный Банк. И вот по этому направлению он активно сотрудничает… может быть, вот тут вот у вас произошло некоторое смешение. Есть еще такая Служба по финансовому мониторингу, или, как ее иногда называют, «финансовая разведка», которая вот как раз занимается борьбой с легализацией преступных доходов, с отмыванием денег, с финансированием терроризма и так далее. Вы знаете, это огромный пласт проблем. Мне, честно говоря, не очень нравится то, что сейчас происходит в этой сфере.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Почему?
А. НЕЧАЕВ: И сейчас вообще идут активные дискуссии, начало которым положили публичные чтения в Государственной думе вот ровно по этой проблематике банковского надзора и участия Банка России в борьбы с отмыванием. Во-первых, это просто не дело Банка России. Ну, во-первых, это точно было совсем не дело Олега Вячеславовича Вьюгина, и не будет, по крайней мере, в ближайшее время делом его преемника. Так что вот просто пользовался, видимо, как информационным поводом. Так вот, это совсем не дело Центрального Банка бороться с отмыванием. По закону не его дело. Совсем не дело Центрального Банка пытаться мешать уклоняться от налогов. Это серьезная проблема. Этим надо заниматься. Но этим должна заниматься налоговая служба, этим должна заниматься система правоохранительных органов, Управление экономической безопасности МВД и так далее, и так далее. Но не Центральный Банк. На это сейчас очень многие и эксперты, и банкиры, и депутаты Государственной Думы указывают, что банковский надзор сам как бы взял на себя функции, которые, вообще-то говоря, ему не свойственны.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Какая разница, кто это? Мы немножко отклоняемся от темы – от отставки Олега Вьюгина. Какая разница, кто это делает? Главное, чтобы все это делалось правильно, в правильном направлении, без перегибов, ну, и так далее, и так далее.
А. НЕЧАЕВ: Ну, во-первых, перегибы есть, и их немало. И в последнее время было, мы знаем, очень много конфликтов, и пытавшихся получить судебное разрешение. И вот, собственно, эту тему тогда всколыхнуло убийство Андрея Андреевича Козлова, как вы помните, может быть, впервые. Конфликтов очень много в этой сфере. Ну, вы знаете, я, например, не согласен с такой постановкой вопроса, что если дело благое, пусть кто хочет, им и занимается. Все-таки у государства должно быть четкое распределение функций и обязанностей. Сапожник не должен печь пироги, пусть он тачает сапоги хорошо. У Центрального Банка и без того огромное количество проблем и в сфере финансовой политики, и в валютной политике, и проблемы курса рубля, которые очень остро стоят для страны. И вот мне кажется, что это не совсем правильно и не совсем логично, когда он пытается заниматься еще массой других проблем, которые просто законодательно ему не прописаны.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, я себе запишу «курс рубля», чтобы тоже, может быть, эту тему чуть-чуть поподробнее…
А. НЕЧАЕВ: Но вот тут я хочу, собственно, к тому тезису, с которого я начал, как, может быть, одна из причин ухода Олега Вячеславовича. Вот мы сейчас, собственно, невольно к ней вернулись. Что есть несколько сфер финансовых рынков – банковский сектор, страховой сектор, собственно сектор инвестиционных и финансовых компаний – которые, в принципе, работают на одном и том же поле. А сейчас у них три хозяина. И это, конечно, ситуация не очень нормальная. И не скажу, что во всем мире. Разные есть примеры, разные есть решения. Но многие страны все-таки пришли вот к созданию института (вот такой устоявшийся термин) мега-регулятора, хотя можно называть, как угодно, то есть некого государственного института, который вот все-таки занимается регулированием и надзором, в первую очередь, за всеми финансовыми институтами.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Итак, две проблемы, которые, как я понял, как вы считаете, не получалось решить у Олега Вячеславовича – это, во-первых, создание мега-регулятора, а во-вторых, это массовое размещение российских акций на западных биржах и, в первую очередь, в Лондоне. Да?
А. НЕЧАЕВ: Да.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Насколько это вот серьезные проблемы? Или это какие-то, в общем, мелочи, и ничего страшного? Ну, все не может быть идеально.
А. НЕЧАЕВ: Ну, вы знаете, проблема мега-регулятора представляется мне очень серьезной.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Почему? Вот обывателю не видно и не понятно.
А. НЕЧАЕВ: А я вас сейчас объясню, почему. Потому что, разумеется, вот в узком смысле обывателю совершенно все равно, кто будет кого контролировать, и как эта служба будет называться, будет она одна, или их будет три или пять.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Абсолютно.
А. НЕЧАЕВ: Но обывателю, безусловно, интересно… (неразб.) он сейчас активно, и я очень рад, что этот процесс происходит, несет свои деньги, скажем, на фондовый рынок. В том числе, через те же самые банки, через те же инвестиционные компании. Обыватель сейчас очень активно несет деньги в банки, очень активно пользуется потребительским кредитованием – одно из разновидностей которой сейчас ипотечное кредитование или, скажем, автострахование, или масса других. И сейчас в этом секторе нас ждут серьезные проблемы, кстати. Поэтому это совсем не такая отвлеченная вещь. Сейчас банки и вообще финансовые рынки, и страхование, это стало, если хотите, элементом повседневной жизни довольно большого числа людей. И число этих людей увеличивается просто как снежный ком.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А каким боком здесь мега-регулятор вот к этому ко всему? Это да, это вы абсолютно…
А. НЕЧАЕВ: А если как бы не можем создать эффективную систему надзора и регулирования деятельности финансовых институтов, то, соответственно, эффективность их деятельности снижается, и рано или поздно это почувствует потребитель их услуг. Вот в чем дело.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, может быть, это и есть все-таки основная причина отставки Олега Вячеславовича?
А. НЕЧАЕВ: Мы же с вами договорились, что все-таки этот вопрос вы при оказии… И я, безусловно, тоже его задам, поскольку мы с ним добрые друзья. Но что мы все-таки зададим этот вопрос Олегу Вячеславовичу. Что же я буду за него гадать?
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Хорошо. Я тогда переформулирую по-другому…
А. НЕЧАЕВ: Я знаю, что эта проблема его серьезно волновала, и он ее неоднократно публично ставил и обсуждал. И, более того, высказывал определенные варианты, как эта проблема все-таки могла бы быть реально решена. Потому что… ну, я краем упомянул, что есть действительно просто серьезные юридические проблемы. Дело в том, что вот такой орган, наделенный очень серьезными полномочиями, согласитесь, он не может находиться в сфере исполнительной власти. Он должен быть независим. Вот как сейчас, ну, хотя относительно независим, формально, по крайней мере, независим Центральный Банк. Он же не подчиняется правительству. И вот таким же статусом должен был бы обладать и вот этот вот орган, условно называемый мега-регулятором. Но у нас в конституции прописано, что у нас есть законодательная, исполнительная и судебная власть. И специально указано несколько институтов с особым как бы статусом. В частности, Центральный Банк, Счетная Палата и так далее. Вот никакого мега-регулятора у нас в конституции не прописано. И у меня есть большие сомнения, и у Олега Вячеславовича были еще большие сомнения, что если кто и будет менять конституцию, то по этому поводу. Потому что есть более интересные поводы ее поменять.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я напомню слушателям, что Олег Вьюгин, ну, вот судя по сообщениям, которые есть на сегодняшний момент, ушел в отставку по собственному желанию. И говорил о том, что такое желание у него может возникнуть, собственно говоря, и до этого. «Интерфаксу» он совсем недавно это заявил. И вот свершилось, сегодня Фрадков подписал указ об отставке. И, соответственно, я переформулирую вопрос, который задал вам. Не нужно ли нам воспринимать вот эту вот отставку как некий сигнал, лакмусовую бумажку, о том, что вот сейчас может что-то нехорошее произойти. И вы, собственно говоря, тоже произнесли эту фразу «ждут проблемы на этих рынках», перечисляя кредитование, то есть банковский сектор, фондовый рынок и так далее, и так далее. Может, нам что-то ждать? Может, это не случайно? Как вы считаете, Андрей Алексеевич?
А. НЕЧАЕВ: Значит, проблемы эти, они объективно есть, они возникли сегодня в связи с уходом Олега Вьюгина.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А нет, я не говорю, что это из-за этого. Я говорю, что это лакмусовая бумажка, сигнал такой.
А. НЕЧАЕВ: Вы знаете, вот, кстати, очень интересно. Вот у меня сейчас открыта биржа на компьютере, вот я просто смотрю. Рынок отреагировал абсолютно спокойно. Более того, сегодня курс акций в основном растет. И это на самом деле очень хорошо, это очень хорошо. Это значит, что наш фондовый рынок чувствует себя уже достаточно сильным и уверенным, чтобы никак болезненно не реагировать на смену руководителя государственного органа, который, собственно, этот рынок регулирует и контролирует. И в этом, кстати, немалая заслуга Олега Вячеславовича Вьюгина, безусловно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Андрей Алексеевич, ушли от ответа. Я не говорю не о непосредственно самой отставке, что она каким-то образом может повлиять на рынок, а о том, что это сигнал, сигнал для нас, что вот не случайно ушел, что что-то там такое, может быть, вот не так, что-то может произойти. Не нужно ли так смотреть на эту отставку?
А. НЕЧАЕВ: Вы знаете, я не вижу каких-то серьезных сейчас… Безусловно, масса проблем, которые в этом секторе есть, и мы с вами о них частично говорили. Но, в принципе, я, например, не вижу никакой серьезной угрозы, скажем, дефолта или иного финансового кризиса а-ля памятный нам 98-й год. Вот мне кажется, для этого никаких оснований сейчас нет. И у нас фантастические золотовалютные резервы, так что валютный кризис нам точно не грозит. Скорее, у нас проблема, как сдержать дальнейшее укрепление курса рубля, который бьет по конкурентоспособности российских товаров по отношению к импорту. У нас может быть какой-то, по моей оценке, какой-то мини-банковский кризис, связанный со слишком бурным развитием и не всегда, может быть, корректным развитием потребительского кредитования, но…
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Когда ждать? Август?
А. НЕЧАЕВ: Ну, думаю, что уже в этом году. Ну, он затронет… я сразу хочу оговориться, может быть, затронет несколько банков, которые слишком увлеклись вот этим видом кредитования и слишком как бы бурно проникали на этот рынок.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Если паники не возникнет.
А. НЕЧАЕВ: Нет, нет, не думаю. Поэтому я говорю так: в лучшем случае или в худшем случае мини-банковский кризис. Значит, да, скажем, такой золотой век фондового рынка, когда можно было делать по 100 процентов годовых, как это было, скажем, пару лет назад, видимо, он сейчас миновал. Но, тем не менее, люди, которые приносят туда деньги, в общем, они получают вполне достойный доход, как правило, более высокий, чем банковские депозиты, хотя риски, разумеется, на этом рынке тоже высоки. То есть, одним словом, я не вижу каких-то оснований ожидать апокалипсиса и какого-то серьезного финансового кризиса. Мне кажется, и макроэкономическая статистика, и общее состояние рынка говорят о том, что мы можем в этом смысле спать совершенно спокойно. И я точно думаю, что мы не можем интерпретировать отставку Вьюгина как поступок капитана, покидающего тонущий корабль, а корабль, в общем, покачивается на волнах, но плывет вполне уверенно.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо вам. Увы, не успели мы другие темы затронуть. Но просто интересно было, поэтому и не успели.
А. НЕЧАЕВ: Всего доброго.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо вам. До свидания. Андрей Нечаев, министр экономики в 92 – 93-м годах и президент банка «Российская Финансовая Корпорация», был у нас на связи по телефону.
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме