Комментарий Комиссии по международным делам СПСОтмеченный недавно 50-ти летний юбилей Европейского Союза стал самым важным и символическим политическим событием последнего времени. О значимости данного события для России свидетельствует то, что Президент Путин откликнулся на юбилей не просто официальными поздравлениями, а достаточно развернутой статьей, помещенной на его официальном сайте и перепечатанной несколькими центральными европейскими СМИ. Было бы противоречием здравому смыслу утверждать, что Россия не составная часть Европы. Такие вещи могут себе позволить «кремлевские агитаторы и пропагандисты» государственных телеканалов, президент страны не может так себя дискредитировать. Хотя констатация европейской принадлежности России в статье Путина сведена к минимуму. По словам Путина, "мы в полной мере разделяем те базовые ценности и принципы, которые составляют мироощущение подавляющего большинства европейцев". При этом никакой конкретизации тех самых базовых ценностей и принципов в статье нет. Вообще все положения о принадлежности России к Европе и необходимости сближения с ЕС носят в статье крайне абстрактный характер. Напротив, обоснование невозможности полноценной интеграции с Европейским Союзом обрисовано Путиным четко и вполне конкретно. "В обозримом будущем по совершенно очевидным причинам мы не собираемся ни входить в Евросоюз, ни вступать с ним в какую-то форму ассоциации", - пишет Путин. Ему "близка выведенная однажды Романо Проди формула отношений России и ЕС - "все, кроме институтов". Это очень красивая фраза, которая, однако, означает сведение к минимуму интеграционных процессов, т.к. институты – это не общие органы власти и взаимодействия, институты – это общие правила игры. И если констатируется, что этих общих правил игры с Россией нет и не предвидится, то остаются только общие красивые слова о стратегическом партнерстве. Можно констатировать, что стратегическое партнерство России и ЕС уперлось в стену политических и ценностных противоречий (сколько бы не писалось красивых слов по поводу ценностной принадлежности России к Европе). Именно эти противоречия делают непреодолимыми экономические разногласия. Одно из таких базовых разночтений – проблема ратификации энергетической хартии. Нынешнее российское руководство ни под каким видом не желает подписания энергетической хартии, т.к. это означает развитие рыночной конкуренции в энергетическом секторе и гарантию права западным инвесторам участвовать в освоении российских нефтегазовых месторождений, а независимым производителям газа - равный с "Газпромом" доступ к проходящим по территории России магистральным трубопроводам. В свою очередь и препятствия, чинимые европейскими структурами на пути российских компаний (прежде всего «Газпрома») также носят политический характер, что бы при этом не заявляли сами высшие европейские чиновники. Если учитывать контроль политического руководства России над «Газпромом», реакция европейской политической элиты вполне объяснима: западным политикам не хочется получить в качестве весомого игрока на экономическом поле Европы представителей правящей группировки России. На наш взгляд,юбилей Европейского Союза и реакция на него официального руководства России свидетельствует о том, что Россия откатывается на обочину европейской интеграции. И что самое тревожное – такое положение дел вполне устраивает нынешний правящий слой нашей страны, который продолжает культивировать миф об особом месте России между Востоком и Западом. Подобная позиция угрожает стать историческим поражением России в условиях глобализации, т.к. у нашей страны есть шанс на успешное развитие только в качестве органической составной части цивилизованного сообщества европейских либеральных демократий. Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС. 29 марта 2007 г.