Егор Гайдар: «Вскрытие Стабфонда сведет все усилия на нет»
(Санкт-Петербург), 17.03.2007,Иван Максимов Директор Института экономики переходного периода и один из основателей партии «Союз Правых Сил» Егор Гайдар рассказал «Невскому времени» о перспективах стремительно богатеющей России. По его мнению, главной проблемой ближайших 30 лет может стать «бремя социальных обязательств» из-за повышения пенсий и зарплат бюджетникам на фоне падения цен на энергоносители. «Социальные ожидания нарастают» - Сегодня экономика России развивается чрезмерно быстро. Даже быстрее, чем Европа во времена экономического подъема 1960–1970-х годов. И этот рост, как ни парадоксально, грозит нам серьезными последствиями. Когда я начал работать в правительстве России, в начале девяностых, Центральный банк сообщил мне размер золотовалютных резервов (ЗВР) России – тогда он составлял чуть более 4 миллионов долларов. Если бы мне тогда сказали, что страна с ЗВР более чем 300 миллиардов долларов и профицитом бюджета в 8 процентов может столкнуться с проблемами, я бы, честное слово, не поверил. Но главные проблемы начнутся уже в ближайшем будущем. - И какие потенциальные опасности, на ваш взгляд, таятся в сегодняшнем российском «экономическом буме»? - Население страны видит, что бюджет России стремительно растет, увеличиваются золотовалютные резервы и, соответственно, нарастают «социальные ожидания» – люди хотят больше получать от государства и больше тратить. В свою очередь, правительство сегодня вроде бы может позволить себе любые популистские меры. Оно вынуждено увеличивать зарплаты и пенсии, вводить дополнительные бонусы. Однако в ближайшем будущем при неразумной щедрости государства эти меры могут обернуться непосильным бременем для экономики. Именно такие процессы происходят сейчас в развитых европейских странах – рост их экономик замедлился, а трудоспособное население, численность которого снижается, не хочет работать больше ради обеспечения обязательств государства перед растущей прослойкой пенсионеров. Тем не менее долго откладывать выполнение ожиданий народа государство тоже не может – в итоге это может обернуться социальным взрывом. «Примером может служить Норвегия» - Сегодня многие политики предлагают поднять уровень жизни граждан за счет Стабилизационного фонда… - Специфическая проблема России в том, что треть бюджета нашей страны зависит от такого непредсказуемого фактора, как цены на нефть. Сегодня никто в мире не может с абсолютной точностью сказать, сколько будет стоить баррель, допустим, через год или два. И руководство страны абсолютно верно создало Стабфонд, чтобы 1985-подстраховаться от возможных финансовых «провалов», какие были в 1984 годах, в 1998-м, когда цена нефти падала ниже 10 долларов за баррель. К сожалению, сегодня все СМИ и многие политики всерьез рассуждают о том, как лучше и быстрее потратить средства Стабфонда, что было бы крайне глупым шагом. Ведь «вскрытие» Стабфонда сведет на нет все усилия политики президента Путина, нацеленной на уменьшение доли государственного бюджета в госрасходах России за счет привлечения средств как рядовых граждан, так и крупного капитала. В ближайшие 30 лет главной проблемой России станет проблема роста обязательств государства перед населением на фоне угрозы снижения цен на энергоносители. - Как, на ваш взгляд, руководство страны может оптимально распорядиться средствами Стабфонда? - В какой-то момент одним из вариантов вложения средств Стабфонда для правительства была покупка за рубежом новейших средств производства – промышленных станков, а также современной дорожной техники. Однако от этой идеи отказались - учитывая уровень коррупции в нашей стране, трудно было бы проконтролировать, чтобы значительная часть этих денег не была бы просто разворована. Примером того, как нужно распоряжаться «лишней» прибылью государства от энергоносителей, на мой взгляд, может служить Норвегия. Руководство этой страны вложило средства своего Нефтяного фонда (примерно в 10 раз большего, чем Стабфонд России) в ценные бумаги ведущих мировых государств и компаний. И хотя в Норвегии высокие пенсии составляют 4 процента ВВП страны, они полностью «покрываются» доходами от мировых ценных бумаг – в среднем они составляет 6,5 процента в год. Поэтому и российскому правительству стоит активнее вкладываться в мировые ценные бумаги – сейчас они составляют всего 10 процентов Стабфонда, а должны – не менее 90 процентов. «Повторение дефолта-98 невозможно» - Возможно ли сегодня в России повторение финансового кризиса, подобного тому, что был в 1998 году? - С одной стороны, в нашей стране возможно все. Но если серьезно, думаю, что новый дефолт образца 1998 года сегодня невозможен благодаря денежным запасам. «Запас прочности» экономики России даже при возникновении кризиса вследствие плохой нефтяной конъюнктуры составляет как минимум три года. Однако последний спад на нефтяном рынке продолжался не три года, а пятнадцать лет. При этом основной «головной болью» для ЦБ и Минфина служит и будет служить укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам на 10 процентов в год – это резко снижает конкурентоспособность всех сфер российской экономики кроме нефтегазовой. - Какие задачи решает сейчас ваш Институт экономики переходного периода? - В целом мы стараемся исследовать экономическую базу для тех или иных решений правительства России. Сейчас институт занят детальным просчетом последствий для российской экономики реализации крупнейших федеральных проектов – введения «материнского капитала», а также будущей прибыльности строительства скоростной трассы Москва – Петербург. Так, по предварительным результатам детального обсчета выплат «материнского капитала» у нас получилось, что через несколько лет это обязательство будет стоить госбюджету 0,4 процента от ВВП страны – то есть более сотни миллиардов рублей в год. Проект платной скоростной трассы, скорее всего, будет менее убыточен для государства, но говорить об этом с уверенностью можно будет только недели через две – когда мы его полностью «обсчитаем».