14:30 15.02.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Олег Наумов: Визиты Путина на Запад и Восток

Олег Наумов: Визиты Путина на Запад и Восток
Комментарий Комиссии по международным делам ФПС СПС

       Общеизвестно, что в основе нынешней внешнеполитической доктрины России лежит идея многополюсного мира. В течение нескольких прошедших дней мы имели возможность наблюдать нашу внешнеполитическую доктрину в действии. Два визита Президента Путина в Мюнхен, на международную конференцию, посвященную проблемам безопасности, и в страны Персидского залива и Ближнего Востока должны были стать символическим воплощением идеи многополюсности современного мира и роли России в этом мире.

      Реальное место и роль России в современной международной политике эти визиты, безусловно, отразили. Однако именно эта реальность и вызывает серьезные опасения.

      Владимир Путин в субботу 10 февраля выступил на международной конференции по безопасности в Мюнхене с программной внешнеполитической речью, которую некоторые наблюдатели расценили как официальное объявление холодной войны Западу. Вину за напряженность в мире Путин возложил, прежде всего, на Соединенные Штаты, которые силой навязывают другим свои правовые нормы и морально-политические ценности. Из его слов можно сделать вывод, что Россия эти нормы и ценности не разделяет, американские интересы считает противоположными своим, мирового лидерства США не приемлет и готова объединяться со всеми, кто против него борется.

      «Досталось» и европейским институтам. Владимир Путин подверг критике ОБСЕ, которую, по его словам, "пытаются превратить в вульгарный инструмент для обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран".

      В Мюнхене, по сути дела, была предпринята попытка задать новую повестку дня отношениям России с Западом. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что у нынешнего руководства России не нашлось для западного мира иной повестки дня, кроме воинствующей риторики, т.к. ни одного конкретного предложения не прозвучало.

      Во многом именно поэтому официальные круги ведущих стран Запада отреагировали на выступление российского президента сдержанно-равнодушно, т.к. уже привыкли к резкому риторическому тону нынешней российской внешней политики, не обладающей, впрочем, никакими реальными механизмами для реализации подобных заявлений.

      Следом за Мюнхеном президент России отправился в страны Персидского залива и Ближнего Востока. Здесь тон переговоров и высказываний изменился с точностью до наоборот. Стороны, казалось, соревновались в количестве любезностей, символических дружественных жестов и перспективных планов сотрудничества.

       Вновь была поднята идея создания «газового картеля», аналогичного ОПЕК, но уже с участием России. Однако этому поводу эмир Катара шейх Хамад бен Халифа аль-Тани высказался довольно примечательно, сказав, что разница между ОПЕК и гипотетическим "газовым картелем" заключается в том, что ОПЕК может поднять и снизить цены на нефть, а цены на газ - долгосрочные, рассчитаны на 20-30 лет. Возникает резонный вопрос: зачем нужен «газовый картель» если заранее предполагается, что он не будет определять текущую ценовую политику на газовом рынке? А это значит, что цена на газ по-прежнему напрямую будет зависеть от цены на нефть, которую определяют ОПЕК и ведущие страны Запада (ни в один из этих клубов Россия не входит).

      Владимир Путин встретился с бизнес-элитой Саудовской Аравии и предложил ей инвестировать в российскую экономику. В целях повышения инвестиционной привлекательности страны Путин заявил о готовности снизить таможенные пошлины для технологического оборудования, произведенного в Саудовской Аравии, прежде всего оборудования для нефтегазового сектора. Правда экономическая целесообразность такого сотрудничества вызывает большие вопросы. Саудовская Аравия ориентирует свои нефтегазовые технологии на совершенно иные климатические условия. Для России было бы куда естественнее, ближе и целесообразнее развивать соответствующее сотрудничество с Норвегией.

       В своем выступлении перед саудовской элитой президент Путин призвал не считать Россию конкурентом. И этот призыв был с готовностью принят, т.к. Саудовская Аравия никогда и не видела в России конкурента, ведь себестоимость саудовской нефти как минимум в два раза ниже, чем в России.

       Таким образом, хотя тональность высказываний и атмосферы переговоров на Востоке носила принципиально иной характер, нежели на Западе, конкретное содержание восточного визита также не шло дальше риторики, символических шагов и расплывчатых ни к чему не обязывающих планов на будущее.

        На наш взгляд, два визита президента России Владимира Путина на Запад и на Восток продемонстрировали, что основным содержанием внешней политики нашей страны становится риторика. Словесная конфронтация с Западом оборачивается для России очевидными имиджевыми потерями, которые снижают нашу конкурентоспособность в глобальном мире. А словесная «идиллия» с Востоком не приносит нашей стране никаких реальных дивидендов.

 

 

       Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.

       14 февраля 2007 г.



Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме