Алексей Кара-Мурза: На политической сцене монопольно задает тон "Единая Россия", голова которой находится в Кремле
Журналист, 20.12.2006,Павел Анохин России нужна полноценная оппозиция Политический дух 2007 года будут определять приближающиеся парламентские выборы в Государственную думу. По каким правилам они будут проводиться, какие ожидаются результаты, кто выступит главным судьей политических партий - российские избиратели или невидимые закулисные режиссеры? Эти вопросы послужили поводом для дискуссии известных политологов на страницах нашего журнала. В ней участвуют Станислав БЕЛКОВСКИЙ, учредитель Института национальной стратегии; Виктор ГУЩИН, специалист по прогнозированию политических процессов; Алексей КАРА-МУРЗА, профессор политологии, руководитель Центра теоретических проблем российского реформаторства; Лидия ТИМОФЕЕВА, зам. зав. кафедрой политологии и политического управления, доктор политических наук; Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. В чем видится главная политическая интрига 2007 года? Виктор ГУЩИН - Она определяется сроком пребывания нынешнего Президента России у власти. Не исключено, что глава государства распустит целиком все правительство, и это станет главным сюрпризом нового политического сезона. Главная задача Путина - подготовить президентские выборы в благоприятном для себя ключе. А для этого он должен произвести необычайно сильное впечатление на российское население, убедить его в том, что все знает, понимает и реально оценивает как профессионализм министров, так и ситуацию, которую они породили. Следовательно, на алтарь жертв будут отданы не только крупные политические фигуры, но и некоторые политические силы. Владимир Путин, скорее всего, пойдет не только на полное обновление правительства, но и определенную корректировку правительственного курса. Алексей КАРА-МУРЗА - Корень интриги кроется в том, что на политической сцене монопольно задает тон "Единая Россия", голова которой находится в Кремле и сейчас болит, не понимая, что делать с преемственностью президентской власти? Эта ситуация порождает и неясность с основными политическими игроками, которые выйдут на парламентские выборы. Станислав БЕЛКОВСКИЙ: Конфликт в правящих кругах за право быть преемником Владимира Путина. Он разгорается, можно сказать, не по дням, а по часам. Лидия ТИМОФЕЕВА: - Главная политическая интрига сегодня состоит в том, что в стране, с одной стороны, идет рост социальных доходов, а с другой - протестных настроений. Ожидания общества, связанные и с Президентом, и с нынешним состоянием дел в России, в какой-то мере не оправдались. Многое зависит от того, кто станет преемником Владимира Путина, какие партии придут в парламент? Если "Единая Россия" сохранит монополию, то сохранится основание для прихода преемника Владимира Путина к власти и нынешнего курса. Если победят те силы, которые выступают за необходимость перемен, а такие есть и на левом, и на правом флангах, то возникает шанс перемен.Ожидаете ли изменений в политической системе России в ближайшем будущем? Дмитрий ОРЛОВ: - Президент, когда говорил о третьем сроке, явно дал понять, что никаких изменений не будет. Созданная на сегодня конфигурация имеет долгосрочный характер. И просуществует как минимум до проведения выборов 2008 года. Виктор ГУЩИН: - Скорее всего, они будут имитационными в силу того, что и вся политическая система нынешней России носит имитационный характер. Внешне присутствуют все необходимые элементы, характеризующие зрелую политическую систему, но нет четко сложившейся системы, за которой стоял бы реальный управленческий потенциал. Скажем, в наличии имеется несколько политических партий разных ориентации, но на деле нет партии, которая могла бы предложить самостоятельную программу осуществления или хотя бы внедрения эффективного механизма управления государством. Та же "Единая Россия" нигде не обозначила реальный сектор своей ответственности и нигде не доказала своей способности эффективно управлять государством. Старые политические кадры не в состоянии сделать движение в сторону созидания. Им надо сойти со сцены. Нужен имитационный период, чтобы произвести кадровую зачистку, чем Владимир Путин и завершит свое пребывание на президентском посту, обновив коренным образом кадровый состав всей политической системы России. Сегодня страна идет к воплощению прагматического авторитарного режима. И точечные кадровые изменения - Медведев, Иванов, Якунин уже олицетворяют появление функционеров нового режима - достаточно квалифицированных, дисциплинированных, прошедших школу управленческой работы специалистов. Тем самым сегодня закладывается база для следующего этапа реформ. Станислав БЕЛКОВСКИЙ: - Принципиальных изменений политической системы при нынешнем Президенте не будет. Они начнутся при новом Президенте и во многом будут зависеть от соотношения сил между следующим главой государства и следующим главой правительства. Например, если следующим Президентом России будет Дмитрий Медведев, во что лично я мало верю, а премьер-министром станет Александр Волошин - фигура более сильная, то возможно перераспределение полномочий в пользу правительства и парламентского большинства. В любом случае, многое будет зависеть от конкретных персоналий на политическом Олимпе, и тогда изменения политической системы возможны в сторону мягкого изменения Конституции и перераспределения полномочий в сторону парламентско-президентской республики. Какая из партий может "возмутить спокойствие" накануне парламентских выборов? Виктор ГУЩИН: - Ни одна из активных участников современного политического процесса в России на такое сегодня не способна.Все будет достаточно обыденно и скучно. Именно это может стать главной проблемой для кремлевской администрации, которой нужно вдохнуть жизнь в хилый предвыборный процесс. В какой-то мере делается расчет на формируемый левоцентристский союз в лице Партии жизни, Родины, Партии пенсионеров. Но эта попытка непродуктивна хотя бы уже тем, что от сложения их рейтингов не произойдет простого сложения избирательских голосов. Каждая из этих партий от столь бесцеремонного объединения скорее потеряла часть своих сторонников, а значит, вряд ли сможет перешагнуть 7-процентный барьер на выборах в Государственную думу. Станислав БЕЛКОВСКИЙ: - Новая левоцентристская коалиция во главе с Сергеем Мироновым, поскольку кардинально меняет политический пейзаж. Ее участие в выборах приведет к радикализации традиционной оппозиции - КПРФ и Яблока. Лидия ТИМОФЕЕВА: - Такой мощной политической силы, которая смогла бы противостоять "Единой России", пока на политическом горизонте не наблюдается. Собирает силы КПРФ, но ее силы тают, а исторический аванс уже исчерпан. Возможна некая коалиция левых и национал-патриотических сил. На мой взгляд, пришло время серьезно подумать о полноценной оппозиции. В последнее время мы ее не видим и не слышим, при том, что нынче и правительство и Президент нуждаются в конструктивной критике, в новых оригинальных идеях. Люди хотят знать, как правительство воспринимает предложения альтернативных структур, что приемлет, что отвергает. Необходимо принятие закона об оппозиции. В стране, где нет традиции дебатов между правительством и его оппонентами, нет опыта конструктивного взаимодействия власти и оппозиции, такой закон назрел и был бы очень полезен.Приведут ли "партизация выборов" и отмена графы "против всех" к повышению или снижению явки избирателей? В чьих интересах и с какой целью приняты эти нововведения? Алексей КАРА-МУРЗА: - "Партизация" выборов подразумевает ответственность конкретных партий за происходящее в стране. На мой взгляд, этот процесс в России пока не завершен. У нас уже все губернаторы фактически находятся в "правящей партии" и возглавляют партийные списки. Но в то же время федеральное правительство - пока не партийное и успешно воздерживается от "партизации". Это противоречие свидетельствует о том, что нововведения в интересах правящего клана будут продолжаться. Виктор ГУЩИН: - Протестные настроения, которые сейчас охватывают страну, находят свое политическое воплощение в голосовании "против всех". И эта графа не случайно вызвала беспокойство у представителей законодательной власти. Потенциал голосования "против всех" достигает нынче 20 процентов. В Москве, например, каждый четвертый житель столицы голосовал "против всех". Простая отмена этой графы протестные настроения, конечно же, не перекроет, зато заведомо приведет к снижению явки избирателей и гражданской активности. Тем самым суживается поле взаимодействия между властью и народом. Кто заинтересован в отмене такой графы? Ответ на виду: никакая власть не любит демонстративного неудовольствия собой. Более того, власть опасается, что вокруг графы "против всех" может возникнуть некий политический центр консолидации, вплоть до образования новой политической организации. Власть боится, что по этому поводу может родиться инициатива снизу, которая выльется, скажем, в учреждение Партии народного протеста со своими целями и установками. Лидия ТИМОФЕЕВА: - С одной стороны, голосование "против всех" было отдушиной, возможностью сказать: чума на оба ваших дома. Отмена графы позволит политически активным гражданам проголосовать "за" или "против". Россиянам пора выходить из окопов и отстаивать свое право на лучшую жизнь не только на митингах, но и на избирательных участках. Дмитрий ОРЛОВ: - Такие нововведения всегда выгодны партии власти. Они уменьшают явку протестного электората, в первую очередь - сторонников КПРФ. Станислав БЕЛКОВСКИЙ: - Отмена графы "против всех", безусловно, приведет к снижению явки избирателей. У них нарастает апатия, понимание того, что партии, которые реально представляют их интересы, не проходят в Государственную думу. Падает доверие и к самому парламенту. Возникает вопрос, зачем нужна Государственная дума, которая полностью зависима от президентской администрации. Думаю, в 2007 году явка на избирательные участки будет на пределе допустимого, и ЦИКу придется всячески стимулировать ее, чтобы вообще спасти выборы как таковые. В марте 2007 года состоятся выборы в законодательные органы ряда российских регионов. Насколько их результаты можно будет экстраполировать на парламентские выборы в декабре 2007 года? Станислав БЕЛКОВСКИЙ: - Думаю, что "Единая Россия" традиционно займет первое место, однако не со столь впечатляющим результатом, как ей хотелось бы. Протестные настроения накапливаются, хотя и не сразу вырываются на поверхность. Можно ли результаты региональных выборов экстраполировать на парламентские выборы? Нет, потому что сам набор факторов, который определит исход парламентских выборов 2007 года, будет совершенно иной, нежели в каждом из тех регионов, где пройдут выборы. Парламентские выборы 2007 года пройдут под знаком широко анонсированного еще в прошлом году "левого поворота", то есть при доминировании левых сил и их широком спектре - от прокремлевской партии Сергея Миронова до КПРФ, до радикальной оппозиции. Рост национализма - еще одна из доминирующих тенденций России в 2007 году. Любые политические силы, которые смогут позволить себе националистическую риторику, пусть даже умеренную, заработают достаточное количество очков. Алексей КАРА-МУРЗА: - Региональные выборы - важный промежуточный индикатор общественного настроения, но серьезного значения для предстоящих выборов в Государственную думу не имеют. Во-первых, многие партии под разными предлогами сняты с региональных выборов. Во-вторых, две мощные коалиции - лево- и правоцентристская - еще не сформировались и пропустят региональные выборы. Они формируют новые партийные бренды и не хотят тратить время и ресурсы на раскрутку старых. Дмитрий ОРЛОВ: - "Единая Россия" на региональных выборах, скорее всего, получит примерно 40 процентов голосов. За второе и третье место будут бороться КПРФ и ЛДПР. А вот кто последует за ними? Итоги региональных выборов станут лакмусовой бумажкой для нового объединения из трех партий. Если они получат серьезные результаты в регионах, то смогут претендовать на роль серьезной политической силы. Если этого не произойдет, то говорить о них как о достойном политическом проекте будет трудно.Безусловно, результаты региональных выборов можно экстраполировать на парламентские выборы в 2007 году, поскольку большая часть политических сил, претендующих на думские мандаты, определилась. Ясно, что правые и социально-либеральные силы пойдут на выборы несколькими колоннами, а не одной. Из них шанс преодолеть 7-процентный барьер есть только у партии "Яблоко". "Управляемость" российскими политическими процессами будет повышаться или понижаться? Алексей КАРА-МУРЗА: - Выстраивание "управляемой демократии" в России, в целом, завершено. В стране - одна руководящая партия, а все остальные являются псевдодемократическим декором для ее монопольного пребывания на политической арене. Впрочем, судьба "Единой России" полностью зависит от перспективы президентских выборов, с которыми на властном Олимпе пока не определились. Дмитрий ОРЛОВ: - Думаю, что "управляемость" далее возрастать не будет. Необходимая степень контроля Кремля над политическими процессами в стране уже достигнута. Тем более, что проект по созданию новой левоцентристской партии показывает относительные пределы доминирования Кремля в политической сфере. Степень успешности этого проекта отнюдь не очевидна.Есть ли шансы на восстановление демократических выборных процедур по одномандатным округам и губернаторам, прямых выборов в Совет Федерации? Лидия ТИМОФЕЕВА: - Думаю, нынешняя политическая система до следующих выборов сохранится. Алексей КАРА-МУРЗА: - Восстановление выборности губернаторов на ближайшую перспективу не предвидится. Это - тенденция, которая исходит непосредственно из Кремля. А вот прямые выборы в Совет Федерации были бы полезны, и многие политические силы выступают за возвращение к такой практике. Сейчас регионы представляют люди, которые не имеют никакого отношения к ним. Сейчас верхняя палата - это лоббистская структура, заполненная представителями московских политических кланов, слабо связанных с регионами. И это мешает регионам отстаивать свои интересы в Федеральном Собрании России. Есть ли шансы у Александра Вешнякова и ЦИК добиться отмены включения в партийные списки "свадебных генералов"? Дмитрий ОРЛОВ: - Этот вопрос Вешняковым раздут. Такая практика в российской политике всегда существовала. Станислав БЕЛКОВСКИЙ: - Шанса освободиться от "свадебных генералов" у России пока нет. Дело в том, что они являются единственным способом прохождения в парламент определенных политических структур. Вся наша партийная система, несмотря на то, что развивается уже 15 лет, находится в зачаточном состоянии. Доверие народа к партиям - невысокое, и таким будет еще долгие годы. А раз так, то "генералы" останутся.