13:45 17.01.2007 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Григорий Томчин: Чиновник, руководящий предприятием и утверждающий стандарт, ориентируется на самого худшего, иначе ему придется отвечать, почему предприятие не может работать
, 15.01.2007
Тем, кто помнит советскую прессу, хорошо знаком яркий пропагандистский образ «звериный оскал капитализма». Давайте признаем: у российского капитализма лицо получилось погуманнее. Он тоже может оскалиться, и оскалиться жутко, но при этом в начале года исправно дарит нам столько выходных дней, сколько и не снилось трудящимся в социалистические времена.
Гость Виталия Ушканова – президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, член Общественной палаты Григорий Томчин.
– Неужели частникам, капиталистам выгодно, чтобы трудовой народ так долго бездельничал? Или у нас такой специфический капитализм?
Томчин: Нет, этот «звериный оскал» мы вынесли из начала XX века, когда не было сдержек и противовесов и капиталист считал, что его главное дело – выжать побольше денег, для чего нужно быть просто надсмотрщиком. За время, когда наша страна ушла от капитализма, он модернизировался, взаимоотношения стали более выгодными для обеих сторон. Ясно, что рассердившийся на хозяина наемный работник работает хуже, а если работник доволен, если психологическое его состояние хорошее, тогда и работает он лучше.
– В российско-белорусских спорах вокруг нефтяной трубы в позиции России при желании ведь можно увидеть этот пресловутый капиталистический оскал. Или нет?
Томчин: Я считаю, что это справедливый оскал. Почему мы должны за счет политического реноме Лукашенко снижать пенсии своим пенсионерам, повышая их белорусским? Почему надо поощрять воровство?
– На излете прошлого года вы в числе прочих членов Общественной палаты написали письмо, в котором выступили против поправок к закону о техническом регулировании. Для начала уместно сказать, что такое техническое регулирование и почему это должно быть интересно?
Томчин: Это должно быть интересно всем, поскольку техническое регулирование гарантирует качество любого российского и импортного продукта. В советское время государство очень жестко следило за качеством товаров, но именно по качеству мы всегда отставали, и не в силу того, что у нас денег не хватало, мы из войны выбирались, а именно система хозяйствования заставляла отставать. И вот почему: если все предприятия и стандарты государственные, то чиновник, руководящий предприятием и утверждающий стандарт, ориентируется на самого худшего, иначе ему придется отвечать, почему предприятие не может работать. А раз так, то тормозится и лучший: если ты купил гвоздь, который производит худшая фабрика гвоздей, лучшего товара у тебя не получится. Так и было: один автомобиль мы могли собрать великолепный, но в массовом производстве ничего не получалось. Уже в 80-е годы 90 процентов наших стандартов не исполнялось: кто-то отставал, кто-то опережал. Для дома, который строишь, легче было написать новый СНИП, чем найти тот, по которому надо строить. В стране наступил хаос, и первыми об этом подумали военные. Когда качество оружия при гонке вооружений начало резко падать, они ушли от общей стандартизации. Сегодня мы пытаемся навести в этой сфере порядок. Минимальный уровень безопасности (договоренность потребителя с производителем) должен определяться законом, все остальное – добровольно. А дальше начинается гонка: у кого лучше качество, объявляет, по каким стандартам он работает. Если большинство предприятий начинает работать лучше, это будет национальный стандарт, и кто хочет, тот к нему присоединяется. Такую систему мы должны были ввести, но это сокращало контролирующий аппарат по всей стране процентов на 25–30, а главное – сокращало нормотворчество (санэпидстанции, пожарных инспекторов). Оставался только контроль безопасности.
– А чем вам поправки не понравились? Они пытаются вернуть всевластие чиновника?
Томчин: Во время принятия закона на то была политическая воля. Все ведомства хотели быть исключениями, говорили, что они особенные, но политическая воля позволила принять этот закон. Но когда настала пора принять технические регламенты, а это делалось через правительство, ведомства взяли реванш. Прошло больше 3 лет и выяснилось, что ни одного из 400 технического регламента нет. Первый вице-премьер Медведев, отвечающий за нацпроекты (а без этого проекты не работают), вскрыл нарыв, и стало ясно, что, прогоняя закон через правительство, мы ничего не получим. Выход найден, да не тот: не получается закон – будут постановления правительства. А что такое постановление правительства? Это ссылка на ведомства. Значит, каждое ведомство само себе будет писать стандарты. Правительство не вносит законопроект, боясь, что он некачественный, но постановления будут еще более некачественными.
– Нельзя признать нормальной ситуацию, когда за три года не принято ни одного регламента…
Томчин: Готово уже больше сотни, и они в такой готовности, что этот вал снес бы всех противников. И вот в этот момент были внесены поправки. К сожалению, выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Прочитав ряд проектов регламентов (а они написаны в нарушение законов о техрегулировании), РСПП перепугал производителей этих проектов. Союз вмешался в конструкцию, в технологию, тогда как в законе стабилизировалась бы и конструкция, и технология…
– Не очень понятно, что означает «вмешаться в конструкцию и технологию»…
Томчин: Вместо того, чтобы написать, что компьютер не должен взрываться и гореть при энной температуре, в проектах регламентов написано было, что он должен состоять из крышки, такого-то экрана, с такими-то проводами, элементами. Двигаясь вперед с ноу-хау, я не подхожу под закон, надо менять закон? Этого РСПП испугался. Испугался, что законопроект проходит общественные слушания и выступили, что все это должно проходить постановлениями правительства и там не было процессов производства. Но в законе есть прямой запрет описания в регламентах конструкций и технологий.
– Вы верите в успех своего предприятия?
Томчин: Мы уже вступили в переговоры. Поняли, что, скажем, в электроэнергетике и железнодорожном транспорте надо писать не только регламенты, но сразу и комплект стандартов в отрасли, тогда все получается сбалансировано. Правительство утвердило типовые проекты отраслевой системы технического регулирования, и я думаю, вопрос будет решен.
– В правительстве у вас есть союзники?
Томчин: Я не считаю, что там есть противники. С правительством у нас не война, а просто обсуждение. Война начинается с чиновниками на уровне контролеров, приходящих на предприятие, чиновниками районного, городского и ведомственного уровней. Они хотят быть главными, быть хозяевами…
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме