13:15 28.12.2006 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Андрей Нечаев: "Кто выражает интересы бизнеса?"

, 30.11.2006,Мария Мишуровская В ноябре на очередном заседании Федерального политического совета партии Союз Правых Сил было принято решение о создании Комиссии по поддержке предпринимательства. Ее председателем стал Андрей Нечаев, президент банка "Российская финансовая корпорация", министр экономики РФ в 1991-1993 годах. О том, какие барьеры стоят на пути развития малого и среднего бизнеса в России, Андрей НЕЧАЕВ рассказал обозревателю "Правого дела" Марии МИШУРОВСКОЙ. - Какой бизнес в России называется малым?- В российском законодательстве не существует устойчивого определения, какой бизнес считать малым, а какой средним. Само по себе оно малоценно, если за ним не стоят меры, направленные на создание благоприятного климата для развития бизнеса в целом. Пожалуй, единственным практическим шагом в этом направлении стало введение в налоговое законодательство системы упрощенного налогообложения. С тех пор понятие "малый и средний бизнес" стало обретать какой-то реальный смысл. Если мне не изменяет память, на сегодняшний день приняты следующие критерии определения среднего бизнеса: оборот до 15 миллионов рублей, численность занятых в производственных секторах -50 человек, в сфере услуг -30 человек. Они в значительной степени условны. Так, инвестиционная компания, в которой работают меньше 30 человек, по численности занятых - малая. Но если при этом она успешно работает, то ее оборот может исчисляться десятками миллионов долларов. Если вы активно занимаетесь операциями на фондовом рынке, у вас может быть гигантский формальный доход, поскольку доходом считаются все поступления от продажи акций. А налогооблагаемым доходом будут поступления минус продажи. Таким образом, любой скромный гражданин с небольшим реальным доходом формально может быть обладателем стомиллионного дохода. С критерием "численность занятых" - та же, довольно зыбкая, картина. В мастерской, которая оказывает трудоемкие услуги, работников всегда будет больше, чем в юридической или любой другой фирме, оказывающей интеллектуальные услуги. Поэтому формальный критерий деления бизнеса на малый, большой и средний всегда будет иметь немного условный характер.- Сколько малых фирм появляется в год? И каково число тех, кто смог продержаться на рынке более года?- Из-за проблем, связанных с несовершенством нашей налоговой системы, в частности из-за грабительского налогообложения операций, связанных с основными средствами, особенно с недвижимостью, в России ежегодно регистрируется гигантское количество фирм, которые живут от 3 до 6 месяцев. 99,9% таких фирм юридически не закрываются. 98% не сдает никаких балансов и отчетов. Сегодня в стране 2 миллиона зарегистрированных юридических лиц. Но даже налоговая инспекция не обладает сведениями о том, кто из них ведет реальную деятельность.- Чиновники любят говорить о "щадящей" налоговой нагрузке российского бизнеса, сравнивая ее с более высокой налоговой нагрузкой, принятой в развитых странах. Насколько уместно это сравнение?- "Щадящая" налоговая нагрузка перестает выглядеть таковой, если рассматривать ее в контексте наличия теневого сектора. Уровень теневой экономики в стране настолько высок, что при расчете ВВП даже Росстат добавляет оценку деятельности теневой экономики примерно в 25% ВВП. Аналогичные оценки Мирового банка превышают 40%. Налоги при этом считаются по фактическому сбору.Получается, налоговая нагрузка на легальный сектор экономики России составляет 49-54% ВВП против 34-35% в США и 45-46% в Великобритании.Наше правительство также гордится снижением номинальных ставок ряда налогов. Однако реальный уровень налогообложения определяется не только ставками налогов, но и правилами определения налоговой базы и комбинацией налогов, затрагивающих один и тот же объект налогообложения. Здесь нам особенно далеко до цивилизованных стран. В нашей налоговой системе до сих пор сохраняется такой анахронизм, как нормы затрат, устанавливаемые Минфином для уменьшения налоговой базы по прибыли. Например, амортизацию, расходы на рекламу и командировки, расходы по привлечению заемного финансирования и некоторые другие затраты российский предприниматель может отнести на себестоимость не в размерах реально необходимых расходов, а лишь в пределах установленных чиновниками норм. Но главная проблема взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов в том, что налоговое администрирование по-прежнему имеет карательный характер. Налоговые инструкции запутанны, пени и штрафы за налоговые проступки несоразмерно велики. Сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" оказалась выше выручки этой компании за соответствующий год.- Российский мелкий бизнес в основном живет в сфере торговли и услуг. Роль поставщика инноваций ему пока недоступна?- То, что малый бизнес в России представлен в сфере торговли и услуг, - не особенность, а общемировая тенденция. Но на Западе малый и средний бизнес является также основным носителем инноваций. Технический прогресс порождается и реализуется, как правило, в малых фирмах. Есть, конечно, исключения типа "Майкрософта". Я бы не стал утверждать, что у нас совсем нет инновационного бизнеса. Такие фирмы есть. Например, среди фирм - разработчиков программного обеспечения. Более того, в сфере предоставления информационных услуг происходит достаточно интересное явление: многие большие фирмы, довольно быстро развиваясь, начинают дробиться. Из них выделяются новые фирмы, которые специализируются на каком-то более узком участке. При этом государство инновационный бизнес реально поощряет слабо, ограничиваясь лишь разговорами.Кроме того, на Западе у каждой крупной корпорации существует длинный шлейф из поставщиков - представителей малого и среднего бизнеса. Они на сто процентов зависят от "базовой" фирмы, хотя юридически вполне независимы. Например, у компании "Форд" таких поставщиков несколько сот тысяч. Подобное взаимодействие большого и малого бизнеса в России пока слабо развито. Также понятно, что есть сферы экономики, где существуют высокие требования к первоначальному капиталу. Нефтеперерабатывающая отрасль априори недоступна для малого бизнеса. Тем не менее, если существует активное взаимодействие большого и малого бизнеса, малый тоже окажется вовлечен в капиталоемкий бизнес. Малое предприятие может делать для завода-гиганта какие-то заклепки, приборчики. Но наша экономика еще хранит остатки советской системы, при которой все производство было сосредоточено на крупном предприятии, иногда единственном на всю страну.- Насколько эффективна существующая сегодня система отношений власти и бизнеса?- Точный ответ на этот вопрос полтора года назад дали участники опроса, проведенного МЭРТом в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям. Опрошенные - представители примерно двух сотен зарубежных компаний, работающих в России, - назвали пять главных препятствий для инвестиций в Россию: коррупция, административные барьеры, избирательное трактование и применение законов, неадекватное и противоречивое законодательство, конфликты между государством и бизнесом. При этом коррупцию и административные барьеры 93% опрошенных поставили на первое место. В руках у нашего государства сосредоточено огромное количество разрешительных, распределительных и контрольных функций. И это при полной непрозрачности и неупорядоченности взаимоотношений власти и бизнеса. Если в 90-е годы "крышей" для бизнеса были бандиты, сегодня роль "крыши" играют правоохранительные органы, которые занимаются откровенным рэкетом. Недавно я сам провел небольшой бизнес-эксперимент. В наш банк за финансовой поддержкой обратилась небольшая фирма. Ее организовали люди, которые решили строить и продавать дома из клееного бруса. Они получили в аренду кусок земли в районе МКАД, чтобы поставить там образец - один маленький деревянный домик. Как только они его поставили, к ним с претензиями начали приходить представители самых разных организаций. За три недели дом, сделанный, кстати, по прогрессивной технологии, посетили сотрудники примерно 15 организаций, начиная с "Роснедвижимости" и заканчивая Федеральной службой охраны. Я не говорю про местного участкового и ГИБДД, которая уж совсем никакого отношения не имеет к бизнесу. В итоге бизнес-план проекта претерпел колоссальные изменения, неучтенные расходы на чиновников увеличили затраты примерно на треть. По данным того же МЭРТа, малый бизнес в России тратит на преодоление административных барьеров до 10% валовой выручки. Понятно, что коррупция есть везде. Но даже в Германии, где бюрократия тоже исторически сильна, аналогичные затраты составляют 3,5% прибыли.- Чиновники, которые срослись с бизнесом, вроде как должны быть заинтересованы в том, чтобы развивать рыночную экономику?- В первую очередь они заинтересованы в контроле над финансовыми потоками. Любая сколько-нибудь значимая сфера экономики, за исключением ресторанного бизнеса и легкой промышленности, де-факто контролируется компаниями с государственным участием. Это "Рособоронэкспорт", "Газпром", "РЖД", "Аэрофлот", Сбербанк и другие гиганты. В руках государства сосредоточена подавляющая часть военно-промышленного комплекса, по-прежнему составляющего весомую долю в промышленности России, особенно в ее научно-техническом потенциале. Процесс деприватизации собственности и изъятия финансовых ресурсов частных компаний якобы из-за неуплаты налогов набирает обороты. Государство объясняет, что это делается для повышения конкурентоспособности ведущих секторов российской промышленности на мировом рынке. Правда, ни мировой, ни современный российский опыт пока не доказал, что государственное управление эффективнее частного. Безусловно, уклоняясь от налогов, частный "ЮКОС" все равно платил их относительно и абсолютно больше, чем государственная "Роснефть".Но корень проблемы в другом. Собственностью от лица государства управляют конкретные люди. Управляют в том числе и в интересах той властной элиты, которая им это управление доверила. Круг допущенных к управлению постоянно сужается. Советы директоров многих ключевых компаний возглавляют уже не министры, а руководители Администрации президента. Происходит колоссальное разбазаривание средств. Если бы "Газпром" был частной компанией, вряд ли он скупал бы в таких количествах медиа-активы, которые как минимум являются низкорентабельными и уж точно - непрофильными. А государственная компания вполне может себе позволить тратить деньги на усиление политического влияния. Еще один момент, который, на мой взгляд, не может не настораживать: государство наряду с прямым участием в хозяйственной деятельности осуществляет перераспределение все возрастающей части финансовых потоков. Через бюджеты всех уровней аккумулируется и распределяется до 40% ВВП страны. Увы, к эффективности использования бюджетных средств претензии есть даже у самого правительства.- Чем политическая партия может помочь сегодня малому и среднему бизнесу?- Политические партии не должны подменять собой инвестиционные банки, консалтинговые фирмы, адвокатские конторы и страховые компании. В борьбе с теми бедами общего характера, о которых говорилось выше, гораздо важнее - использовать политические средства. Это и есть задача политической партии. Бизнес пока лоялен нынешней власти. Мы уже доросли до бизнес - ассоциаций и предпринимательских союзов, но еще не созрели для формирования политических институтов, выражающих интересы бизнеса. Чем сильнее будут закручиваться гайки, тем быстрее российский бизнес придет к тому, что ему нужны такие политические институты. Созданная Комиссия по поддержке предпринимательства будет использовать разные инструменты. Среди них формулирование и лоббирование законодательных предложений, экспертиза уже существующих, а также оперативное реагирование, с привлечением СМИ и общественного мнения, в случаях нарушения прав бизнеса. Иногда реакцией на особо циничные нарушения может стать даже организация публичных актов, вплоть до пикетов. Комиссия будет заниматься организацией конференций и семинаров, посвященных общим и профессиональным проблемам российского бизнеса, распространением положительного опыта защиты интересов бизнеса. Мы будем активно взаимодействовать с предпринимательскими союзами и организациями.- Когда пройдет первое заседание комиссии?- Думаю, что в декабре.***В России ежегодно регистрируется гигантское количество фирм, которые живут от 3 до 6 месяцев. 99,9% таких фирм юридически не закрываются. 98% не сдает никаких балансов и отчетов 


 



Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме