14:36 15.12.2006 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Продолжающееся объединение регионов может усилить протестные настроения в России
Три года назад, в декабре 2003 года, в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе прошел референдум об объединении этих субъектов РФ в один Пермский край. Как передает корреспондент «Нового Региона», первое объединение регионов вызвало большой ажиотаж в СМИ и серьезное недовольство губернаторов. Так, нынешний глава администрации президента, в прошлом губернатор Тюменской области Сергей Собянин столкнулся с мощным сопротивлением руководителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, воспротивившихся идее объединения, так называемой, «тюменской матрешки» в один субъект РФ – Тюменскую область.
По словам замдиректора Центра политической конъюнктуры России Виталия Иванова, позиция глав ХМАО и ЯНАО неожиданно нашла поддержку в администрации президента, чиновники которой решили, что в случае объединения это будет слишком крутой субъект РФ, к тому же чрезмерно богатый (здесь сконцентрированы основные сырьевые запасы страны) – до такой степени усиливать одного губернатора никому не хотелось.
На сегодняшний день проблема объединения регионов утратила свою остроту, а процесс принял рутинный характер. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», в ближайшие полтора года в РФ пройдут три референдума об объединении регионов. В марте 2007 года состоится референдум об объединении Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью, в декабре 2007 года (одновременно с думскими выборами) – Республики Алтай с Алтайским краем, в марте 2008 года (одновременно с президентскими выборами) – Ненецкого округа с Архангельской областью.
Объединительные референдумы уже прошли целом ряде субъектов РФ: 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого округа, 17 апреля 2005 года – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, 23 октября 2005 года – Камчатской области и Корякского округа, 16 апреля 2006 года – Иркутской области и Усть-Ордынского округа. При этом юридически образование Пермского края завершится 31 января 2007 года, нового Красноярского и Камчатского краев – 31 декабря 2007 года, Иркутского края – в 2008 году.
Однако, несмотря на то, что «укрупнение» регионов идет полным ходом, вопрос о целесообразности этого процесса продолжает возникать. В ноябре 2006 года профсоюзы Ненецкого автономного округа (HАО) выступили против объединения с Архангельской областью. Причиной послужили нереальные финансовые требования Архангельского округа к Ненецкому АО.
Следующим серьезным сигналом, свидетельствующим о недовольстве территориальной реформой, стали «протестные» выборы в Законодательное собрание объединенного Пермского края. Как уже сообщал «Новый Регион», второе место на выборах здесь занял Союз правых сил, набравший 16% голосов. Партия власти «Единая Россия» хоть и получила первое место, но показала весьма посредственный результат, набрав менее 35% голосов избирателей.
Эксперт Независимого института выборов, кандидат политических наук Александр Кынев считает, что неожиданные итоги кампании в Пермском крае стали результатом народного недовольства по поводу объединения регионов.
«В свое время под гарантию объединения Коми и Перми были выданы большие кредиты, даны обещания людям – построить новые социальные объекты, провести новую дорогу, однако ничего не было реализовано. Именно это и сыграло свою роль в массовых разочарованиях жителей Пермского края и явилось результатом прошедших выборов», считает эксперт. По словам Кынева, это тревожный звонок для всех субъектов, которые уже объединились или хотят объединиться. «В марте будут выборы в Красноярском крае и других «объединенных» субъектах, на этих выборах история голосования в Перми может повториться, если власти во время не реализует свои обещания, которые давали при объединении регионам» – считает Александр Кынев.
Первый заместитель гендиректора центра политического консультирования «Пропаганда» Михаил Виноградов в числе «аутсайдерских примеров объединения», кроме Пермской области, назвал Усть-Ордынск и Бурятию. «В целом идея того, что чем меньше регионов, тем легче управлять страной представляется мне абсурдной, – отмечает политолог. – То, что регионы хотят объединить до, скажем условно, тридцати субъектов вызывает ужас и сопротивление региональных лидеров и с этим невозможно не считаться».
Политтехнолог «Фонда эффективной политики» Максим Меер говорит, что неудачных примеров «укрупнения» пока гораздо больше, чем удачных и не только в РФ. В качестве примера он приводит опыт Восточного Казахстана. «Я имею в виду историю с переносом столицы из Семипалатинска в Усть- Каменогорск. В результате Семипалатинск очень быстро загнулся как административная единица… Экстремальные планы объединять и укрупнять все подряд – это вредно. А идея фикс оставить в России только 10-30 крупных субъектов РФ просто абсурдна», – заявил эксперт.
По материалам РИА «Новый Регион»
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме