Олег Наумов: Отмена санкций против «Сухого» - эпизод или долговременная тенденция
Комментарий Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПСАдминистрация США отменила введенные против российской авиастроительной компании "Сухой" односторонние санкции по обвинению в поставках Ирану оборудования и технологий военного характера. Значимость и знаковость этого события тем более велика, что в последнее время наблюдался процесс неуклонного ухудшения отношений нашей страны с ведущими странами Запада. Споры России с западными партнерами по вопросам поставки энергоносителей и мясной продукции из чисто технических и торговых вопросов превратились в проблемы, формирующие политическую повестку дня. На этом фоне отмена санкций, да еще в отношении такой компании, как "Сухой", представляется более чем позитивным признаком. Санкции против "Сухого", а также против Рособоронэкспорта были введены 28 июля. Основанием для этого шага было обвинение российских компаний в поставках Ирану оборудования и материалов, обладание которыми способно содействовать производству оружия массового уничтожения и крылатых или баллистических ракетных систем. Американское законодательство запрещает поставку Ирану технологий двойного назначения. Многие аналитики отметили политическую направленность американских санкций. И дело не только в «особых» отношениях России с Ираном. Скорее всего «последней каплей», переполнившей американскую чашу терпения, стало соглашение о поставках российского оружия в Венесуэлу, президент которой Уго Чавес давно является головной болью США, претендуя на особый «третий путь» развития, основанный на установлении государственного контроля над запасами нефти и проведении популистской политики, носящей антиамериканскую направленность. Российский МИД в своем ответном заявлении выразил протест по этому поводу, заявив, что "нашим компаниям инкриминируется нарушение принятого в 2000 году внутреннего американского закона "О нераспространении в отношении Ирана", налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения ОМУ". Т.е. акцент делался на то, что санкции на российские компании налагались в соответствие с американским законодательством, а не с международными торговыми нормами, которые Россия действительно не нарушала. "По сути речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку", заявляли в российском дипломатическом ведомстве. Подобная позиция российского МИДа являлась не более чем пропагандистской уловкой и была абсолютно бесполезна для защиты интересов российского бизнеса в США (на американском рынке нужно действовать на основе внутреннего американского распорядка, а не в соответствие с международными торговыми нормами). Более профессионально и прагматично повели себя представители российского и американского бизнеса. В компании "Сухой" тогда заявили, что уже 6-7 лет не поставляют Ирану "ни одной гайки", и предупредили, что под угрозу срыва поставлен совместный с американским концерном Boeing проект "Российского регионального самолета" на сумму 11,5 млрд. долларов. Этот сигнал был принят американским бизнесом, который со своей стороны очень быстро и оперативно вступил в контакт с Госдепартаментом США. В результате чего несколько американских компаний, и прежде всего Boeing, уведомили руководство "Сухого", что санкции Госдепа США их не касаются. Как заявил заместитель гендиректора компании "Сухой" Вадим Разумовский, «некоторые американские фирмы-поставщики оборудования для российского регионального самолета Су-100 "Супер джет" уже официально нас известили о том, что системы, которые они нам поставляют, под санкции не подпадают, в настоящее время ведется юридический анализ сложившейся ситуации". Результатом такого «юридического анализа ситуации» и стала отмена санкций в отношении корпорации «Сухой». Снять все вопросы в отношении "Сухого", отметил представитель Госдепа Кейси, стало возможным благодаря "дополнительной информации", предоставленной Вашингтону правительством России и непосредственно фирмой "Сухой", а также неких "иных данных". На наш взгляд, история с санкциями против компании «Сухой» продемонстрировала, что конкретные аспекты экономического сотрудничества – более эффективный инструмент защиты российских интересов. Все попытки использования механизмов пропаганды теряют всякий смысл в условиях все большего отхода внутренней политики России от принципов демократии и защиты прав человека. Поэтому в этой ситуации нужно ясно отдавать себе отчет, что на сотрудничество России с Западом, чем дальше, тем больше будут накладываться политические ограничения. Можно сказать, что конкретное экономическое сотрудничество – единственный оставшийся в арсенале нынешнего российского руководства способ минимизации ущерба в ситуации ценностно-политического раскола со странами Запада. Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС. 24 ноября 2006 г.