Комментарий Комиссии по международным делам ФПС СПС Согласно информации министерства экономического развития РФ, США и Россия подпишут двустороннее соглашение о вступлении России в ВТО на саммите АТЭС в Ханое 19 ноября. После чего уже в Женеве с участием других сторон будут согласованы оставшиеся вопросы в рамках Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Неоднозначность ситуации в том, что это уже не первое заявление об успешном завершении переговоров между Россией и США относительно ВТО. Ранее ожидалось, что Россия и США объявят о достижении договоренностей во время саммита "Большой восьмерки", который проходил в Санкт-Петербурге. Накануне встречи лидеров восьми развитых держав стороны вели интенсивные переговоры, однако подписать договор так и не удалось. Противоречия по вопросам американского сельскохозяйственного экспорта не позволили достичь компромисса, хотя лично министр финансов России Алексей Кудрин заявлял, что до подписания соглашения остаются считанные часы. После срыва переговоров министр экономического развития и торговли России Герман Греф даже не исключал, что процесс вступления может затянуться, и в 2007 году Россия в ВТО не вступит. Обозначились и проблемы за рамками взаимоотношений с США. После того, как обострились отношения между Россией и Грузией, а Москва запретила ввоз грузинских вин, Тбилиси так же пригрозил отозвать свою подпись под двусторонним соглашением. В таком случае для вступления в ВТО России понадобилось бы провести новый раунд торговых переговоров с Грузией. И в этой ситуации последовал неожиданный прорыв, Владимир Путин и Джордж Буш на неформальной встрече в аэропорту Внуково договорились о том, что в ближайшее время будет подписан двусторонний протокол о присоединении России к ВТООднако подписание документа не означает, что Россия автоматически станет членом ВТО. По-прежнему существуют еще неурегулированные вопросы с Коста-Рикой, Шри-Ланкой, Грузией и Молдавией. Российские представители выражают надежду, что достижение договоренности с США позволит ускорить ход переговоров с Грузией и Молдавией. По словам главы Департамента экономического сотрудничества МИД России Андрея Кондакова, российская сторона рассчитывает, что и Грузия, и Молдова "проявят конструктивность, и нам в ближайшем будущем удастся завершить двусторонний трек переговоров с ними, но вместе с тем потребуются непростые переговоры с Тбилиси и Кишиневом, которые займут немало времени". В переводе с дипломатического языка это означает, что никаких гарантий в том, что позиция Молдовы и Грузии смягчится, США не дали и потребуются какие-то шаги со стороны России, направленные на улучшение ситуации во взаимоотношениях с Тбилиси и Кишиневом. Еще одно обстоятельство, которое делает вступление России в ВТО неоднозначным – прошедшие выборы в Конгресс США. Формально перед американскими депутатами будет поставлен не вопрос о том, согласны ли они со вступлением России в ВТО, а с тем, готовы ли они отменить экономические ограничения, введенные еще во времена холодной войны в соответствии с так называемыми поправками Джексона-Вэника, и уже на постоянной основе установить с Россией нормальные торговые отношения. На практике же совершенно ясно, что голосование по этому вопросу станет своеобразным референдумом об отношении к нынешней России, поскольку, если Россия не установит нормальные торговые отношения с США, она не сможет воспользоваться теми немалыми выгодами, которые она приобретет от вступления в ВТО. Поправка Джексона-Вэника требует ежегодного подтверждения наличия нормальных торговых отношений с Россией, являясь удобным инструментом в торговых спорах, который способен свести на нет все благоприятные для нас нормы ВТО. А если учесть, что большинство в обеих палатах Конгресса США составляют демократы, которые склонны больше «прагматиков» республиканцев увязывать между собой вопросы экономического сотрудничества и проблемы демократии и прав человека, то становится очевидным, что для России важно не столько получить формальное согласие администрации республиканца Буша, сколько лояльность демократов в конгрессе. Похоже, это понимает и сам Буш, поэтому так неожиданно пошел на быстрый компромисс с нынешним руководством России по ВТО. По сути дела, Буш «перевел стрелки» на конгресс, предоставив последнему принимать нелегкое окончательное решение по поводу торговых отношений с Россией. На наш взгляд, ускорение процесса вступления России в ВТО можно только приветствовать. Однако вызывает сожаление, что и без того не самые сильные экономические позиции России на переговорах ослабляются чисто политическими факторами, которые касаются нарушений демократических прав и свобод внутри страны. Вследствие внутренних авторитарных тенденций Россия теряет конкурентные преимущества при встраивании в мировую глобальную экономику, в которой правила игры устанавливают развитые демократические страны. Поэтому, даже чисто прагматические соображения экономической выгоды побуждают Россию иметь развитый демократический мир в качестве союзника, а не оппонента. К сожалению, пока нынешнее руководство России идет в прямо противоположном направлении. Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального Политсовета СПС.17 ноября 2006 г.