13:30 10.12.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Эдуард Воробьев: Любые реформы должны осуществляться разумно
Более половины сотрудников военкоматов будут сокращены в ближайшее время, пишет газета "Газета", ссылаясь на начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковника Василия Смирнова. Полковник уточнил, что всего до конца следующего года будут уволены около десяти тысяч человек. По словам Смирнова, увольнения коснутся военнослужащих разных званий в зависимости от ранга военкомата. На часть освободившихся должностей будут приглашены гражданские специалисты, которые, как считает начальник мобилизационного управления, смогут лучше справляться с юридическими и финансовыми вопросами, возникающими при работе военкоматов. Он добавил, что военнослужащим, которых не коснутся увольнения, будет "значительно" повышена заработная плата. В то же время Смирнов сообщил, что сокращения не коснутся отделов призыва и сборных пунктов субъектов федерации. Там, по его словам, штат сотрудников даже будет незначительно расширен в связи с изменением призывных планов. - Эдуард Аркадьевич, как вы считаете, с чем связано подобное решение? Штаты военкоматов чрезмерно раздуты? Система управления военкоматами неэффективна? Нерационально используются выделенные средства? - В связи с намеченными масштабными преобразованиями в Вооруженных Силах, одним из запланированных направлений деятельности является упорядочение организационно-штатной структуры с одной стороны и сокращение общей численности ВС с другой стороны. Общая численность ВС должна сократиться на 134 тыс. человек и составить к 2010 году 1 млн. человек. В сегодняшнее время не существует нормативов, определяющих, какой процент от общего числа военнослужащих должен составлять офицерский состав. По опыту передовых стран, эта численность колеблется от 7 до 20 процентов. При определении облика будущих ВС наше руководство, утверждавшее эти планы, определило, что численность офицерского состава в ВС РФ будет составлять около 15 процентов. На сегодняшний день численность офицеров составляет около 355 тыс. человек. 15% от одного миллиона составит 150 тысяч человек – таким должно быть число офицеров в ВС к 2010 году. Значит, при сокращении в 2,4 раза надо определить, какие категории должны сокращаться. Сокращается на 230 человек генералитет, сокращаются полковники и подполковники, майоры и даже капитаны – конечно же, те офицеры, которые не определяют боевую готовность. К числу таких офицеров относятся и сотрудники военных комиссариатов. Эти люди после определенной аттестации будут подлежать сокращению в соответствии с нормативами, которые будут установлены в Генеральном штабе и организационно-мобилизационном управлении, о чем и сказал начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба. Данные административно-хозяйственные должности в военных комиссариатах будут замещаться гражданскими лицами. Одновременно возрастет численность офицеров младшего звена занятых боевой подготовки личного состава. Количество командиров взводного уровня – лейтенантов и старших лейтенантов увеличится на 10 тысяч человек. - В вооруженных силах существует система подготовки военных юристов, военные финансистов – почему эти специалисты не направляются на освобождающиеся должности? - Серьезным изменениям подвергнется и система военного образования – в настоящее время существует 65 высших военных учебных заведений. В результате реформы останется только 10. Будут сокращены учебные заведения, готовившие специалистов различного профиля - как боевого и технического, так и служб обеспечения, выпускавшие военных врачей, финансистов, юристов. Таким образом, квалифицированные военные специалисты будут задействованы на более ответственных рубежах работы, а вспомогательные административные должности будут занимать гражданские. Конечно, при наличии финансовых средств можно укомплектовать офицерами все должности, обеспечить им возможности карьерного и профессионального роста. Но нельзя забывать, что офицер стоит значительно дороже, чем гражданский специалист – и во время непосредственного прохождения службы, и после увольнения. Предоставление жилья, высокое денежное довольствие, пенсионное обеспечение – все это заставляет упорядочить систему: где действительно необходим квалифицированный офицер, там он должен остаться. А где нет такой необходимости – там можно обойтись гражданским лицом. Этот вопрос стоит на повестке дня уже более 10 лет. Напомню, что предлагался закон о военной полиции, где говорилось о том, что юридические должности в этой структуре должны занимать гражданские специалисты, поскольку правовые основы одинаковы, что в армии, что обществе. Военные возражали, объясняя это наличием определенной специфики военного дело- и судопроизводства. Возможно, она и существует, но гражданский юрист способен достаточно быстро и полно ее усвоить после непродолжительной переподготовки. Это позволит снизить затраты на армию, а если эти затраты останутся прежними, высвободившиеся финансы можно будет направить на развитие вооруженных сил, а не на их содержание. - В настоящее время должность министра обороны РФ занимает гражданское лицо – есть ли эффект от подобного назначения и в чем он выражается? - Я считаю, это было верным решением – сделать министром обороны гражданское лицо. Но необходимо четко разделить функции Министерства Обороны и Генерального Штаба, что в настоящий момент не осуществлено до конца. Министр обороны должен относиться к военно-политическому руководству страны и вместе с президентом и Советом безопасности заниматься выработкой военной политики, вопросами материально-технического обеспечения ВС техникой и людскими ресурсами, заказами современных образцов вооружения у промышленности, вопросами геополитики и геостратегии. Вопросами непосредственного руководства вооруженными силами должна заниматься другая часть людей – военных профессионалов. Я считаю, что эту функцию должен выполнять Генеральный Штаб как орган военно-стратегического управления. Так же было бы совершенно нормально, если бы был назначен главнокомандующий вооруженными силами. Президент остается верховным главнокомандующим, а руководит войсками главком – точно так же, как в настоящее время существуют главнокомандующий сухопутными силами, главнокомандующий ВМФ, главнокомандующий ВВС и ПВО. И этот офицер вместе с Генеральным Штабом, главкомами родов войск и представителями оперативного командования будет отвечать за боевую, оперативную и стратегическую подготовку личного состава, за освоение новой техники и вооружения. Военными делами – как подготовкой операций, так и их осуществлением, должны заниматься военные профессионалы. - Вы считаете, что замена офицеров гражданскими специалистами - не самоцель? Важен комплекс продуманных мер, который позволит сохранить боеспособность армии и обеспечить ее нормальное реформирование? - Любые реформы должны осуществляться разумно. Армия – консервативный механизм и недопустимо обращаться с ним по принципу «давайте ввяжемся в дело, а потом уже посмотрим, что из этого получится». Я считаю, что необходима полная гласность в освещении событий, происходящих в вооруженных силах, прежде всего в отношении всего, касающегося личного состава. Ни один приказ не будет выполнен, если он не будет всесторонне обеспечен – технически, информационно, юридически, финансово. Каждый человек должен знать свой маневр в этих преобразованиях, только тогда они будут успешными. В настоящее время очень остро стоит вопрос целесообразности и доказательности принимаемых решений. Я упоминал, что решено довести численность офицерского корпуса до15 процентов от общего состава вооруженных сил. Но чем обусловлена подобная цифра? Почему не 16, не 10 процентов? Кто это обосновал? Я поддерживаю планы разумной замены офицерского состава гражданскими лицами, но надо очень тщательно все рассчитать, чтобы завтра не пришлось сожалеть о непродуманных и поспешных действиях. Такое, к сожалению, уже случалось, причем не так уж давно – например, был упразднен главкомат сухопутных войск, который потом пришлось восстанавливать. Так же очень важно чтобы в реформировании армии активное участие принимала законодательная ветвь власти – Федеральное Собрание РФ. Я считаю, что законопроекты, меняющие облик вооруженных сил, предварительно должны пройти через Государственную Думу. Она выполняет важнейшие задачи – принимает оборонный бюджет, контролирует эффективность использования выделенных средств. Отсутствие контроля Госдумы над проведением армейской реформы вызывает беспокойство и настороженность. План реформы должен быть закреплен законодательно – тогда смена министра обороны, депутатов Госдумы, Президента РФ не будет влиять на запланированные преобразования. Люди, пришедшие на их место, будут руководствоваться уже принятым законом, не создавая все заново, а внося необходимые коррективы в утвержденный документ. Именно в проведении разумных реформ, направленных на качественное преобразование вооруженных сил при сохранении их боеспособности и состоит основная задача сегодняшнего времени.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме