11:46 08.12.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Олег Наумов: Общество поддерживает национальную образовательную стратегию, но есть ли деньги на ее реализацию?
, 7 декабря 2008 г.
Какой же должна стать новая школа? Какова роль в ней учителя? Что нужно сделать в образовании для обеспечения нашей конкурентоспособности в мире? Об этом говорят автор и ведущий программы «Диалог» телеканала «Орен-ТВ» Олег Наумов и профессор, директор Оренбургского университетского учебного округа Наталья Каргопольцева.
Олег Наумов: На этой неделе Дмитрий Медведев утвердил и направил в органы исполнительной власти план по реализации основных положений своего послания Федеральному собранию. Одним из ключевых направлений этого плана стала сфера образования. Школа в том виде, в котором она существует сегодня, все меньше устраивает и самих учеников, и их родителей, да и все общество. И вот уже прозвучали слова о том, что состояние дел в школе становится серьезной угрозой нашей конкурентоспособности в мире. В России в этом году было выведено из эксплуатации 1800 по причине их аварийности., а новых построено всего 229. За годы обучения 70% функциональных расстройств здоровья школьников переходят в стойкую хроническую патологию. Только одного из десяти выпускников можно считать здоровым. Рабочий день старшеклассников доходит до 10 часов в сутки. Очевидно, что со всем этим нужно срочно что-то делать. "Наша новая школа" – так назвал президент страны национальную образовательную стратегию, по которой будет возрождаться российская образовательная система.
И так, по мнению президента Медведева, нынешнее состояние системы образования таково, что становится угрозой нашей конкурентоспособности в мире. Насколько это справедливо?
Наталья Каргопольцева: Уже то, что президент признал существующие проблемы в довузовском образовании, дает основания предположить, что перемены в нашем российском образовании действительно будут. Я считаю очень верным, что в своем послании федеральному собранию президент основное внимание уделил именно средней школе, поскольку период, который человек проводит в школе один из самых длительных и один из самых решающих. Почему? Потому что и индивидуальный успех, и освоение ценностей нации – это все проходит и должно проходить в стенах школы. Наш приоритет, производство знаний и производство технологий, и в ближайшей перспективе их экспорт. Это невозможно осуществить без школы. Пока же доля ВВП на образование в России в два раза меньше, чем в странах Европы.
Олег Наумов: Заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Виктор Доценко оценивает уровень образования в регионе по сравнению со всей Россией, как довольно высокий и по процентам выпускников, поступивших в престижные вузы, и по результатам ЕГЭ. Хотя считает, что возможности для роста, безусловно, есть: «Я думаю, у нынешнего министерства образования с новым министром образования тоже есть определенный достаточно серьезный стимул для развития отрасли и для выхода на качественно иной уровень».
Президент Медведев предложил пять направлений национальной образовательной стратегии. Во-первых, разработать новое поколение образовательных стандартов. Что это значит?
Наталья Каргопольцева: В новых образовательных стандартах всего два компонента. Это инвариантный, обязательный по всей территории России, и он принимается на федеральном уровне, и далее – это компонент вариативный. Вариативный компонент определяет только образовательное учреждение. Я хочу сказать, что впервые в образовательные стандарты введены требования не к содержанию, а к результатам обучения. Кроме того, в образовательные стандарты введены требования на условия, на технологии, и это принципиальное отличие от предыдущего поколения стандартов. Если говорить о сроках введения новых образовательных стандартов, то это будет происходить постепенно, поэтапно. С 1 сентября 2009 года планируется перевести на новые стандарты начальную школу, первый класс, и в последующем, уже с 2010 года планируется перевод и других ступеней школы на эти стандарты.
Олег Наумов: Из послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
Президент призвал выстроить разветвлённую систему поиска и поддержки талантливых детей. А разве сейчас ее не существует?
Наталья Каргопольцева: Система есть, она известна всему миру, это система учреждений дополнительного образования, которая только что отметила свое 90-летие. Но в послании президента этому направлению придается новый смысл и новый акцент. Не развивать способности только у тех детей, которые уже пришли в эти учреждения, а найти в каждом ребенке такое качество личности, которое поможет ему раскрыть способности и развить эти способности, то есть задача каждого педагога в стенах школы помочь ребенку узнать о своих способностях. Мы говорим о способностях, об одаренности, о талантливости, как о качестве личности, которое есть в каждом ребенке.
Олег Наумов: То есть, по сути, нужен индивидуальный подход в воспитании. Но как же его достичь, если в классе по 30 и больше учеников?
Наталья Каргопольцева: Вы говорите, ориентируясь на стандарт прежний, но если мы будем ориентироваться на стандарт второго поколения, то там заложены новые виды деятельности, в частности, индивидуальной подход в воспитании.
Олег Наумов: Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87 процентов всех педагогов - представительницы слабого пола. и несмотря на прибавку в кошельке педагога, учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной. Президент Медведев считает это неправильным: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что ещё более важно — для пополнения школ новым поколением учителей. Причём вовсе не обязательно только с педагогическим образованием».
А пока качество работы школьных учителей общество оценивает на "троечку". По данным ФОМ, оценку "удовлетворительно" российским педагогам поставили 42 процента отвечавших на вопросы. Хорошую и отличную подготовку школьных наставников отметили 30 процентов, а плохие оценки поставили 12 процентов. 2010 год в России будет объявлен Годом учителя. Какой он - современный школьный учитель? Каким он должен быть в будущем?
Наталья Каргопольцева: Сейчас разработаны и вводятся стандарты педагогического образования. В них мы как раз видим, каким должен быть учитель. Будет две ступени в подготовке учителя. Это бакалавриат и магистратура. Предполагается, что учитель-бакалавр будет работать в классах с 1 по 9-й, а учитель-магистр будет работать в старшей ступени. При этом магистр, у которого продляется срок обучения, будет готов к реализации инновационных технологий, он будет готов к проектной деятельности, что принципиально важно – спроектировать образовательную стратегию каждого ученика. И если говорить о каких-то личностных качествах, то это должен быть, прежде всего учитель, который воспринимает новое, который внимателен и уважителен к каждому ученику, который верит в то, что из каждого ученика может вырасти успешная личность.
Олег Наумов: Президент Медведев считает, что успешную личность можно вырастить только в современных, хорошо оснащенных и безопасных школах: «Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе, ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически».
А как оценить нынешнее состояние школьной недвижимости и сколько времени необходимо при нынешнем финансировании, чтобы реализовать эту часть национальной стратегии?
Наталья Каргопольцева: Трагедия в беляевской школе еще раз показала, что школа должна быть прежде всего безопасной. Поэтому я вижу современную школу, независимо, городская это школа или сельская, прежде всего не как одно здание, а комплекс помещений, в которых кроме технологически оборудованных учебных кабинетов должны быть: спортивный комплекс, с тем чтобы ученики могли привести себя в порядок после занятия физкультурой, школьные мастерские, хорошая столовая с современным оборудованием и соответствующим качеством приготавливаемых блюд. Должен быть не компьютерный класс, а точки доступа к Интернету, мультимедийное место у каждого учителя, интерактивные доски, должны быть места для занятий творчеством, для занятий проектной деятельностью.
Олег Наумов: Пятое направление стратегии – сохранить здоровье школьников, ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Из послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ: «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги».
А достаточно ли в школах нашей области принимается мер, чтобы вырастить здоровое поколение?
Наталья Каргопольцева: Состояние здоровья школьников, действительно угрожающее. И поскольку ребенок достаточно длительное время в течение дня находится в школе, педагоги должны заниматься и здоровьем ребенка тоже. Как это можно осуществить? Прежде всего, приучением к тем правилам, которые относятся к питанию, двигательному режиму, к сочетанию различных занятий учебных и внеучебных, потому что такой комплекс приводит к повышению результатов и в учебной деятельности и позволяет сохранить здоровье. Мы сейчас уже видим, что в большинстве школ начались изменения в переоборудовании школьных столовых и спортивных залов, потому что это составная часть здорового образа жизни.
Олег Наумов: Главный врач Оренбургской муниципальной детской городской клинической больницы, депутат городского Совета Салим Чолоян настаивает на необходимости учета индивидуальных особенностей при определении учебной нагрузки: «Нагрузка начинается с дома: ребенок утром просыпается, включает телевизор, ложится поздно с включенным компьютером, приходит в школу еще более серьезная нагрузка. А каждый ребенок реагирует по-своему. Он не может делать так, как делает его сосед. Каждому нужен индивидуальный подход. Я думаю, когда родитель, учитель и врач-педиатр, мы втроем объединимся и подойдем индивидуально к каждому ребенку, хорошее здоровье будет обеспечено».
Какие трудности вы предполагаете в реализации национальной стратегии в Оренбургской области?
Наталья Каргопольцева: Если вспомнить о финансовом кризисе, то, безусловно, есть опасения, насколько реально будут профинансированы все те программы, о которых говорится и на федеральном, и на региональном уровне. И другое, относительно статуса, который должен занимать учитель в современной школе. Сделать это будет непросто. Потому что сделать это только распоряжением невозможно. Должны произойти изменения в самом учителе, в тех студентах педагогических вузов, которые завтра придут в школы.
Олег Наумов: Трудностей в реализации национальной образовательной стратегии немало. И это не только вопросы финансирования и подготовки учителя. Общество должно осознать свою ответственность за будущие поколения, за будущее страны. Эдвард Эверетт говорил, что «образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия». Обеспечить свободное развитие личности, достойный уровень жизни, лидерство страны в науке и культуре, возможно только резко усилив качество образования. Школа должна стать центром и обязательного образования, и самоподготовки, и занятий творчеством и спортом. Чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в ней комфортно: и психологически, и физически. Именно в этом суть новой национальной стратегии образования.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме