12:16 03.12.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Григорий Томчин: Опасность национал-социализма

Новость

, 01.12.08

"Русский журнал": Уважаемый Григорий Алексеевич, на сайте СПС было опубликовано ваше мнение о том, что приоритет национальной экономики, большой социальный пакет и помощь малому бизнесу, которые нам предстоят в ближайшее время, – это "настоящий национал-социализм". На чем основывается это ваше убеждение?

Григорий Томчин: Вы упустили самое важное слово – "кризис". В стабильное время приоритет национальной экономики, большой социальный пакет и поддержка малого и среднего бизнеса имеют следствием нормальную экономику и либерализм. В период кризисных явлений и рецессии эти же тенденции могут привести к национал-социализму. Особенно ярко это показал 1929 год.

Аналогия с рубежом 1920–1930-х годов современной ситуации вполне уместна. Завтра в России будут ходить люди со свастиками, в красных галстуках, в то время как нормальные люди на улицу выйти не смогут. При этом нет разницы в символике – свастика ли это, или красная звезда, или серп и молот.

Национальный социализм – это всегда национал-социализм. Эти понятия являются синонимами во всех случаях. Словосочетание "национальный социализм" – это маскировка.

РЖ: Происходит ли при национал-социализме, об угрозе которого вы говорите, радикальное усиление государства?

Г.Т.: Для меня наиболее существенная угроза национал-социализма – это радикальное усиление националистских движений, означающее эскалацию насилия, избиение "иных", по каким бы признакам их ни определять – велосипедисты, рыжие, евреи, русские, нерусские.

Если же говорить о государстве, то при национал-социализме государство как машина ослабевает, а отнюдь не усиливается. Немецкое фашистское государство было очень слабым. Единственный, кто его поддерживал, – это Национал-социалистическая партия. Так же, как и СССР был крайне слабым государством. Только Коммунистическая партия с помощью идеологии и насилия поддерживала систему. Государственный социализм привел к тому, что в России для проведения индустриализации в период кризиса с 1929 по 1935 год пришлось умертвить от голода 22 млн человек. Всего же наша страна за период правления Сталина имела невынужденных потерь порядка 55 млн человек, кроме естественных потерь, кроме потерь в войне. После чего мы получили демографический кризис, бедность, нищету. А это говорит о слабости государства, а не о его силе.

В период кризиса приоритет отдается национальной экономике. Вспомним еще раз Германию: немцы – высшая раса. Соответственно, рабочие места – только немцам, предприятиями владеют только немцы, все остальные – люди второго-третьего сорта.

Эти настроения в период кризиса сродни настроениям людей, которых начинают увольнять. Главным лозунгом становится лозунг улицы "понаехали тут". Потому что самим не хватает. После этого в Москве – только москвичи. Людей из Московской области, не говоря уже о других областях, выгнать и не пускать работать в Москву. На рынках – только русские. Следующее действие – выгнать всех иностранцев. Потом – всех своих, которые похожи на иностранцев. Потом – всех своих, которые не очень похожи на того хозяина лавки и на того работника лавки. Потом – всех, у кого длинные брюки или короткие юбки. И так далее. В первую очередь таким настроениям подвержен малый бизнес. Все это прекрасно показано в фильме "Кабаре" с Лайзой Минелли.

РЖ: Может ли государственная защита рабочих мест привести к переформатированию государства в сторону авторитарной модели?

Г.Т.: Если государственная защита рабочих мест полная, разумная и своевременная, то не может. Но называется это не государственной защитой, а общественной. Когда рабочие места обеспечиваются за счет активного строительства дорог, посредством снижения налогов, путем снижения арендной платы для всех видов бизнеса, а также через нормальное регулирование миграции. Крики же о том, что сейчас придут китайцы, которым, на самом деле, совсем незачем это делать, абсолютно бессмысленны.

РЖ: Какая модель поведения государства в условиях кризиса может быть оптимальной?

Г.Т.: Во-первых, нужно быстрое ситуативное реагирование. Во-вторых, необходимо увеличить скорость прохождения денег любыми способами. Начать со скорости прохождения государственных денег, благо они у нас есть. Ликвидировать все нормативные тромбы в банковской и кредитной системе, которые замедляют прохождение денег от больших банков к малым, а от малых – к предприятиям. Снизить сроки рассмотрения предложений по кредитам, инвестиционных проектов, проведения конкурсов-аукционов. Оперативно увольнять тех государственных служащих, которые допустили нарушение этих сроков. Скажем, ответ на письмо предпринимателя – за три дня, а не за тридцать. Утверждение инвестиционного проекта – за три дня, а не за тридцать пять. Регистрация фирмы – за три дня, а не за сорок.

Единственный инструмент, имеющийся у государства для выхода из кризиса сегодня, – это направлять деньги в экономику, то есть в банки. Другого инструмента нет. Можно увеличить государственный заказ, но это тоже происходит через банки и на это, к сожалению, у нас уйдет года полтора. Сегодня государственный заказ – это мера, вполне адекватная кризису, но пока она будет реализована, она никому не будет нужна.

Если государство хочет поддержать малый бизнес, то нужно установить единые правила аренды помещений у муниципалитетов и субъектов Федерации. Вместо поддержки из федерального бюджета или Фонда национального благосостояния тем, кто ближе стоит. В принципе, арендная плата должна определяться рыночной ценой, потому что иначе мы снизим эффективность производства. Но на период кризиса, на 2009 год, ее нужно обнулить и компенсировать из бюджета.

РЖ: Означает это либерализацию экономики или усиление протекционистских мер?

Название не имеет значения. Это разумная мера, а как ее назовут теоретики-ученые, не важно. Пусть напишут пару диссертаций. По сути, это бюджетный протекционизм малому бизнесу.

Вообще, возникает ощущение, что все наши финансисты закончили первые два курса финансово-экономического института, но на третий курс не попали. На первых двух курсах говорится, что если наступает кризис в финансово-кредитном учреждении, в банке, то нужно ликвидировать непрофильные активы и прекратить выдавать рисковые кредиты. На третьем же курсе говорится о том, что, если кризис всеобщий, нужно удерживать те кредиты, которые дал, а не избавляться, потому что этим ты удерживаешь клиентов.

Так, Сбербанк объявил о прекращении кредитования строительства по уже заключенным договорам на три года. Тем самым он за один день уронил строительный рынок, масса народа осталась без работы. Сегодня безработные горюют дома, а завтра кто-то на улице крикнул "долой!". И они вышли на улицу, и закричали "долой!", а этот кто-то им дал повязку со свастикой, а потом показал, где сидит тот служащий банка, который это все сделал, и по дороге перепутал, поэтому они решили всех побить, чтобы точно попасть на этого служащего. Вот так зарождается фашизм. И это не сказки.

В результате кризиса имеет место и сокращение потребительской корзины в домашнем хозяйстве. Это самое опасное кризисное явление, потому что оно не координируется и ведет к психологической негативной реакции. Лавинное сокращение рабочих мест будет в январе-феврале, когда разразится не финансовый кризис, как сейчас, а экономический.

РЖ: Есть ли сегодня в России такие силы, которые могут взять на себя роль НСДАП в Германии 1920-х годов?

Г.Т.: Дурное дело нехитрое. Сегодня нет, завтра появится. И лимоновцы покажутся октябрятами. Никуда не делась организация "Память". Может в сто раз увеличиться количество скинхедов. Можно анпиловцев поднять, которые сидят где-то в недрах КПРФ. И будет у нас не лояльный пушистый актер Жириновский со своей пушистой партией, а нечто пострашнее.

Беседовала Любовь Ульянова 
 



Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме