13:45 21.11.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Андрей Нечакв в эфире радиостанции "Эхо Москвы"

Новость

Радио «», 20.11.2008

О. БЫЧКОВА: 23:07 в Москве. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый вечер. У нас в гостях Андрей Нечаев, министр экономики РФ с 1992-1993 г., президент банка "Российская Финансовая Корпорация".

А. НЕЧАЕВ: Добрый вечер, вечно не спящие слушатели «Эха Москвы».

О. БЫЧКОВА: Да. И мы тоже, вслед за ними. Сегодня у нас было сделано много важных заявлений. Премьер-министр Путин выступал на съезде «Единой России» и очень много там было разных положений и разных объявлено новаций, которые касаются и социальной сферы, и положений бизнеса, и финансов. Что успеем – попытаемся сейчас обсудить. Я хочу попросить Андрея Нечаева растолковать какие-то положения, чтобы было понятно, о чем идет речь.

А. НЕЧАЕВ: Чрезвычайно благодарное занятие – толковать Путина.

О. БЫЧКОВА: Нет, есть еще более благодарное занятие, но я не прошу этого делать – это спрашивать, сколько будет стоить баррель нефти в конце февраля будущего года.

А. НЕЧАЕВ: Легко. Если это Вас заинтересует, тут же спрашивайте.

О. БЫЧКОВА: И что? И сколько? А мы сейчас всё запишем.

А. НЕЧАЕВ: Вы хотите, чтобы я всерьёз ответил?

О. БЫЧКОВА: Конечно. Ещё про доллар спрашивают, сколько он будет стоить.

А. НЕЧАЕВ: Баррель будет стоить 42,5 доллара.

О. БЫЧКОВА: Это по-божески.

А. НЕЧАЕВ: Нам бы лучше чтобы 70, но, в общем, по-божески, по сравнению с восемью.

О. БЫЧКОВА: Восемь будет в марте?

А. НЕЧАЕВ: Восемь было в 1998 году, с которым сейчас часто проводятся аналогии. То, что цена на нефть не 8 позволяет нам более смотреть на происходящее.

О. БЫЧКОВА: Путин тоже сказал, что таких потрясений, которые были в конце 90-х государство обязуется не допустить.

А. НЕЧАЕВ: Было бы просто святотатством, если бы государство допустило бы такие потрясения, которые были в 1998 году, особенно в 1991 году. В 1991 году я хорошо знаю, потому, что я в это время работал в правительстве. Там просто страна разваливалась, экономика была развалена. Весь бюджет финансировался только за счёт печатного станка. Там была абсолютно реальная угроза голода, холода и хаоса, 1998 год – тоже нулевые золотовалютные резервы, гигантская пирамида внутреннего долга под названием ГКО.

Сейчас, конечно, ситуация тысячекратно более благоприятная. Если в этой ситуации наши власти допустят какой-то катаклизм – это будет просто кощунственно.

О. БЫЧКОВА: Все-таки, вернёмся к сегодняшнему выступлению Путина. Вот один из тезисов, что Россия может справиться с кредитованием экономики за счет собственных средств в условиях международного финансового кризиса западные банки стали испытывать значительные трудности и сегодня нам необходимо решать вопрос кредитования отечественных компаний и предприятий практически полностью за счёт собственных финансовых ресурсов.

И Путин считает, что все возможности для этого есть. Национальные сбережения находятся на достаточно высоком уровне, и отечественная экономика генерирует большой объем доходов, которые можно трансформировать в капитал для развития. Если это так, почему мы находимся там, где мы находимся?

А. НЕЧАЕВ: Под тезисом Владимира Владимировича о том, что у российской экономики и у российской финансовой системы есть все возможности для финансирования собственных банков и собственного реального сектора, я готов подписаться двумя руками. Я бы ещё в студии запланировал, если бы он эту фразу произнес года четыре назад, когда финансовое положение уже было более чем благоприятное. На нас уже начал литься дождь нефтедолларов.

Сейчас я открою страшную экономическую тайну. И то, что в стране реально не была создана система рефинансирования, внутренняя система финансирования банков и через банки реального сектора, это стало одной из главных причин того, что кризис затронул Россию гораздо больше, чем он мог бы затронуть. Ведь что стало фактором вовлечения России в кризис, что у многих вызывает законно удивление. Падение цен на нефть – это понятно, тут избежать было совершенно невозможно. Сие от нас не зависит.

Можно было попытаться слезть с нефтяной иглы пораньше. Но раз уж не слезли, ничего не поделаешь. А второе то, что Россия оказалась полностью вовлечена в процесс кредитной экспансии, который породили США и который развивался по всему миру. Тот кризис, который мы переживаем – это кризис кредитной экономики. Когда просто как ядерный взрыв росли кредиты, в том числе в США, в первую очередь. А сейчас точно так же, как мультипликатор работает в одну сторону, он так же сворачивается в обратную сторону.

И то, что российские компании оказались вовлечены в процесс кредитования, фактически, так или иначе в федеральной системе США, через цепочку посредников, в значительной степени это, безусловно, недоработка наших финансовых властей, которые, имея гигантские финансовые ресурсы, не смогли создать систему внутреннего финансирования.

Печальный парадокс, о котором сейчас не говорит только ленивый, когда средства золотовалютных резервов и стабфонда размещались на Западе, государство правой рукой. А левой рукой государство в лице госкомпаний занимало деньги на Западе, только под более высокие проценты. Теперь мы эту ситуацию отыгрываем с точностью наоборот. Мы судорожно вытаскиваем наши золотовалютные резервы из западных активов, в том числе и полуобанкротившихся американских ипотечных агентств, и даём нашим компаниям для того, чтобы они рассчитались с кредитами, которые они брали на Западе под угрозой потери тех активов, которые они закладывали.

Согласитесь, отличная комбинация. Но мне кажется, что ее можно было бы избежать.

О. БЫЧКОВА: То есть, если бы это происходило внутри страны…

А. НЕЧАЕВ: …мы бы этот кризис сейчас переживали, добродушно поглядывая, как там американцы корчатся в кредитных муках.

О. БЫЧКОВА: Понятно. Ну и что? Действительно этот поезд ушёл, или эту ситуацию можно открутить назад?

А. НЕЧАЕВ: Ничего открутить назад нельзя 527 млрд внешнего долга, они были на начало этого квартала. И 130 млрд надо вернуть в течение ближайшего года, в т.ч. 97 до конца этого года. И тут никуда не денешься. Если не объявлять наши компании государственные банкротами. Но это рискует потерей активами, не говоря о потере имиджа. Отток капитала будет продолжаться, потому, что новых займов нам никто не дает, а по старым надо платить. И это сейчас очень серьезная проблема, которая очень серьёзно давит на наш валютный рынок.

Отсюда укрепление курса доллара по отношению к рублю, не считая того, что инвесторы, естественно, переходят на более проверенные рынки, в т.ч. на рынок США. Парадокс, да? Источник кризиса в Америке – американская экономика далеко не в благостном положении. И вдруг инвесторы забирают деньги из развивающихся рынков, в т.ч. из российского рынка и переводят их в долларовые активы и размещают в США.

О. БЫЧКОВА: А почему они так делают? Они ненормальные, сумасшедшие?

А. НЕЧАЕВ: Нет, они как раз нормальные. Инвесторы люди нервные, но, как правило, очень рационально мыслящие. Годами завоёванное доверие. Ничего больше. Годами завоёванное доверие. Я привожу иногда один пример, если сейчас Вы пороетесь у себя в ридикюле и найдёте 10-долларовую купюру образца 1913 года…

О. БЫЧКОВА: Нет, не найду.

А. НЕЧАЕВ: У Вас её завтра примут в любом американском супермаркете, не говоря уже о банке.

О. БЫЧКОВА: Это правда.

А. НЕЧАЕВ: Но сколько мы пережили за это время реформ нашего российского рубля, только узкий специалист в области денежного обращения вам подскажет. Население точно знает, что все приносили ему моральные и материальные потери.

О. БЫЧКОВА: Да. И все вспоминают об этом, как о драматических вехах жизни.

А. НЕЧАЕВ: Там есть ещё целый набор факторов, который характеризует международные финансовые центры. Я недавно эти параметры сравнивал. По трети пока Москва, которая претендует на роль хотя бы одного из региональных финансовых центров, конечно, отличается от Лондона, Нью-Йорка в разы.

О. БЫЧКОВА: Но, тем не менее…

А. НЕЧАЕВ: Для того, чтобы нам стать этим центром нам предстоит сделать большую работу.

О. БЫЧКОВА: …этот мотив сегодня звучал. И концепция его, как сказал Путин, дорабатывается в правительстве.

А. НЕЧАЕВ: У нас в этом смысле сейчас хороший шанс. Но если Вы посмотрите на конкретные показатели, начиная от элементарный: объём торгов на бирже, или объём размещения ценных бумаг в Лондоне и Москве. Разница не в разы, а в десятки раз.

О. БЫЧКОВА: Хорошо. Вернёмся к сегодняшним заявлениям и к тому, откуда берутся деньги в государстве. Сегодня было очень много сказано по поводу изменения в налогах.

А. НЕЧАЕВ: Слава Богу!

О. БЫЧКОВА: Да. Все говорят: «Слава Богу!» С 1 января следующего года в России будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%. Что это значит?

А. НЕЧАЕВ: Премьер внёс сегодня довольно широкий комплекс предложений по налогам. Базовыми я бы назвал три – НДС, налог на прибыль и фиксированный налог на малый бизнес. Что касается НДС, то старая болячка, с которой до сих пор никак власти не могут справиться. Это возврат экспортного НДС. В связи с тем, что огромное количество злоупотреблений, примеры известные даже в прессе звучали, когда люди ничего не экспортируют, а просто эмитируют и пытаются получить компенсацию из бюджета.

Но, простите меня, если наши налоговые чиновники, наши правоохранительные органы не могут отделить лже-экспорт и возмещение неуплаченного реально НДС от вполне легального, т.е. отделить злоумышленников от законопослушных предпринимателей, почему это становится проблемой предпринимателей, я не понимаю! Почему вполне законопослушные предприниматели должны месяцами ждать, обивать пороги, проливать слёзы, давать взятки, идти в суды для того, чтобы получить то, что им положено по закону.

О. БЫЧКОВА: И что изменилось?

А. НЕЧАЕВ: Изменилось то, что финансовый кризис явно перерос в кризис экономический. И мы знаем много примеров, когда начались крайне неприятные явления в реальном секторе. Рост задолженности по зарплате. Рост, пока еще незначительный, но явный, безработицы, резкое падение темпов промышленного производства, даже Росстат зафиксировал в прошедшем месяце рост промышленного производства всего в 1,8%. Это мало. Такого низкого темпа у нас не было никогда. При этом независимые эксперты доказывают, что реально уже был спад.

Поэтому ситуация не простая. Но слава тебе, Господи, что власти дозрели до мини-налоговой реформы. Это крайне печально, потому что я в этой студии уже много лет толкую о том… Вы свидетель живой, что мы преступно теряем уникальный шанс, когда на нас лился золотой дождь нефтедолларов, провести радикальную налоговую реформу, которая бы и дала возможность слезть с этой нефтяной иглы и подтолкнуть через налоги развитие высокотехнологичных отраслей. И только теперь, когда жареный петух уже клюнул в самое уязвимое место, теперь вдруг наконец власти заговорили о необходимости каких-то налоговых послаблений.

Хотя, кстати, редкая последовательность. Ещё месяц назад, три недели назад, мы официально слышали, что в ситуации финансового кризиса говорить о снижении налогов совершенно невозможно. И более того, нам анонсировали очередное их повышение в части налога на зарплату, правда, слава тебе, Господи, не в ближайшее время, а через год, в связи с тем, что мы от единого социального налога перейдем на т.н. страховые выплаты. Но, как вы понимаете, предпринимателю совершенно все равно, как это называется. А то, что с каждого рубля зарплаты будут брать на 8 копеек больше – это все понимают прекрасно. Это, на мой взгляд, совершенно недопустимо, особенно в ситуации финансового кризиса.

Облегчение возврата экспортного НДС. Вторая инновация, которая лично мне очень нравится, я даже испытываю двойственное чувство, потому, что я был председателем комиссии по развитию предпринимательства СПС. И то, что сейчас предложено – это было одной из ключевых мер, которые мы ещё совсем недавно предлагали. И слава тебе, Господи, что власть это услышала, благо страны важнее политических амбиций.

Речь идёт о снижении налога на прибыль. Но самое главное – об отказе от авансовых платежей на прибыль. Ведь что сейчас получилось? Еще в первом и втором квартале, некоторые компании по инерции в третьем квартале, имели прибыль. Значит сейчас они должны заплатить через авансовые платежи. То есть, сейчас все в убытках, речь идёт о сворачивании производства уже, о сокращении персонала сплошь и рядом. И сейчас эти компании, находящиеся в тяжелейшем положении, в соответствии с ныне действующим налоговым кодексом, должны заплатить авансовые платежи с той прибыли, которую они когда-то получили, которой уже давно нет.

Фактически должны прокредитовать государственный бюджет. Левой рукой государство кидает гигантские деньги в экономику, чтобы преодолеть кризис ликвидности и как-то компенсировать сворачивание кредитных программ, а правой рукой продолжает забирать авансовые платежи по налогам. Да, потом вам их вернут. Может быть. Но только это произойдет в лучшем случае через квартал. И после того, как вы пройдете сверку с налоговой инспекцией. Кто это делал знает, что это для людей с крепкими нервами и большим количеством свободного времени. Этот возврат растягивается иногда на месяцы. В нынешней ситуации это абсолютно недопустимо.

И слава Богу, что власть эту проблему осознала. И более того, Путин велел «Единой России» принять это до 28 ноября. Надеюсь, что депутаты справятся. 28 ноября и наступает срок уплаты очередного авансового платежа.

О. БЫЧКОВА: Так они успеют за неделю всё это сделать?

А. НЕЧАЕВ: Надеюсь. Партия дисциплинированная. Лидер сказал. Я думаю, завтра уже примут. Если это сейчас не принять, весь смысл этой новации в значительной степени теряется. Ускоренная амортизация, о которой Вы спросили, это из этой же серии. Это фактически снижает налоговую базу по прибыли. Тоже мера абсолютно адекватная и правильная. Я за нее обеими руками. Премьер предложил соответственно регионам рассмотреть. У нас же налог на прибыль делится в пропорции неравной между федеральным центром и региональными бюджетами. Он предложил регионам тоже рассмотреть возможность снижения налога на прибыль. Надеюсь, что они отреагируют позитивно.

И абсолютно правильное сокращение налогов на малый бизнес, те, кто платит фиксированный налог, его ставка должна быть снижена. Я бы сказал, что это практически, может быть, за длительное время первая такая реальная мера. До этого в основном были благостные разговоры о необходимости поддержки малого бизнеса, сопровождавшиеся при этом мерами по его удушению. Приведу один пример. ЦБ недавно внёс поправку в одну из своих инструкций, под какие активы можно рефинансировать коммерческие банки.

Оттуда были вычеркнуты кредиты, предоставленные малому бизнесу. Это называется забота о малом бизнесе в действии. Или другой пример, совсем свежий. Законопроект только что в Думу внесли. В данном случае речь идет о малом и среднем бизнесе в банковском секторе. Предлагается отменить дедушкину оговорку. О чем идет речь? Что наши банки, вновь создаваемые, должны иметь капитал, не менее 5 млн евро. Требование вполне разумное.

Банки должны наращивать капиталы. Но, поскольку у нас огромное количество банков, порядка 400, которые имеют капитал меньше, а раньше было больше, ЦБ сделал т.н. дедушкину оговорку, что банки, уже созданные, которые не имеют такого капитала, они не должны снижать уровень своего капитала по сравнению с 1 января 2007 года. Сейчас внесен законопроект о том, что эта оговорка поэтапно отменяется с 1 января 2010 года и окончательно с 1 января 2012 года. То есть, на малом и среднем бизнесе в банковском секторе, который сейчас и так еле дышит, потому, что деньги до него не доходят.

А ведь на нем сидит все банковское обслуживание малого и среднего бизнеса в стране, особенно в регионах. Сейчас то, о чем много говорили, что давайте проведем черту, 1100 банков много, оставим 600, 500. Теперь эта идея, на мой взгляд, абсолютно преступная. Она сейчас обрела форму законодательной инициативы. Думаю, 21 числа будут рассматривать в первом чтении этот законопроект. Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков России выразили бурный протест, направили письмо председателю ЦБ. Посмотрим, что из этого выйдет. Но до этого вот такие меры поддержки малого и среднего бизнеса наблюдали.

О. БЫЧКОВА: Завершая эту тему, Вы сказали, что то, что сейчас было предложено – это мини-реформа налоговая.

А. НЕЧАЕВ: Ну, конечно. Даже трудно это назвать налоговой реформой, это отдельные какие-то уточнения. Это не то кардинальное снижение налогов, о котором мы говорили. Но и это вполне хорошо и спасибо большое. Большое спасибо вам за это.

О. БЫЧКОВА: Партии и правительству.

А. НЕЧАЕВ: Нет. Я в данном случае говорю без всякой иронии, хотя мы оба иронически улыбаемся, потому, что меры абсолютно назревшие, абсолютно правильные. Дай Бог, чтобы теперь успели депутаты подсуетиться. И исполнительная власть приняла это к исполнению, чтобы они были реализованы.

О. БЫЧКОВА: Ну и чтобы как-то продолжали думать.

А. НЕЧАЕВ: Да уж теперь даже… Ладно бы если бы продолжали снижать, хоть бы не повышали.

О. БЫЧКОВА: Тоже верно. Да, не надо требовать слишком многого. Конечно. Спасибо большое Андрею Нечаеву, президенту банка "Российская Финансовая Корпорация". Это была программа «Кредит доверия». 
 



Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме