13:00 06.10.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Олег Наумов: О трудности и уникальности учительской профессии

Новость

, 5 октября 2008 г.

О трудности и уникальности учительской профессии, о детях, таких разных и во все времена таких одинаковых беседуют автор и ведущий программы «Диалог» и педагог с 58-летним стажем, заслуженный учитель России,  директор московской гимназии 1543 Юрий  Владимирович Завельский.   

Сегодня, в первое воскресенье октября, по уже сложившейся традиции, мы ведем диалог о школе, о проблемах школьного образования. Нынешний профессиональный праздник учителей омрачен страшной бедой, которая случилась 1 октября в беляевской школе. Обрушилась стена школьного здания, в результате погибли дети. Погибли в школе, где много лет учили их разумному, доброму, вечному, и  из стен которой они вот-вот должны были шагнуть во взрослую жизнь. Но эти стены лишили их жизни. Телеканал «Орен-ТВ» выражает соболезнование родителям и близким этих ребят. Наш диалог мы записывали за день до этого страшного случая и не говорили о физическом здоровье и безопасности школьников, ведь это как бы само собой подразумевалось.

ОН: Вы работаете в школе более 50 лет. Как, на ваш взгляд, изменился учитель за эти годы?

ЮЗ:Мы все изменились, потому что человека делает время. Время, в которое мы живем,  отличается от того времени, когда я начинал работать учителем, это самое начало 50-х годов. Но в целом, если взять учителя в массе своей, он ненамного изменился. Но что изменилось? Количество талантливых людей в педагогике. Вот эти яркие личности, с которыми я столкнулся, когда впервые пришел в школу. Люди по-своему уникальные. Таких людей сейчас мало.  

ОН: А изменились ли ученики?

ЮЗ: Сам ребенок, он все-таки остается ребенком, каким он был 60 лет назад, таковы дети и в наши дни. В основе своей. Я имею в виду психологию ребенка, уровень его интеллектуального развития, общей культуры, отношение к жизни, отношение к самому себе, обостренность взгляда на мир, незамутненность этого взгляда. Чем меня ребенок всегда привлекал, даже больше, чем взрослые люди: он не оброс традициями. В нем нет еще традиционных представлений, которые сковывают наше сознание и наше поведение. В нем нет дурных привычек, которые на человека нарастают, как тина на подводную часть корабля. Она обрастает ракушками всякими, так и человек обрастает дурными привычками. В этом смысле, конечно, ребенок со своей мудростью, он интереснее, чем взрослый человек. Он смотрит на мир таким, какой он есть на самом деле.

Слушая этого педагога, невольно начинаешь завидовать его ученикам. А насколько важно то, какие учителя учат наших детей? Какую школу можно назвать хорошей? По данным соцопроса, 45% россиян считают, что «Хороший преподавательский состав – залог качества школы». Еще по 21% опрошенных выбрали хорошее материально-техническое оснащение и высокое качество образования. Хорошо поставленная воспитательная работа оказалась значимой для 17% респондентов, а уважительное отношение к ученикам – для 15%. Безопасность назвали 4% опрошенных.  

ОН: Большинство родителей, по данным соцопросов, считают, что залог качества школы – это хороший преподавательский состав. А вы как считаете?

ЮЗ: Они правы. И вообще, все успехи воспитания конкретного ребенка зависят от того, какие рядом с ним взрослые люди: мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, который его первый встретил, когда он пришел в первый класс, потом учителя, которые его дальше учат. И мы взрослые люди, и я, и вы друг от друга чем-то отличаемся. И в какой-то степени эти отличия связаны с тем, что у нас когда-то  давным-давно в детстве рядом с нами стояли разные люди. Я не хочу сказать, что у вас были хуже эти люди или наоборот, просто они были разные. И мы с вами, поэтому выросли разными.  

По мнению Татьяны Панковой, начальника управления образования

г. Оренбурга только преподавательский состав дела не решает. Хотя это и главное. Но есть и другие составляющие успеха: «Когда ты видишь уют, тепло, все улыбаются, все тебя приглашают, когда из столовой прекрасный запах, когда в актовом зале музыка, это успешная школа? Конечно».

ОН: В одном уже старом фильме о школе директор, принимая на работу учительницу, спрашивает: на чем вы сюда приехали? Он тем самым хочет проверить, правильно ли она произносит слово «трамвай». А на что вы обращаете внимание, когда принимаете учителя на работу?

ЮЗ: Я работаю директором  этой гимназии 34 года,  со дня ее основания, при мне она строилась. 30 лет тому назад учителей хороших в Москве было много. Была возможность выбора у любого директора, в том числе и у меня. Когда приходил ко мне учитель устраиваться на работу, о чем я с ним говорил? Сначала то, что спрашивает любой директор: что вы закончили, какой факультет, где работали до этого и т.д. Чисто формальные вопросы. А потом я задавал содержательны вопросы. Какие толстые журналы вы выписываете?  Назовите последнее произведение, которое вам очень понравилось в «Новом мире», или в «Октябре, или в «Знамени». И мы с ней разговаривали. Потом я переходил к искусству, переходил к театру, я у нее спрашивал, какие последние премьеры она посмотрела, какой театр ей больше нравится, почему. Бывает ли она в консерватории. И после этого я принимал определенное решение для себя: взять ли этого учителя. Почему я об этом спрашиваю у учителя? Для меня в учителе важна его культурная наполненность, потому что культура, которая стоит за человеком, является частью его профессии.

ОН: Закончился эксперимент по введению ЕГЭ, и с 2009 года он станет обязательным для всех школ и вузов России. Однако в 2008 году результаты ЕГЭ оказались довольно низкими. Не ждет ли нас большой скандал в июне 2009 года, когда нельзя будет вместо двойки ставить тройку? Чем вы объясняете такой результат: слабой подготовкой школьников или непродуманностью и излишней сложностью заданий?

ЮЗ: У Монтеня есть такая удивительная фраза: Мозг, хорошо наполненный стоит дешевле, чем мозг, хорошо организованный. Так вот ЕГЭ направлено на то, чтобы проверить наполненность мозга, а не на его организацию. И это очень плохо. Задача любой школы и образования в целом состоит в развитии мозга, в развитии мышления, в формировании на основе этого определенных взглядов на жизнь и на мир. Это выработка определенных интеллектуальных умений. Такого с помощью ЕГЭ вы не проверите. И поэтому у меня отношение к  этой форме итоговой аттестации отрицательное. Теперь второй вопрос, это другой совсем вопрос: почему ребята так плохо сдают ЕГЭ? Потому что мы плохо учим. Конечно, и потому что плохо учим. Плохо учат учителя наших детей. А почему плохо учат? А потому что наше государство и все образование в нашей стране не нацеливают учителя на качественное образование.

Татьяна Панкова, начальник управления образования г. Оренбурга объясняет причины плохих итогов сдачи ЕГЭ переходом на натаскивание вместо системного обучения: «Постоянно меняющиеся КИМы, то, что к ним нужно готовиться натаскиванием, а не тем программным системным изучением материала, которое мы раньше делали и по математике, и по физике, и по литературе. Почему оценки стали хуже? Потому что уже несколько лет мы идем по пути натаскивания, а не системных знаний старшеклассников. Это плохо».

ОН: Наша школа всегда славилась своей универсальностью. Сейчас многие говорят, что старшеклассникам нужно изучать только те предметы, которые им пригодятся в будущей профессии. Как вы относитесь к появлению профильных школ?

ЮЗ: Здесь есть определенная опасность. Понимаете, конечно, профильное образование – это вещь необходимая. Необходимо помочь юношам и девушкам в их самоопределении. У большинства людей к пятнадцати годам уже прорезывается интерес к какой-то образовательной области, к какому-то профилю знаний. И в этом смысле профильное образование способствует тому, чтобы в человеке это развить, поддержать педагогически этот интерес. И это прекрасно, это очень хорошо. С другой стороны, вы правы, есть универсальное образование, образование всестороннее, которое ставит перед собой задачу дать ребенку весь круг тех знаний, которые накоплены человечеством за столетия и тысячелетия. И этими знаниями он должен овладеть, пусть не на очень высоком уровне, и уметь ими оперировать. Как  соединить специализацию с универсальностью, это трудный вопрос. Когда-то Паскаль сформулировал эту мысль так: Каждый специалист должен знать все о немногом, и понемногу обо всем. А дальше он говорит: «А что лучше, знать все о немногом или немного обо всем? Важнее знать немного обо всем». 

ОН: Что должно сделать общество и государство, чтобы профессия учителя стала престижной и почетной?

ЮЗ: Я понимаю, что  если такой вопрос вы зададите любому директору или любому учителю, ответ понятен: надо повысить зарплату, надо сделать так, чтобы учитель был уважаемым в обществе и т. д. Все это верно, все это правильно, все это должно быть, но это не спасет положения. За последние годы, все-таки, я не знаю, как в Оренбурге, но в Москве зарплата у учителей достаточно выросла. Ну и что вы думаете? За последние 10-15 лет выросло ли мастерство учителя из-за этого? Ничего подобного. Тот учитель, который был слабым, он остался слабым, учитель, который был сильным, ярким, интересным, талантливым человеком, мастером своего дела, он таким же и остался мастером. И поэтому  в нашем образовании, и не только в нашем, но и за рубежом, всегда были, есть и будут люди талантливые, способные, и будут посредственности, серости, и никуда мы от этого не денемся. Уверяю вас.

О роли учителя говорят политики. Борис Немцов: «Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образованным, чтобы учителя воспитали его порядочным грамотным человеком. Проблема родителей в том, что таких учителей все меньше и меньше. Это проблема страны. И пока приоритетом образование не станет, до тех пор этот конфликт между малооплачиваемыми учителями и требованиями родителей разрешить не удастся». Валерий Зубов, депутат Государственной Думы, член Комитета по экономической политике и предпринимательству: «Надо все-таки понимать, что образование не собес, и это не та отрасль, где просто так раздают деньги. Это инвестиционный проект для страны, причем проект долговременный. Отрасль, где вкладывают деньги, и должна быть отдача. Но в школе надо  дифференцировать оплату труда в зависимости от  квалификации Надо сделать некомфортным пребывание  в образовании  таких людей, которые смотрят на него как на собес, и тогда за счет экономии на них денег перераспределить эти деньги  в пользу тех, кто считает, что это привилегированная профессия в обществе».

ОН: Что должен сделать учитель, чтобы ученики шли в школу с радостью?

ЮЗ: Чтобы ребенок был повернут лицом  к учителю, для этого нужно, чтобы ученик чувствовал его интерес к себе. Интерес. Мы часто говорим о любви к ребенку: мол, учителем нельзя стать, не любя детей. Это все пустые слова. Любить всех детей невозможно. Можно детей любить только поштучно. Каждого в отдельности. А это вещь избирательная. Я не могу сказать, что я их всех люблю. И задача учителя состоит в том, чтобы интересен тебе был каждый ребенок. И ребенок этот интерес должен чувствовать. Даже последний хам, все равно должен быть интересен, он объект твоего воспитания. А вот ты сделай так, чтобы этого хамства и невоспитанности в нем стало меньше. Наполни его той культурой, которую ты сам в себе несешь, и тебе этот ребенок потом, вырастая, скажет спасибо.

Пушкин, вспоминая лицейских учителей, с особенной теплотой пишет о своем учителе словесности.

«Куницыну дань сердца и вина,
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена». 

Огромной удачей для человека можно назвать то, что в детстве или в юности встречается ему Учитель,  который его понимает, который помогает раскрыться его талантам, помогает выбрать свой путь. У меня был такой учитель – Татьяна Николаевна Прокаева. Я надеюсь, что такой учитель был, есть или еще будет у каждого из вас. Всех учителей  мы – программа «Диалог» и телекомпания Орен-ТВ поздравляем с профессиональным праздником. Побольше вам талантливых и благодарных учеников, побольше радостных минут сознания успешности и востребованности своего труда.



Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме