11:45 14.07.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

У России на саммите "большой восьмерки" красивые слова закончились, а реальные дела не начались

Новость

Закончившийся в Японии саммит "большой восьмерки" очень наглядно продемонстрировал, что данное мероприятие все более превращается в событие, которое все ожидают, но от которого ничего не ждут. Все больше вопросов вызывает сам состав участников саммита. Если на нем встречаются лидеры ведущих демократических стран мира, тогда не понятно, что там делает президент России. Если "большая восьмерка" - клуб наиболее мощных индустриальных стран, то возникает вопрос, почему вместо Канады и России там не присутствуют Китай и Индия.
В связи с этим все громче начинают звучать голоса, утверждающие, что идея саммита начинает изживать себя. И действительно, перед лидерами G-8 стояли достаточно конкретные проблемы, которые волнуют современный мир, что называется, "здесь и сейчас". Это энергетический и продовольственный кризисы. Первый из которых поставил под угрозу стабильность всей мировой экономики из-за обвального роста цен на энергоносители, а второй грозит глобальным падением уровня и качества жизни во многих странах мира (особенно в слаборазвитых, где этот уровень и без того критически низок).
Эти вопросы были включены в повестку дня саммита, по ним были приняты соответствующие заявления. Однако, смысл последних свелся к общим благим пожеланиям в духе хорошо известного нам "улучшить и углубить", без обозначения конкретных механизмов выхода из ситуации.
У России как у важнейшего игрока на энергетическом рынке была уникальная возможность проявить инициативу в выработке новой мировой повестки дня. Однако президент Медведев в очередной раз высказался против Энергетической хартии, обозначив ее как один из факторов энергетического кризиса, препятствующих инвестированию в энергетическую сферу. Хотя ситуация выглядит с точностью до наоборот: Энергетическая хартия требует ликвидации монополизма для более эффективного использования инвестиций. Для всех участников саммита, это было очевидно, поэтому предложения Медведева повисли в воздухе.
Что касается непосредственного участия президента России в работе саммита "большой восьмерки", то именно здесь обнаружилась ограниченность косметического обновления внешнеполитической риторики при отсутствии реальных политических перемен. Двусторонние встречи Медведева со своими коллегами по саммиту показали, что у нынешнего руководства страны по сути дела нет никаких реальных предложений по улучшению отношений России с ведущими государствами Запада.
На встрече с Джорджем Бушем в очередной раз был озвучен список претензий по ПРО и туманные намеки на солидарность в вопросе сдерживания ядерной программы Ирана. Столь же общие фразы звучали и в ходе встречи Медведева с канцлером Германии Ангелой Меркель. С особым интересом ожидалась встреча нашего президента с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, т.к. именно с Англией у нынешнего руководства России сложились самые напряженные отношения, вызванные "делом Литвиненко" и неутихающим скандалом вокруг ТНК-ВР. Однако, как выяснилось, новый президент России не готов обсуждать какие-либо конкретные изменения ситуации к лучшему.

В условиях очевидного организационного кризиса "большой восьмерки" у России был уникальный шанс стать инициатором новой международной повестки дня, предприняв шаги к реальному обновлению российской внешней политики. Однако шансом этим воспользоваться не удалось, т.к. запас новых "красивых слов" иссяк, а реальных мер по действительной трансформации политики нашей страны в прогрессивном направлении нынешний правящий режим предпринять либо не хочет, либо не может.

, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.
12 июля 2008 г. 
 



Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме