22:45 09.07.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Ставропольский край: Борис Оболенец: О новом «формате» муниципальных выборов

«Закон призван упорядочить политическую жизнь в крае. Хотя понятно, что принят он именно под октябрьские выборы в гордуму Ставрополя»

Егор Веселовский, газета «Открытая для всех и каждого», №26 (314) от 2-9 июля 2008г.

Предвыборное иго

Избирательная система в крае подверглась коренной ломке

На минувшей неделе краевая Дума единодушно приняла губернаторский законопроект, предусматривающий новый «формат» муниципальных выборов. В частности, в Ставрополе депутатов отныне будут избирать исключительно по партспискам. Ряд экспертов полагает, что новшество обернется полным уничтожением публичной политики.
Вопросов не возникло
Суть закона в следующем. Каждому муниципалитету края предлагается на выбор пять моделей проведения выборов в местные Советы. Три из них - мажоритарные, при которых депутатов будут избирать либо по нескольким одномандатным или многомандатным округам, либо по единому округу, полностью совпадающему с границами муниципалитета. Еще две схемы - пропорциональные, когда кандидаты выдвигаются по списку - от партии или общественной организации.
Чтобы зарегистрировать на выборах партсписок, кандидатам необходимо собрать не менее 2% подписей проживающих на территории муниципалитета избирателей или внести в избирком залог в размере 10% от избирательного фонда.
Размер фонда, в свою очередь, может колебаться от 100 тысяч рублей (для муниципалитетов, насчитывающих до 10 тысяч избирателей) до 6 млн. рублей (для Ставрополя). Если за партсписок проголосует меньше 5% избирателей, залог «конфискуется» в местную казну.
Примечательно, что в закон не попала «смешанная» модель проведения выборов, когда половина депутатов избирается по партспискам, а половина - по одномандатным округам (по такой схеме в прошлом году проходили выборы в краевую Думу). До ближайших выборов каждый муниципалитет обязан провести публичные слушания, таким образом определившись с той или иной выборной системой.
Стоит пояснить, что на Советы муниципальных районов, состав которых формируется делегированием полномочий депутатам от сел и хуторов, краевой закон не распространяется. Чтобы такой район мог проводить выборы, например, по пропорциональной системе, в его Устав необходимо внести соответствующие изменения.
Итак, у сельских и городских поселений есть выбор между тремя вариантами внутри мажоритарной системы, а у городских округов и муниципальных районов - между одномандатным округом и пропорциональной системой. По Ставрополю - крупнейшему муниципалитету края - вопрос уже решен. Октябрьские выборы в гордуму пройдут по пропорциональной системе (то есть по партспискам) с 7%-ным проходным барьером.
- В законе указано, что депутаты Ставрополя могут выбрать одну из двух пропорциональных схем, различающихся проходным барьером: 5 или 7 процентов, - пояснил «Открытой» председатель краевого избиркома Борис Дьяконов. - Однако до момента назначения выборов в гордуму, которое ожидается в середине июля, власти краевого центра попросту не успеют провести публичные слушания. Если население захочет снизить проходной барьер для партий с 7 до 5 процентов, сделать это можно будет только после октябрьских выборов.
В итоге документ через краевой парламент не просто прошел, а пролетел «на ура»: ни одного вопроса и замечания у полусотни думцев не возникло. За несколько минут важнейший закон приняли сразу в двух чтениях. На брифинге губернатор Гаевский удовлетворенно подытожил: законопроект – это, мол, дань недавно высказанному пожеланию президента развивать на местах пропорциональную систему.
«Многие регионы, например Саратовская, Волгоградская, Архангельская области, Краснодарский край, уже реализуют принципы пропорциональной избирательной системы в своем выборном законодательстве. Ставрополье тоже не хотело бы плестись в хвосте этого процесса», - заявил Гаевский.

С «вертикалью» не шутят

Очередную «ломку» избирательной системы России большинство экспертов воспринимают как новый этап наступления на региональные элиты. Первый мощный удар был нанесен в 2004-м, когда своим указом Путин отменили губернаторские выборы, жестко «отжав» глав регионов от федеральной политики и поставив их в полную зависимость от президентской власти.
Любопытная деталь: если депутаты регионального заксобрания дважды не утверждают кандидатуру, предложенную президентом, Думу могут распустить и уже новым составом продавить нужного человека. Понятно, что упираться до последнего ни один народный избранник не будет - свое место дороже.
На днях появились слухи, будто Кремль намерен упразднить посты президентов национальных республик. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в свою очередь, заявил: «Если мы захотим, это мы должны делать. Если не захотим, лучше не нужно этим заниматься». Но на этом не остановился и предложил вернуться к прямым выборам губернаторов, а также жестко раскритиковал право президента распускать региональные парламенты.
В заксобраниях страны развернулась дискуссия, однако ровно через сутки плюрализму пришел конец. Разговоры на эту тему пресек глава Минрегионразвития Дмитрий Козак: «Мы остановились на этой системе, она нормально работает. Сколько можно шарахаться?!» После этого интерес к прямым выборам губернаторов пресса и политики мгновенно утратили.
С прошлого года внедрена система оценки работы губернаторов по списку из 138 критериев. На основе этих данных Росстат ежеквартально составляет паспорт субъекта РФ, и если показатели сильно разнятся с нормативными, губернатор может вылететь со своей должности.
Однако и после этого наступление на «самостийность» глав регионов не завершилось. Например, уже обсуждается вопрос внесения поправок в Уголовный кодекс и закон «О терроризме», согласно которым президент вправе отстранить губернатора от должности, если ему предъявлены обвинения по любой статье УК РФ, независимо от тяжести преступления.
Вслед за губернаторами Кремль всерьез взялся за муниципалов - последний оплот вольнодумства, что сплошь и рядом демонстрируют мэры, которые не встроились в ряды единороссов и прибились к «Справедливой России».
Пару лет назад в Госдуму РФ был внесен законопроект, подразумевающий продление идущей из Кремля вертикали власти до муниципального уровня. Согласно документу, мэров столичных городов должны назначать именно губернаторы, а кандидатуры мэров представлять партия, имеющая большинство в гордуме. В подавляющем большинстве это «Единая Россия».
Пока, правда, крамольную поправку временно попридержали, уж слишком она явственно противоречит российской Конституции и Европейской хартии по местному самоуправлению. Впрочем, это вовсе не означает, что инициативу похерили окончательно, ведь с подобной идеей в свое время выступали президент Путин и южный полпред Козак.
В схему «продленной вертикали» также вписывается законопроект, внесенный минувшей весной в Госдуму РФ партией «Единая Россия»: возложить обязанности проведения местных выборов на территориальные избиркомы, которые, напомним, создаются при непосредственном участии губернаторов.

От Кремля до хутора

Ряд экспертов убежден: предлагая муниципалитетам проводить выборы по партспискам, Кремль добивается того, чтобы депутаты-единороссы доминировали и на местном уровне. Следующий этап - еще одна обсуждаемая инициатива - отмена всенародных выборов мэров и назначение их из состава депутатов местных Советов.
«Можно не сомневаться, что муниципальные выборы по пропорциональной системе будут проводиться под контролем губернаторов, которые, используя административный ресурс, обеспечат победу партии власти», - рассуждает руководитель исследовательской группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин.
Очевидно, что вертикаль власти, выстраиваемая так тщательно Путиным уже пятый год, приобретет завершенные очертания, и в скором времени ее присутствие почувствуют в самом захудалом хуторе.

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ: 
"Полная профанация выборов"

Валерий ГАЕВСКИЙ, губернатор края:
- Идет усиление роли политических партий в социально-политической жизни страны. Общество задумывается о том, чтобы победители избирательных кампаний брали на себя политическую ответственность по результатам выборов, чтобы были ответственные силы, с которых можно спросить в случае чего.
В целом, как отмечено в последнем послании президента, новый порядок выборов не только усиливает влияние партий на формирование демократической власти, но также способствует росту конкуренции между ними. И мы за то, чтобы здоровая конкуренция партий была, в том числе в регионах.
Принятие предложенного мною законопроекта как раз стимулирует такую конкуренцию. Пропорциональная система побуждает партии к выработке долгосрочного курса, к качественной кадровой политике. Иными словами - к самоусовершенствованию.... Уверен, региональные отделения партий будут приветствовать эти новации.
Борис ДЬЯКОНОВ, председатель краевого избиркома:
- Оцениваю этот закон положительно. Он станет толчком к развитию многопартийности, конкурентной политической среды. В таких условиях ни одна группировка уже не сможет узурпировать власть, с чем Ставрополь уже сталкивался.
Виктор ЛИМАНОВ, экс-председатель крайизбиркома:
- Пропорциональную систему придумали на Западе, но сегодня там ею практически не пользуются. С точки зрения теории она, может быть, и хороша, однако на практике отдаляет избирателей от своих депутатов. При этом заметьте, закона об отзыве депутатов нет ни на одном уровне. А почему? Да потому что прими его, все народные избранники тотчас же вылетят из власти!
В демократических странах любая инициатива исходит снизу, а в России «демократию» навязывают сверху. В Конституции записано, что источником власти является народ, а на самом деле источник этот находится за Кремлевской стеной. А корень зла кроется в том, что в стране отсутствует разделение властей. Один предложил - остальные дружно поддержали. Зачем комедию разыгрывать?! Такого «единодушия» не было даже в коммунистические времена.
Сергей ГОРЛО, депутат краевой Думы:
- Это очень важный и нужный закон. Сегодня в российской политике время одиночек проходит. Добиваться политических целей можно только в составе группы единомышленников - партии или общественной организации.
, депутат краевой Думы:
- Закон призван упорядочить политическую жизнь в крае. Хотя понятно, что принят он именно под октябрьские выборы в гордуму Ставрополя. Впрочем, городские депутаты сами вынудили губернатора отказаться от выборов одномандатников в краевом центре. Слишком многое себе местные думцы позволили: то долго и упорно своего спикера меняли, то зачем-то взялись перекраивать Устав города, чтобы сделать и.п. мэра Луценко.
Павел ЛЕБЕДЕВ, депутат гордумы Ставрополя:
- Это катастрофа! Публичная политика в крае умерла. В отсутствие одномандатников теряется связь между гражданами и народными избранниками, исчезает ответственность депутата перед своим народом. К кому побежит жаловаться горожанин на разбитую дорогу или точечную застройку? В приемную партии? Но там своих проблем полно – поверьте, заниматься «мелкими» жалобами никто не будет. А что касается районов, ситуация там вообще анекдотичная. Сегодня и так невозможно наскрести толковых кандидатов в депутаты райсовета. Откуда же возьмутся кандидаты, чтобы сформировать полноценный партийный список? Это полная профанация выборов! 

 



Источник: СПС - Регионы

  Обсудить новость на Форуме