14:45 01.07.2008 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Олег Наумов: Сбудутся ли ожидания многих о либерализации курса?
, 29 июня 2008 г.
Какие изменения необходимо внести в избирательное законодательство, чтобы реанимировать политическую жизнь в стране? Последуют ли за словами президента Медведева о борьбе с коррупцией, о реформе судебной системы, об улучшении отношений с Западом реальные дела? Об этом беседуют автор и ведущий программы «Диалог» и председатель Политсовета партии СПС .
Олег Наумов: В стране новый президент. Уже почти два месяца. И премьер правительства новый. И тот и другой чиновники последовательные: как заявляли до выборов о преемственности и продолжении «плана Путина» так и продолжают заявлять. Либерально настроенная часть публики, однако, разглядела в речах Дмитрия Медведева проблески оттепели. Действительно, новый президент сделал несколько, довольно прогрессивных заявлений, создал Совет по противодействию коррупции. Но и в посланиях предыдущего президента мы слышали немало прогрессивных заявлений, и комиссия по борьбе с коррупцией при нем была. Все это остается риторикой, реальных дел как не было, так и нет. Впрочем, времени прошло совсем мало и надежда на реальные дела еще остается.
Первой комиссией, которую создал и возглавил президент Медведев, стала комиссия по борьбе коррупции. Стоит ли ожидать от нее системной работы по искоренению коррупции?
Никита Белых: Есть такая поговорка: «Надежда – это, как правило, отложенное разочарование». Шаги, которые Медведев делает на посту президента не могут не внушать энтузиазма, особенно тем, кто этой оттепели ждет. Но, гораздо важнее, что будет происходить не на уровне заявлений о создании совета, а на уровне конкретных действий. Я помню, что у нас, у партии «Союз правых сил» претензии к режиму Путина касались не его заявлений. Под каждым его посланием Федеральному собранию либералы готовы были подписаться, потому что там всегда говорилось много правильных и полезных вещей. Другое дело, что на практике и в жизни они не то что не реализуются, а идут обратные процессы. Поэтому когда речь идет о борьбе с коррупцией, мне кажется, слишком велик риск того, что это останется просто заявлениями. Борьба с коррупцией может быть осуществлена только в условиях политической конкуренции, потому что главными борцами с коррупцией являются не прокуратура и не министерство внутренних дел, а независимые суды, независимые СМИ, независимые политические партии. И если мы политическую систему не меняем, то надеяться, что в рамках политической монополии власть сама себя сможет реформировать – это слишком большой оптимизм.
Олег Наумов: Вместе с тем одно заявление президента о необходимости реформы судебной системы уже несколько меняют атмосферу. Знаковые события: решение Конституционного суда по делу Асламазян, признание зам. председателя Высшего Арбитражного суда о давлении из кремлевской администрации. То есть общество ждет этих перемен. На этой волне, возможны ли реальные изменения в нашей судебной системе?
Никита Белых: Ожидание оттепели приводит к тому, что любые шаги, начинают трактоваться так, что вот она, оттепель, о которой мы говорили. Что касается ожиданий именно по судебной реформе, надо понимать, что эти ожидания связаны, в первую очередь с личностью президента. Поскольку он является профессиональным юристом, и если что-то и будет происходить, связанное с реализацией личностных волеизъявлений, то это как раз в сфере судебной системы. Медведев лично хорошо с этой системой знаком, он знает те проблемы, которые здесь существуют и он, похоже, действительно хочет эту судебную систему реформировать.
Олег Наумов: Либералы в определении задач новой власти правы, но это задачи стратегические. Мало кто понимает зависимость между коррупцией, продажным судом, монополией власти и собственным кошельком. Рядового гражданина больше беспокоит рост цен на продукты и низкие пенсии. Социологи ВЦИОМа выясняли решение каких, наиболее важных, проблем ждут граждане от новой власти.
67% - Инфляция, рост цен на товары и услуги
63% - Алкоголизм, наркомания
44% - Ситуация в сфере ЖКХ
38% - Пенсионное обеспечение
34% - Преступность
32% - Терроризм
31% - Ситуация в сфере здравоохранения
30% - Коррупция и бюрократизм
27% - Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)
26% - Экология и состояние окружающей среды.
Союз правых сил вслед за коммунистами подал жалобу в Верховный суд о признании выборов в Госдуму недействительными. В чем суть претензий?
Никита Белых: У коммунистов одна из наиболее организованных система наблюдателей, и поэтому ими составлен большой аналитический материал, посвященный, прежде всего, двум моментам: это неравный доступ к СМИ и большое количество нарушений, зафиксированное на избирательных участках. У нас был большой объем материала, связанный с тем, что происходило в ходе самих выборов. Это и аресты тиражей, и давление на наших кандидатов. Поэтому у нас были разные по содержанию факты и аргументы, но касающиеся одного, что выборы на самом деле выборами не являлись, были нарушены все мыслимые и немыслимые нормы, в том числе и по административному давлению, и по фальсификации на избирательных участках, и неравному доступу и т.д.
Олег Наумов: Верховный суд еще ни разу не принимал сколько-нибудь значимые решения по опротестованию итогов выборов. На что вы рассчитываете?
Никита Белых: Во-первых, в решении суда могут и должны будут содержаться частные определения. Это очень важно не только для нас, но и в дальнейшем для всех участников выборов, поскольку эти решения должны будут трактовать действия правоохранительных органов. И признать, что эти действия были незаконными, чтобы впредь они не могли на тех основаниях, по которым они изымали тиражи в ходе избирательной кампании, такую деятельность повторять в дальнейшем. Даже наличие этих частных определений уже я буду считать достаточно весомой нашей победой, поскольку это упростит работу оппозиционных политических партий в будущем.
Олег Наумов: Центральная избирательная комиссия по итогам последних выборов собирает предложения по изменениям избирательного законодательства. Какие предложения внесла партия СПС?
Никита Белых: Мы не просто подготовили перечень тех норм, по которым мы считаем, что избирательная система должны измениться, но и подготовили варианты законопроектов. Чтобы не было возможности у наших оппонентов говорить, что мы все критикуем и ничего не предлагаем. О чем суть документов, которые мы передали в центральную избирательную комиссию.? Мы говорим о нескольких основополагающих факторах. Во-первых, мы говорим о необходимости возврата к прямым выборам губернаторов в субъектах федерации, переходу к прямым выборам членов Совета Федерации. Во-вторых, мы говорим о том, что выборная система в Госдуму так же должна претерпеть изменения. Мы говорим о необходимости разрешения избирательных блоков, о необходимости снижения избирательного барьера. Третье. Мы говорим о необходимости увязать политическую систему в части законодательства о политических партиях и избирательное законодательство. О чем речь? На сегодняшний день прописаны очень жесткие нормы в Законе о политических партиях для самих политических партий. Это и требования к численности, и к функционированию региональных отделений, и требования, касающиеся регулярных проверок со стороны министерства юстиции. На наш взгляд, должно быть или жесткое законодательство о политических партиях, или жесткое законодательство по допуску к выборам. У нас же на сегодняшний день действуют жесткие нормы и в первой части, и во второй. В целом речь идет о большом спектре изменений и предложений, которые мы инициируем. Посмотрим, если Центральная избирательная комиссия воспользуется своим правом законодательной инициативы в части избирательного законодательства, то это будет показателем некоторой оттепели. Если же нет, тогда будем инициировать подобные предложения на уровне регионов.
Олег Наумов: Ветер перемен докатился даже до правящей партии. И вот уже «Единая Россия» предлагает дебаты между партиями. Или это не ветер перемен, а из администрации президента сказали, что надо быть хоть немного похожими на обычную западную партию?
Никита Белых: Думаю, что это будет такая же форма пиара, как в борьбе с мигалками. Когда под свет софитов и щелканье фотоаппаратов депутаты Госдумы от «Единой России» отказались от использования машин с мигалками, потом через две-три недели, когда они поняли, что очень сложно становится ездить, они уже без телекамер и без присутствия журналистов мигалки снова поставили на место. Но в сознании людей лидеры «Единой России» уже остались борцами с привилегиями. Думаю, что здесь будет то же самое. «Единая Россия» заявит о том, что необходимо участвовать в теледебатах, потом по каким-то причинах она в теледебатах участвовать не будет, потому что рискует очень серьезно потерять доверие, когда люди увидят, что собственно говоря, представители власти будут объяснять и оппонентам, и избирателям. Сейчас главное для них, зафиксировать, что «Единая Россия» выступала за участие в теледебатах и за то, чтобы сделать это обязательным для всех партий.
Олег Наумов: Оправдались ли ожидания о потеплении отношений с Западом после визита Президента Медведева в Германию и его программной речи по внешней политике России?
Никита Белых: Когда Медведев выступает с взвешенными, достаточно демократичными и разумными предложениями – это падает на хорошо подготовленную почву. От него ждут, что он как либерал и как европеец, будет это говорить. И когда он эти надежды оправдывает – это повышает эмоциональное состояние со стороны международного сообщества. Именно поэтому, на мой взгляд, крайне лестные характеристики со стороны Меркель, со стороны других участников международного процесса. Здесь Медведев демонстрирует то, что он по-настоящему европеец, выступает с хорошими инициативами. Другое дело, что это может дать эффект только в тактическом плане, потому что серьезные изменения во внешней политике невозможны без изменений во внутренней политике. Если ты внутри России создаешь образ империи, образ государства, которое окружено недоброжелателями, и народу которого необходимо сплотиться, и передать как можно больше функций государству, то это очень сложно будет трансформировать в какую-то доброжелательную и толерантно настроенную политику во внешней сфере. Если понимание того, что будущее России – это не будущее «Верхней Вольты с ракетами», как в свое время Маргарет Тэтчер говорила о Советском Союзе, что очень важно, чтобы нас в международном сообществе не боялись, а уважали. А для этого должна реализовываться несколько иная внутренняя политика, иная экономическая политика, иная международная политика.
Олег Наумов: Граждане ждут от нового президента успешного решения сложных проблем внутри страны. Для этого нам нужны дружественные отношения с другими странами. Однако в последние пять лет власть так увлеклась возрождением сильной державы, что недружественными нам стали многие страны мира, и в том числе почти все республики бывшего Советского Союза. Очевидно, что вопрос имиджевой привлекательности России выходит на первый план. Последний период президентства Путина ознаменовался сокрушительным поражением на этом направлении. И президент Медведев пытается каким-то образом изменить развитие ситуации. Именно этим он занимался и во время визита в Германию и на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Однако изменение риторики – это самое простое, что можно сделать. Власть сделала слишком много реальных, а не риторических, шагов в сторону от демократии, свободного рынка и соблюдения экономических договоренностей. Поэтому необходимы реальные шаги в обратном направлении. Мы ждем их.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме