19:30 20.02.2015 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
В офисе партии «Правое дело» состоялась вторая встреча из цикла, посвященного творчеству П.И.Чайковского
Вопреки опасениям, что молодежь 14 февраля, в день сбора, будет праздновать St.Valentine's Day и ей будет не до прекрасного, вечер традиционно получился многолюдным. Лейтмотивом встречи стала идея патриотизма как конкуретноспособности – на примере русского композитора, чье творчество, будучи безусловно узнаваемым и насыщенным русскими образами и архетипами, стало доступно пониманию нескольких поколений зарубежных любителей классической музыки. Сейчас по количеству исполнений это композитор №1 во всем мире.
Как это произошло? Что способствовало такому убедительному триумфу русской музыки во всемирном масштабе? Чтобы дать ответы на эти вопросы, предлагаем ознакомиться со стенографической записью, которая велась на этом вечере (см.текст ниже). К сожалению, текстом невозможно передать тот накал дискусии, который возник при обсуждении творчества композитора – но было совершенно очевидно, что, несмотря на 175 лет, которые отделяют нас от рождения П.И.Чайковского, его музыка по прежнему волнует все возрасты, от мала до велика.
Беседа сопровождалась просмотром лучших постановок оперы «Евгений Онегин» на мировых оперных сценах. Во второй части вечера с живым концертом перед собравшимися выступил Николай Воронов: под его пальцами ожило прекрасное концертное фортепьяно, предоставленное клубу компанией «Музыкальный салон» при личном участии Марата Рави.
Текст выступления: «Чайковский – первый российский композитор, который стал популярен на Западе и сохраняет свою популярность по сей день. Хотелось бы начать с высказывания известного искусствоведа Соломона Волкова: «Чайковский, возможно, является самой популярной и любимой фигурой русской культуры на Западе. В Америке, например, где славе Чайковского немало способствовало его участие в открытии Карнеги Холла в 1891 году, его музыка воспринимается почти как национальная; во всяком случае, трудно вообразить себе американское Рождество, не укутанное повсеместно в звуки «Щелкунчика», а 4 июля (День Независимости) – без аккомпанимента пушек и фейерверков, сопровождающего увертюру «1812 год».
Конечно, это связано, в первую очередь, с музыкальным гением Чайковского, но в то же время он сознательно делал свою музыку доступной широкому слушателю. Самым демократичным музыкальным жанром композитор считал оперу. Он говорил, что «опера сближает вас с людьми, роднит вашу душу с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но, при благоприятных условиях – всего народа». Естественно, Чайковский не имел в виду театральную публику, и надо помнить, что с середины 19 века она становилась в России все более демократичной. Наряду с аристократией посетителями оперы становились и разночинская интеллигенция и представители буржуазии, уровень культуры которой постепенно поднимался (можно вспомнить буржуазные семейства в третьем поколении – Щукины, Морозовы, Рябушинские, которые стали покровителями искусств).
Следует сказать также, что подобные идеи бродили достаточно широко в европейском искусстве конца 19 века, например, некоторые художники эпохи ар-деко, который нам кажется сейчас изысканными стилем для избранных, мечтали создать образцы для фабричного производства товаров широкого потребления, то есть, занимались тем, что сейчас принято называть «промышленный дизайн».
Чтобы лучше понять творчество Чайковского, следует рассмотреть общие тенденции западноевропейского искусства второй половины 19 века. В это время в европейской культуре сосуществовали и боролись между собой две тенденции – натурализм и неоромантизм. Натурализм, в отличие от предшествовавшего ему рационализма начала 19 века и реализма середины 19 века, делал упор на человеческие чувства, идущие непосредственно из глубины человеческой природы, незамутненные ни доводами рассудка, ни моральными нормами. Отчасти на это влияли новые открытия в психологии (рефлексы, подсознание – исследования Фрейда). Лидером и теоретиком этого направления в литературе был Эмиль Золя, одно из произведений которого так и называется «Человек-зверь». В самых различных жанрах искусства поднимается тема сильных страстей, причем носителями этих страстей становятся не отдельные героические личности или представители аристократии, а самые обычные, простые люди. В качестве примера можно привести оперы Леонкавалло «Паяцы» и Бизе «Кармен». Здесь сразу можно обратиться к Чайковскому и его операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», где действие происходит хотя и в дворянской среде, но далеко не аристократической. Это истории обычных людей, но чувства их незаурядны.
Другой тенденцией в европейской культуре конца 19 века был неоромантизм, который у Чайковского представлен его балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Таким образом, в творчестве Чайковского мирно уживались обе тенденции. «Романтизм выражал протест против… рационалистических условностей; чувства… восставали против холодного рассудка; … интуиция – против анализа; душа – против интеллекта; романтика национальной истории – против искусственных интеллектуальных конструкций века Просвещения», – писал австрийский философ Йозеф Шумпетер. Мотивы национальной и истории, эпоса, фольклора были особенно характерны для романтизма в Германии, скандинавских стран и России.
На Чайковского оказал влияние немецкий романтизм. В это время, во второй половине 19 века, в музыкальной и общекультурной сферах ярким представителем романтизма и возмутителем спокойствия был Вагнер. Для своих опер он брал сюжеты из средневекового германского эпоса о Нибелунгах. В то же время Вагнер был новатором в музыке. Он ввел понятие лейтмотива – когда каждому персонажу или сюжетной линии соответствует определенная музыкальная тема, которая повторяется в течение всего музыкального произведения, обозначая появление персонажа или его упоминание.
В августе 1876 года П.И.Чайковский приезжает на Вагнеровсий фестиваль в Байройт. Торжества были приурочены к открытию оперного театра, только что выстроенного по заказу баварского короля Людвига II для его любимого композитора Рихарда Вагнера. Исполнялась премьера тетралогии «Кольцо Нибелунгов («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), торжественное театральное представление для трёх дней и одного предварительного вечера» — таково полное название музыкального действа. Его общая продолжительность была 16 часов. Собрались именитые гости (среди них даже кайзер Вильгельм I), музыканты, критики, меломаны Европы и Америки. Пётр Ильич присутствовал в качестве музыкального обозревателя газеты «Русские ведомости». Именно в Баварии Чайковский проникается мотивами немецкого романтизма; он посещает Schwansee («Лебединое озеро»), над котором Людвиг II Баварский построил свой знаменитый романтический замок Ноешванштайн.
Определенное влиянии на Чайковского оказали также Ференц Лист и Ганц фон Бюлов, близко входившие в круг Вагнера (Вагнер был женат на дочери Листа, первым мужем которой был фон Бюлов). Остановимся на последнем. Это известный немецкий пианист, дирижёр, композитор, музыкальный критик. Он много гастролировал по Европе и Америке, часто бывал в России, называл себя «русофилом». Биографы полагают, что первая личная встреча музыкантов состоялась во время гастролей фон Бюлова в России в 1874 году. Тогда Чайковский дал блестящую рецензию на фортепьянный вечер Бюлова в московском Большом театре. Во время приватной встречи в Москве немецкий пианист проиграл Чайковскому его произведения и спросил о замечаниях. «Ваше исполнение для меня идеально», — ответил композитор. И фон Бюлов высоко ценил творчество Чайковского. В одной из своих критических статей он писал: «…в сегодняшней России нет недостатка в высокоодарённых творческих талантах в любой области музыки, однако, среди них выделяется один, который, подобно Глинке, неутомимо устремлён вперёд – это молодой профессор… Чайковский». Гансу фон Бюлову Чайковский посвятил одно из лучших своих инструментальных произведений – Первый фортепьянный концерт. Бюлов был тронут и польщён. Фортепьянный концерт он впервые исполнил на гастролях в Америке в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии. Чайковский сделался популярным в Новом и Старом Свете благодаря исполнениям фон Бюлова.
Важно сказать также о месте Чайковского в российской музыкальной традиции. С тех пор как в России появились опера и балет, они использовали исключительно произведения западноевропейских композиторов и только с Глинки начинается история российской оперы. Далее идет «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи). Свое творчество они противопоставляли западноевропейским традициям и по сюжетам, и по музыкальным влияниям. В музыке они нередко использовали элементы народных песен, а в сюжетах у них преобладал героико-исторический (Глинка «Иван Сусанин», Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», Бородин «Князь Игорь») и сказочно-народно-эпический (Глинка «Руслан и Людмила», Римский-Корсаков «Садко», «Снегурочка») жанры.
С Чайковского начинается новый этап в развитии российской музыкальной традиции. Во-первых, он, в отличие от предшественников, был первым композитором, получившим профессиональное музыкальное образование (Римский-Корсаков – морской офицер, Бородин – химик). Чайковский же начинал как юрист, но затем он получил профессиональное музыкальное образование и после был приглашен преподавать в Московской консерватории (1861г.). К своей преподавательской деятельности Чайковский отнесся очень серьезно, он использовал иностранный опыт и перевел книгу Франсуа Гевардта «Руководство по инструментовке» (1865г). На формирование музыкальных вкусов Чайковского оказал влияние широкий круг западноевропейских композиторов. Еще в детстве он слушал стоявшую дома оркестрину с набором наиболее известных оперных арий. Его первые детские музыкальные импровизации были на темы Россини и Доницетти. Далее, на композитора оказали большое влияние Моцарт, музыку которого он называл «кульминационной точкой красоты»; его кумиром был Бетховен. Его восхищало техническое совершенство немецких композиторов и их владение оркестром. В то же время Чайковский всегда чувствовал себя русским композитором и часто использовал темы русских и украинских народных песен. Иногда он также использовал западноевропейский музыкальный фольклор - мелодии французских и итальянских народных песен.
Таким образом, в отличие от своих предшественников, творчество Чайковского представляло собой синтез национальной и западноевропейской музыки. Можно сказать, что Чайковский стал первым русским композитором, свободно заговорившем на неком общем языке мировой музыки, сделав доступной западному слушателю русскую музыку с ее национальными чертами.
Творчество его предшественников воспринималось в Европе скорее как российская экзотика (даже позднее, во время знаменитых сезонов Дягилева), в то время как Чайковский воспринимался в Европе и Америке на равных.
Чайковский первым из великих русских композиторов серьезно задумался о месте отечественной музыки в европейской культуре. Он регулярно дирижировал своими произведениями на Западе, завязал тесные деловые и дружеские отношения со многими ведущими музыкантами Европы и США. В Германии им теперь интересовался не только десяток специалистов, как было в Байройте или как было в Париже при встречах с Сен-Сансом. В Германии начиналась его слава – этим он был обязан Г. фон Бюлову, который затем дирижировал его произведениями в Америке и Лондоне, где в 1893 году Чайковскому присвоили степень доктора музыки Кембриджского университета. В начале ХХ века музыка Чайковского завоевывает Америку благодаря таким представителям русской эмиграции как Баланчин и Стравинский».
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме