17:32 18.05.2015 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Сухим языком статистики

В 2014 году христианами назвали себя 71% опрошенных, в то время как в 2007 году этот показатель составлял 78%. В ходе обоих исследований было опрошено по 35 тыс. человек.

За этот же период выросло − с 16% до 23% − число тех, кто не исповедует никакой религии (это 56 млн. человек). Они стали второй по численности группой после занимающей первое место протестантской общины страны, сообщает в среду Русская служба Би-Би-Си.

Если мы обратимся к более ранним исследованиям, то найдем следующие цифры: по данным Harris Interactive, в 1994 году 95% американцев заявляли, что верят в Бога. В 2005 году таких оказалось 82%. 

Исследователи полагают: снижение числа христиан объясняется прежде всего тем, что стало меньше людей, исповедующих либеральный протестантизм и католицизм. Эта тенденция прослеживается во всех регионах США, среди всех возрастных и демографических групп. 

Руководитель Комитета по делам религии и культуры партии «Правое дело» Александр Бесполденов отмечает, что статистические исследования, связанные с религиозной принадлежностью, организуются в разных странах по-разному. Зачастую некорректность формулировки вопроса может существенно исказить получившуюся картину.  Соответствующие вопросы могут включаться в опросные листы национальных переписей (хотя в некоторых странах подобные вопросы находятся под официальным запретом, поскольку могут рассматриваться как нарушение принципа свободы совести или принципа светскости государства), осуществляемых государственными органами; проводятся также выборочные социологические исследования общего характера и по специфическим проблемам религиозной жизни с весьма широким содержанием опросных листов − они осуществляются либо государственными структурами, либо, значительно чаще, независимыми коммерческими и некоммерческими организациями (к сожалению, далеко не всегда подобные исследования позволяют составить достаточно репрезентативный динамический ряд: в целом ряде случаев их результаты остаются уникальными статистическими срезами − главным образом, ввиду отсутствия заинтересованности финансирующих организаций в дальнейшем продолжении исследований на основании стандартных опросных листов; это снижает качество и информативность результатов таких опросов).

Однако, вызывает интерес мнение исследователей, приведенное в заметке. Организованная в 1850 году перепись населения США, включающая вопросы о конфессиональной принадлежности, выявила 18 основных религиозных номинаций. По результатам переписи 1890 года было выявлено уже 145 деноминаций, объединяемых в 18 генетических групп (классификация стала более детализированной). Специфика протестантского мира состоит в его внутренней потенции по генерированию новых номинаций, в первую очередь, либерального толка, христианское наполнение которых представляется все более и более размытым и утратившим свои связи с исторической церковью. От того, чтобы быть членом такой группы, до выхода вовне – один шаг, что, собственно и показывают нам данные статистики. 

Такие же тенденции можно наблюдать и в католических либеральных движениях. Бесконечное уточнение и редактирование объекта веры как такового приводит к ментальной усталости и протесту  против любых редакций в принципе. Другой стороной проблемы является связь процесса секуляризации с глобализацией. Связь эта многопланова и нелинейна. Однако, хотелось бы отметить в контексте указанной темы одно из важных явлений. Глобализация характеризуется увеличением объема информации и скоростью её передачи в общемировом масштабе. Недаром некоторые специалисты начинают бить тревогу  и пугать нас тем, что через несколько лет Интернет «захлебнется». Это увеличение скорости и объема неизбежно приводит к потере глубины. Центробежные силы, раскручивающие маховик цивилизации, выбрасывают на обочину самое информационно-тяжелое… Думать – некогда, погружаться – некогда, летим вперед, не осознавая «куда?» и «зачем?».

Такие же тенденции прослеживаются и в Европе, констатирует А.Бесполденов. Христианская цивилизация переживает глубокий кризис. Эксперты Pitzer College выявили, что развитые европейские государства наименее религиозны, причем процесс секуляризации продолжается и даже ускоряется. Их выводы подтверждаются опросами, проведенными в разные годы World Values Survey. К примеру, за период с 1990 по 2000 годы число тех, кто говорил, что вера для него очень важна, сократилось в Великобритании с 16% до 14,4%, в Испании − с 18,6% до 15,7%, во Франции −  с 9,6% до 8,5%. "Большая социальная и личная безопасность порождает более атеистические настроения в обществе", - считают авторы доклада Pitzer College.

Одновременно с ярко выраженной кризисной тенденцией в христианских номинациях наблюдается такой же ярко выраженный религиозный ренессанс в исламском мире. Как сообщает «Голос Америки», самая «молодая» религия мира − ислам: средний возраст среднестатистического мусульманина − 23 года. Среднестатистическому индуисту − 26 лет, христианину − 30, «человеку без религии» и буддисту − по 34, иудею − 36 лет. И этот ренессанс – тоже ответ на глобалистические процессы, на слишком быстрые изменения и экспансию мультикультурализма. Своеобразной точкой отсчета этого процесса  можно считать исламскую революцию 1979 года в Иране. События последних лет и месяцев показали, что религиозная составляющая является мощнейшим  фактором, влияющим на развитие всей мировой цивилизации.  Никого не оставляют равнодушными новости о тысячах убитых  на территориях, подконтрольных ИГ.

Ситуация в России неоднозначна. Среди сонма статистических данных можно найти доказательства как увеличения числа верующих, так и его уменьшения. Картина становится ещё более запутанной, если учитывать фактор многонациональности и поликонфессиональности. Любопытными представляются исследования, проведенные студенткой Высшей школы экономики Анной Кульковой. В ходе исследований оказалось, что религиозность напрямую влияет на участие россиян в политической жизни. По её данным, люди, которые молятся каждый день, или те, кто молится только по праздникам, с большей вероятностью участвуют в политической жизни, чем те, кто не молится совсем. А те, кто просто называют себя православными, но не ходят в церковь и не молятся, как правило, менее политически активы, чем те, кто не относит себя к какой-либо религиозной конфессии. По-настоящему религиозные люди, как выяснила Кулькова, вовсе не пассивны и не безразличны к тому, что происходит вокруг них. «Современная ситуация требует от каждого активного участия в общественной жизни – потому что из тысячи маленьких дел складывается воля народа, складывается путь, по которому идет страна» − заявил руководитель партийного комитета. 

Хотелось бы пожелать людям, задающим себе вопросы о смысле жизни, не поддаваться общей тенденции к обмельчению духовной жизни, а стараться честно и до конца ответить на все внутренние вопросы, четко формулировать поставленные цели и помнить, что от того, насколько мы честны с собой, насколько мы не ленивы («Душа обязана трудиться», как сказал классик), зависят не только наши судьбы, но и судьба страны, судьба цивилизации.

Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме