11:15 05.12.2011 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Ставропольский край: Борис Оболенец о политической и социально-экономической ситуации в Ставропольском крае
Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, Ставропольская правда, 2011
В Думе Ставропольского края четвертого созыва, состав которой будет переизбран 4 декабря, Борис Оболенец возглавляет комитет по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности. В борьбе за депутатское кресло в новой Думе он не участвует, однако пожелал поделиться с читателями «СП» своими итоговыми размышлениями об итогах работы комитета. А также о социально-экономической ситуации в крае, ключевых событиях последнего времени.
– Как говорится, вашему созыву есть что вспомнить. Все начиналось с революционной ситуации в прямом смысле этого слова. Главным предвыборным требованием «эсеров», имевших «контрольный пакет» депутатских мандатов, в 2007 году была отставка губернатора. И вот, так сказать, под занавес работы этого состава Думы дежавю – лидер регионального отделения ЛДПР требует включить в повестку дня заседания ДСК вопрос об отставке губернатора. Персоналии, так сказать, другие, а прием тот же. Что вы думаете по этому поводу?
- Либеральные демократы решили пропиариться, но поддержки не получили. И губернатор правильно прокомментировал ситуацию: голосование о включении или невключении вопроса в повестку дня стало своего рода вотумом доверия руководителю региона. Так или иначе одобрение депутатов Валерий Гаевский получил. Если рассуждать непредвзято, то, на мой взгляд, не только требовать, но даже и желать отставки губернатора не стоит. На волне революции пришли – и вот теперь кажется, любого можно отправить «долой», и от этого будет польза. Это неправильный подход. И хорошо, что большинство депутатов это понимает. Не хочу сказать, что губернатор идеален, таких руководителей и не бывает. Единственное, я и раньше об этом говорил, по ряду вопросов, на мой взгляд, у руководителя региона передавливает политика. Но надо учитывать, что любой человек системы является заложником этой системы. Вместе с тем, я с самого начала считал, что после Черногорова эта кандидатура была наиболее подходящей. Все, как говорится, познается в сравнении. Вспомните, после событий 2007 года были и «посадки», и давление на депутатов, имеющих бизнес. Это многие уже стали забывать. С приходом же на должность гу-бернатора В. Гаевского ситуация изменилась. Именно он приложил все усилия для того, чтобы ситуация нормализовалась. Отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, бывшие притчей во языцех во время последнего периода пребывания в должности губернатора Черногорова, стали наконец конструктивными. И, безусловно, но-вое положение дел пошло только на пользу нашему краю.
Кстати, в связи с этим хочу сказать: очень важно, что губернатор обладает достаточными бойцовскими качествами, чтобы отстаивать свою позицию и интересы края. И это еще один важный аргумент в его пользу. Тарифы в крае достаточно высокие по сравнению с нашими соседями. Глава края сделал возможное и невозможное, чтобы их снизить. Ради того, чтобы облегчить бремя для малого и среднего бизнеса, он не побоялся испортить от-ношения с монополистами, каковыми у нас являются, в частности, энергетики.
– Борис Андреевич, а как вы оцениваете решительный жест главы региона, отправившего в одночасье накануне выборов в отставку правительство края в полном составе?
- Можно было бы рассуждать сегодня о своевременности поступка и насколько связан этот поступок с предстоящими выборами, если бы уволенное правительство было бы идеально. Думаю, что не ко всем относится этот решительный шаг. Однако отдельные на-правления деятельности краевого кабинета министров были провальные. Скажем, печаль-но, на мой взгляд, что у некоторых министров не было своего мнения. Руководитель целой отрасли должен иметь свое мнение и смелость для того, чтобы высказать его на высоком краевом уровне. Иногда истина рождается именно в споре. Конечно, не менее важно быть командным игроком. И идеально, когда эти качества сочетаются. Надеюсь, что новый состав правительства сможет правильно применить и горький опыт предшественников, и добиться реальных подвижек в развитии края.
– Собственно говоря, комитет, который вы возглавляете, несет часть ответственности за то, какая складывается в крае социально-экономическая ситуация. Наряду с правительством, отправленным в отставку. Как вам работалось с его экономическим блоком? Что удалось сделать, что осталось нереализованным?
- Мы действительно работали в тесной связке. Поэтому могу ответственно заявить, что экономический блок правительства, по моей оценке, работал достаточно эффективно. Можно взять за точку отсчета кризис 2008 года. Край вышел из него с наименьшими потерями. Совместно удалось принять немало вполне рабочих законов, которые помогают экономике двигаться вперед. В их числе могу назвать краевые законы о технопарках, за-логовом, гарантийном фондах, о снижении налогового бремени для малого бизнеса, работающего по упрощенной схеме налогообложения. Это был нормальный, прозрачный под-ход, благодаря которому многие не только выжили в период «экономического ненастья», но и поднялись на ступень выше. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам – эта форма поддержки бизнеса получила развитие, сделав возможным открытие новых экономических ниш, увеличение объемов действующего производства. Хорошо показал себя на практике принятый Думой края закон о выкупе арендованного имущества. Депутаты отдали предпочтение самому либеральному его варианту. Мы отказались от ограничений по размеру площадей, которые можно выкупить, написав в законе «в пределах арендованной площади». А по срокам выбрали максимальный из предлагаемых законом федеральным. Практика, однако, показала, что реализация долгожданного правового документа идет по-разному: очень много зависит от позиции местной власти. По нашим наблюдениям, в большинстве городов краевого значения число воспользовавшихся данным правом предпринимателей растет пропорционально численности населения. Инертнее всех повела себя, как ни удивительно, краевая столица. Хотя, казалось бы, главный город региона должен был бы стать застрельщиком в развитии бизнеса, показывая другим пример. Вот это проблема. Выходит, мало принять закон. Видимо, краевой исполнительной власти необходимо было бы настойчивее требовать исполнения законодательных решений, ею одобренных.
Есть и другие критические замечания. Были в принятом правительством перечне инвестиционные проекты, от которых в конце концов отказались. К такого рода прожектам я от-ношу строительство туристско-рекреационного комплекса у горы Развалка в Железноводске. Лично я с самого начала голосовал «против», к моему мнению тогда не прислуша-ись. Есть и в новом портфеле такого же порядка инвестпроекты. В частности, строительство автозавода в Михайловске. Иногда желаемое принимается за действительное. Если ситуация будет развиваться в нужном направлении, буду только рад.
Пока, к сожалению, стопорится вопрос о принятии закона об индикативном планировании. На Кубани аналогичный нормативный акт успешно и не первый год работает. Хотя мне понятны сомнения, высказанные и. о. министра экономического развития края Ю. Ягудаевым. Многое зависит от того, в каком виде этот закон будет принят. Главное – не утяжелить документ до такой степени, что в итоге у министерства не хватит штата для составления отчетов.
Слабым звеном, на мой взгляд, остается управление краевым имуществом. Имущества много, но распоряжаемся им неэффективно. Взять хоть притчу во языцех – санаторий «Ставрополье». Депутаты проголосовали за выделение здравнице на решение неотложных проблем 30 млн рублей. Однако губернатор заблокировал это решение. И, наверное, в чем-то прав. Надо вначале выстроить надежный алгоритм действий на этом объекте, по-добрать команду, которая способна выправить положение дел. Вопрос из той же серии. Не смогли добиться эффективной работы нефтегазовой компании «Ставрополье». В итоге предприятие, работающее под контролем правительства края, – банкрот. Немудрено, за короткий срок сменилось пять министров имущественных отношений. Выходит, эффективного менеджера пока так и не нашли.
Когда четвертый созыв только приступил к работе, много спорили, какой стоимости объект может быть приватизирован только после утверждения в Думе края. В итоге установили планку на уровне 50 млн рублей. Однако сегодня я склоняюсь к мысли, что губернатор прав: такой подход ведет к коррупции. Многие, чтобы обойти закон, порой устанавливают продажную цену ниже реальной стоимости. Исходя из опыта руководства комитетом, в сфере ответственности которого находятся также и вопросы управления госсобственностью, я – за другой подход. Эффективнее принять краевой закон об утверждении Думой плана приватизации на год, предоставив правительству большую свободу действий. Как говорится, позже спросится. Ведь глава края ежегодно отчитывается об итогах работы правительства перед краевым парламентом. Если возникнет какой-то вопрос по ходу жизни, всегда можно внести поправку в действующий нормативный акт.
Я с одобрением воспринял первоначальный подход губернатора к тому, как надо строить работу правительства. Каждый чиновник должен иметь должностную инструкцию и действовать в соответствии с ней. Эту практику, считаю, надо возобновить. Ибо есть должности, которые, по сути, ничем путным не загружены. Надо же иметь ясные ориентиры, по которым оценивается работа чиновника с высокой долей объективности.
И еще. Не устану повторять, что инновации в экономике невозможны без инноваций, образно говоря, в обществе и политике. Надо развивать в крае гражданское общество, ориентируясь при этом на лучшие образцы. Понятно, перескочить в иную степень сразу не получится. Начинать надо с малого.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме