11:03 04.06.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Санкт-Петербург: Игорь Трусканов: Экономика как зеркало национальной культуры


 Великий древнегреческий философ Аристотель жил во времена античных богов и рабовладения. Он и сам был рабовладельцем, оставаясь при этом благороднейшим из людей своего времени. Аристотель не видел в экономике ничего, кроме инструмента удовлетворения насущных потребностей общества и создания средств, необходимых для развития городского хозяйства. Деньги в этой ситуации являются лишь удобным инструментом обмена товарами и услугами. Но это не значит, что в те стародавние времена не было людей, стремящихся к обогащению. Именно поэтому Аристотель различал в хозяйственной деятельности и предпринимательстве два подхода: Экономику (управление хозяйством полиса на благо всех его жителей) и Хрематистику (стремление к получению максимальной прибыли). Философ отмечал, что Хрематистика отличается тем, что прибыль и накопление денег становится для человека самоцелью, поэтому такой человек выбирает и соответствующие (как правило, неполезные для общества) сферы для реализации своих целей. Например, ростовщичество, спекулятивная торговля, контрабанда и прочая преступная деятельность. Деньги в этом случае выступают не в качестве инструмента обмена, а в качестве цели и даже божества, теряя своё истинное предназначение, искажая и мотивацию человека и в итоге его душу. Поэтому к Хрематистике Аристотель относился отрицательно.
Вот что он пишет в своём произведении «Никомахова Этика»: «- Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращенный…»
Отражение национальной культуры мы всегда найдём не только в произведениях искусства и предметах быта, не только в законодательстве и традициях, но и в самой экономической модели, по которой устроено общество. Более того, если попытаться навязать обществу экономическую модель, не свойственную его культурным традициям – дело закончится либо гибелью культуры, либо крахом данной экономики (а, следовательно, государства). Буквально на наших глазах по этой причине прекратил своё существование СССР. И вроде бы нынешнее руководство сделало соответствующие выводы. Впервые за долгие десятилетия, на уровне первых лиц российского государства, проявилась искренняя заинтересованность в масштабном развитии малого бизнеса и формировании широкого класса независимо мыслящих, с предпринимательской жилкой людей, в различных сферах экономики России.
Одним из знаковых заявлений на эту тему была сформулированная Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым формула четырёх приоритетов для России – четырёх И:
- Инвестиции
- Инновации
- Инфраструктура
- Институты
Этот фундаментальный тезис актуален сегодня во всём мире. Но его реализация в нашей стране, очевидно, находится под угрозой. И в первую очередь со стороны тех, кто должен быть исполнителями, практически реализующими эту программу на местах.
Сегодня только ленивый аналитик не говорит об административных барьерах и неэффективности управления, которые сдерживают развитие российской экономики. Одним из инструментов решения этой проблемы призвана стать административная реформа. Но со стороны это выглядит забавно, как бюрократический аппарат «сам себя реформирует». Согласитесь, ситуация столь же анекдотична, как описанная в легендарном гоголевском «Ревизоре», когда Городничий утверждал Хлестакову: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу врет. Она сама себя высекла» («Ревизор» действ. 4, явл. 15). Создаётся впечатление, что в результате многолетней чехарды с объединениями и разделениями функций и ведомств, количество чиновников только растёт. К примеру, возьмём близкую нам тему малого бизнеса. Количество различных «комитетов», «комиссий» и «советов», которые занимаются развитием малого бизнеса, растёт как грибы после дождя. Но реально работать малому бизнесу легче не становится. По большей части все эти мероприятия – формальность и демагогия. Круглых столов и заседаний проходит много, но реально действующие практические решения принимаются только по команде «сверху». И то в реализованном виде эти «инициативы сверху» иногда похожи на пародию.
В качестве знакового примера можно привести вот такую историю про наших чиновников:
Тринадцатилетняя школьница из станицы Калитвенской Ростовской области, увидев по телевизору сюжет про Дашу Варфоломееву, которая получила от премьера В.В. Путина «платье, как у Золушки» и путёвку на новогодний бал в Кремле, написала письмо Президенту. В письме Дмитрию Медведеву девочка рассказала про свою жизнь, семью, и посетовала на то, что в их станице не продают морских свинок. И попросила главу государства помочь ей в приобретении этого зверька.
Из администрации президента письмо переслали в местную администрацию.
Представители этой администрации пришли в школу, где учится девочка, вызвали ее с уроков, позвали ее родственников и стали отчитывать их за то, что тем пришло в голову написать письмо своему президенту! В самый разгар кризиса! Да как им не стыдно! И потребовали... написать официальный отказ от просьбы подарить морскую свинку!
Родные девочки из школы отправились прямо в районную газету города Каменска. Где и рассказали эту историю. Сотрудники газеты настолько прониклись ситуацией, что пошли в зоомагазин и купили девочке морскую свинку. Это обошлось им в 500 рублей. Узнав о том, что происходит, директор зоомагазина – тоже нормальный человек, не чиновник, – подарил в придачу к свинке клетку и корм. В общем, желание девочки осуществилось. Но тетя девочки, присутствовавшая при разносе в школе, придя домой, уже сама написала Президенту России еще одно письмо, где рассказала всю эту историю.
Администрация президента после получения её письма отреагировала мгновенно…
И вскоре домой к девочке прибыли чиновники местной администрации с извинениями и двумя морскими свинками!!!
Неизвестно, насколько достоверна эта история, недавно гулявшая по блогам рунета, но она настолько реально отражает суть проблемы, что всякий россиянин говорит – верю. И смеётся.
Вот таким вот образом наши чиновники и малый бизнес "поднимают"-)
Очевидно, что мы имеем дело с системной проблемой, которая, в той или иной степени, присутствует во всех странах мира. Кризис прежней социально-экономической формации, характерной для постиндустриального общества, затронул все государства. Несостоятельность основных институтов и законов в условиях формирующегося информационного общества очевидна сегодня руководителям всех развитых стран.
Но Россию эти глобальные преобразования в общественной и экономической жизни человечества застали на пороге внутренних перемен. И можно сказать, что наше общество, как ни одно другое, готово к преобразованиям. Но неготова к ним прослойка чиновников. И вот почему. Чиновник в нашей стране всегда чувствовал свою особенную социальную защищённость и значимость. (Не случайно на просторах Древней Руси чиновничья работа называлась «кормление».)
Автор этих строк заранее просит прощения у той достойной части государственных служащих, которых мы узнаём в образе начальника таможни Павла Верещагина из кинофильма «Белое солнце пустыни», с его гордой фразой: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» Такими людьми Россия прирастает, укрепляется и гордится. Но таких, к сожалению, мало.
Возможно, однажды учёные смогут объяснить, в чём секрет живучести клановой и коррумпированной российской бюрократии. Но приходится констатировать, что ни жесткие реформы Петра I, ни административная реформа, проводившаяся в 60-х годах XIX века в период царствования императора Александра II, ни революционные преобразования первой половины XX века, ни перестройка, которой тот век закончился, не смогли превратить этот якобы государственный, а по сути самодостаточный и самого себя обслуживающий институт «кормления» в эффективный инструмент управления. Более того, как в императорской России, так и в СССР, и теперь в Российской Федерации, борьба за качество администрирования на местах и соблюдение законов становится в первую очередь инструментом борьбы между кланами и группировками элиты различных уровней за влияние, должности и бюджет, и лишь косвенно служит своему номинальному назначению – построению эффективного и общественно-полезного управления.
А что же мы, граждане? Народ, как говорил классик – безмолвствует. Но если быть объективными, то надо признать, что у этой проблемы есть совершенно объективные причины.
1. У российского народа голова закружилась от чехарды сменяющихся за последние сто лет формаций. В общественной психологии на укрепление традиций уходит лет 50, а на территории России за период с 1860 года по наше время произошло с десяток социальных и инфраструктурных преобразований кардинального характера! За это же время наша страна пережила 3 войны, гражданскую войну, страшные послереволюционные голодные годы, массовые репрессии диктатуры большевиков и многократную массовую иммиграцию. Многократный отток из страны материальных и культурных ценностей привёл большую часть населения к обнищанию. Репрессии и волны иммиграции лишили общество наиболее талантливых, энергичных и способных. Произошла серьёзная отрицательная селекция в социальной и даже генетической структуре общества. В результате, несмотря на красивую статистику поголовного среднего образования, большая часть населения нашей страны имеет криминализованное сознание, пренебрежение к духу закона, и самые примитивные ценности. Как говорил китайский мудрец – слишком бедные не имеют совести…
2. Начиная с реформ Петра I, в России внедрялась модель управления, основанная на духе католицизма и «римском праве». Эта модель оказалась чужда психологии большинства россиян, выросших в традициях православного христианства и общинно-родовых ценностей. В ситуации этого конфликта им было проще решать все существующие вопросы не в теоретически установленном законом порядке, а как раз через сформировавшиеся на местах клановые и коррупционные системы влияния, тем самым подпитывая и ещё более укрепляя их. Процесс тем боле усугубился, когда в состав Российской империи вошли азиатские республики со своими традициями. Кто-то скажет, что такой выбор общества обусловлен его серостью и лукавостью. Но на самом деле этот выбор обусловлен рациональностью, практичностью и природной смекалкой русского человека. Ведь самый простой путь – самый желательный, и, как правило, самый эффективный. При этом не подлежит сомнению, что как только российскому обществу будет предложена реальная альтернатива сложившейся сегодня системе, общество поддержит её. Доказательством этого является высочайший рейтинг наших нынешних лидеров президента и премьер-министра, притом, что уровень доверия к государственному аппарату и чиновникам в целом продолжает оставаться крайне низким. Эти популярные в российском обществе персоны символизируют собой эдаких Минина и Пожарского, на которых общество возлагает надежды на своё освобождение от «неправильной» власти.
3. При этом у российского общества фактически нет реального инструмента выражения своей воли. Вроде есть свободные выборы. Но нам практически не из кого выбирать. Как в солдатской столовой, наше «меню» просчитано за нас, и читать его нет смысла: несколько бывших коммунистов и комсоргов, несколько бывших завскладов и фарцовщиков, несколько силовиков, несколько спортсменов, актёров и ботаников. Такова наша «электоральная корзина». А дела на местах по-прежнему, как и всегда, не спеша, решают всё те же Городничий, смотритель училищ Лука Лукич, судья Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович - попечитель богоугодных заведений, и, конечно же – куда без них – местные VIP-персоны Добчинский и Бобчинский. В то время, когда стране необходима слаженная, профессионально скоординированная и энергичная работа по реанимации целых регионов и отраслей, они продолжают решать свои проблемы. И им даже выгодно, что взгляд избирателей обращён туда, в Москву, откуда через Останкинскую телебашню нам доносят новости, после которых доверия политике и политикам в обществе не может быть:
…Следователи Генеральной прокуратуры России обнаружили и изъяли 300 тысяч долларов в ходе обыска, проведенного в минувший вторник в офисе партии "Либеральная Россия" в Армянском переулке Москвы. Как сообщили в среду источники в правоохранительных органах, следователи Генпрокуратуры пытались выяснить принадлежность денег. Однако представители партии заявили, что не знают о происхождении этих денег, сообщает "Интерфакс"…
Этот случай я напоминаю не потому, что он особенно вопиющ. Просто цинизм всей политической жизни нашей страны в этом случае бесстыдно вылез наружу.
В результате сложившейся ситуации, несмотря на декларируемый курс на модернизацию экономики и управления, реально принимаемые меры половинчаты, неэффективны и коррупциогенны. Законы противоречат друг другу. В качестве примеров можно привести противоречия между Жилищным кодексом и законом о рекламе, ситуацию с реализацией ФЗ 94, ситуацию с саморегулированием в строительстве и энергоаудите, ситуацию с реализацией проекта "Электронное правительство" и множество других примеров.
Абсолютно отсутствует обратная связь в системе управления. В результате экономика страны находится фактически в режиме «ручного управления», вовлекая в этот неэффективный процесс всё больше функционеров, и имея всё меньшее КПД.
К примеру, в конце 18 века в Российской Империи, в тех её границах, было – 0,6 чиновника на 1 тысячу человек населения. В конце XIX – 2 чиновника. В 1913 году – хватало 1,6 на тысячу.
В СССР:
1922 год – 5,2
1940 год – 9,5
1950 год – 10,2
1985 год – 8,7
В 2005 году эта цифра составляла уже 11 человек на тысячу. И сейчас продолжает расти.
Сам по себе рост числа госслужащих не является критерием ситуации. Критерием является результат. Который подтверждает: КПД системы управления всё ниже, а уровень жизни чиновников всё лучше. Собственно чиновничество это единственная каста работников в РФ, условия труда которых и оплата труда которых растут не только быстрее средних показателей развития экономики, но и вообще – обратно пропорционально результатам их деятельности (премии, надбавки, командировки и проживание за государственный счёт).
Качество администрирования продолжает ухудшаться, а вместе с ним и качество жизни основной массы россиян и перспективы России в глобальной экономике.
Как результат – место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности. На 2009 год Российская федерация удостоена 63 места из 133 возможных. Рейтинг составлен с учётом таких показателей как: "Инфраструктура", "Макроэкономическая стабильность", "Развитость финансового рынка", "Технологический уровень", "Конкурентоспособность компаний» и "Инновационный потенциал». Если бы в расчётах были учтены и такие показатели как: «Доступность кредитования», «Равенство перед законом», «Соотношение стоимости кредитов и средней рентабельности в малом бизнесе», «Покупательная способность среднего россиянина» - место нашей страны в этом рейтинге было бы ещё ближе к концу списка.
Давайте ещё раз отметим эти ключевые показатели:
Рентабельность в сфере малого и среднего бизнеса – 5-12%
При этом процентные ставки даже по краткосрочным кредитам – не менее 16%

Стоимость квадратного метра жилья полностью готового к проживанию – в 2 раза выше среднемесячной зарплаты, в то время как в развитых государствах этот показатель имеет обратную пропорцию.

Средняя зарплата по стране – 18 000 рублей.
Средний платёж за 1-комнатную квартиру по ипотечной программе – от 16 000 рублей, при наличии первоначального взноса от 600 000 рублей.
При этом более 60% населения имеют доходы, которых едва хватает на оплату коммунальных расходов и жизненно необходимых товаров и услуг. И только 2% населения не ограничены в своих потребительских запросах.
Вследствие этого уровень платежеспособного спроса в России был недостаточен для широкого развития малого бизнеса даже в предкризисный период 2007-2008 годов, статистикой за которые мы можем оперировать. У «среднестатистического россиянина» нет финансовых средств ни на покупку акций, ни на покупку недвижимости, ни даже на желательную медицинскую профилактику, не говоря уже о лечении или автомобиле. Так откуда же в такой ситуации у нас разовьётся устойчивый платежеспособный спрос на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса, и товаров не первой необходимости в целом?
Наш среднестатистический покупатель (тем более пенсионер), у которого бюджет учтён вплоть до каждой копейки, тратит их, в основном, на продукты первой необходимости и оплату всё возрастающих тарифов на коммунальные услуги и транспорт. Это фундаментальная причина, по которой развитие малого бизнеса происходило медленно даже в годы хороших доходов от продажи энергоносителей.
И уже к этому, как отягощающие факторы, добавляются:
- высокая стоимость и невероятная сложность открытия своего дела, особенно если это производство (затраты на производство товаров и услуг в России существенно выше чем у стран потенциальных конкурентов из-за суровых климатических условий (9 месяцев отопительного периода) и низкого качества инфраструктуры (транспорт, связь, администрирование),
- коррупция и профессиональная непригодность многих чиновников,
- плотность населения, за исключением нескольких регионов, крайне низкая, чтобы обеспечить необходимый объём массового спроса на товары и услуги местного производства,
и, само собой,
- отсутствие культуры труда в обществе, где десятилетиями предприимчивость приравнивалась к социальному злу и преступности (качество и культура труда в нашей стране уступает не только европейским, но даже показателям в таких странах как Таиланд, Малайзия, Китай и Вьетнам).
Вот только часть фактов, которые необходимо учесть, чтобы сформулировать программу успешного развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции. Поэтому перед нашим правительством стоит сложнейший вопрос синтеза исторически сложившихся деловых традиций и законов и новых реалий глобальной экономики и единого информационного пространства.
Но есть ещё и вторая сторона вопроса. Мало иметь результаты анализов пациента. Необходимо иметь достаточную медицинскую квалификацию, чтобы, опираясь на имеющиеся показатели поставить точный диагноз и назначить наиболее эффективное и безвредное лечение.
Так же и в экономике. Нет профессионалов – нет экономики. Причем профессионалов на всех уровнях. А нам досталась страна, в которой предпринимательство рассматривалось как социальное зло. Не лучше обстояло дело и с фундаментальной экономической наукой. В СССР, со своей суррогатной системой устройства экономики, и экономисты должны были быть особого «покроя». Глубокие фундаментальные исследования в этой области были невозможны. Зато возможность использовать с целью личного обогащения свои служебные возможности была для некоторых функционеров неограниченной. В результате, когда страна стала на путь построения рыночной экономики и гражданского общества, в командную рубку «корабля нашей экономики» попали кто угодно - самолюбивые выскочки, воинствующие дилетанты, аферисты, безынициативные функционеры. Но не нашлось среди них того, кто смог бы профессионально соединить в единое целое разрозненные куски экономики СССР, предпринимательские способности народа, интересы государства и требования формирующегося глобального рынка. В результате перед нами предстало некое детище доктора Франкенштейна, которое и Экономикой, в полном смысле этого слова назвать нельзя. Но восстанавливать ситуацию необходимо. И очень быстро.
Необходимо оперативно реализовать программу поддержки малого бизнеса, фермерских хозяйств и граждан желающих строить домовладения и нуждающихся в медицинской помощи. Только такое вложение государственных денег многократно принесёт пользу, так как пройдёт снизу вверх по всей цепочке товарно-денежных отношений, напитывая все уровни экономической инфраструктуры государства, а не аккумулируясь в верхних эшелонах частно-государственного истеблишмента. И в целом, говоря о финансовых инструментах поддержки нашей экономики, хотелось бы видеть работу в этом направлении не только в отдельных областях, а системно охватывающую все направления развития экономики - с приоритетом на области, способные привести к максимально быстрому или максимально большему мультипликативному эффекту.
К примеру - малоэтажное домостроение. Во всём мире известно, что строительная индустрия является самым мощным двигателем развития всех отраслей экономики. А в малоэтажном строительстве прибыль можно получить еще и очень быстро из-за короткого строительного цикла (2-4 месяца от закладки фундамента до сдачи дома), в отличие от строительства многоквартирных домов, где строительный цикл длится несколько лет. Традиционно считалось, что малоэтажное домостроение ограничено летними месяцами. Однако современные технологии строительства обеспечивают возможность строительства круглый год. При этом малоэтажное домостроение может стать для нашей страны двигателем не только экономического, но и социального и демографического развития. Ведь государство начинается с семьи. А семья начинается со своего дома. И, что бы мы ни говорили, без решения жилищной проблемы не может быть серьёзного увеличения рождаемости.
А малоэтажное домостроение, в свою очередь, не может развиться без государственных инфраструктурных проектов – строительства дорог, проведения электроэнергии и газа.
Стоимость квадратного метра жилья существенно зависит от расходов на стройматериалы. Поэтому, создавая специализированные строительные бизнес-инкубаторы, можно не только снизить стоимость квадратного метра готового для проживания жилья, примерно на 10%, но и обеспечить трудоустройство сотен тысяч россиян.
Нельзя не сказать и о финансовой поддержке спроса на приобретение жилья. Учитывая сложившийся в стране уровень благосостояния россиян, без создания программы субсидирования первого взноса хотя бы для работников бюджетной сферы, существенно увеличить объёмы строительства невозможно.
Грамотно сформированный пакет комплексных мер не только оживит все сопутствующие домостроению сектора производства товаров и услуг, но и существенно увеличит объём покупательской активности в секторе продаж сложной бытовой техники и автомобилей, производимых в России.
Но одними декларациями и «сигналами сверху» экономику не «завести». Необходимо создавать современные эффективные инструменты управления и развития. Найти оптимальный баланс между «историческим наследством» и требованием времени. В такой момент ключевую роль начинает играть профессионализм, ответственность и эффективность аппарата управления. Реальные качественные перемены в экономике и социальной сфере нашей страны не произойдут, пока наши руководители не поймут, что попытка реализовать модернизационные процессы, используя устаревший командно-административный аппарат, сродни попытке проигрывать DVD-диск на бабушкином патефоне. Поэтому начинать надо с создания новой эффективной и диверсивной системы администрирования.
С усиления роли муниципальных образований и общественных организаций.
С реформирования принципа контроля и оплаты труда госслужащих.
Очевидно, что для этого необходимо создавать совершенно новые инструменты, как в административном, так и в финансовом секторах государства. Ведь именно от этого зависит, как будет происходить интеграция России в мировую экономику – как аморфного сырьевого придатка или как равноправного и эффективного партнёра.

Трусканов Игорь Аркадьевич,
координатор проектов Ассоциации каркасного домостроения,
член партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» РО в СПб

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме