01:00 31.12.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Республика Алтай: Михаил Каратунов: Какова она, общеобразовательная школа ФБУ ИК-1?
В 2002году создано государственное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Ее учредителем выступило министерство образования и науки и молодежной политики Республики Алтай и управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай, на которого возлагается обязанность предоставления школе необходимых для организации учебно-воспитательного процесса помещений, имущества и оборудования, а также обеспечения школы учебниками, пособиями, письменно-канцелярскими принадлежностями и другими необходимыми для обучения средствами.
2010 год, объявлен Президентом России Дмитрием Медведевым «Годом учителя». Он нужен, чтобы поднять престиж профессии учителя и, естественно, статус ГОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы в глазах общественности, чтобы обратили внимание на тех, кто каждый день совершают нравственный подвиг, а именно пытается вложить кусочек знаний, души, доброты в очень сложных учеников: взрослых людей, со сложившимися, и порой трагично, судьбами. Сегодня учителя этой школы каждый день пытаются исправить педагогические ошибки в воспитании осужденных, совершенные когда-то родителями, школой, обществом.
Эта тема - общее среднее образование в местах лишения свободы - для многих абсолютная "терра инкогнита". Вот поэтому общественный Совет при УФСИН России по Республике Алтай решил посмотреть, как обстоят дела в вечерней (сменной) общеобразовательной школе ФБУ ИК-1 .
Я и председатель общественного Совета при УФИН России по Республике Алтай Ю.И.Мягкий приехали с заместителем начальника управления полковником Майжегишевым в колонию строгого режима.
К нам подходят хозяева зоны, представляются. После обязательной процедуры оформления пропуска и предъявления его вместе с паспортом контролеру за нами и полковником характерно лязгает еще одна металлическая дверь. Все, мы в зоне.
Не отставая ни на шаг (не вспомнить "Сталкера" Стругацких в этой ситуации просто невозможно), невольно шагаю полковнику чуть ли не след в след. Вот и двухэтажное каменное здание из красного кирпича. У входа застыли фигуры в неопределенно не то черной, не то серой одежде мужчины лет восемнадцати-сорока, чувствуется - на вопросительный взгляд право имеют. Их принадлежность угадывалась без труда – осужденные. Заходим... Тишина. Только в учительской учителя в гражданской форме со строгими лицами.
В разговоре с учителями мы начинаем разбираться в моральных аспектах цепочки: УФСИН - исполняет наказание преступника, ИК - исправляет, а школа - обучает его, по сути, дает ему какие-то блага. Но в таком случае не теряется ли в отношении человека, совершившего преступление, сам смысл определения его за колючую проволоку - неотвратимость возмездия за содеянное? Вот я сейчас так и жду, что какой-то нетерпеливый читатель воскликнет на этом месте: "Да какое там обучение! Какие там им аттестаты! Да этих сволочей пороть надо каждый день, до кровавых рубцов, а вы им школы, ат-тес-таты... Тьфу!" Все правильно, народ имеет право на разъяснения, и эта встреча, на мой взгляд, их дает. Во всяком случае, школы в зонах теперь не должны восприниматься явным перебором.
Беседуем с директором школы Сергеем Николаевичем. Сергей Николаевич прослужил в этом учреждении 15 календарных лет, дослужился до подполковника, ушел на пенсию и вот уже второй год возглавляет эту школу.
- Очень помогает то, - говорит Сергей Николаевич, - что преподавательский состав здесь ну прямо редкостный. Сам себе завидую как директору, честное слово. Обо всех хотелось бы сказать, понимаю, это невозможно, но хочется подчеркнуть, что из 9 преподавателей два кандидата наук, два учителя первой категории, а остальные – высшей. У нас великолепный учительский состав. Здесь, в зоне, качество преподавания должно быть очень высокой пробы, если мы хотим от идеи ведения курса средней школы среди заключенных добиться положительных результатов.
Меня работа здесь увлекла с первого дня, с 2008 года. Ученики очень непростые, учитывая наш контингент. Некоторым только восемнадцать исполнилось, а есть и сорока- и пятидесятилетние. Ну-ка собери их в одном классе да заставь учиться не ради галочки, а ради знаний? Ведь люди эти изуродованы не только улицей или семьей, но и, повторю, дневными школами. Бывает, поступает к нам человек, у него образование за девять классов обычной школы, а он по слогам с трудом читает, Китай на карте в районе Кубы ищет. Он вообще с трудом с учителем разговаривает. И это не от вредности, а он стесняется своего голоса! Его к доске вызовешь, а ему там, на виду, стоять в такой вот непривычной для него роли ученика и позорно, и не умеет он так. И это гораздо более жалкое зрелище, чем смешное, когда человек не умеет вести себя по-человечески. И конечно, не дай Бог не сдержаться и улыбнуться в этот момент - все, потерян ученик.
Я всегда говорю себе и своим учителям: мы учим их, а они учат нас. Они учат нас взаимоотношениям с ними. А отношения совсем непростые, характерные, готовые прерваться в любое мгновение, это публика особая. И мы с ними общаемся без заигрывания: порой требовательны, порой даже жестки, порой, наоборот, очень мягки, но всегда человечны и справедливы. Без этого, без умения быть таким, здесь нельзя работать.
А какие талантливые люди в классах встречаются! Жаль, не положены у нас медали выпускникам вручать, поведение у них уже на двойку, а то обязательно были бы медалисты. Но мы им почетные грамоты выдаем, как бы компенсируем. А аттестаты наши ничем от выдаваемых в "детских" школах, на свободе, не отличаются.
Уникальный случай для школы: один из осуждённых, отбывающий наказание за тяжкое преступление окончил вечернюю общеобразовательную школу с «золотой медалью» т.е. на одни пятерки.
Редко, но бывают случаи, когда педагог совершает грубую профессиональную ошибку т.е. поддаются на провокацию, может, даже негодяя (зона у нас для лиц, впервые совершивших тяжкое уголовное преступление, и сроки у этих лиц от 5 до 15 лет лишения свободы), показывая слабость духа, если хотите. И позволяет себе пусть минутное, но поведение, сообразное их морали. Не он их исправляет, как ему предписано по статусу, а они его "исправили" по существу. В таких случаях я заставляю его извиниться.
У нас ученики к учителям относятся с должным уважением. Мата, например, у нас в школе нет совершенно, и той дерзости и даже грубости, которые допускают современные дети в обычных школах, у нас и помыслить невозможно. Сказывается, конечно, институт дисциплины, строго обязательный в колониях. Но только искренность мы чувствуем. Мы все, учителя, говорим - в зоне мы отдыхаем от похабщины и матерщины на воле».
Директор школы рассказывает обо всем этом горячась, с настоящей страстью. Постепенно для нас проясняется и правовая суть вечернего среднего образования в местах заключения. Школа опирается на четкие и строгие статьи «Закона об образовании»: если осужденному не исполнилось тридцать лет и образование его ниже одиннадцати классов – он обязан учиться до получения общего среднего образования. Уклонение от этого правила считается нарушением режима со всеми вытекающими последствиями. Казалось бы, чего проще: есть закон, и есть люди, на которых этот закон распространяется. Но, наверное, даже законодатели понимали, что образованность заключенного, а тем более - исправление в колонии не состоится, если действовать на этом поприще только буквой закона. Это не парадокс, наверное, а обычное явление, но только никогда в своей жизни я не встречал больных, с радостью идущих под спасительный нож хирурга. Понимание необходимости - да. Но это у обычных людей на свободе, за колючей проволокой все иначе. И чему же удивляться, когда предписанный курс лечения - через знания к жизни - заключенный исполнять не хочет? А они, заключенные, действительно вначале особенно не хотят, до девяноста процентов.
В принципе, ситуация, используя шахматную терминологию, сложилась патовая: исправить преступника можно, только изменив его самосознание, повысив его интеллект; один из методов, действительно повышающих интеллект человека, - повышение его образовательного ценза. Интеллект человека никогда не повысится, сообщаемые знания никогда не закрепятся в его сознании, если образовательный процесс будет носить принудительный характер.
Послабление режимного духа колонии заметно, но людей необходимо чем-то занять. Тем более практически закрыто производство, и большее количество времени они вынуждены проводить без дела на очень ограниченном участке пространства. Такое количество физически здоровых мужиков, зажатых рядами колючей проволоки, с преступными, а порой и очень преступными наклонностями - представляете потенциальную взрывоопасность ситуации? И школа, относящаяся к системе образования, но встроенная в режим колонии, значительно отличается от подобных ей на свободе. Она для заключенных и очаг культуры, причем, наверное, самый значительный, и отвлекающий фактор, и лечебный в области психологии.
Итак, роль школы в колонии о влиянии ее деятельности на судьбу заключенных вырисовалось вполне понятно т.е. первостепенная.
В школе, так же как и везде в вечерних, двенадцатилетка. Количество классов формируется в зависимости от потребности. В прошедшем учебном году, например, выпускных после 12 лет был 1 класс, два 9-х, всего же училось 90 человек. В этом учебном году в 7 классах обучается 106 учащихся из 180 подлежащих обучению. В каждом классе от 8 до 12 человек.
.
Проблема состоит в том, что не хватает классных комнат. Администрация исправительного учреждения в лице Яковлева И.И. переоборудовала ряд кабинетов в 5 классов. Все надлежащие документы для лицензирования этих классных комнат поданы в соответствующие инстанции. Как только лицензируют эти классы, так школа заработает в две смены, общий и строгий режимы посменно, и, таким образом, охватит всех подлежащих обучению.
Следующая проблема - это отсутствие теплого туалета. Для переоборудования помещения под туалет необходимо 90 тыс. руб. Беда в том, что эти деньги не заложены в бюджет. Школе необходимо сделать капитальный ремонт крыши, сменить двери, окна, полы. Все это планируется сделать к новому учебному году. 3,5 млн. руб. запланированные в республиканском бюджете для реализации утвержденной правительством республики программы реабилитации на этот календарный год, еще не пришли, и уже наверное не придут, а на эти деньги должны были приобрести современное оборудование, значительно улучшить учебную материальную базу школы. Тем не менее, в зоне второй год работает Центр доступа Современной гуманитарной академии, где на пяти специальностях : экономия, психология, информатика и вычислительная техника, юриспруденция получают высшее образование 9 осужденных. Директор добился снижения оплаты за обучение на 50% т.е. до 9,5 тыс. руб.
У школы в зоне, что та же задача, что и у дневной: дать знания (по стандартной программе ускоренного обучения), и дисциплинировать человека. Те же достоинства и те же недостатки. Только концентрация отрицательных эмоций на один метр полезной площади повыше. И тем понятнее гордость преподавателей за свой труд, когда человек на их глазах становится другим, три года был "отказчиком", три года его не могли заставить учиться. А потом пришел сам: блестяще закончил 9-й класс, затем 11-й, пойдет в двенадцатый. А ведь парню - всего 27 лет, и сидеть за разбой ему еще 5 лет. А в школе о нем говорят - он наша гордость.
Учителей моложе тридцати лет директор на работу не берет: педагог должен быть опытным - стаж от десяти лет. Образование - только высшее. Учителя, кроме школы, ведут занятия в КП-3, следственном изоляторе. Заработная плата учителя составляет 19-20 тыс.руб
В этому году (только с первого сентября) директор подписал уже 40 характеристик для условно-досрочного освобождения и помилования на учащихся. Досрочно освободиться хотят все, кто-то за этим лишь и садится за парту. (Характеристика - она становится определяющей для снижения срока, роль ее в этот период для комиссии решающая). Но положительный отзыв этот "кто-то" получит только при условии, что несколько лет будет прилежно посещать занятия и успешно учиться. А вот здесь-то зачастую и срабатывает принцип, который наш "стратег" учесть не может, но именно на это рассчитывает теория исправления. За эти годы общения с нормальными (его соучениками) и прекрасными (его преподавателями) людьми человек обязательно хоть немного, но станет другим, хоть чуточку, но лучше.
Сергей Николаевич за те несколько часов нашего общения несколько раз повторил: "Мы нашей деятельностью здесь делаем добро из материалов зла".
Не убедиться в этом под лавиной фактов и примеров невозможно. Честно говоря, они просто восхищают. Их такое множество.
М.Каратунов
Председатель регионального отделения
партии «ПРАВОЕ ДЕЛО»,
заместитель председателя Общественного Совета
УФСИН России по Республике Алтай
Обсудить новость на Форуме
17 декабря 2025
| « | Декабрь 2025 |
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 |