13:46 20.04.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Олег Наумов: Экономический кризис и перспективы высшего образования в России
19 апреля 2009 г.
Смогут ли нынешние абитуриенты учиться бесплатно или получать образовательные кредиты? Выживут ли коммерческие ВУЗы без государственной поддержки? Легко ли дипломированному специалисту найти работу? О проблемах развития российского высшего образования говорят автор и ведущий программы «Диалог» Олег Наумов и ректор Оренбургского аграрного университета Сергей Соловьев.
Олег Наумов: Мировой экономический кризис затронул все сферы общественной жизни, в том числе образование. На недавно прошедшем в Москве съезде Российского союза ректоров руководители высшей школы обсуждали стратегию выживания и развития в новых непростых условиях.
На съезде ректоров с антикризисными инициативами в области высшего образования выступил президент страны Дмитрий Медведев. Он призвал вузы зафиксировать плату за обучение, а хорошо успевающих студентов переводить с платных мест на бесплатные. Президент заявил о планах правительства по субсидированию образовательных кредитов и созданию сети национальных исследовательских университетов. На съезде ректоров обсуждались главные болевые точки: образовательные стандарты третьего поколения, единый госэкзамен, введение двухуровневой системы высшего образования.
С какими наболевшими проблемами приехали на всероссийский съезд руководители оренбургских вузов?
Сергей Соловьев: На сегодняшний день одна из основных проблем – это перспективы высшего образования. Речь идет о новой схеме построения высшего образования в РФ и создании федеральных исследовательских университетов, и как в этом мы друг друга увидим. Я имею в виду, как ректоры и ВУЗы себя видят в этой предполагаемой реформе. И как мы будем претворять в жизнь те новые идеи, которые высказывает президент Медведев и министр образования в плане преодоления кризисных явлений.
Олег Наумов: Россия сейчас открыта всему миру. И очень важно, чтобы наша система образования была признаваема во всех других странах. Как идет на сегодняшний день процесс внедрения бакалавриата и магистратуры?
Сергей Соловьев: Можно сказать о следующем: есть формальные вопросы, которые будут решаться достаточно простыми способами. Это кредито-модульная система, которая является основой ведения образовательного процесса, это выстраивание двухуровневой системы, т.е. бакалавр-магистр. И казалось бы, все это достаточно легко претворить в жизнь, проблема несколько в ином. Проблема в том, что сегодня образование то поймет, кто такой бакалавр-магистр, главное, чтобы этого бакалавра понимали те работодатели, которые буквально через три-четыре года будут принимать на работу этих выпускников.
Олег Наумов: Легко ли выпускнику ВУЗа найти работу?
Четверть жителей нашей страны считают, что трудоустроиться выпускнику в кризисное время практически невозможно. Каждый второй россиянин убежден, что нужны большие усилия, чтобы отыскать свое место под солнцем. 12 процентов полагают, что работу найти все-таки можно. И только 2 процента ответили, что дипломированных специалистов работодатели разберут прямо с порога высшего учебного заведения.
Как экономические проблемы, возникшие в связи с финансовым кризисом, отразятся на высшей школе?
Сергей Соловьев: Ну, допустим, по нашему министерству сельского хозяйства нас коснулось некоторое сокращение, мы на 15% как минимум потеряем финансирование по этому году, что, в общем-то, существенно. С другой стороны, мы понимаем, что не стоит на этом сегодня заострять внимание, а надо двигаться вперед и в этом плане мы стараемся надеяться на себя. Сегодня университет – это не просто учебное заведение, это комплекс, который обязан создавать для себя полигоны для обучения, в том числе те предприятия, которые должны быть примерами для развития по всему нашему региону.
Олег Наумов: Какие меры вузовское сообщество предлагает для смягчения последствий кризиса в сфере высшей школы?
Сергей Соловьев: На сегодняшний день, согласно призывам президента рассматриваются поправки к закону о высшем образовании в плане создания малых предприятий. Если помнит наша общественность, такие моменты уже были на заре развития высшего образования в РФ, тогда от этого ушли, на сегодняшний день система очень жесткая, и если это произойдет, то это в какой-то мере позволит разрешить некоторые противоречия, которые возникают при движении любого ВУЗа в плане развития новых инновационных технологий. Малые предприятия – мы их рассматриваем с точки зрения тех предприятий, которые бы развивали нашу базу, с одной стороны, с другой стороны, давали бы возможность получения практических навыков нашим студентам, а раз так, то они стали бы более конкурентоспособными на рынке труда.
Олег Наумов: Почти половина всех высших учебных заведений у нас в стране – негосударственные. Насколько крепки их позиции на образовательном рынке? Должно ли государство помогать студентам негосударственных вузов? Даже после решений властей о распределении денег на конкурсной основе споры продолжаются.
Как вы относитесь к идее распределения бюджетных денег, выделяемых на высшую школу, на конкурсной основе, причем, чтобы в конкурсе могли принимать участие не только государственные ВУЗы, но и частные, имеющие госаккредитацию?
Сергей Соловьев: Я не просто спокойно отношусь к этому, а даже с небольшим интересом. Что такое негосударственные вузы? Из трех с лишним тысяч это две трети. Ни один негосударственный вуз не имеет в своей структуре ни одной специальности, касающейся агропромышленного комплекса. Все они связаны с юриспруденцией, экономическими науками и т.д. то есть мы ни в коей мере не можем с ними конкурировать с точки зрения подготовки специалистов для нашего приемщика, а у нас госприемка осуществляется агропромышленным комплексом. Что касается распределения бюджетных денег, мы уже сегодня участвуем в конкурсах на бюджетные места. Это абсолютно не новое явление. Мы к этому готовы и достаточно серьезно относимся.
Олег Наумов: На съезде было объявлено о планах создания в 2009 году сети национальных исследовательских университетов. Обладатели этого звания получат средства на модернизацию инфраструктуры и современное оснащение научных работ. Причем, расходы на создание исследовательских университетов и национальный проект «Образование» в целом не будут урезаны в связи с кризисом.
Для чего и где будут создаваться такие университеты?
Сергей Соловьев: Надо сказать, что пока ни министерство образования РФ, ни правительство не определило конкретно, сколько будет федеральных университетов, хотя известно, что исследовательских будет 15. Сегодня создано несколько федеральных университетов: Южный, Дальневосточный, Сибирский. Их существование сегодня пока еще далеко неоднозначно. Путем механического соединения нескольких вузов – это не самый лучший и близкий путь получения результатов. Мы на примере Казахстана, нашего доброго соседа, это знаем. 6 лет назад они снова разъединили эти большие университеты по направлениям, потому что сегодня университет - это не только учебное заведение, где читают лекции. Университет, в мировом понимании – это научные школы, научно-производственные направления. И это обеспечивает совершенно новые подходы к развитию экономики. Мы считаем, что в какой-то мере подходим под эти рамки. У нас очень серьезная материальная база, тех новых направлений, которые мы имеем по научно-производственному циклу, нет нигде в РФ. Это и точечное земледелие, новые подходы к развитию животноводства, это новые экономические подходы к построению предприятий без социальной структуры и т.д. Все это позволяет нам претендовать на получение такого статуса.
Олег Наумов: Имеют ли оренбургские студенты реальные возможности получения образовательных кредитов?
Сергей Соловьев: Без сомнения. Вопрос в ином, что сегодня по агропромышленным специальностям по большому счету нет необходимости в этих кредитах. Во-первых, не столь значимые деньги, по сравнению со столичными вузами, а во-вторых, сегодня достаточно бюджетных мест и при существующем конкурсе нормально знающие абитуриенты вполне могут занять бюджетные места. То есть речь не идет о том, что это такая глобальная проблема, из-за которой стоит ломать копья. Просто речь идет о тех специальностях, которые считаются более престижными: экономические, юридические, где есть большая плата за обучение и гораздо меньше бюджетных мест.
Олег Наумов: Аналитики предсказывают большие проблемы, связанные с введением системы ЕГЭ: во-первых, количество выпускников в этом году будем меньше, а во-вторых, уровень сдачи ЕГЭ ожидается довольно низкий. Не боитесь остаться без первокурсников?
Сергей Соловьев: Опасения, безусловно, есть. Но могу сказать следующее. У нас на сегодняшний день университетский комплекс: пять техникумов в структуре, пять филиалов. Мы ведем среднее специальное образование по тем же специальностям, что и по высшему, и сегодня есть возможность выпускникам техникумов идти в вузы как по полной форме, так и по сокращенной. И еще, мы очень серьезно работаем с территориями области. У нас в каждом районе есть центр довузовской подготовки. Мы уже больше десяти лет ведем эту работу и четко знаем, сколько на каждую специальность к нам придет абитуриентов из сельской местности.
Олег Наумов: Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий в одном из выступлений заявил, что российская система образования станет лучшей в мире. Как вы думаете, когда это произойдет?
Сергей Соловьев: Я лучше на примере расскажу. Буквально на прошлой неделе к нам в университет прибыла делегация из Германии, возглавляла ее владелец крупнейшего международного концерна «Клаас» это огромные заводы, по всему миру. Она посмотрела наш университет и сказала, что такого университета по развитию материальной базы и производственно-научным направлениям она в Европе больше не видела. Я просто поясню, чтобы было понятно. На самом деле в Европе университет не обладает серьезной материальной базой. Они изучают технику на выставках, в специальных центрах. Мы на сегодняшний день имеем очень неплохую материальную базу, но очень важно, чтобы она была использована с толком. И для подготовки студентов, и для того, чтобы эти новые подходы к земле, к обработке земли, к развитию животноводства выстраивались в общую технологию работы в сельском хозяйстве. Совершенно в новых экономических и технологических условиях.
Олег Наумов: Говорят, что надо слушать ученых, даже если вам это не нравится, и особенно внимательно, когда вам это не нравится. Умение слушать и слышать другую точку зрения – важный элемент гражданского общества. Слышит ли власть наших ученых и преподавателей вузов? На съезде ректоров вузов Дмитрий Медведев подтвердил, что слышит. По его словам, расходы на национальный проект «Образование» и программу создания исследовательских университетов не будут урезаны в связи с кризисом. «Не для того мы развивали национальный проект, чтобы из-за временных финансовых трудностей все это погубить» - заявил президент России. Но даже помощь государства не все решает. В условиях кризиса итог работы вузов теряет смысл, если выпускники с дипломами не могут найти работу по специальности. Работодатели предпочитают иметь дело с уже опытными сотрудниками, а не с молодыми специалистами. В результате молодое поколение становится, по сути, лишней социальной группой. Сможет ли выйти из кризиса государство, в котором сильные, молодые, здоровые руки и умные головы не находят себе применения? Вряд ли.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме