08:30 24.05.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Олег Наумов: Два года президента Медведева. Общество созрело до понимания и поддержки перемен и хочет видеть большей решительности в их осуществлении
, 23 мая 2010 г.
Удастся ли с помощью программы модернизации внести действительно коренные и позитивные изменения в обустройство России? О самых значимых успехах и неудачах президентства Дмитрия Медведева, ожиданиях и надеждах народа говорят автор и ведущий программы «Диалог» Олег Наумов и депутат Государственной Думы Валерий Зубов.Олег Наумов: Два года назад Дмитрий Медведев вступил в должность президента России в достаточно непростой ситуации. Ведь почти сразу ему пришлось столкнуться с двумя кризисами: экономическим и внешнеполитическим. Я имею в виду ситуацию с Грузией и Южной Осетией, где совсем молодому еще президенту пришлось взять на себя ответственность за непростые и неоднозначные решения. Половина президентского срока позади. Как самый молодой за последний век лидер страны справляется с обязанностями главы государства? Когда избрали Медведева, достаточно многие считали его переходной фигурой, человеком, который появился просто потому, что в Конституции есть запрет на третий срок. Даже полгода назад в оценках реальных действий Дмитрия Медведева среди демократов царило определенное разочарование. Но в последнее время настроение меняется. Причиной тому, как мне кажется, провозглашенная президентом стратегическая программа модернизации страны. О том, как с помощью модернизации обустроить Россию, Дмитрий Медведев говорил еще во время своей предвыборной кампании. Но именно полгода назад в президентском послании программа модернизации обрела реальные черты.
Олег Наумов: Прошла половина срока президентских полномочий Дмитрия Медведева. Удалось ли ему за эти два года избавиться от образа преемника Путина и выработать свой собственный политический стиль?
Валерий Зубов: Я думаю, что да. Полгода еще назад я бы так уверенно этого не сказал, а в последние полгода говорю да. Он сегодня уже самостоятельный президент. Насколько удалось ему реализовать то, о чем он заявлял во время выборов – это второй вопрос. Но сегодня совершенно очевидно, что в стране существуют две повестки дня. Одна – это дисциплина, которая на самом деле означает бюрократизацию, это вертикаль власти, это опора на сырьевой сектор, это высокомерное отношение к тем странам, которые окружают Россию – это один курс. Курс второй, вторая повестка дня – это все-таки вектор улучшения отношений с европейцами и американцами, это модернизация, инновации. Конечно, модность на эти слова может и пройдет со временем, но дуновение чего-то свежего, а не только запах нефти и газа, оно появилось. Уже серьезно обсуждается, удастся или не удастся силиконовая долина. Поэтому мой ответ: не так структурно ясны успехи Медведева, но то, что появилось новое направление в развитии страны за два года президентства Медведева – мне кажется, это уже неоспоримо.
Олег Наумов: Два года – достаточный ли это срок, чтобы оценить конкретные успехи или неудачи нового президента? По данным ВЦИОМ, доля тех, кто отмечает успехи президента, становится больше: 34% опрошенных относят к вполне определенным успехам и увеличение пенсий, и заботу о ветеранах, и реформу силовых ведомств. И все же четверть респондентов, несмотря на определенную симпатию по отношению к нынешнему лидеру страны, каких-либо значимых достижений в работе Президента пока не видит. Программа модернизации страны – она долгосрочна и очень амбициозна. Удается ли президенту Медведеву ее реализовывать?
Валерий Зубов: Как говорят мудрые китайцы, дорога в пять тысяч миль начинается с первого шага. Шаги сделаны. Сегодня понятно, что без модернизации у страны нет будущего. Какие конкретно формы примет эта модернизация, поначалу будет иметь чисто технократический характер, без политических изменений серьезных? Либо начнутся серьезные политические изменения, потому что прекрасно понимают, что это всегда подспорье для модернизации, и без политических изменений модернизация технократическая идет тяжелее всегда, все-таки есть мировой опыт. Не знаю. Но то, что сегодня модернизация утвердилось в общественном мнении и стала бесспорной истиной для элиты – это бесспорно. В этой структуре экономики, которая целиком, от бюджета, до наших заработков, во всем зависит от нефти и газа и более того, не от того, сколько мы добываем, а от того, какая цена сложилась на мировом рынке, без модернизации у России нет будущего.
Владимир Новиков, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: Медведев заявляет, что для того, чтобы решить вопрос модернизации или реального подъема нашей экономики, надо отказаться от неконкурентных промышленных предприятий. Я всем задаю вопрос, а тогда перечислите те промышленные отрасли, которые у нас сегодня конкурентоспособны на мировом уровне.
Владимир Фролов, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: Модернизация должна касаться умов руководителей регионов, да и правительства РФ. Они должны иметь план, четкий и ясный, для каждого ведомства, для каждой структуры органов государственной власти, муниципалитетов. Этого плана в мозгах людей не существует. Сегодня в регионах, и в нашей Оренбургской области в том числе, жили и продолжают жить вчерашним днем.
Олег Наумов: Госдума сейчас обсуждает последний из президентских законопроектов, направленный на демократизацию политической системы о равном доступе парламентских партий к государственным СМИ. Был еще целый ряд шагов президента, мы их все прекрасно знаем. Эти шаги, как вы считаете, говорят о том, что президент Медведев отказывается от путинской «суверенной» демократии?
Валерий Зубов: Шаги, которые делает президент по демократизации политической жизни, я бы сказал, могли бы быть и поразмернее. Какая-то избыточная осторожность. Общество готово к таким изменениям. Значительная и наиболее активная часть как раз бы приветствовала более решительные движения к демократизации. Посмотрите, совсем не так много было сделано, для того чтобы изменилось у нас положение в исправительной системе. Всего лишь принята в Уголовный кодекс поправка, не сажать бизнесменов до решения суда, ведь они никого не убили. Но положение стало меняться радикально. Потому, что все это моментально ложится довольно широко на подготовленную почву. Поэтому шаги есть, но, на мой взгляд, пока еще очень осторожные. А общество готово к этим действиям.
Владимир Фролов, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: К сожалению, сегодня правильно поставленный вопрос президентом утонет в бюрократических препонах, он утонет в той коррупции власти, которая разлилась сегодня широкой рекой, превратилась в море, и из-за этого сегодня невозможно решить ни одну государственную задачу. То ли это лекарственное обеспечение, то ли это национальный проект здоровье, то ли это образование.
Олег Наумов: При президенте Медведеве также и внешняя политика меняется в сторону гуманизации. Достаточно несколько примеров: Катынь, Польша, договор по СНВ с США, нормализация отношений с Украиной.
Валерий Зубов: и первое, и второе, и третье – очень хорошо…
Олег Наумов: При этом некоторые ультра патриоты считают, что все это не отвечает национальным интересам России и портит имидж страны на мировой арене как сильной державы.
Валерий Зубов: Медведев правильно понимает, судя по действиям, что в мире за грубую силу тебя уважать не будут. Да и ресурса у России сегодня нет такого, какой был в СССР, для того, чтобы силой решать вопросы. Надо правильными поступками, хорошими примерами, новыми продуктами, новыми услугами завоевывать авторитет и доверие. Мягко завоевывать мир, как например его завоевала Швейцария. Все знают, что есть швейцарские стрелки, что есть оружие у каждого жителя, которым они гордятся, но все понимают, что не на силе оружия держится авторитет Швейцарии. Поэтому через прямолинейное применение силы решать вопросы нельзя. Но их очень успешно можно решать, если вы рассматриваете Европу, Северную Америку, как страны, которые населяются вам подобными. Мы им подобны. Мы такие же. А они такие же, как мы. И вот этот простой постулат открывает гораздо больше возможностей для мирного сожительства, для развития экономики, для поднятия уровня жизни в стране. В этом и заключается настоящий патриотизм. Когда вы внутри страны создаете такую же обстановку с точки зрения уровня жизни, защищенности прав человека, защиты собственности, равенства перед законом. Это банальные вещи для всего остального мира, а нам этого еще надо добиться. Вот это и есть патриотизм.
Олег Наумов: На первые два года президентства Медведева пришелся экономический кризис. Если у него какой-то собственный взгляд, отличный от премьера Путина на выход из этого кризиса?
Валерий Зубов: Медведев в чем прав, в том, что не стал на защиту старой крепости всей грудью. Старой экономики. Правительство стало защищать старую экономику. Медведев ведь пока в основном выключен из процесса экономических действий. В силу тех обстоятельств, что он президент, а не премьер правительства. Но он стал именно в момент кризиса говорить о модернизации. Вот это было правильно. Вы, прежде чем говорить о ветре, попутный он или не попутный, определите порт назначения, куда вы плывете. Неважно, есть кризис или нет, выходим мы из него или уже вышли, конечная цель – перестроить экономику, ее технологическую базу. А даже бюджетные вопросы - это на втором плане. И, на мой взгляд, ситуация пока позволяет Медведеву выйти из кризиса с плюсом.
Олег Наумов: А пока россияне борьбу с кризисом записывают президенту в минус. Также как и рост инфляции, неэффективную борьбу с коррупцией, рост безработицы, рост тарифов ЖКХ, ситуацию в армии. Только 32% россиян считает, что в работе главы государства никаких провалов не было.
Какие шаги президента Медведева вы бы отнесли к явным ошибкам?
Валерий Зубов: Наверное, все-таки кавказский узел был не так завязан, или не так развязан. Только мы да Венесуэла с Никарагуа признали Южную Осетию и Абхазию. Мне кажется, что по отношению к Прибалтике ошибка была сделана еще до президентства Медведева, но ее надо исправить. Потому что половина Прибалтики - это люди с российской культурой, и самое главное, что прибалтийская культурная элита тянется к России. Последнее месторождение сланцевого газа в Эстонии начали разрабатывать не мы, а могли бы мы. Поэтому здесь надо изменить характер отношений. Я думаю, что более резко надо поступать Медведеву в вопросах реформирования образования. Он два года назад, выступая в МИФИ, заявил правильную программу, сильную программу, но ошибка, в том, что она медленно реализуется. Она должна энергичней реализовываться.
Владимир Новиков, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области: Я считаю, что Медведев делает громадную ошибку, поддержав федеральный закон о новых правовых отношениях бюджетных учреждений, которые по сути дела переводят наше здравоохранение, образование, культуру на платную основу. Есть и другие вопросы, связанные с развитием нашей экономики. К сожалению, идет поддержка, прежде всего, крупной олигархии, и за кризисный год, когда вся страна должна напрячься, вместо этого деньги отдают банкирам, и удваивается количество миллиардеров.
Владимир Фролов, депутат законодательного собрания Оренбургской области: На Западе на нас смотрят с усмешкой, с точки зрения того, что получается, чем глубже кризис в России, тем лучше положение олигархов, а не наоборот. И разрыв между бедными и богатыми сегодня у нас продолжает нарастать. Вот это я считаю, главный недостаток президента Медведева.
Олег Наумов: Отношение к Дмитрию Медведеву как младшему партнеру Путина в тандеме и охранителю президентского кресла постепенно менялось. Сегодня уже многие говорят о том, что в 2012 году именно Медведев будет избираться на второй срок. Как вы считаете?
Валерий Зубов: Я считаю, что это очень реально. То, что делает Медведев, каждый отдельный шаг выглядит не таким решительным, но все ложится на ожидания общества. Общество устало, оно прекрасно понимает, что проблема номер один для страны - это коррупция. И коррупция сформировалась именно при условии, когда отменили выборы губернаторов, снизили до мальчиков на побегушках местное самоуправление, когда творится произвол в ЖКХ, который, кстати, определяется не на местах, а он формируется здесь, в Москве, там только расхлебывают. Кризис показал одну грустную вещь: весь внешний финансовый успех - это не наша заслуга, не заслуга власти, не заслуга какой-то мудрой политики. Просто хорошая погода. Просто были хорошие цены на нефть. Вот и все и как только дернулись цены всего лишь только на нефть и газ, и все - самые худшие показатели кризиса среди двадцати ведущих стран. То есть оказывается, что мы не те усилия прилагали все эти годы. Не тот фундамент строили. Поэтому мне кажется, что после кризиса мы уже не будем думать так, как мы думали до кризиса.
Олег Наумов: Мне кажется, что главное достижение Дмитрия Медведева на посту главы государства - это то, что ему все же удалось выйти из тени Владимира Путина и заявить о себе как о самостоятельном политике, у которого есть свое понимание, как надо решать главные проблемы развития страны. Это понимание Медведев демонстрирует вполне конкретными действиями: принят пакет антикоррупционных законов, изменяется структура армии, идут перемены в МВД и исправительной системе, принят ряд шагов по демократизации политической системы и выборов. И все же на вторую половину срока президентства Медведева остается много нерешенных вопросов. Удастся ли переломить ироническое отношение некоторой части общества к слову «модернизация» и настроить нацию на ее выполнение? Сможет ли наша экономика выйти из кризиса обновленной и более сильной? Будут ли предприняты дальнейшие шаги в направлении демократизации политической системы? Общество, по крайней мере, его самая активная часть, созрело до понимания и поддержки перемен и хочет видеть большей решительности в их осуществлении. Именно этого ждет оно от Дмитрия Медведева в следующие два года его президентства.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме