12:15 15.04.2015 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Образование: бесплатное или хорошее

Разговоры о модернизации высшего образования ведутся давно, но всегда возвращаются к вопросу о том, что есть бесплатное образование – право каждого, как заложено в Конституции РФ, или дело особо талантливых. 


По словам Ярослава Кузьмина, ректора Высшей школы экономики и одного из главных сподвижников платного образования, за бюджетные деньги (примерно 60 тыс. в год) хорошего образования ребенку дать невозможно. «А, значит, в повестке дня последовательное замещение нынешней патерналистской модели раздачи бюджетных мест по принципу «всем сестрам по серьгам» системой образовательных кредитов. За счет бюджета должны учиться только самые талантливые ребята - к услугам остальных должна быть внятная система образовательных кредитов».


С одной стороны, тенденция понятна и аргументация вполне разумна. Бюджет государства, а именно в него, в сущности, и упираются все доводы, не резиновый. Отток «мозгов», получивших бесплатное образование в России, за последние 10-15 лет увеличился в несколько раз, а сдерживающих его движение факторов пока не изобрели. 


Но, что же делать тем семьям, которые не могут себе позволить платные образовательные услуги? А в современно российском обществе, где экономический кризис только набирает обороты, таких семей становится все больше. Разве новые Ломоносовы и Павловы могут происходить только их обеспеченных слоев населения?


«Бесплатное образование – это важнейший элемент социальных лифтов и фактор социальной стабильности», - считает руководитель Комитета по образованию партии «Правое дело» Евгений Вологин. «Аргументы вроде тех, что платное равно качественное, а бесплатное - удел особо одарённых и заранее выявленных учащихся, может означать на практике чудовищное социальное разделение». 


Проблема образования не столько в том, что оно в основном бесплатное, а в том, что оно далеко отстает от требований постиндустриальной эпохи и не соответствует социально-экономическим вызовам общества. И эту проблему не решить взимая плату. «Дело не в отсутствии или наличии платы за образование, а в отсутствии требуемой временем организации дела в образовательной сфере» - говорит Евгений Вологин.

Источник: Правое дело

  Обсудить новость на Форуме