12:02 04.06.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Кировская область: Деловая Вятка: Почему мы такие богатые, а живем так плохо?
По следам выездного заседания Столыпинского клуба, которое прошло в Кирове в канун майских праздников
Деловая Вятка, 03.06.2009
28 апреля, в канун майских праздников, в Кирове в конференц-зале маргаринового завода состоялось выездное заседание Столыпинского клуба, созданного три года назад Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", возглавляемой Борисом Титовым, сопредседателем Всероссийской политической партии "Правое дело", членом Общественной палаты РФ. Столыпинский клуб призван способствовать возрождению традиции горячих споров, экспертных дискуссий и интеллектуальной полемики о судьбах Родины. Клуб призван привить в России клубную деловую культуру и назван в честь Петра Столыпина, известного своим стремлением к укреплению и обновлению российской государственности, противостоявшего революции и реакции, добивавшегося национальной консолидации и экономического роста страны. В заседании клуба приняли участие ведущие бизнесмены Кировской области, члены Политсовета КРО "Правое дело", актив Лиги предпринимателей области "Деловая Вятка". Предлагаем вниманию читателей некоторые выдержки.
А. Маури: Дорогие друзья, рад приветствовать вас в нашем зале. Это мероприятие - по сути продолжение нашего форума предпринимателей области "Кризис: выживание, возможности, рост", который проходил в Кирове 31 марта. Сегодня к нам в гости приехал Борис Юрьевич Титов.
Б. Титов: Мы собирались к вам приехать на тот форум, но в последний момент возникли непредвиденные обстоятельства. Поэтому сегодня искупаем свою вину. Надеюсь, что сейчас мы можем поговорить о тех проблемах, которые волнуют и страну, и Кировскую область. Я приехал сюда, в Киров, спустя 7-8 лет. Приятно было увидеть изменившийся с тех пор город. Но город мог бы быть и лучше, прямо скажем. Экономика наша росла в последние годы. И это влияло на всю страну. Но, к сожалению, не так эффективно, как могло бы быть. Мы сегодня решили сделать нашу встречу в форме заседания Столыпинского клуба. Три года назад как Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" мы поняли, что кроме экономических вопросов, бизнес-вопросов, которые очень активно обсуждаем в рамках "Деловой России" - пишем документы, доклады, отправляем в правительство в защиту бизнеса, у нас еще есть потребность поговорить на более общие темы, в том числе на политические, общественные, макроэкономические. И мы решили создать рядом с "Деловой Россией" такую площадку, где можно не думать о том, как решать вопросы, а просто обсудить и продискутировать, понять друг друга. И вот с тех пор мы начали проводить Столыпинский клуб, уже прошло много заседаний, темы были совершенно разные: например, бизнес и партии (кстати, и идея Всероссийской политической партии "Правое дело" там обсуждалась, была жаркая дискуссия), должен ли бизнес создавать свою партию. Пришли к выводу, что сам бизнес свою партию создавать не должен. Приходили разные гости к нам на заседание, в частности, в июле прошлого года, когда состоялся форум, мы обсуждали вопросы этики бизнеса, в том числе "Бизнес и религия", "Участие бизнесменов в религиозных организациях". Столыпинский клуб стал одним из важных событий форума. Предпоследнее заседание клуба было посвящено "Правому делу". Выступали Л. Гозман, Г. Бовт и я. А вот на последних встречах клуба мы сосредоточиваемся в основном на экономической теме. Понятно, почему: кризис идет по стране "уверенной поступью", как говорили раньше. Члены "Деловой России" встречались с Шуваловым, вице-премьером Российского правительства, и мы ему говорили, что кризис только нарастает. Есть индекс предпринимательских настроений, который мы создали с институтом Гайдара, институтом переходной экономики переходного периода и Центром развития. Международный технологический индекс основан на международных технологиях, есть опыт мировой. Он называется "барометр "Деловой России", и вот этот барометр все время показывает на ухудшение погоды. В декабре было - 28, в феврале - 29,5, а в марте уже минус 33. Мы показываем Шувалову эти результаты и говорим: "Видите, что происходит?" Когда статистику опубликовали: в середине апреля минус 9,5% ВВП за месяц, миллион людей безработных. И ждать чего-то лучшего не предвидится. Вот мы ездим по стране - от крайнего севера до крайнего юга - ничего хорошего нет. Ни в одном российском регионе нам не сказали, что как-то становится лучше. Наверное, только в Москве, в пределах Садового кольца, кризис мало чувствуется. И там другое мнение о кризисе. Поэтому в "Деловой России" мы уделяем внимание этому вопросу много, обсуждаем с предпринимателями, экспертами, экономистами. Один из видных политтехнологов и специалист по общественным связям Алексей Константинович Волин, который приехал сюда со мной в Киров. Он - член высшего совета "Правого дела", был одним из руководителей службы общественных связей правительства, играл очень важную роль в становлении имиджа наших руководителей, как прошлых, так и нынешних. "Деловая Россия" обсуждала многое, что у нас произошло за последнее время. Первый и самый главный вывод: если бы даже кризис не произошел на Западе, у нас в стране он все равно бы произошел. В "Деловой России" мы чувствовали это достаточно давно - с 2005 года, писали доклады, писали, что все идет к кризису, что в стране стало невыгодно производить, что идет ухудшение по сравнению с 1999-2000 гг., писали про регрессию в развитии нашей промышленности. Очень остро мы начали это ощущать к форуму - в июле прошлого года. Тогда сами члены "Деловой России" написали обращение к правительству, где говорили, что если ничего не изменится с издержками для производства в России, то 40% предприятий сократят производство до конца года. Тогда о кризисе никто не слышал и даже не предугадывал, кроме разве что пары экспертов в Америке, которые предсказали сегодняшний кризис. Если говорить, не вдаваясь в глубину процессов, а что мы видим на поверхности, то в России сегодня стало невыгодно производить. И издержки на предприятиях выросли настолько, что сегодня инвестировать в дальнейшее производство уже неинтересно. Это касается всех отраслей, которые имеют конкуренцию с импортом, с внешними силами. Есть отрасли неторгуемые - строительство, транспорт, все, что можно развивать на земле. У них немного ситуация была лучше. А вот машиностроение, сельское хозяйство - рост здесь был не тот, что мог бы быть в сравнении с тем потенциалом, который есть у нас в стране. Росли издержки, рос бюрократический пресс. И ничего кардинально по бюрократии, по коррупции с тех пор не изменилось. Говорят, что у нас налоговая нагрузка не увеличилась за эти годы. Как в 2002 году правительство провело эти налоговые реформы, так у нас с тех пор налоги не росли. Неправда. Ставки действительно не увеличились, но вот эта жесткая позиция по конверточным зарплатам, когда мы предлагали ценз снизить, а они сделали все через налоговую инспекцию, с обязательным показом минимальной заработной платы. Это все, по нашим данным, привело к тому, что в среднем по стране себестоимость производства выросла на 6-10 процентов. Если средняя рентабельность в машиностроении 4 процента, то в легкой промышленности - 2,7. Представляете, если на 6-10 процентов выросла себестоимость только за счет "обеления" зарплаты. Кто может быть рентабельным в этих отраслях? Говорят, вы отсталые: себестоимость производства высокая, технологии не внедряете, производительность труда низкая... Как мы можем говорить, что мы инвестировали в новые технологии, когда у нас нет инвестиционного капитала. Когда длинные деньги - 2 процента от общего объема кредита в банках - больше трех лет. Когда счастьем было получить тогда кредит под 11 процентов. В то время, когда наши конкуренты брали кредиты под 4-5 процентов годовых, а иногда и вообще бесплатно. Мы пытались задуматься, почему это все происходит у нас в стране? И первое объяснение этому дал Ардовский-Танаевский Ростислав, знаменитый Ростик, русский венесуэлец, который вернулся обратно в Россию и развил здесь большой бизнес. Он знает Венесуэлу, знает Россию. И эта книжка, которая называется "Мечта о России", - написана по аналогу "Мечта о Венесуэле", где другой автор, книга которого стала бестселлером, там объяснил очень простую вещь: почему мы такие богатые, а живем так плохо. Потому что Венесуэла - это сырьевая модель развития экономики. И когда Ростик приехал в Россию, он увидел, что здесь то же самое. Мы где-то менее эффективны, но основы, механизмы, законы развития основаны на том, что наша страна - тоже сырьевая модель развития. И вот что характеризует эту модель? Развитие практически для всех стран одинаковое, хотя диапазон сырьевых моделей - от Нигерии до Норвегии. Правительство работает совершенно разное по эффективности, но законы работы таких правительств приблизительно одинаковые. Мы все пытаемся доказать, что мы на хорошем счету и, наверное, находимся в той половине, которая ближе к Норвегии, чем к Нигерии. В последние годы у нас была задача - подъем страны, и то, что мы получали от нефтяных доходов, во многом шло на развитие страны. Эта заслуга той команды, которая сегодня у власти. Мы не смогли сделать кардинальных изменений, но поток наличностей от наших нефтяных доходов через бюджет попадал в социальную сферу - я не говорю о национальных проектах, которые достаточно малы. Реально расходы бюджета выросли по всем направлениям значительно - социальным, военным, медицинским, образовательным. Правда, не до конца, чтобы решить проблему, но значительно. Сегодня основная функция правительства не заключается в том, чтобы найти, как заработать (во многих странах - Япония, Китай - правительство постоянно думает о том, как заработать, как увеличить доходы бюджета, в какие отрасли лучше вложиться для того, чтобы они потянули экономику вперед). Здесь, в России, об этом думать не надо. Потому что нефтяные доходы дождем льются сверху. Достаточно выбрать 20, 30, 100 компаний крупнейших, наладить свои взаимоотношения правительства напрямую с этими компаниями, и они обеспечивают бюджет, они обеспечивают приток наличностей, потому что сидят на рынке и являются агентами правительства по зарабатыванию денег на сырьевых товарах. Не имеет большого значения, компании могут быть частными, государственными, частно-государственными. Главное, что они подконтрольны правительству, находятся в зоне его влияния. Президент России Д.Медведев назвал это ручным управлением - "экономика ручного управления". Второе: функция эта правительства заключается в том, чтобы сохранить эти доходы, принять доходы, чтобы их не "умыкнули", не потратили, куда не надо и правильно распределили. Вся страна этого распределения от них ждет. В том числе и бизнес. Бизнес сегодня тоже зависит от бюджета. Огромное количество бизнеса работает на деньги государства, я имею в виду - получает заказы от государства и сидит на подрядах у государства. Все ждут от правительства сверху каких-то подкормок, поступлений. Вот такая структура экономики. Поэтому А.Кудрин на месте. Никто никогда его в сырьевой модели не сменит. И он хороший финансист, хороший казначей.
А. Агаев: Это сознательная политика, это сознательный выбор наверху, что у нас сырьевая модель? Нам что, промышленность не нужна? Понятно, что этот путь далеко Россию не приведет.
Б. Титов: Пока высокие цены на нефть - живем, радуемся жизни. Сознание показывает, что надо диверсифицироваться, надо иметь это, надо иметь то, надо малый и средний бизнес развивать. По телевизору мы все время про это слышим. Но когда проблема в другом, когда голова об этом не болит... И хотя мы об этом говорим, на самом-то деле внутри не ощущаем этой проблемы. Поэтому бессознательно правительство решает главную проблему: заткнуть дырки социальные. И даже сегодня, в условиях кризиса, тот проект, который правительству представлен, он в рамках сырьевой модели. Методы те же самые. Пока гром не грянет, до конца этой проблемой никто не займется. Пока есть доходы нефтяные. Сегодня мы думаем, какой же должна быть цена на нефть, чтобы наконец пробрало, чтобы наконец собрались и стали думать. Ведь кроме Газпрома надо дать развиваться и другим. Что получилось в 1998 году? Кризис был совершенно наш, российский, цена на нефть была достаточно на низком уровне. При этом вели сырьевую модель экономики. Было невыгодно производить. Все эти годы развитие было слабым. Как в 1998 году грянул кризис, как издержки упали, с падением курса рубля цены на газ, на электроэнергию все ушли. У нас в 1998 году ВВП составлял 7 процентов, а в 1999-м мы эти 7 процентов компенсировали. В 2000-м показали самый большой рост - 10 процентов ВВП. Мы так до сих пор и не перебили этот рост. Подобный 1998 год не за горами. И сегодня, если сохранится цена на нефть на уровне 50 долларов за баррель, даже при этой цене Кудрин пишет, что у нас в бюджете, который сегодня утвержден, дыра составляет половину от доходов. Дефицит. Хорошо, что у нас сегодня нет долгов. Но резервы, которые сегодня накоплены, их хватит на один год.
А. Маури: Пять лет назад цены на нефть были точно такие же, как сейчас, и никто не говорил ни о каком кризисе.
Б. Титов: Но вы поймите, что за эти пять лет многое что изменилось. Мы поднимаем армию, тратим огромные средства (я понимаю, что страна должна быть великой страной, но надо эффективно эти деньги тратить, и мы начали их тратить, может быть, более эффективно, чем раньше, но мы их начали тратить), тратим огромные средства; как в старые добрые советские времена, финансируем третьи страны...
А. Агаев: Мы ведь этой политикой наносим вред и людским ресурсам. Когда инженера в виде общественных работ посылают работать с граблями, это же полная деградация личности.
Б. Титов: Но это кризис, и никуда от этого не уйдешь. А. Маури: Мы вот об "оборонке" говорим. У нас Слободская фабрика "Белка" и "Вахруши-юфть" выполняют оборонный заказ, а за 2008 год им не копейки не заплатили... Здесь присутствуют руководители предприятий, которые являются реальными производителями, которые начинали свою деятельность с нуля. Вот Александр Шатров - авторский паркет, Андрей Пушкарёв - "Имлайт", компания, которая делает световую аппаратуру, конкурирующую с западными моделями. Сергей Казанский, Пескишев Сергей Николаевич строительством жилья занимаются, Сергей Черник - МДК, Игорь Израилев - "МЦ-5" и другие.
Б. Титов: Мы все время говорим: у нас коррупция, бюрократия, замучили бюрократы. Потому что в старые времена при М.Горбачеве, когда начинались наши отношения с Западом, М.Тэтчер заказала работу своим экономистам, которые подсчитали, сколько нужно людей в России для того, чтобы обеспечить сырьевую модель. Они тогда уже думали, по какой модели должна развиваться Россия. И вместе с магазинами, обеспечением супермаркетами, транспортом, образованием, медициной подсчитали, что в России нужно 28 миллионов человек, которые могут реально обеспечить этот комплекс. Поэтому, когда нас больше, первая задача - надо куда-то всех пристроить. Государство начинает думать, куда пристраивать людей. На самые низкооплачиваемые работы сколько у нас людей пристроено. Вот сейчас говорим о помощи предпринимателям, реально она, конечно, не работает. Давайте поставим эти вопросы: сокращение чиновничьего аппарата с самого верха, в том числе сокращение госзатрат на содержание чиновничьего аппарата. Б. Титов: Чиновники должны обеспечить социальную сферу - не вас. Их задача обеспечить нефтяными доходами социальную сферу. Пока не будет внутренних стимулов помогать бизнесу, все равно система не будет это делать. Чиновники не могут создать новые рабочие места в частном секторе, поэтому они создают места в государственном секторе. А если есть место, должна быть функция, и поэтому у нас такое количество народа сидит на нашей шее. Поэтому только с созданием внутренних стимулов как для бизнеса, так и для государства могут проходить какие-то процессы, изменения нашей системы. Кстати, по расходам. По "Правому делу" мы формируем нашу позицию: бизнесу не всегда удобно ссориться с государством. Сами понимаете, что мы люди подневольные и нам есть что терять. Наша собственность очень ранима сегодня перед давлением. Поэтому участие в нашем "Правом деле" во многом объяснимо тем, что надо использовать разные инструменты. Кстати, в "Единой России" есть много наших товарищей и единомышленников. Но некоторые вещи они не могут сделать. Например, вот с Б.Грызловым, председателем Госдумы РФ, мы договаривались, что надо снижать НДС, надо развивать малый и средний бизнес, как доходить до какой-то конкретики... А. Брызгалов: Мы сами должны подумать о том, а что дальше, как мы будем менять эту систему самостоятельно.
Б. Титов: Если мы решим сегодня инвестировать лесную отрасль Кировской области, то знаем, чем это закончится. Государство нас не поддержит. Также мы не можем и инновационную сферу инвестировать, потому что риски таковы, что потерять там все - легко, нечего делать. Поэтому здесь нужны другие инструменты. Как Всероссийская общественная организация "Деловая Россия" мы присутствуем практически везде, где есть разговор между бизнесом и властью. Недавно мы были на заседаний совета, который В.Путин проводил, и я три предложения ему конкретно делал. Он меня терзал вопросами по конкретике этих предложений. Мы говорили о госгарантии, говорили о том, что хотя бы дайте бизнесу налоговый кредит, и тогда бизнес может гарантировать занятость населения. Кто захочет из предприятий получить налоговый кредит, он возьмет на себя обязательства не сокращать фонд оплаты труда. Как сказал премьер, это очень благородное предложение, при этом сразу сослался на Кудрина, сказал, что денег на эти цели нет в бюджете. В "Правом деле" нам позволено несколько больше, чем "Единой России". Мы хотим "Правое дело" сделать партией конструктивной оппозиции. Там можно совершенно спокойно говорить про НДС или о переходе на налог с продаж. То, что "Единая Россия" никогда не скажет. Она - партия власти. Мы как "Правое дело" - другая партия, более свободная, не отягощенная рулем управления страной, можем через этот инструмент собирать общественное мнение, искать поддержку, и власть будет нас слышать как оппозицию. Как "Правое дело" насчет бюрократии мы заявили, что есть у нас такой закон, по которому так называемые косвенные доходы могут обкладываться налогами. Нормальный закон, который есть во всех странах. Санатории, квартиры, машины... чего только нет у чиновника.
А. Волин: Мы посчитали, что чиновник, начальник отдела, полтора миллиона в год на него приходится дополнительных расходов в министерстве. Чиновник средней руки, начальник департамента, начальник отдела в аппарате правительства, примерно до трех миллионов рублей тратится. А вот зам. министра, министр, руководители департаментов, управлений администрации президента, Белый дом и выше - от 5 до 10 миллионов рублей.
Б. Титов: Что реально сегодня необходимо делать? Во-первых, все будет очень зависеть от того, какими будут цены на нефть. Если цены останутся на этом же уровне, то год мы будем существовать по этой же модели, и ничего бизнесу не перепадет точно. Сегодня мы не снимаем накала, наезда на власть, мы требуем отставки Кудрина как вице-премьера, отвечающего за развитие страны, формирование реального штаба экономистов, тех, кто знает, что такое проектное управление, и которые проходили через кризисы. В бизнесе таких людей полно. И на государственной службе есть такие люди. Сегодня нужен реальный штаб с чрезвычайными полномочиями. Сейчас надо создать общесистемные условия. Не помогать отдельным предприятиям. Мы пошли по пути, который и Англия проходила в 80-е годы, и Япония - только что. Системные меры сегодня нужны, они обеспечили бы в экономике то, что стране было бы выгодно производить. Мы предложили налоговые кредиты для нас, крупного бизнеса, и налоговые каникулы для малого бизнеса, о которых я уже говорил.
С. Казанский: Я об инициативах. Как ваша партия "Правое дело" относится к разработке законов, которые бы "работали" на малый и средний бизнес, в частности, на строителей?
Б. Титов: Пока существует сырьевая модель экономики, будет сложно. Законы не нацелены на необходимость конкретного результата. Все решения, которые принимаются, направлены на поддержку только крупных компаний. Кроме налогов, которые нужно принимать по малому и среднему бизнесу, надо заморозить тарифы. Нам нужны кредиты, оборотный инвестиционный капитал. Если говорить об оборотном капитале, то в первую очередь надо снизить ставку рефинансирования. У нас инфляция, потому что у нас монополии на местном, региональном и федеральном уровнях. У нас нет конкурентной системы, чтобы довести импорт до потребителя. Это рынок сетей, а не производителя товаров. У нас соотношение активов страны к ВВП одно из самых высоких в мире. Нам еще работать и работать на внутреннем рынке. Огромные перспективы инвестиционные. Наше предложение: как минимум на 2 процента в месяц мы должны снижать ставку рефинансирования до уровня 5-7 процентов. Хотя бы до такого уровня. По кредитам. Мы предлагали, что надо работать не кредитными деньгами, а гарантиями, потому что сегодня главная проблема - это проблема доверия банков. Банки в условиях кризиса не верят бизнесу. Реальный банковский кризис - это кризис невозврата долгов для нашей банковской системы. И все ждут этой второй волны банковского кризиса. И чтобы снять это недоверие, государству надо гарантировать 50 процентов, взять на себя обеспечение. Государство должно вмешиваться в такие вещи. Сколько таких гарантий работает в других странах. В Нижнем Новгороде нам министр финансов правительства сказала, что у них гарантии такие начали выдавать.
А. Маури: Каким образом саморегулируемые общественные организации должны контролировать выдачу этих гарантий? На форуме мы предложили губернатору области Н. Белых ввести представителей общественных организаций в те структуры, которые будут контролировать выдачу этих кредитов.
Б. Титов: Это правильно. Но я предлагаю на федеральном уровне. Если банк решил выдать кредит, посмотрев ваш бизнес-план, он говорит: принеси обеспечение. Государство автоматически по любому такому договору, который подтвержден финансированием, выдает 50 процентов обеспечения, необходимого для банка. И здесь не надо никого выбирать. Система работает автоматически.
Н. Голованов: Мы посмотрели Устав партии "Правое дело", документ хороший.
Б. Титов: Партия "Правое дело" прошла первый организационный период, мы организовались, зарегистрировались, у нас есть все органы управления как на федеральном, так и на региональном уровне. Сложно было, потому что из трех частей создавались. Профессиональные политики и бизнес. Но тем не менее мы нашли компромисс, сформировались. Теперь стали создавать партию. Потому что партия должна состояться. Для того чтобы она состоялась, и за нас пошли голосовать, надо сформировать нашу платформу, программу, и вообще, какой партией мы хотим быть. То ли мы сегодня формируемся как партия широкая, с амбициозными целями, с завоеванием власти, и тогда мы должны формироваться под широкую избирательную аудиторию и говорить тем языком, который был бы понятен большинству населения. Или мы становимся достаточно компактной партией, партией конструктивной оппозиции, которая ставит главную свою задачу - вхождение в тройку лидирующих партий в стране, чтобы мы стали парламентской партией. Тогда у нас есть одно потрясающее преимущество: нам не надо заниматься популизмом, нам надо говорить четким, понятным языком с нашими избирателями, которые понимают то, что мы говорим. Главный наш избиратель - это люди высокой профессиональной квалификации. Люди, которые прошли школу, имеют опыт и жизни, и работы. Они видят не только, что будет завтра и как разделить эти резервы между всеми, чтобы все были довольны, но и думают о том, что будет послезавтра. Именно, когда плохо в стране, приходят правые. Когда есть чего тратить, сразу усиливаются левые. Мы не претендуем сегодня на власть. Потому что тех людей, которые понимают нас, меньшинство в стране. Пока у нас нет среднего класса, нормальной рыночной экономики, нормального развития страны, системы, базирующейся на частной собственности, нам претендовать на власть просто невозможно. За нас не пойдет голосовать большинство населения. Но с развитием, если мы с вами как бизнес будем развиваться, если наконец перейдем от сырьевой модели экономики к новой модели экономики, которую мы видим и хорошо понимаем, как она должна работать (переход очень несложен на самом деле, это режим тонкой настройки экономики, режим, по словам Д. Медведева, экономики стимула), это вполне реально сделать. Будет реальная частная инициатива и конкуренция, которые будут двигать экономику вперед, как во многих странах. Если такая экономика у нас будет развиваться, бизнес будет расти, средний класс будет расти, тогда мы уже можем претендовать на власть. Но это далекая перспектива. А пока - партия конструктивной оппозиции.
А. Плотников: Поддержка вашей партии в регионах будет зависеть и от региональной партийной сети, внутрирегионального политического расклада и от помощи, который может региональный партийный центр оказать...
Б. Титов: Понимаю, что "Правое дело" должно быть правильно построено. У регионов должно быть право принятия решений. Наша партия должна быть более плавно построена, чем партия, которая претендует на власть. Надо быть экспертами. Мы должны правильно говорить практически на все темы, которые волнуют людей.
А. Агаев: Тот сценарий, которые вы обозначаете, почти один к одному сходится с той идеологией, которая Лига предпринимателей Кировской области "Деловая Вятка" на территории региона применяет.
А. Волин: Мы сторонники того, чтобы правое крыло в "Единой России" укреплялось против левого. Если за счет координации с нами мы сдвинем их вправо, то для бизнеса это будет куда лучше. Притом, что партия "Правое дело" была склеена из трех частей (СПС, Демократическая партия России, Гражданская Сила), сейчас у партии будет новый этап.
Б. Титов: Конечно, у партии должен быть один лидер, который, с одной стороны, умел бы правильно выстраивать программы партии, вести ее, с другой - нести полную ответственность. Но самое главное, чтобы он был авторитетен. Сегодня мы хотим еще очень важный вопрос поставить - о партийности губернаторов. Точнее, беспартийности. Как и президент страны, губернатор должен быть беспартийным. Поэтому мы хотим это предложение от партии выдвинуть президенту.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме