15:46 15.06.2015 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Информационные войны и наше место в них
Клуб провел заключительную встречу цикла бесед «Русские войны сквозь призму искусства». В цикл вошли три мероприятия, объединенных общей темой: влияние войн на культуру и их отражение в искусстве. Эксперты и гости мероприятия разбирали вопросы взаимосвязи этих двух явлений.
В этот раз беседа шла о современных информационных войнах, в которых принимает участие Россия. В качестве эксперта выступил глава Пресс-службы партии «Правое дело» и руководитель Комитета по делам религии и культуры Александр Бесполденов. В ходе встречи был обсужден широкий спектр вопросов. Можем ли мы противостоять информационной турбулентности? Как отличить правду от лжи? С кем и с чем ведется борьба в медиа-пространстве?
По традиции, встреча состояла из двух частей – собственно экспертного выступления и концерта, иллюстрирующего встречу. Авторскую программу «Чистый ручей», посвященную духовной музыке И.С.Баха, исполнил скрипач Иван Келаскин. Все произведения прозвучали на исторических инструментах:
• скрипка Пьетро Гварнери, 18 век, Италия;
• альт Нойер Хорштайнер, 19 век, Германия;
• скрипка Оноре Де Розе, 19 век, Франция.
В рамках встречи была организована дискуссия, в ходе которой были подняты глубокие вопросы, касающиеся технологий распознавания лжи и методов борьбы с ней в условиях идущих информационных воин. И мы все так или иначе вовлечены в это сражение – будь это наши реакциях на добро или зло, на те или иные поступки людей, на которых нацелена камера; война присутствует внутри нас в тихом и порой едва различимом голосе совести. Человек, именующий себя интеллектуалом и стремящийся к овладению знаниями, не должен забывать, что жившие до нас думали о тех же проблемах и давно уже сформулировали «технику духовной безопасности». Мудрецы советовали: «не всякому духу верьте». Дар различения добра и зла достигается ежедневными тренировками всех органов чувств, напитыванием души знаниями и практическими упражнениями.
Есть понятие воинского «подвига», воспетого в отечественной культуре, но русская ментальность знает и другой термин − «подвижничество». Это не всегда видимый снаружи, но ежедневный, ежечасный, ежеминутный подвиг, сражение за то, чтобы не стать подлецом, не сделать мир вокруг хуже, не начать выжигать пустыню вокруг себя. Не всем дано стать героями видимыми. Но каждый может стать подвижником.
Знакомое нашим предкам словосочетание «воин Христов» означало не только богатыря Пересвета на поле Куликовом, а любого христианина, живущего по совести, сражающегося с любым проявлением зла внутри себя. От такого человека исходит сила и свет, недаром на иконах святые изображались с нимбами. Именно такими исполинами духа виделись иконописцам изображаемые воины Христовы.
Однако, не следует забывать, что необходимо бороться со злом, а не с людьми. Борьба за добро начинается с рефлексии, с честных вопросов самому себе. И эта отнюдь не новая технология. Ещё в VI-ом веке игумен монастыря на горе Синай (территория современного Египта) написал свой знаменитый труд, получивший позднее наименование «Лествица». В этой книге дано замечательное описание механизма возникновения страстей и пороков и описаны рецепты борьбы с ними. С века шестого человек не сильно изменился. Именно поэтому на протяжении более чем 14 столетий эта книга остается актуальной. И о том же самом писал в веке XIX-ом другой христианский подвижник и ученый монах – Феофан Вышенский. Его перу принадлежат замечательные труды по психологии: «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения». Без изучения мудрости прошлых веков мы беззащитны. И наша заявка на образованность и интеллект не принесет плода. Надо овладевать не только знаниями, но и опытом. Описанные столетия назад реалии вполне соотносятся и с содержанием современной психологии, но дают нам в руки мощное оружие борьбы с грехом, со страстями, застящими глаза и делающими таким манящим и ярким зло.
Технологии воздействия на массы и на конкретного человека не новы. Их можно найти уже и в трудах писателей античности, и в источниках раннего средневековья. Только автор этих технологий в древних книгах указан реальный – враг рода человеческого, дьявол (чья главная уловка – распространить веру в то, что он не существует).
В святоотеческой литературе развитие или эволюция греха в человеке условно разделяется на шесть или семь главных моментов. Выглядит эта цепочка следующим образом: прилог (начало помысла, первая степень проникновения греха в душу) — внимание — сочетание (принятие греха) — услаждение — решимость — пленение — страсть.
Только в настоящее время дьявол действует руками черных политтехнологов. Механизм политической технологии, называемой «Окно Овертона», практически точь-в-точь повторяет вышеприведенную схему возникновения страсти, описанную и у игумена Синайской горы, и у вышенского затворника Феофана. И именно таким образом действует дьявол у современного нам и весьма популярного писателя К.-С. Льюиса в «Письмах Баламута».
Война на земле идет с тех самых пор, как появились на ней люди. И пока жив человек, он не должен опускать меча. В первую очередь, надо быть честным с собой, уметь задавать себе правильные вопросы, быть жадным до Истины. Энергия молодости в сочетании с интеллектуальным потенциалом могут помочь двигаться в правильном направлении. Методы борьбы – это распознавание крох истины в лавине путанностей, поиск сомысленников и соратников, обсуждение найденных сокровищ и путей борьбы.
И дело не в количестве нашедших путь. Победа не всегда измеряется количеством физических единиц. Мы знаем о том, что душа человеческая − больше мира, а две души, обретших Истину, по слову Евангелия, это уже Церковь.
Каждый должен оставаться на своем месте. И делать то дело, к которому призван, реализовывать все свои таланты, щедро ими делиться, но уметь сражаться за жизнь внутри себя, за свет, который есть в каждом из нас. И помощью в этих сражениях станут знания и творчество. И тогда непривычное сочетание понятий «война», «искусство», «информация» уже не покажется таким странным.
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме