13:16 29.05.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Игорь Юргенс: Банки - слабое звено
, Игорь Юргенс, 29.05.2009
В последнее время немало говорят и пишут о "первых ласточках" экономического позитива. При желании их можно увидеть не только в мировой экономике в целом, но и в российской: подрастает фондовый рынок, притормаживает рост безработицы и спад ВВП, апрельская инфляция почти вдвое ниже прошлогодней.
Однако в промышленности ситуация почти не меняется. По опросам руководителей предприятий, ожидания по восстановлению спроса и выпуска, мягко говоря, не оптимистические. Ценовое поведение предприятий и сейчас такое же, как в январе - цены сбрасывают. Слабым местом остается кредитование. Ресурсы доступны только крупным компаниям, да и то не всем. У малого и среднего бизнеса - кредитная засуха. В результате не работают межотраслевые цепочки производства - потребления, не идут структурные сдвиги в направлении диверсификации и инновационного развития, о необходимости которых так много говорится. Есть серьезный риск выйти из кризиса с еще более примитивной, еще более "сырьевой" структурой экономики.
Несмотря на беспрецедентную государственную поддержку, самым слабым звеном экономики остается банковский сектор. Квартальные итоги, опубликованные Центральным банком, вызывают озабоченность. Темпы падения основных показателей деятельности банков ускоряются от месяца к месяцу. В марте активы банковской системы снизились на 2, 3% (в феврале - на 1, 9%), суммарная прибыль уменьшилась на 5, 4% (в феврале - на 1 %), объем кредитов, выданных предприятиям, сократился на 1, 5% (февраль - 0, 4%), физическим лицам - на 2, 5% (месяцем ранее - на 1, 6%), усилился и отток из банков депозитов юридических лиц (март - 2% против 1, 5% в феврале).
Много говорится об ожиданиях второй волны банковских проблем. Такие ожидания небеспочвенны. Специалисты оценивают вероятный объем просроченных кредитов по банковской системе в целом в 20% к концу года. Объем необходимой докапитализации - 26 млрд. долларов. Для сравнения: при "просрочке" в 30%, что по международным меркам означает, по сути дела, банковский кризис, на докапитализацию потребуется 71 млрд. долларов. Сценарий реалистичен, и необходимо продумать, откуда брать средства; нужно определять и масштабы государственного участия. Так называемых субордов - субординированных кредитов, выдающихся на максимально льготных условиях для увеличения капитализации банков, - явно недостаточно (из Фонда национального благосостояния предполагается через депозит в ВЭБе "выдать" 185 млрд. руб.).
Обычно классическим признаком отскока от "дна" считается рост кредитов в реальном выражении. С учетом прогнозов по инфляции это означало бы для нас в 2009 году прирост кредитования на уровне 14-15%. К сожалению, этого может не произойти. Слишком жестки параметры денежной программы Центробанка на текущий год (и это вполне разумно: снижение инфляционных рисков важнее и с общеэкономической, и с социально-политической точки зрения).
Вероятнее всего, банковского кризиса нам и в будущем удастся избежать, но очевидно, что банковско-финансовая система будет находиться в стагнации, отодвигая перспективу экономического оживления. Сейчас самое время продуманно идти на ее "перезагрузку" - через консолидацию, отсечение всего слабого и больного, лечение застарелых системных проблем, таких, например, как почти четырехтриллионный разрыв между активами и пассивами. Необходима программа финансовой модернизации, где вопросы бюджетного планирования, расходной и налоговой политики были бы увязаны с реструктуризацией банковского сектора и развитием финансового рынка, включая создание международного финансового центра. Откладывать запуск такой программы больше нельзя.
Иначе мы выйдем из кризиса (если нас вытащит мировой спрос на энергоносители) с гораздо более фрагментированной и слабой финансовой системой.
Что стоит делать в ближайшее время помимо "программной работы"? Прежде всего, пойти на изменение принципов фондирования банков ресурсами. Цена денег ниже ставки рефинансирования возможна - при том условии, что банки кредитуют реальные программы модернизации предприятий и компаний. Да, такая мера укладывается в рамки совсем не либерального по духу "ручного управления". Но понятно, что этот подход в ближайшее время не изжить - пусть же его применение будет хотя бы разумным и, насколько это возможно, эффективным. Конечно, ресурсы достанутся далеко не всем. Однако появится вероятность, что их получат именно генераторы структурных сдвигов в экономике. Иначе в стремлении помочь всем и вся мы опять размажем государственную поддержку тонким слоем, убив и реальный сектор, и банки.
***
ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ЮРГЕНС
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЧЛЕН ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА "ДЕЛОВОЙ РОССИИ", ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ И КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ИГ "РЕНЕССАНС КАПИТАЛ", ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ НПО "БАЛТИЙСКИЙ ФОРУМ", ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ "САНДВИК МКТС", ЧЛЕН НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА "ХЬЮЛЕТТ ПАККАРД", ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПО ВНЕШНЕЙ И ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРОФЕССОР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме