14:15 03.02.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
ИНСОР предложил полноценную политическую модернизацию
Срок полномочий президента снижен до пяти лет, Госдумы - до четырех, выбирается она снова по смешанному принципу. В стране действует не семь, а 20 партий, около 50 мест в Думе завоевывают независимые одномандатники, создающие депутатскую группу "Региональная политика", как в Думах первых созывов. Проходной барьер снижен до 5%, снова разрешены предвыборные блоки, - так представляется модернизация российской политической системы в докладе "Россия XXI века: образ желаемого завтра", подготовленном Институтом современного развития ("Инсор"), попечительский совет которого возглавляет президент России Дмитрий Медведев. Политическая часть доклада, который будет обнародован сегодня, называется "Политическое будущее страны: назад, к Конституции" и, действительно, отчасти напоминает то, что было при президенте Борисе Ельцине, пишет газета . По словам члена правления "Инсора" Евгения Гонтмахера, идея доклада возникла летом 2009 года и, судя по реакции помощника президента, члена попечительского совета "Инсора" Аркадия Дворковича, президент ее поддержал. Готовый текст Медведеву и Дворковичу отправили несколько недель назад, рассказал газете председатель правления "Инсора" Игорь Юргенс. Но помощник президента сказал изданию, что еще изучает доклад и пока не готов его комментировать. Значительная часть доклада посвящена политической модернизации, без которой, как утверждают авторы, невозможна и экономическая. Ведь модернизация строится на "человеческом капитале", главный залог ее успеха - высококвалифицированный работник. А для этого нужно создавать систему, где стратегическим ресурсом стало бы человеческое достоинство и были бы исключены диктат, насилие и унижение. Ядром системы, по мнению "Инсора", должны стать правоцентристская и левоцентристская партии (их пытались создать при Ельцине). Первая - выразитель интересов среднего класса (к которому будет принадлежать не менее 50% населения), вторую поддерживает бизнес традиционных отраслей. "Кланы" отстаивают свои интересы через конкурирующие партии. Правые популисты (преемники ЛДПР) и Новая левая партия (преемница КПРФ) получают на выборах не более 2-4%. Как и в США, президент и парламентское большинство зачастую представляют разные партии. Государство отказывается от практики контроля за СМИ, а приход цифрового ТВ ликвидирует монополию федеральных каналов. Губернаторы, как и до 2004 года, выбираются прямым голосованием. Сенаторы - тоже, но из кандидатов, предложенных губернаторами и заксобраниями. Газета напоминает, что выборы сенаторов предлагал ввести председатель верхней палаты Сергей Миронов, но инициатива поддержки в Кремле не нашла. А то, что всенародные выборы губернаторов не нужны России как минимум в этом столетии, заявлял и сам президент Медведев. Для модернизации нужна дебюрократизация экономики, а это можно сделать лишь через "деэкономизацию бюрократии", т. е. пресечение получения дохода от выполнения госфункций, считают авторы доклада. Инновационная экономика несовместима "с элементами неофеодализма и архаичными институтами". Государство должно стать арбитром при столкновении интересов, что подразумевает политический плюрализм, соревновательность и смену у власти различных сил, а также независимый суд. Конкретным экономическим мерам в 100-страничном докладе посвящены четыре страницы. Авторы выступают за дерегулирование экономики, сокращение возможностей создания рент на уровне органов исполнительной власти, борьбу со сращиванием экономики и бизнеса, открытие стратегических отраслей для притока частных инвестиций, отказ от модели форсированного роста, жертву темпами в пользу качества роста, установление долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий. МВД в новой модели будущего ликвидировано, его правопреемником становится Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП). В регионах существуют подчиненные губернаторам полицейские службы (занимаются общественной безопасностью и нетяжкими преступлениями). Вместо внутренних войск создается национальная гвардия, а на уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция. Между милицией разного уровня и гражданской службой дорожного движения разделены функции ликвидированной ГАИ. Борьбой с экономической преступностью занимается вновь созданная Федеральная служба финансовой полиции (ФСФП). Вместо ФСБ создаются служба контрразведки (как при Ельцине) и Федеральная служба по охране Конституции, занимающаяся предотвращением терактов и угроз сепаратизма. Между тем, как отмечает газета, это вряд ли совпадает с намерениями президента: отвечая на вопрос "Ведомостей" в конце января, он сказал, что нужна федерализация милиции, а не децентрализация (как предлагает "Инсор"). Вооруженные силы, по мысли докладчиков, формируются исключительно на добровольной основе, их численность сокращается до 500 000-600 000 (сейчас 1,1 млн человек, к 2012 г. Минобороны планирует сокращение до 1 млн). Но, по словам председателя оборонного комитета Совфеда Виктора Озерова, Минобороны сейчас критикуют даже за сокращение войск до 1 млн человек, а Медведев ничего не говорил об отказе от призыва. "Да и не нужно это: а если завтра война?" - задается вопросом сенатор. Новую роль России на международной арене "Инсор" видит в ее участии во всех ведущих глобальных организациях, в том числе ВТО, ОЭСР. В перспективе Россия вступает в ЕС и НАТО, "что будет стимулировать дальнейшую позитивную трансформацию" блока, пишут авторы доклада. До вступления в ЕС создается общий рынок, свободное передвижение товаров и услуг, интеграция транспортных систем. Россия становится стратегическим партнером США. СНГ при этом сохраняется, но на новых взаимовыгодных условиях, причем в Содружество возвращается Грузия (о судьбе Абхазии и Южной Осетии в докладе не говорится). Авторы доклада отмечают, что документ написан не для Медведева, а для стимулирования дискуссии в обществе. Недавний 10-тысячный митинг в Калининграде (где среди лозунгов было возвращение выборов губернаторов) доказывает, что люди не готовы спокойно взирать на происходящее в стране и хотят предложить свои рецепты, говорит Юргенс. "Считайте, что мы предложили свой", - резюмирует он.
Источник: Правое дело
Обсудить новость на Форуме