15:17 22.05.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Георгий Бовт в программе «Вечерний развод» на радио City FM

Новость

  , 21.05.2009
Георгий БОВТ: Добрый вечер. С вами Милославская по прежнему в эфире.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Добрый вечер. Георгий Бовт готов подводить итоги дня. И в частности будем обсуждать заявление Дмитрия Медведева сегодня.
Георгий БОВТ: Ну оно как-то связано с, вот в новостях прозвучала новость об этих самых, выпускниках, последнем звонке.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Завтра последний звонок. А он раньше в этом году.
Георгий БОВТ: Да. Раньше в этом году. Вообще с каждым годом надо его раньше делать.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Т.е. чтобы меньше учились. Меньше затрат на обучение. Кстати, вот к вопросу о затратах и трудоустройстве, более 100 тысяч выпускников в российских ВУЗах могут столкнуться в этом году с проблемой трудоустройства. Прогноз этот сегодня был озвучен президентом Дмитрием Медведевым. Он отметил, что это довольно большая цифра - 100 тысяч, и государство будет стремиться сделать все, чтобы эту проблему смягчить. Глава государства отметил, я процитирую: считаю абсолютно целесообразным стимулировать работодателей брать на работу выпускников ВУЗов самыми обычными способами, иногда добровольно-принудительно. Потому что наши работодатели они все-таки особые работодатели, им иногда не объяснишь, как надо поступать, они этого не понимают. Конец цитаты. Президент в частности предложил подумать о том, как экономически стимулировать малые предприятия, которые могли бы брать на работу молодых специалистов. По мнению Медведева, можно говорить о каком-то наборе налоговых преференций.
Георгий БОВТ: Ну, да. Генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners", Алексей Бордин. Добрый вечер, Алексей.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Добрый вечер.
Георгий БОВТ: А. Ну вот, если вы себя поставите на место малого там или лучше крупного предприниматели, у которого есть фирма. Как бы вы хотели, чтобы вас стимулировали, чтобы вы брали молодых, ну выпускников ВУЗов на работу?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ну, ответ он очевиден, снижение единого социального налога. Ну хотя бы на эту группу граждан или тогда будет все решено сразу же.
Георгий БОВТ: Сразу все будут трудоустроены.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ну не все трудоустроены, достаточно большое количество выпускников будет трудоустроено. Потому что в принципе, выпускники ВУЗов тоже талантливые, как правило, ребята. Вот, например, я на своем опыте, я нанимал к себе очень много выпускников постоянно. И в этом году ничего меня не собираюсь, тоже будем продолжать нанимать. Просто их переизбыток, как я понимаю, для экономики. Потому что нам не нужно столько специалистов с высшим образованием.
Георгий БОВТ: А вы к себе кого берете на работу? Из каких ВУЗов?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Вы знаете, я меньше внимания обращаю на ВУЗ, вот, хотя у меня сотрудники из ВШЭ, еще из нескольких престижных ВУЗов, но есть и из достаточно посредственных.
Георгий БОВТ: Вы приводите собеседование?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Конечно, собеседование, и ну такое мини тестирование по согласию человека делается, чтобы понимать насколько он сможет справляться с теми обязанности, которые ему предстоит делать, и насколько ему вообще это интересно.
Георгий БОВТ: Используется полиграф какой-нибудь?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ни в коем случае.
Георгий БОВТ: А что? Это не запрещено, по-моему.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": НУ кончено не запрещено. Ну просто я не считаю это этичным. Имею же право на такую точку зрения.
Георгий БОВТ: А если. А как у вас пропорции - молодые специалисты - это кто вообще? До 28-29 лет.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Нет, до 28 это уже не молодые специалисты, я думаю, все-таки к молодым специалистам стоит относить, это во Франции там до 21 или до 22, у нас все-таки до 25 скорей стоит относить. У меня примерно половина сотрудников такого возраста.
Георгий БОВТ: А как вы оценивайте их квалификацию, если посмотреть во временной ретроспективе, так сказать, вот раньше были лучше, или там раньше были хуже, а сейчас стали лучше, или наоборот.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ну естественно, так как я уже давно закончил ВУЗ, то естественно раньше учили лучше, когда я учился - то совсем хорошо. Нет, ну серьезно, качество образования принципиально за последние ну вот сколько я работаю, 10 лет, ну принципиально оно не изменилось.
Георгий БОВТ: Считаете, не падает уровень образования?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Я не считаю, что не падает. Я думаю, что средний уровень падает, да, образования, …, появилось много всяких мелких ВУЗов, которые выдают не знания, а корочки, но в целом, я не думаю, что в МГУ, МГИМО, например, или в РЭШ, или Высшей школе экономике, или там в Бауманке, в МИФИ, МФТИ, даже в МИСИ, там в старых вузах упало принципиально качество образования. Потому что многие преподаватели остаются, появляются новые, несмотря на то, что их, конечно, не все устраивает, но в любом случае, много молодых талантливых людей остаются преподавать в ВУЗах.
Георгий БОВТ: А если сравнивать юношей и девушек, молодых людей и молодых женщин, то кто лучше на ваш взгляд подготовлен в среднем?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Вы знаете, я не могу отвечать на этот вопрос именно из этических предубеждений. Что не считаю, что людей вообще можно делить по половому признаку, потому что есть профессии, где лучше мужчины, есть профессии, где лучше работают женщины. Да. И для одних профессий. Например, для бухгалтерии понятно, что лучше готовят женщин, потому что их, во-первых, больше, а во-вторых, ну эта работа ну больше для женщин. А например, там, в креативе большинство мужчин, и больше готовят креативных людей мужчин. Лучшие повара мужчины, потому что опять же мужчины лучше учат этому. Поэтому говорить в целом ну очень сложно. Нельзя проводить такую сексистскую градацию.
Георгий БОВТ: До кризиса многие работодатели жаловались, что у молодых людей, которые приходят сразу после высшего учебного заведения завышенные ожидания и претензии по поводу собственной зарплаты. Как сейчас? И согласны ли вы с таким мнением?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Знаете, на самом деле произошел такой момент. Я для Москвы скажу, что выпускники 2008 года еще не выпустившиеся хотели примерно в среднем полторы тысячи долларов. Т.е. это средняя была как бы точка, и пожалуй, эта точка была слишком высока. Сейчас кончено ожидания упали, если брать в долларах - прямо в 2,5 раза, в среднем. Вот. Ну то, что говорит Дмитрий Анатольевич по поводу чуть больше 100 тысяч выпускников, я к сожалению не смог найти данных сколько у нас вообще выпускается в год человек из высших учебных заведений, посмотрел в Интернете - нигде в свободном доступе не нашел.
Георгий БОВТ: У нас да, со статистикой плоховато.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Да, вот. Но в принципе, смотрите, если у нас РОССТАТ насчитал сейчас 9,5% безработных, то среди выпускников по идее в нормальное время безработица в первый год в 2 раза больше, т.е. идет 17% , да, в условиях кризиса, я думаю, она еще будет на столько же больше. Т.е. примерно четверть выпускников в этом году не смогут найти работу. Ну в конце концов, они все найдут работу. Вы знаете, как было, вот каждый год, особенно в 2007 году было очень весело - они все приходили в крупные компании, а потом шли в какой-нибудь магазин там продавцами, мерчендайзерами и т.д. Т.е. попробовали себя на какой-то более престижной работе, потом уходили - даже в охранники шли, и т.д. Также произойдет и в этот раз. Хотя, кончено, ну именно настоящих безработных станет больше, к сожалению.
Георгий БОВТ: Ну потом вот этот уровень - четверть, это вполне нормальный уровень даже для благополучных стран, и для вполне нормальных экономических ситуаций.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Для как раз благополучных стран, где нормальное пособие по безработице, где у человека есть возможность получать сразу же бесплатно второе высшее образование, да, это нормальный уровень. Для страны с развивающейся экономикой, все-таки объективно Россия на данном этапе относится именно к такой - это не нормальный уровень. Это слишком высокий уровень безработицы среди выпускников.
Георгий БОВТ: А кого сейчас переизбыток, вот каких профессий близких вам?
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ну вот мне кажется, на мой взгляд, что на данном этапе преизбыток как, ну стандартно - юристы, экономисты, при этом профессиональных юристов не хватает, и профессиональных экономистов не хватает. Т.е. качество образование, вот как раз когда мы говорили об этом, упало именно сильней всего именно в этих науках.
Георгий БОВТ: Потому что много очень таких шарашкиных контор.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Да, да. Понимаете, потому что все-таки, слава богу, физиков-теоретиков они не выпускают, да, зато очень хорошо выпускают юристов, экономистов, менеджеров так называемых, в кавычках. Потому что вообще специализация "менеджмент", я считаю, может быть только на втором высшем образовании. Ну никак не в первом. Потому что человек должен управлять, чтобы людьми, ну чего-то добиваться.
Георгий БОВТ: А кого больше всего спрашивают.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": А спрос, ну дело в том, что мы не работаем с Graduated Program, да, вот. Поэтому мне сложно оценивать именно среди выпускников, но мне кажется. Опять же, структура рынка труда в России такова что больше требуется низко квалифицированного персонала, да. И спрос, даже выпускники многие, я еще раз говорю, идут работать продавцами. Вот там сейчас большой спрос на продавцов, охранников и т.д. И там не важно - высшее у тебя образование, не высшее. Хочешь работать, зарабатывать деньги - идешь работаешь. Не хочешь зарабатывать деньги, будешь продолжать сидеть там, на шее у родителей или чего-то добиваться. Но на данном этапе просто очень резко снизилось количество специалистов в области инвестиций, в области финансов. Очень резкое падение в этом году произошло. Спрос и естественно в области строительства, потому что ну насколько сильно у нас упало строительство. Т.е. если раньше за выпускниками там из строительных вузов стояла просто очередь, они, еще не заканчивая, выходили на работу, то в этом году, им будет очень тяжело, там будет более 70% останутся без работы по специальности.
Георгий БОВТ: Ну наверно их навязывать как-то насильно и бессмысленно в общем. Потому что это против рыночных тенденций будет.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": В принципе, тут не идет речь о навязывание, все-таки. То о чем говорил Дмитрий Анатольевич, да, это все-таки не навязывание. Будем объективно.
Георгий БОВТ: Ну я надеюсь, что это так.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Это некая идея, о том, что давайте мы дадим некие преференции тем, кто нанимает там выпускников. Это очень хорошая идея на самом деле. Потому что она во многих странах мира работает очень хорошо.
Георгий БОВТ: Она хорошая, да. Но помните, в свое время были налоговые льготы для тех, кто использует труд инвалидов, например.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners":Они и сейчас остались.
Георгий БОВТ: Да. А сейчас некоторые из этих людей они сидят в Краснокаменске, они использовали труд инвалидов и их там потом за это привлекли. Я имею в виду Ходорковского.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Ну его по-моему не за это привлекли.
Георгий БОВТ: Не только. Нет, там была статья и в том числе и за это тоже. За, там кролики были, и инвалиды и мордовские льготы всякие. Там до кучи.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Студенты это же не инвалиды, понимаете.
Георгий БОВТ: Не, я понимаю. Просто начнется приписки там, ну знаете как у нас, народ начнет ловчить.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Пусть ловчит, пусть … Мне кажется, разумно давать льготы не на всю компанию, а только на этих работников. Т.е. я говорю, что если снизите
Георгий БОВТ: Но конкретных, да. Это точно.
Алексей БОРДИН, генеральный директор кадрового агентства "Bordin & Partners": Обнулить … только для выпускников там последних двух или трех лет. Потому что на самом деле адаптация человека в компании занимает от двух до трех лет.
Георгий БОВТ: Спасибо. Гендиректор кадрового агентства "Bordin & Partners", Алексей Бордин. Про мультики.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Про мультики. Союзмультфильм и фирма Мелодия попали в план приватизации федерального имущества. Соответствующие изменения в документ внесены распоряжением правительства от 8-го мая. Что это означает. Киностудия Союзмультфильм, которая была образована в июне 36-го года, с 89-ого года являлась арендным предприятием. Распоряжением правительства в 99-ом году студия была восстановлена в своем первоначальном организационного правовом статусе, в ГУП.
Георгий БОВТ: Федеральное государственное унитарное предприятие что означает. И что грозит теперь киностудии Союзмультфильм, поговорим с ее директором, Акоп Гургеныч Киракосян. Добрый вечер.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Боитесь этого? Опасаетесь? Приветствуете? Чего ждете?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Да нет, не боимся. Ну во-первых, чего бояться-то. Приватизация и есть приватизация. Только сейчас отношение к Союзмультфиму - я думаю это преждевременно, это внесено в прогнозный план. Прогнозный план. А преждевременно это потому, что бедняжку киностудию, конечно, по частям просто раскромсали. Теперь пытаемся по частям восстановить. Это активы практически сейчас все активы пытаемся судами и иными.
Георгий БОВТ: А что у вас пропало?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну в частности федеральное имущество.
Георгий БОВТ: Какое? Это здание?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Это здание, строение, да, во дворе. Это большая история.
Георгий БОВТ: Это вот рядом с …
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Года четыре везде пишут, вся пресса пишет, что с русским отелем мы все судимся, судимся.
Георгий БОВТ: Это где? Это рядом с метро Новослободская?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Да. Улица Долгоруковская, 25.
Георгий БОВТ: А кому оно досталось?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Русский отель. Это базовый элемент Олега Дерипаска.
Георгий БОВТ: На каких условиях они их взяли или что?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: А условий нет. Они у них есть свидетельство собственности. И вот мы оспариваем, оспариваем.
Георгий БОВТ: Как они ему достались?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ой, там кажется приблизительно через 4-5 рук. В свое время якобы Свердловский райисполком СССР продал куда-то, те продали какому-то Продинтеру, Продинтер какому-то Тигме - кипрский оффшор, Тигма продала русским отелям, и т.д., и т.д.
Георгий БОВТ: Обычная рейдерская схема.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну в общем да. Вот года четыре как говорится активов нет, а что касается приватизации, ну наверно это нормально. Потому что они массовый бизнес в принципе самоокупаемый, если все сегменты правильно выстроить. Рынок продаж, производство, потом на рынок продаж, потом на прибыль, снова производить, снова продавать. Это нормальный бизнес.
Георгий БОВТ: А вы сейчас производите мультфильмы? Сколько?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Мало производим. Потому что мы зависим от господдержки, а господдержка, к несчастью, невелика.
Георгий БОВТ: Сколько в прошлом году выпустили?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: 8 фильмов. Вместо 40 в советские годы.
Георгий БОВТ: Самый удачный какой считаете?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну у нас в год по удачному фильму выходит. Прошлогодний. Ну вот у нас на прошлый год. "Прекрасная лягушка", "Смотря как посмотреть" - нормально по фестивалям ходят. "Рыбка" - замечательный мультфильм. Это по прошлому году. А по позапрошлому году - "Кролик с капустного огорода". Ну я так призовые фильмы вспоминаю.
Георгий БОВТ: А у вас как их закупают больше телевидение или прокат берет?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Больше никто не берет. Я сам названию, прошу, где по знакомым бегаю. Все жалуются на деньги и практически никто не берет. Но основной - DVD-продажа, Союз-видео нас продает. Вот. Ну а телевидение - так, неохотно берут.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, а вот прогнозный план приватизации, это на какой примерно срок рассчитан? Т.е. это не в этом году произойдет, да?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Вы знаете, каждый год нас переносят в прогнозный план. Каждый год. Потому что надо акционировать - это указ. Вот. В связи с акционированием, в связи с этим указом, например, это объекты кинематографии все должны быть акционированы и приватизированы. Например, студия Горького акционировалась, но еще не приватизировалась. Для этого, во исполнение этого указа киностудии, которыми едиными названиями помнит страна, типа киностудия им. Горького, или Ленфильм, или Свердловская киностудия, или Союзмультфильм - они все разделены на две киностудии, на два юрлица. Одно юрлицо называется Фильмофонд Киностудия. Например: Союзмультфильм. "Фильмофонд киностудии Союзмультфильм". Она остается ГУП. Т.е. вечно государственным со старой архивной коллекцией. Ну золотой коллекцией, так назовем. Для каждой киностудии. Это приватизировать нельзя. Она останется государственным. Другое юрлицо - это ТПО, творческо-производственное объединение Киностудия Союзмультфильм или Ленфильм - неважно. Оно вот должно быть акционировано и приватизировано. Т.е. как бы потихоньку слезать с шеи государства, самим зарабатывать. Идея прекрасная, честно говоря, только объекты культуры сейчас на самоокупаемость преждевременно не выйдут, пока не будут построены все каналы, все сегменты рынка. Потому что прокат работает с западной продукцией, например на территории России. Отечественная продукция практически не реализуется в прокате. Прокат ссылается на то, что наши делают хуже, чем западные. Ну хуже относительно. Потому что хуже - это значит меньше денег вкладывается. Естественно. Западные миллиардами долларов тратятся. По слухам, не знаю, по-моему, на вашем радио я слышал, или на другом радио, не помню.
Георгий БОВТ: Нет, только на нашем.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Грымов что ли говорил, что Пентагон вкладывает деньги на продвижение американских мультфильмов в России для воспитания патриотов Америки в России. Т.е. к этому очень серьезно относятся так сказать.
Георгий БОВТ: Грымов мог такое сказать. Да. Он немножко последнее время подвинулся на этой мысли, антиамериканской.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Мог да?
Георгий БОВТ: Ну бог с ним. Мог, да.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну я не знаю, по радио где-то слышал, я свечку не держал, не знаю. Ну похоже, такая агрессивная, широкомасштабная занятие рынка западной продукцией. Запад почему-то в одном лице, одного государства. Ну получается.
Георгий БОВТ: А сколько стоит в среднем наш российский мультфильм сейчас в производстве?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну госзаказу ну 13 минут стоят 3 млн. рублей. Это госзаказ так бюджет выкроил. Ну это не значит, что производство такого мультфильма столько стоит. Это практически нищенские зарплаты сотрудникам. Ну, дай бог, если 15-20 тысяч рублей в месяц получит.
Георгий БОВТ: А по уму надо чтобы сколько вкладывать?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: По полному для хорошей, так сказать советского уровня высококачественного, высокохудожественного анимационного продукта, ну это где-то в три раза меньше.
Георгий БОВТ: Больше?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну надо больше, да, да.
Георгий БОВТ: Понятно.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну три миллиона. Ну я думаю на 12 миллионов один мультфильм хорошего качества вот того, что помнят "Снежная королева" там и т.д. - вот это да, это такой расчет где-то.
Георгий БОВТ: Ну вообще если у вас сейчас такое положение, то в принципе, если приватизация нагрянет, то могут купить дешево.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Могут, если это кому-то надо. Вы понимаете, в чем дело, я не знаю, покупать что, зачем, чтобы производить мультфильмы, да? Ну замечательная идея, только это может купить тот инвестор, который точно знает, у которого точно налажен рынок сбыта.
Георгий БОВТ: А если западный?
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Вы знаете, западному мало верю. Объясню почему. Это Союзмультфильм. Это Москва. Вы не поверите - Москва дорогой город.
Георгий БОВТ: Я поверю, почему.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: А отсюда и производство анимационного кино в Москве западному будет невыгодно. Неслучайно цеховые работы, да, вот такие, среднего звена, цеховые большие работы, Америка, например, больше в Китае делает.
Георгий БОВТ: Ну, да. Ну посмотрим.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Поэтому вряд ли он пойдет на российский.
Георгий БОВТ: Посмотрим. Будем вам тогда позванивать.
Акоп КИРАКОСЯН, директор Союзмультфильм: Ну это мое такое гражданское мнение, позиция. Меньше. Я так думаю.
Георгий БОВТ: Спасибо вам. Это было мнение директора киностудии Союзмультфильма Акопа Киракосяна о том, о перспективах приватизации этого самого Союзмультфильма. Но там еще есть фирма Мелодия, которая попала, но мы ее сейчас не охватили в этом сюжете.
Про милицию мы что-то давно не говорили.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Модная тема.
Георгий БОВТ: Модная тема. Сегодня душераздирающее интервью лидера профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаила Пашкина в газете "Известия", там названы расценки: сколько стоит каждая милицейская должность и так далее и топу подобное. Я просто читал, как детектив.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Подобные вещи он говорил в интервью радио Сити ФМ, было очень интересно. В частности, в интервью, которое будет в "Известиях" заявил он следующее: "Что должность начальника ОВД необходимо сделать выборной". Кроме того, господин Пашкин считает необходимым создать должность инспектора по личному составу, который осуществлял бы контроль за финансовой деятельностью и кадровыми решениями руководителей ОВД. Вопрос - кто же допустит?
Георгий БОВТ: Не знаю, сейчас поговорим с адвокатом, он же лидер московской организации "Правое дело" Игорь Леонидович Трунов, добрый вечер.
Игорь ТРУНОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, Пашкин назвал довольно такие огромные цифры, ну там миллион долларов стоит генеральская должность в милиции, за сколько-то продаются дела друг другу милиционерами, потому что они отчитываются этими палками - отчетность, что раскрываемость должна расти, поэтому нужно то даже и невинных людей привлекать к уголовной ответственности. Это все факты ужасающие. Вы ведь тоже сталкиваетесь в своей адвокатской деятельности с довольно большим числом злоупотреблений сотрудников силовых органов, как можно с этим бороться? Изменить отчетность, что делать?
Игорь ТРУНОВ: Я имею отношение к милиции - моя докторская, я ее защищал в институте по борьбе с организованной преступностью в МВД, и преподавал, как профессор юриспруденции в системе МВД. Поэтому я реально знаю то, что происходит, и то, что сегодня прозвучало - общеизвестные факты. И меня достаточно удивляет то, что все население практически знает, что милиция коррумпирована насквозь, что вся эта система давно требует реформы. И, в общем, актуальные вещи звучат, прежде всего, реальный общественный контроль и кардинальное сокращение численности. Ведь у нас первое место в мире по количеству милиционеров на душу населения. Не простое первое, знаете, когда мы немного лидируем над развитыми странами. То есть если мы возьмем количество полицейских на 100 тысяч населения - в цивилизованных странах это 200-300 человек. У нас - 1250. То есть просто, чуть ли не на порядок.
Георгий БОВТ: В 6 раз больше.
Игорь ТРУНОВ: Да - во главе, в лидера. У нас то же самое по сотрудникам ФСИН и прочих и прочих правоохранительных ведомств. Конечно, что не хватает им денег на зарплату и они кормятся с этих денег пистолетами и отстреливают. Вы знаете, этот довод, который сейчас звучит, но ведь они же защищают, там много героев, многие из них награждены медалями. История знает такой пример - это копенгагенский эксперимент, когда огромное государство, ну, в общем, не огромное, государство и мегаполис остались вообще без правоохранительных структур, без полиции вообще. И несколько лет жили в ситуации общественной правоохранительной системы. Это был эксперимент, который провела гитлеровская Германия. Они захватили Данию, и полиция встала на сторону повстанцев и их просто всех убрали. Так вот, чем интересен эксперимент? Убрав полностью полицию, преступность выросла, да, но потом она остановилась, и дальше расти не стала. То есть полиция влияет на уровень преступности в ограниченном диапазоне.
Георгий БОВТ: но там же все-таки оккупационные войска были, наверное?
Игорь ТРУНОВ: Но, тем не менее, они преступниками не занимались. Кражами, грабежом, воровством - они этим не занимались. Вопрос в другом, в том, что это огромное количество, по большому счету, не влияет на количество преступности, а вот та система "палочная"…
Георгий БОВТ: Отчетности, эта "палка" - отчет.
Игорь ТРУНОВ: Да, формирует тот уровень преступности. Если мы сократим кардинально численность - у нас сразу упадет преступность. Потому что отчитываться будет некому, понимаете, дорисовывать эти "палки" и сажать невиновных, которые служат заложниками этой системы.
Георгий БОВТ: Но, может быть, убрать и это требование, что должно возрастать все время число раскрываемых преступлений? Передать вообще учет из милиции Минюсту, например, предлагается, Росстату - учет преступлений вообще убрать из милиции. Как?
Игорь ТРУНОВ: Систему отчетности, конечно, нужно менять. И здесь должна быть система общественного контроля, потому что Минюст - не самая лучшая организация для того, чтобы контролировать МВД. Я думаю, что через некоторое время это станут взаимопересекающиеся сосуды. Сейчас мы отдали систему исполнения наказаний министерству юстиции - ну и что это поменяло? Что в наших колониях, в наших местах лишения свободы что-то изменилось в лучшую сторону? Ну ничего же не изменилось. Периодически происходят бунты, периодически массовые вскрытия, количество заключенных не уменьшается, положение лучше не становится. Поэтому, я думаю, что гражданское общество, общественный контроль - вот та отдушина, через которую можно как-то влиять за статистикой и отчетностью. Но все-таки, основное, конечно - это сокращение численности.
Георгий БОВТ: А скажите, идея по поводу общественного контроля, по-моему, эта идея кого-то там избирать - может не руководителей ОВД, мне вот нравится идея избирать участкового милиционера. Пусть это будет сотрудник органов, но он проходит через какую-то процедуру общественного одобрения, скажем так. Может это повысит общественный контроль?
Игорь ТРУНОВ: Может быть. Я думаю, что, конечно, эффективной была бы аналогия с судебной системой этической и дисциплинарной ответственности, которая сегодня работает в этой части. То есть Кодекс по профессиональной юридической этике есть в системе МВД, но он не рабочий. То есть, как это выглядит в судебной системе? Есть дисциплинарная комиссия, которая состоит, в том числе и из представителей ведомства, но там же еще присутствуют представители иных структур. То есть там есть законодатели, есть представители иных специальностей и гражданского общества.
Георгий БОВТ: То есть он уже внешний по отношению к ведомству?
Игорь ТРУНОВ: Да-да. И жалоба, которая поступает туда на милиционера, в данной ситуации это работает в отношении судей, в отношении адвокатов. Жалоба поступает, дисциплинарная комиссия заводит дело и рассматривает вопрос вплоть до отстранения от должности, лишения статуса и передачи документов на возбуждение уголовного дела. Это, конечно, очень эффективный инструмент, очень эффективный институт. Поэтому, почему система МВД не использует активно эту роль дисциплинарной комиссии и кодекса профессиональной этики? Конечно, это не касается тех ситуаций, где откровенная уголовка, типа этого расстрела или тех безобразий, которые мы видим каждый день.
Георгий БОВТ: Кстати, вы ведете дело жертв этого расстрела, в части компенсации ущерба, как оно продвигается, кратко?
Игорь ТРУНОВ: Ну сейчас мы сталкиваемся с тем, что система пытается активно замять эту ситуацию. И произошел сбор средств таким полусиловым методом, когда милиционеры сами жалуются, что их заставили из зарплаты определенное количество денег скинуть, и они недоумевают, почему они должны из своей зарплаты собирать какие-то средства за кого-то нерадивого сотрудника. Тем не менее, средства эти собрали и на эти средства предлагают потерпевшим, завуалированного, за определенное поведение. Поэтому я каждый день созваниваюсь с потерпевшими, и они говорят, в общем, назойливые предложения идут постоянно такого характера, при том, что МВД, конечно, бюджетная организация, она не может заниматься благотворительностью и не может заниматься целями возмещения вреда или компенсацией вреда, потому что у них совершенно другие задачи - ловить преступников.
Георгий БОВТ: А кто должен компенсировать этот вред, по-вашему, ущерб?
Игорь ТРУНОВ: У нас система резервных фондов. В данной ситуации, в Москве есть резервный фонд, на счету которого 5 млрд. 500 млн. рублей. Он предназначен для помощи москвичам в чрезвычайных ситуациях. Из этого фонда расходуются средства потерпевшим в Абхазии или в Северной Осетии, да, конечно, это актуально, но москвичам, почему-то ничего не достается. Но этот фонд есть, но из этого фонда потерпевшим ничего не выделили - не на погребальные услуги, не на лекарство, не на помощь. Поэтому, достаточно странная ситуация в Москве с расходованием тех фондом, которые для этих целей и предназначены.
Георгий БОВТ: Спасибо. Это мнение адвоката Игоря Трунова, он же глава московской организации партии "Правое дело".
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Печальный прогноз - в этом году в Москве не построят ни одного нового дорожного объекта. Отказаться от строительства решили в связи с финансовым кризисом. Об этом сообщил руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. При этом он отметил, что те объекты, которые уже начали строиться - будут закончены. Александр Левченко добавил, что бюджет дорожного строительства столицы на этот год был сокращен и составляет он сейчас 46 млрд. рублей.
Георгий БОВТ: Кроме того, на 3 года откладывается срок завершения большой Ленинградки. В общем, в тоже время замминистра транспорта сегодня выступал, Олег Белозеров, который заявил, что для нормального функционирования экономики в России необходимо построить еще 250 тысяч километров дорог. Сергей Николаевич Шишкарев, председатель Комитета Госдумы по транспорту. Сергей Николаевич, добрый вечер.
Сергей ШИШКАРЕВ: Здравствуйте.
Георгий БОВТ: Что же это такое делается? В Москве пробки, без мигалки не проедешь, значит, дороги все в разрухе, Ленинградка, что большая, что малая - это просто какая-то, я не знаю, колдобина на колдобине - а мы сокращаем финансирование. Вы куда там смотрите, в Думе-то?
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну не надо, конечно, уж так паниковать…
Георгий БОВТ: Это я так шучу, шучу, да.
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну, давайте говорить так, что корректировка бюджета, которая произошла, мы приняли недавно изменение в трех чтениях. В соответствии с теми сокращениями, которые затрагивают в том числе и дорожное строительство, по предложению правительства Российской Федерации в силу текущей экономической ситуации. Даже то, что за последние дни растут не только биржевые индексы. Но самое главное, растут цены на нефть, это говорит о том, что дополнительные поступления в бюджет будут и, возможно корректировка бюджета, как в меньшую сторону, так и в большую сторону в течение года. Я имею в виду с точки зрения затрат, с точки зрения субсидий, с точки зрения инвестиций в дорожную отрасль. То, что касается замораживания объектов, то я не могу подтвердить эту информацию по Москве, потому что, вы знаете, иногда, чтобы заморозить объект, нужно денег больше, чем для того, чтобы его достроить. Поэтому здесь, я думаю, несколько эмоциональные заявления были сделаны теми уполномоченные людьми от правительства Москвы, которые это сказали. И, конечно, здесь нужно расставлять приоритеты: нужно заканчивать те стройки, которые близки к завершению, нужно заканчивать те объекты, которые наиболее значимы для расшивки узких мест, ну то, что вы сказали, где наибольшее скопление автомобилей. Ну а то, что можно отложить до будущих времен, это тоже нужно делать.
Георгий БОВТ: Эти 250 тысяч километров дорог - это в какой перспективе, если вы сегодня слышали министра транспорта?
Сергей ШИШКАРЕВ: Да, у меня перед глазами информационная сводка - интервью коллеги Белозерова агентству и каналу "Вести". Ну речь идет собственно о тех цифрах, которые и были заложены в стратегию развития транспортной системы до 2030 года, напомню, что она была принята в прошлом году. Согласиться или не согласиться с этой цифрой? Ну она весьма дискуссионная, потому что не расшифровывается даже о каких дорогах идет речь, потому что это идет в контексте цитаты того, что к уже имеющемуся сегодня одному миллиону 100 тысячам километров. Но я напомню, что федеральных трасс у нас всего 50 тысяч километров - все остальное это проселочные, грунтовые, это дороги между субъектами федерации, по которым иногда ездить нельзя.
Георгий БОВТ: Да по федеральным трассам тоже, в общем, быстро не поездишь.
Сергей ШИШКАРЕВ: В том то и дело, поэтому называть 250 тысяч - а для какой экономики, а для какого состояния экономики к 2030 году? Конечно, здесь это желаемая цифра, она весьма впечатляет по сравнению с тем количеством дорог, которые мы строим в последние годы - 2-3 тысяч километров в год, ну разве это можно назвать нормальным дорожным строительством в масштабах такого государства, как Россия?
Георгий БОВТ: В последние годы даже в убытие дорог использование превышало их строительство.
Сергей ШИШКАРЕВ: Совершенно верно, да. В прошлом году, мы, видите, называем цифру чуть менее двух тысяч километров построили, а сколько выбыло из эксплуатации? Я думаю, что гораздо больше, потом что под час мы не поддерживаем дороги в нормативном состоянии и между некоторыми населенными пунктами связи просто теряется.
Георгий БОВТ: К 2030 году - это хорошо, не все доживут до 2030 года, чтоб спросить с товарища Белозерова, что он выполнил. Да и сам он уже не будет на этой должности, наверное. А в этом году что? Сколько будет построено дорог в этом году в 2009-ом?
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну в этом году запланировано где-то порядка 1800 километров, я в данном случае говорю о федеральных трассах, прежде всего, по направлению юг - это Москва, Новороссийск и Сочи. Это приоритетные региональные дороги в рамках уже национальных таких программ, связанных со строительством Сочи, связанных с подготовкой саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке. Но это ничтожно мало, я с этим готов соглашаться. И в этом плане мы даже приняли специальную программу в партии "Единая Россия", которая называется "Инфраструктура России" и сегодня перерабатываем фактически концепцию стратегии развития транспорта, потому что можно заявлять, действительно, к 2030 году - 250 тысяч, но если разбить на 15 лет, то мы видим, что как-то не бьется никак.
Георгий БОВТ: Не получается, да. Хорошо, а в следующем году, тогда как? Вот в этом 1800, а в следующем сколько, не знаете?
Сергей ШИШКАРЕВ: В следующем году все будет зависеть от… не хочу сейчас называть цифры, потому что все будет зависеть от бюджетного планирования, все будет зависеть от того, какова будет доходность бюджета, какова будет процентовка по отчислениям на дорожное строительство. Но я солидарен с мыслью о том, что сокращать дорожные программы - это бессмысленно, потому что это в убытие людей, это потеря рабочих мест. Мы одной рукой говорим, что необходимо создавать общественные работы, дотировать, как-то повышать пособия по безработице, а другой рукой, руками того же Минфина мы, собственно, людей лишаем работы…
Георгий БОВТ: А почему же вы проголосовали за такой вариант бюджета?
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну потому что в данном случае 28% - это то сокращение, на которое можно было пойти в масштабах всего бюджетного сокращения, потому что по некоторым статьям бюджета, вы же меня спрашиваете в данном случае за дорожную отрасль, за которую я отвечаю?
Георгий БОВТ: Да-да.
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну, мы посчитали это возможным, потому что по многим другим статьям, сокращение было гораздо больше.
Георгий БОВТ: Спасибо за ваше мнение, председатель Комитета Госдумы по транспорту. Сергей Шишкарев у нас был. Вот что нам написали по прошлым темам, это в основном про милицию у нас пишут, значит, предприниматель пишет, анонимный - молодец, что не называет фамилию: "С милицией все так и есть, по "плану палок" пол страны будущие уголовники". "На дороге миллион не наберешь", - это, видимо, кто-то высказывает мнение по поводу того, что они набирают миллион на покупку генеральских должностей. Ну там в этой статье в "Известиях" прописано достаточно подробно, как эта система сбора дани работает, по чем там перепродаются дела для отчетности, сколько стоит место начальника ОВД и так далее. Поэтому я не буду фантазировать.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Запомнили цифру, сколько стоит место начальника ОВД?
Георгий БОВТ: Там, по-моему, полмиллиона сказано. Полмиллиона или там 300 тысяч долларов вот так вот что-то. Была история, как один собирал, собирал, набрал 300 тысяч, а потом им занялась служба внутренней безопасности, потому что опубликовали профсоюзы милиции московской, они опубликовали данные, было предано гласности это и поэтому сразу денежки его пропали.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Не про МВД, а про ГАИ, в частности, писали наши слушатели, делились информацией, что место на посту ГАИ, стать этим самым постовым милиционеров стоит 100 тысяч рублей.
Георгий БОВТ: Это недорого, недорого совсем. Но их надо отбить сразу быстро, наверное.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Естественно, и поделиться.
Георгий БОВТ: Это, в общем, такая игра не в краткую, а в долгую скорее, потому что 100 тысяч тебе нужно отбить и…у нас есть радиослушатель я примолчу.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Андрей.
Георгий БОВТ: Андрей. Добрый вечер, вы в эфире.
АНДРЕЙ: Добрый вечер Георгий. Я просто небольшую ремарку вставлю…
Георгий БОВТ: Вставьте.
АНДРЕЙ: По поводу высказывания "на дороге миллион не наберешь". Смотрите, трасса Москва-Рязань. Обслуживает бронницкое ДПС отдел, на трассе ставится камера, но ставят уже не бронницкие гаишники, приезжают из Москвы, просто на выезд, на заработки, ставят камеру. Через километр стоят сами - 3 машины. И останавливают, фактически, машину в минуту. Представляете, они работают целый день, с утра до вечера. И я сам, честно, грешу, отдаю эту тысячу рублей и все отдают - ни одного протокола. Вот сколько раз меня останавливали - тысячу рублей отдал, даже документы не проверяя. Представляете, какая смена? Вот их 4 человека…
Георгий БОВТ: У меня родилась хорошая мотивация, давайте не будем превышать скорость, чтобы им, гадам, не досталось ничего.
Георгий БОВТ: А вот некоторые слушатели боятся, что сократят милиционеров - они пойдут в бандиты, пишут нам. Не бойтесь.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Да, они удачно совмещают некоторые, не все.
Георгий БОВТ: Иные, да, настолько удачно совмещают, что лучше они пусть будут не формальными бандитами, чем в форме.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Тоже вариант. Давайте о Минфине теперь. О страховщиках, вернее. Страховщики просят Минфин поддержать принятие закона о страховании ответственности квартиросъемщиков. Об этом сегодня сообщил президент российского союза автостраховщиков Андрей Кигим. Цитирую главу РСА: "Государству следует подумать о том, чтобы развивать временные виды страхования…
Георгий БОВТ: Вмененные.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: "…Технологический барьер о том, что существует обязательное страхование, у населения преодолен благодаря ОСАГО", - это конец цитаты. По мнению Андрея Кигима, государству нужно сделать ставку не на страхование ответственности опасных объектов, а на страхование ответственности квартиросъемщиков, в результате чего бюджет может существенно выиграть. Так же он сказал, что в условиях кризиса государству необходимо обратить внимание на агрострахование. Страховщики, в свою очередь, обещают усилить контроль за добросовестностью конкуренции в различных секторах страхования. Так, планируется введение в состав президиума страхового объединения представителей Федеральной антимонопольной службы.
Георгий БОВТ: На связи у нас первый заместитель генерального директора компании "Росгосстрах" Дмитрий Эдуардович Маркаров. Дмитрий Эдуардович, добрый вечер.
Дмитрий МАРКАРОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Вы, наверное, будите тоже поддерживать сейчас эту идею обязательного страхования в гражданской ответственности и этим, как их, квартиросъемщикам.
Дмитрий МАРКАРОВ: Поддерживать будем.
Георгий БОВТ: Поддерживаете, а я буду спорить.
Дмитрий МАРКАРОВ: Но акцент бы я сделал на другом. Понимаете, такой закон больше нужен самому обществу и отдельным гражданам. Вт себе представьте о чем речь идет. Что такое страхование ответственности квартиросъемщика? Я помню, какие копья ломали по поводу закона об автогражданке, сейчас все к этому привыкли, более того, это большинству нравится. Те, кто попал в ДТП, с теми или иным, скажем так, оговорками, в целом считают, что это очень здорово. Теперь возвращаюсь к тому, что было провозглашено. На самом деле дискуссии об этом идут давно. Они бывают, предложения, разные. Вплоть до страхования квартир, как таковых, но это, к сожалению, сегодня противоречит законодательству. А теперь по существу. Представьте, в стране ежегодно десятки, сотни тысяч только пожаров. Я уже не говорю про всевозможные протечки, которые наносят ущерб чужому здоровью. Мы не говорим о том, что нужно страховать имущество. В соответствии с Гражданским кодексом каждый собственник должен заботиться о своем имуществе. Ну представьте себе, пожар, выгорела квартира виновника пожара, сгорели квартиры всех соседей, а те, кто не сгорели, их пожарные приехали и залили водой. Что им делать? Когда это становится достоянием общественности, там телевидение, радио, приезжает местное муниципальное хозяйство, обещают дать, помочь и прочее. Но в большинстве случаев такое не происходит. Люди остаются сами один на один со своей бедой.
Георгий БОВТ: Они сами ее себе сковали своими собственными руками.
Дмитрий МАРКАРОВ: Дело не в том, сковал кто-то, а пострадали все вокруг. Представьте в многоквартирном доме взорвался газ бытовой. Пострадало огромное количество квартир вокруг. Им кто будет помогать? Я еще раз говорю, когда общественность знает об этом, телевидение донесло, что-то подправляют - в подавляющем большинстве случаев такое не происходит. Люди ходят с протянутой рукой годами в муниципалитеты, прося для себя хоть какую-то крышу над головой. Кто сможет себе купить - покупает. Но это достаточно редко бывает. Поэтому размер "бедствия", в кавычках, не столько большой. Даже сейчас ответственность квартиросъемщиков составляет доли процента от страховой суммы. В случае массового обязательного страхования это будет еще ниже. И соответственно выигрывает все общество. Страховщики являются инструментом этой политики. Государство в этом заинтересовано, потому что в тех случаях, когда приходится помогать, это страдает бюджет, на это закладываются не малые деньги.
Георгий БОВТ: Дмитрий Эдуардович, можно вставить 5 копеек?
Дмитрий МАРКАРОВ: Ну, конечно же.
Георгий БОВТ: Значит, я буду добросовестно вставлять 5 копеек, потому что я сам квартиру страхую и в том числе и от ответственности. Значит, то, что вы рассказали, это история такая, на мой взгляд, несколько все-таки упрощенная. Потому что вы, конечно, отстаиваете точку зрения. Поясню. В 80% или 90% случаях взрыва бытового газа не только вина того, в чьей квартире он взорвался, но и государственных органов, которые должны осуществлять надлежащий технический контроль за состоянием газовых объектов - это первое.
Дмитрий МАРКАРОВ: А если взрывается просто баллон, который гражданин купил и перед выездом на дачу решил проверить? Какая там вина органов контроля? По той же логике, по вашей логике, в ДТП виновато всегда ГАИ, потому что или не тому права дали или не так проконтролировали…
Георгий БОВТ: Ну, второй-то у меня аргумент другой. Люди все-таки должны сами проявлять эту гражданскую сознательность и не надо их заставлять платить деньги, свое имущество страховать, в том числе сам, добровольно. Агитировать за то - да. А заставлять, принуждать - нет. Потому что, то, что происходит Москве с обязательным страхованием, ну с добровольным, когда вписывают там эти приблатненные фирмы при московском правительстве, которые получают эти деньги, с которых потом никогда, ничего не добьешься по реальной рыночной стоимости.
Дмитрий МАРКАРОВ: Не верно, не верно. Вопрос рыночной стоимости - это другое. Вот "Росгосстрах" не участвует в этой программе.
Георгий БОВТ: Я знаю, что не участвует, да.
Дмитрий МАРКАРОВ: Тем не менее, я поддерживаю эту программу потому, что московское правительство в этом отношении сделало много. Другое дело, что страховые суммы недостаточно высокие и, тем не менее, это не в нагрузку для людей.
Георгий БОВТ: Это не в нагрузку для людей - это в обогащение фирмы, это их развращает, понимаете.
Дмитрий МАРКАРОВ: Нет там обогащения.
Георгий БОВТ: Ну, как нет? Они получили монопольное, практически, право, собирают 5 копеек, вместе получается миллион.
Дмитрий МАРКАРОВ: Собирают не мало, но я вам скажу о другом. Есть аспект, который вы сейчас не учитываете - в результате этого страхования, московское правительство экономит значительные средства, которые раньше закладывались в бюджет на всевозможные ремонты - это раз. Второе - убрано большое количество посредников, которые раньше, ну деньги перераспределялись по всей этой вертикале. Выигрыш гораздо больше. При этом граждане все-таки приучаются к страхованию. Чтобы вы не говорили, что граждане должны проявлять сознательность, но не проявляют они сейчас. ОСАГО - да. Сделали обязательным - стали все страховаться. У нас редкое законопослушное население. Ни в одной стране такими темпами и такого охвата в первые же годы не было, у нас есть. Я не буду напоминать хрестоматийный пример по поводу, брили бороды 300 лет назад…
Георгий БОВТ: Да, да, да.
Дмитрий МАРКАРОВ: К сожалению, некоторые привычки нужно прививать долго.
Георгий БОВТ: Понятно.
Дмитрий МАРКАРОВ: И страхование из той серии. В цивилизованном мире даже не удивляются.
Георгий БОВТ: У вас сильный аргумент. Дмитрий Эдуардович, у нас есть слушатель, давайте мы вам послушаем. Але, вы в эфире, добрый вечер.
МУЖЧИНА: Вечер добрый. Знаете, я вот тоже не хотел бы вспоминать, как было раньше, хрестоматийные примеры, я бы просто хотел рассказать конкретную ситуацию. Вот раньше, когда не было ОСАГО, я страховался. Страховал безаварийную езду на протяжении 5 лет или даже больше, не помню сколько. И плати я за БМВ достаточно мощное - 75 долларов с учетом всех скидок. Сейчас за такую машину я должен платить порядка 200 долларов. Что я выиграл? Ничего. Точно также заставят людей и бедных пенсионеров, которые и так живут, я не знаю на что. Ладно, если машина - у тебя есть деньги, ты там, не знаю, набомбишь, заработаешь. А бедный пенсионер, как он должен застраховаться?
Георгий БОВТ: Вот вам и аргумент.
Дмитрий МАРКАРОВ: На самом деле это распространенный вопрос. Первое - а если бедный пенсионер угробит семью, выехав на встречную полосу? Что делать людям? Что делать тем, кто останется без родителей, что делать тем, кто останется без своего имущества, если пенсионер ехал на своем "Запорожце"? Поэтому это из другой серии. Что касается цены...
Георгий БОВТ: Человек дожжен сам застраховаться, сам - от пенсионера.
Дмитрий МАРКАРОВ: Еще раз, вот это как раз нельзя заставить делать. И зачем, если человек, как человек позвонивший, безаварийно ездит много лет, чего он должен страховать себя? А если ему кто-то нанесет большой ущерб, ну как-то не совсем справедливо. По цене - 75 долларов - чудный пример. Но просто уважаемый радиослушатель забывает о том, что он одновременно страховал свою машину. И это в плане ответственности было лишь опцией небольшой, расширяющей полис. Потому что основные деньги он все равно давал за автомобиль. И тогда была несколько другая ситуация. Сейчас и покрытие иное и страхование жизни там заложено и прочее и прочее. К сожалению, тариф достаточно низкий в целом по стране, но по Москве он, наверное, ну относительно высоковат. И вопрос не к нам страховщикам, вопрос к правительству, которое, когда просчитывало тарифы для этого закона, почему-то посчитало, что мощные машины более опасны. И поэтому там повышающий коэффициент.
Георгий БОВТ: Да, да. Дмитрий Эдуардович, я хочу все-таки подчеркнуть мысль нашего слушателя, как я ее понял. Когда вводится монополия, обязаловка страхования, тарифы всегда выше, чем при добровольной системе. Понимаете, вот в любой капиталистической стране - не застраховал жилище, пострадал - ну иди на улицу, и все - это твоя ответственность, нечего на государство пенять.
Дмитрий МАРКАРОВ: А если ты все-таки другому нанес вред, кто этому-то человеку будет возмещать ущерб.
Георгий БОВТ: А тот, кому ты нанес вред, должен сам был думать об этом и тоже застраховаться.
Дмитрий МАРКАРОВ: Думать заставить нельзя. Хорошо было бы так, и, кстати говоря, на западе владеют и карточками кредитными и полисами. И поэтому они считают себя цивилизованными и таковыми являются.
Георгий БОВТ: Спасибо, это мнение первого замгендиректора компании "Росгосстрах" Дмитрия Маркарова. Ух.
Страшный поток возмущения на смс-портал по поводу обязательного страхования квартиросъемщиков - тут все и не учтешь инее прочтешь, потому что на самом деле - все против. Обязаловка и монополизм и тарифы возрастут и говорят пример ОСАГО тоже тарифы возросли, значит, покрытие меньше, чем раньше было при добровольном страховании. Так что все тут едины.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: К другой теме пока перейдем. При правительстве России будет создана комиссия по миграционной политике. Федеральной миграционной службе поручено внести в правительство проект распоряжения об утверждении ее состава. А Совет Федерации, тем временем, предлагает ввести лицензирование деятельности агентств по трудоустройству мигрантов. Комитет верхней палаты по делам СНГ разработал соответствующий законопроект. Документ, в частности, предусматривает введение государственного лицензирования такой деятельности. Законопроект определяет правовой статус частных агентств занятости, как негосударственных структур, оказывающих услуги в сфере трудоустройства иностранных мигрантов. Документ также определяет формы государственного контроля за деятельностью этих агентств. Не секрет, что сегодня, помимо, госструктур, оказанием услуг в сфере трудовой миграции занимаются многочисленные негосударственные организации и физические лица, а правовая регламентация в негосударственном секторе отсутствует.
Георгий БОВТ: Заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам СНГ Владимир Васильевич Литюшкин, он, как я понимаю, причастен к созданию этого законопроекта. Да, ведь, Владимир Васильевич, добрый вечер.
Владимир ЛИТЮШКИН: Да, конечно.
Георгий БОВТ: Можно у вас спросить тогда, мне кажется, что эта инициатива она приведет к разрастанию бюрократического аппарата вокруг многочисленного числа мигрантов.
Владимир ЛИТЮШКИН: Ну это совсем не так. Этот закон, который называется "Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов", он предполагает создание частных агентств занятости, которые должны работать, в первую очередь, за рубежом, в странах СНГ, и создавая и подбирая те трудовые ресурсы, которые необходимы непосредственно в регионах, по той квалификации и качества. Это главное направление. И частные агентства занятости должны помогать сегодня государственным центрам занятости, которые существуют в решении этого вопроса.
Георгий БОВТ: То есть они будут, в основном, за границей находиться?
Владимир ЛИТЮШКИН: Да, это и сегодня возможно делать, но вы сами же сказали здесь в самом начале, что сегодня существует большой подпольный рынок, которые не контролируется государством. Он соизмерим с объемами поставок зерна на экспорт, вооружения. Эта сумма приблизительно в пределах 5-6 млрд. долларов, которые крутятся там. Их сегодня надо легализовать. Надо создать условия для того, чтобы это было все подконтрольно государству и в то же время, это должны взять на себя частные агентства занятости там много вопросах, и сегодня были на парламентских слушаниях и по вопросу этого закона, были большие дебаты в части того, что сегодня не будут ли унижены права или снижены права наших трудящихся, российских граждан. Эти все вопросы надо соизмерять. Сегодня миграцией занимается 7-8 служб России, а у семи нянек, как вы знаете, дитя без глазу. И поэтому, по нашим оценкам, и с этим соглашается и ФМС России, что порядка от 4 до 5 млн. работает у нас нелегально, здесь, в России. Вот посмотрите, 5 млн. человек. Это сегодня, по нашим оценкам, самая заниженная сумма.
Георгий БОВТ: Надо ввести визы трудовые.
Владимир ЛИТЮШКИН: Мы говорим, что это подразумеваем не визы, а лицензии, будем называть из так на сегодня, но это опять…
Георгий БОВТ: Нет, а почем не визы? Хочешь работать в России - получи трудовую визу, как в других странах, и приезжай по визе.
Владимир ЛИТЮШКИН: Ну в других странах даже в трудовом кодексе приписаны сегодня права и обязанности тех, кто работает по какой-то визе и приезжает из-за рубежа.
Георгий БОВТ: Ну ради Бога, и у нас так надо сделать.
Владимир ЛИТЮШКИН: Мы только строим сегодня новую общественно-экономическую формацию. И нам всего лишь навсего 18 лет. Дойдем мы когда-то до этих вопросов. Но сегодня надо решить вопрос легализовать именно позицию частных агентств занятости. Вот этот вопрос был главным. И мы согласуем все эти вопросы и выйдем в правительство, чтобы правительство выступило с инициативой, согласовало нам этот вопрос в части того, чтобы провести через Думу и Совет федерации.
Георгий БОВТ: Понятна ваша позиция. Но то, что они за границей будут работать, вы меня отчасти успокоили. Спасибо.
Владимир ЛИТЮШКИН: Конечно, это первое из значение - работать там.
Георгий БОВТ: Я надеюсь, что следующим шагом все-таки будет введение виз для трудовых мигрантов.
Владимир ЛИТЮШКИН: Ну я обязательно передам ваше пожелание. Сегодня, видимо, это пожелание и слушателей сегодня, разработчикам, которые работают над этим законом, и мы посмотрим, как это вписывать и согласовать все это дело с действующим законодательством.
Георгий БОВТ: Спасибо, спасибо. А сейчас слово заведующему сектором института социологии российской Академии наук, доктору социологических наук Владимиру Мукомеле. Добрый вечер.
Владимир МУКОМЕЛЯ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, нельзя как-то вот так регулировать поток мигрантов, чтобы количество чиновников, которые его регулируют, не было сопоставимо с самим потоком?
Владимир МУКОМЕЛЯ: Хороший вопрос. На мой взгляд, сегодняшние обсуждения и будут способствовать этому. Ведь сегодня перед нами стоят две задачи. Первая - это борьба с незаконной миграцией, что сегодня равносильно борьбе с незаконной занятостью иностранных граждан. И вторая - оперативный доступ трудовых мигрантов к тем вакансиям, которые не интересы для местного населения. Что мы о них знаем? Первое, что такие места есть. Есть спрос, есть предложение, и второе, что их подбор осуществляют посредники. Существует множество фирм, которые помогают получать разрешения на работу, становиться на миграционный учет, обеспечение миграционными справками. Но главное - они находят рабочие места. Вот сегодня на слушаниях оценивалась теневая сфера вокруг мигрантов, порядка 30 млрд. рублей. Я думаю, что ее нужно, по меньшей мере, удвоить-утроить. Ведь эти посредники каждый месяц получают 10-15% заработка.
Георгий БОВТ: А не потому ли, что число функций государственных, вернее, число регуляций государственных в этой сфере чрезмерно просто?
Владимир МУКОМЕЛЯ: Разумеется.
Георгий БОВТ: Просто государство сначала придумало эти функции, а потом посредники облегчают их выполнение за деньги.
Владимир МУКОМЕЛЯ: В том-то и дело.
Георгий БОВТ: Может, эти функции и не нужны просто?
Владимир МУКОМЕЛЯ: Совершенно верно. Главное сегодня - это выстроить цивилизованный рынок труда. Он должен быть профессиональный, ответственный и третье, он должен быть прозрачный. Вот эту функцию надо передать частным агентствам занятости. К сожалению, сегодня они практически не имеют законных оснований для работы с мигрантами. Я бы несколько переставил акценты. Частные агентства занятости должны не помогать, а заменить государство там, где оно не может работать эффективно. Представление о том, что нужно выстроить централизованную систему организации занятости - это чистой воды фикция. Мы слишком мало знаем о рынке труда. Он слишком мобилен. Невозможно выстроить систему занятости в онлайновом режиме. Каждый день появляются десятки тысяч вакансий, каждый день они заполняются. Нам нужно децентрализация рынка труда и централизация контроля. Вот в этом случае мы будем говорить об эффективном часто-государственном партнерстве.
Георгий БОВТ: А если мы наладим очень эффективный ввоз иностранной рабочей силы, то не подорвет это нашу собственную?
Владимир МУКОМЕЛЯ: Нет, потому что мигранты будут работать на тех рабочих местах, на которые россияне не идут.
Георгий БОВТ: Ну вот смотрите, один журнал проводил такой эксперимент. Они попытались студента в Москве пристроить в дворники. И у них это не получилось, потому что все вакансии дворников заняты таджиками, да? А система эта устроена таким образом, что их сюда привозят, селят в выселенных домах, они живут там на полулегальных основаниях, но за это чиновники просто с них берут бабки, и все. Поэтому чиновникам выгодно держать раба бесправного на этой должности и снимать часть зарплаты себе в карман, чем нанимать россиянина, которые может свои права откачать, что называется.
Владимир МУКОМЕЛЯ: Вы знаете, я много лет тому назад был студентом. И студенты действительно подрабатывали дворниками, но это было мимолетное увлечение, потому что это очень тяжелая работа. И в Москве дворники всегда были лимитчики. Сначала это были лимита, как тогда говорили, из ближайших областей, потом из ближнего зарубежья. Вы вспомните начало 90-х годов. Так, как работают сейчас киргизы, таджики и узбеки, никогда россияне не работали.
Георгий БОВТ: Спасибо за ваше мнение. Завсектором института социологии РАН, доктор социологических наук Владимир Мукомеля.
Модернизация.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Еще одно заявление президента Дмитрия Медведева. Он своим указом постановил образовать комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики России. Главная задача этой комиссии - совершенствовать госуправление программами модернизации приоритетных сфер экономики. Главная проблема, подчеркнул Медведев, в том, что, я процитирую: "деловые круги до сих пор не проявляют интереса к модернизации экономики". Вот такое заявление.
Георгий БОВТ: Да, он сегодня сетовал на деловые круги.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: И, говорит, нет механизмов, которые бы стимулировали бизнес вкладывать деньги в инновации.
Георгий БОВТ: Вот представитель деловых кругов, заместитель генерального директора экспертного института РСПП - Российского совета промышленников и предпринимателей, Андрей Нещадин. Андрей Афанасьевич, добрый вечер.
Андрей НЕЩАДИН: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Какие механизмы могли бы стимулировать бизнес вкладывать деньги в инновации?
Андрей НЕЩАДИН: В первую очередь, это нужно обратиться к тому, что мы разрушили нашу систему советской науки, которая состояла из академической науки, отраслевой науки, заводских лабораторий и опытных цехов. И сейчас получается система, что даже если у вас научные есть очень неплохие разработки, но это разработки на уровне пробирки, то вот этот переход к опытно-промышленному производству, он очень трудоемок. Требует довольно больших вложений и довольно рискован. Поэтому у нас и получается, что мечниковская простокваша, мы ее едим под названием йогурт, а наши же разработки по Омега-3 закупают за рубежом, приготовленного из норвежского лосося, хотя все эти добавки сделаны, в общем, у нас в России. Поэтому это причина номер 1. Предприятие, производство должно получить готовый, уже отработанную технологию, которую кто-то должен финансировать. Раньше это делали отраслевые институты, как мы уже сказали выше, их практически не осталось. Второй причиной является то, что любая какая-то новинка, любая какая-то вещь, она не представляет интерес как сама по себе технология для бизнеса. Она представляет интерес или как какое-то готовое изделие, или как какое-то комплектующее, которое могло бы встроиться в те или иные системы. Поэтому именно вот эта еще проблема встраивания в тот экспорт, который мы имеем, он довольно-таки тяжел. Не считая того, что даже остался в ведении так сказать, самолет пассажирский, который Сухого, он, в общем-то, из многих частей состоит из западного оборудования, которое как комплектующие пришли к нам, на ту нашу авиационную базу, которую имеем сами мы. И вот эти вот риски, они и образуют ту систему, когда бизнес очень аккуратно настроен к многим инновациям.
Георгий БОВТ: Я так понимаю, что Медведев подспудно сравнивал наш бизнес с не нашим бизнесом. Вот этот не наш бизнес, он бывает и называется венчурным бизнесом, то есть они вкладывают вещи, деньги свои, в том числе, в рискованные операции. И не всякое венчурное предприятие выживает, выживает, может, процентов 20. А остальные 80 не выживают. Но тем не менее, в них продолжают вкладывать деньги. Это довольно высоко рискованные предприятия. Я так понимаю, что Медведев сетовал на то, что наш бизнес, как он сегодня сказал, что купит, значит, какого-то товара, если появится у них там 30 млн. рублей, купят товара, да и перепродадут. Вот такое представление у него о нашем бизнесе.
Андрей НЕЩАДИН: Во много это действительно так. Здесь ничего нельзя сказать. Венчурное финансирование везде, обычно на него затрачивается процентов 10-15. Вот нормальные банки, нормальные финансовые структуры обычно только 10-15% своих средств выбрасывают в такую систему. Но опять-таки, обратите внимание, почему я сказал о структуре науки? Такого министерского управления наукой как наша академия на Западе не существует. То есть практически все это как бы собрано в определенные центры, которые, как я уже сказал, имеют готовую технологию. То есть я могу получить какой-то БАД, который будет великолепно помогать людям от холестерина. Но я могу получить в пробирке, на уровне науки. Но следующий этап - это все превратить в такое понятие как НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, чтобы это уже была технология, которую уже можно было бы спокойно расширять.
Георгий БОВТ: Я так понимаю, что вы все-таки сторонник того, чтобы государство взяло на себя эти функции финансирования, отчасти воссоздав на другом уровне советскую систему.
Андрей НЕЩАДИН: Другой принцип. Я далеко не поклонник воссоздания советской системы.
Георгий БОВТ: Ну я сказал - на другом уровне.
Андрей НЕЩАДИН: Это совершенно другая вещь, этот тот подход, который сейчас предстоит отрабатывать Чубайсу по разработке технологических карт, когда идет, практически финансируется вся разработка от пробирки до опытно-механического уже производства. Вот когда такие карты, вот они наиболее нормальный, справедливый путь, в котором бизнес участвовать и принимать участие будет.
Георгий БОВТ: Очевидно, в выработке таких карт большая роль лежит на квалификац

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме