12:01 18.06.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Георгий Бовт в программе «Вечерний развод» на радио CITY FM

Новость

  , Вечерний развод, 16.06.2009
ЗОЯ МИЛОСЛАВСКАЯ: Начнем с Мосгордумы сегодня. Выборы депутатов Московской городской Думы перенесены на 11 октября 2009 года. Мосгордума приняла законопроект о внесении соответствующих изменений в избирательный кодекс. Напомним, что ранее выборы были назначены на 14 марта 2010 года. Перенос этот связан с финансовыми вопросами. Проведение голосования в марте потребовало бы дополнительных бюджетных расходов. С учетом инфляции выборы обошлись бы городу дороже. Еще одна новость из Мосгордумы. Депутаты сегодня отвергли инициативу о проведении городского референдума в поддержку прямых выборов мэра столицы.
ГЕОРГИЙ БОВТ: У нас сейчас собеседник - директор политических технологий Борис Макаренко. Борис Игоревич, добрый вечер.
Борис МАКАРЕНКО, директор политических технологий: Добрый вечер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Потом будет вице-спикер Госдума Анатолий Метельский. Борис Игоревич, скажите, пожалуйста, как вы думаете, объяснения по поводу того, что в марте выборы стоят дороже, чем в октябре, они соответствуют действительности?
Борис МАКАРЕНКО, директор политических технологий: Я хотел бы поправить, к сожалению, вашу уважаемую радиостанцию. Выборы на 14 марта не были назначены. Выборы вообще назначаются за 90-100 дней до своей даты. Шла речь о том, что проводить нельзя.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да, слухи были об этом.
Борис МАКАРЕНКО, директор политических технологий: Не только слухи. Там был в первом чтении законопроект, относящийся на март, а сейчас их приблизили, а не отдалили. Во-первых, когда срок полномочий любого властного органа не удлиняется, а сокращается, меня это как-то даже немножко радует. Конечно, выборы проводить в пору кризиса - это отчасти рулетка. Но вот на данный момент обстановка в Москве достаточно спокойная, с первой волной кризиса москвичи справились не только экономически, но и психологически. Может быть, и этот мотив тоже был.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А по поводу референдума. Помнится, что, когда инициатива возникла, то московские власти сначала к ней отнеслись весьма благосклонно.
Борис МАКАРЕНКО, директор политических технологий: Здесь есть юридический момент. Решение референдума должно быть обязательным. На то он и референдум как высшая форма волеизъявления. Но что бы получилось, если бы референдум на эту тему введения прямых выборов мэра Москвы прошел, и большинство высказалось бы "за"? Они высказались бы только за то, чтобы московская городская дума внесла в государственную думу поправку в закон, который бы менял порядок наделения полномочиями главы московской исполнительной власти. То есть, по сути дела, от того, что москвичи бы за это проголосовали, у нас бы мэр выборным не стал.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Это верно, да.
Борис МАКАРЕНКО, директор политических технологий: Проблема, что совершенно не мешает инициаторам референдума, среди них и политические партии некоторые, насколько я знаю, эту тему поднимать в предстоящей избирательной кампании.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо большое вам. Сейчас у нас появился вице-спикер Мосгордумы Андрей Николаевич Метельский. Добрый вечер, Андрей Николаевич.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Здравствуйте.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Скажите, пожалуйста, вот в СМИ уже сообщалось, что принят законопроект о внесении изменений в избирательный кодекс. И какие еще изменения кроме назначения конкретной даты выборов, ну, они помимо кодекса, наверное, на 11 октября там упомянуты?
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Ну, на самом деле сильно избирательный кодекс не претерпел изменений. Понизили порог прохождения политических партий. Это 7% вместо 10%. Сделали подсчет голосов методом Империаля, это более точный метод подсчета. Ну, собственно говоря, в основном эти изменения коснулись тех вещей, которые были предусмотрены федеральным законодательством.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А расскажите подробнее, пожалуйста, вот об этом методе подсчета, который вы назвали иностранным словом?
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: На самом деле это метод простых делителей. В нем разобраться достаточно сложно сразу, с одной стороны. Если смотреть на этот метод с точки зрения подсчета, то, конечно, предыдущий метод был проще в подсчете, когда собирались все голоса избирателей, дальше делились на количество избирательных объединений, которые принимали участие в выборах, и дальше выяснялась цена мандата. Здесь более сложная система подсчета. То есть, это, скажем так, метод простых чисел. То есть, если 18 объединений, значит, последовательно голоса избирателей делятся на 2, 4, 6, 8 и так до 18. Дальше выясняется количество мандатов, и таким образом выясняется средняя стоимость мандата, и, соответственно, делится на голоса избирателей. Голоса избирателей делятся на вот эту вот усредненную цифру полученных голосов избирателей. Вот, собственно говоря, если так в двух словах, конечно, не очень понятно, потому что на бумаге он выглядит более правильно.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну, в общем, будем считать, что этот метод более точный.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Вы знаете, он действительно более точный. И на самом деле более точно определяет количество мандатов, завоеванных тем или иным избирательным объединением.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А еще поясните, пожалуйста, тоже сегодня в масс-медиа была такая ссылка, что если бы выборы были 14 марта, а не 11 октября, то нужно было бы дополнительные какие-то бюджетные расходы. А чем выборы в марте дороже, чем выборы в октябре?
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Я не думаю, что в этом есть определенная разница. Просто я могу сказать не о расходах. Здесь речь идет не о том, что расходы как-то увеличатся. Я думаю, что расходы будут одинаковые. Здесь ситуация в том, что сейчас, если выборы будут в октябре, то для города это будет чуть легче, потому что мы все свои обязательства уже спланировали и понимаем, какие доходы будут городского бюджета. И, соответственно, мы можем это более четче планировать, эту ситуацию по выборам. То есть, мы уже точно знаем, что мы сможем выборы провести, и у нас средств хватит, при этом мы выполним все свои обязательства перед избирателями, соответственно, перед теми социально незащищенными слоями населения, которым на сегодняшний день мы обещали помощь. Наши выплаты и доплаты мы выполним. И они будут. что буде весной? Понимаете, это будет новый бюджет, только сформированный. Еще не понятно, какие будут доходы бюджета, как мы их будем собирать, как поведет себя наш налогоплательщик и так далее. То есть, много вопросов.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А бюджет будет принимать новая дума или старая?
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Вы знаете, часть бюджета будет принимать… Ну, понимаете, это тоже процесс. То есть, в первом чтении, судя по всему, рассмотрит старая дума, а во втором и третьем уже будет рассматривать новая.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вот еще такой вопрос по поводу референдума. Поначалу казалось, что та инициативная группа, которая выступала с идеей вот этого референдума в поддержку прямых выборов мэра, они пользовалась пониманием московских властей.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: На самом деле это не так. Конечно, это не так. Более того, я могу сказать, что Москва - это субъект РФ, и у нас определено законом, что сегодня руководители регионов по представлению президента утверждаются региональными парламентами.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Означает ли это, что граждане не могут высказываться по этому поводу?
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: И это закон, понимаете? То есть, уже высказались по этому вопросу, и эти отношения урегулированы законом. В силу того, что мы живем в правовом государстве, и всех это устраивает, то каким-то образом пытаться оспаривать эти вещи или каким-то образом навязывать другое мнение, ну, мне кажется, не совсем это правильно. Ведь это предложил президент. Мы избирали с вами президента, мы ему отдали свои голоса, доверили свои голоса. То есть, он получи нашу поддержку. Сегодня предложил президент назначать руководителей регионов, и тут же мы будем каким-то образом ставить под сомнение его предложение. Наверное, это неправильно. А Москва - законопослушный регион, вполне нормальный.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Но это же не депутаты ставят под сомнение и не мэр, конечно, а просто какие-то граждане хотят собрать подписи.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Вот именно, какие-то граждане. Это то же самое, что какие-то граждане обращаются по поводу опять же внесенного в Госдуму и принятого закона об игровых заведениях, что 1 июля все игровые заведения должны быть сведены в 4 игровые зоны, которые определил президент, и больше ни казино, ни игровые заведения не должны находиться нигде, кроме как в этих зонах. Находятся люди, которые говорят: нет, этого не надо, давайте это пересмотрим, давайте это мы подвергнем сомнению и так далее. Ведь это то же самое. Если мы приняли закон, если мы уже для себя решили, что для нас зло и зараза, я имею в виду игу, ну почему же мы должны это оспаривать постоянно?
ГЕОРГИЙ БОВТ: Но торга никакие референдумы невозможны по изменению никаких законов.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: Ничего подобного. Референдумы возможны. Но все нужно делать в рамках действующего законодательства. А то, что сегодня поднятый вопрос не является компетенцией московской городской думы, понимаете, это не наша компетенция…
ГЕОРГИЙ БОВТ: Тут есть логика, конечно.
Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Мосгордумы: …мы не можем рассматривать этот закон. А подводить правительство Московское, подводить мэра мы тоже не можем. Зачем мы будем идти на нарушение действующего законодательства в угоду инициативной группе? Это же неправильно.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо. Это мнение вице-спикера Мосгордумы Андрея Николаевича Метельского по поводу отверженной идеи референдумов в поддержку прямых выборов мэра столицы.
ЗОЯ МИЛОСЛАВСКАЯ: За Имидж России взялись на самом высоком уровне. В администрации президента создана комиссия по формированию имиджа страны. Об этом пишет сегодня "Независимая газета". Комиссию возглавит руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. В его обязанности будет входить продвижение России на западе. Как пишет издание, главной задачей новой комиссии станет исправление имиджевых ошибок, допущенных в первый год правления Дмитрия Медведева.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну, сейчас поговорим на эту тему с Сергеем Зверевым. Он - председатель совета директоров компании "Кросс", компании развития общественных связей и один из сильнейших и известнейших политтехнологов страны. Кому как не ему. Сергей Александрович, вы нас слышите?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Добрый вечер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы продвинуть этот образ? Вы все-таки человек, который в какое-то время тоже продвигал какие-то образы?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Да, продвигали. Вы знаете, ну, во-первых, я считаю, что создание подобного рода межведомственной комиссии - это абсолютно верный и правильный шаг. Это во-первых. Я бы сказал так…
ГЕОРГИЙ БОВТ: Вы случайно в нее не вошли, нет?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Я в нее не вхожу. К счастью моему, я в нее не вхожу. Я могу объяснить, почему. Дело все в том, что в последнее время было ощущение, что нашим этим самым имиджем страны за рубежом никто серьезно не занимается, потому что, если заниматься этим серьезно, должна быть координация усилий разных структур, прежде всего государственных (и негосударственных) на самом высоком уровне. Потому что этот имидж можно продвигать, я имею в виду с точки зрения политической, экономической, можно продвигать только при одном условии: если ты внятно понимаешь цели и задачи. А цель и задачу может сформулировать только политическое руководство.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Вы думаете?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Если мы говорим о стране, да. Если мы говорим о стране в целом, то это вопрос политический.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А почему, вот он может на вполне обывательском уровне быть выдвинут. Вот многие страны понимают под имиджем страны туристическое направление. Приезжайте к нам, туристы всех стран. И все. На CNN рекламу такую.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Георгий, вы знаете, согласились, но только принятие решения о том, что на CNN добрая реклама, это тоже вопрос, который принимается на самом высоком уровне. Как минимум это согласовывается между правительством и министерством по туризму, спорту и так далее. И на это выделяются бюджетные деньги. Поэтому здесь ничего удивительного нет. Такого рода программа проводилась в течение больше, чем 10 лет в Испании. И курировалась она опять-таки правительством. Где-то приблизительно лет 15 назад Испания задумалась о том, что надо бы поменять свое восприятие Испании как некой такой отсталой страны, страны второго сорта, как с политической, экономической, так и с туристической точки зрения. И была очень серьезная программа.
ГЕОРГИЙ БОВТ: И что., кстати, кроме туризма они продвигали-то?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Например, продвигали получение кредитов и дотаций европейского сообщества на строительство инфраструктуры. И за последние 10-15 лет дороги в Испании кардинальным образом изменились. Еще 15 лет назад там было достаточно сложно проехать. Я там первый раз как раз был в 94-ом году, могу вам сказать, что за это время, ну, земля и небо просто.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Хорошо, согласились, да.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": То есть, здесь есть абсолютно прагматические и очень конкретные задачи. Они должны быть, точнее.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вот, занимались какие-то, американская какая-то компания, "Кетчум" или "Кетчуп", как ее там звали-то?
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": "Кетчум". Она, по-моему…
ГЕОРГИЙ БОВТ: И занимается до сих пор.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Наверное, занимается. Честно, не знаю.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Потом вот "Российская газета", знаете такую программу? "Российская газета" там вкладки публикует за немереные деньги в 4 странах, включая Америку. Там пишут, губернатор шансов в "Нью-Йорк Таймс". Обчитаешься просто.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Я знаю о том, что там есть такой проект, вернее, слышал о том, что есть такой проект, но содержание его, честно говоря, не знаю. А, знаете, вот вопрос, надо это делать или не надо? Вот кто-то должен принять решение по этому поводу. Программа должна быть разностороння, с одной стороны, а с другой стороны, она должна быть единая. Потому что, вот сейчас много говорят о "Раша тудей" телекомпании. Нужно это или не нужно? Такого рода телекомпании есть у огромного количества стран. Качество продукта, который делает "Раша тудей" на самом деле сегодня очень-очень высокое. Сегодня стоит один вопрос о том, что распространение этого канала должно быть несколько другое. Нужно войти в кабельные сети. Для этого нужны определенные усилия.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Они об этом совершенно часто сами говорят, я знаю, Маргарита Симонян об этом говорит. Она абсолютно права. Надо войти в кабельные сети. Ну? А надо входить.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Но решение по этому поводу и, соответственно, финансирование, поскольку это государственная программа, должно приниматься на государственном уровне. Например, нужны или не нужны эти самые вкладки в "Российской газете" или совместные издания "российской газеты" с изданиями разных стран? Насколько я понимаю, там что-то вот в этом роде. Нужны они или не нужны? В каком формате они нужны? Должна существовать некая структура, которая должна засушивать это в рамках некого единого понимания, некой единой стратегии, а я надеюсь, что целью ее создания как раз и является выработка этой единой стратегии, единого понимания продвижения того, что мы хотим продвигать на Западе, Востоке, в Азии, Африке и так далее. Вот в рамках этого единого механизма должен существовать определенный конкурсный отбор. Чего-то много, чего-то не хватает, что-то надо добавить. И так далее. Но, понимаете, для того, чтобы что-то продвигать, нужно, прежде всего, понять, что продвигаешь. Для того чтобы понять, что продвигаешь, нужно сформулировать некие стратегические идеи, стратегические задачи.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Извиняюсь за занудство, начали бы с туризма. Вокруг него все бы и выросло. Та же инфраструктура испанская, это все вокруг туризма. Ну, приезжайте к нам, и здесь будет вам хорошо. Вот и вся идея.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Да, но опять-таки это вопрос государственной политики. Потому что вот я, например, некоторое время назад встречался с представителем Вологодской области, у которых есть очень много интересного. Но у них нет инфраструктуры.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Там вообще очень красивая природа, потенциал огромный.
Сергей ЗВЕРЕВ, председатель совета директоров компании "Кросс": Там есть исторические места, в которых в силу того, что это такой медвежий угол, не докатились волны разрушений церквей и прочее. Там есть много, чего можно показать и посмотреть. Но для того, чтобы туда приехали, нужна инфраструктура, потому что туда очень сложно приехать - раз. Во-вторых, там негде жить. И так далее. Это все звенья единой цепи , потому что когда выстраивалось в той же Испании, скажем эта программа, она начала за собой цеплять много совершенно сопутствующих сфер. Между прочим, в Британии программа подобного рода называлась очень даже так по-молодежному, она называлась Cool Britain.
Георгий БОВТ: Клевая Британия по-нашему.
Сергей ЗВЕРЕВ: Да, "Клевая Британия". Почему - потому что для того, чтобы в какой-то момент времени они озаботились тем, что восприятие Британии существует слишком чопорное, слишком холодное, слишком официальное. Им захотелось некоторым образом это изменить. Вот у них была программа с таким названием Cool Britain.
Георгий БОВТ: Вот я как вижу членов комиссии - глава МИД Сергей Лавров, помощник президента по международным делам Сергей Приходько, сейчас они вам придумают Cool Russia.
Сергей ЗВЕРЕВ: Russia - это хорошо.
Георгий БОВТ: I don't believe it, Сергей Александрович.
Сергей ЗВЕРЕВ: Честно говоря, я думаю, что они вполне могут это придумать. Другое дело, как и кто это будет делать. Вопрос не в этом, вопрос в том, что эта структура должна сказать - мы хотим, чтобы был Cool Britain или мы хотим, чтобы знали про то, что у нас много ракет и мы сильные, или мы хотим, чтобы мы были миролюбивыми и к нам приезжали.
Георгий БОВТ: Отлично, спасибо - председатель совета директоров компании КРОС
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект об упрощенной деятельности некоммерческих организаций. Документ наделяет НКО правом оказывать безработным прямую персональную материальную помощь. Глава государства особо отметил, что перераспределение средств будет контролироваться должным образом, так как это государственные деньги. Отметим также, что законопроектом упрощается отчетность некоммерческих организаций перед государством. Для этого будет достаточно уведомить его о том, что организация продолжает свою деятельность.
Георгий БОВТ: Председатель Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Панфилова. Элла Александровна, добрый вечер.
Элла ПАНФИЛОВА: Да, добрый вечер.
Георгий БОВТ: Вы не мало сделали для того, чтобы поддержать НКО и изменить существовавший и существующий до сих пор порядок и так далее и тому подобное. Вы полностью удовлетворены этими инновациями или считаете, что еще можно что-то сделать?
Элла ПАНФИЛОВА: Это начало большой работы и мы очень благодарны президенты, что он так оперативно откликнулся на наше предложение. И озабоченность в связи с тем, что действительно многим общественным организациям, которые реально работают и которые реально помогают людям в самых сложных ситуациях. Много времени приходилось тратить на регистрацию, то есть необоснованное было административное давление очень сильное, усложненная регистрация, много других препятствий, на которые приходилось тратить много сил и времени. Вот сейчас этот процесс упрощен - регистрации некоммерческих организаций, упрощена система контроля. И очень важно, что именно президент вносит этот законопроект в первое чтение в Госдуму. Но дальше мы предполагаем. Сегодня передали предложение президенту о том, как мы предполагаем работать дальше. Ко второму чтению мы еще подготовим второй пакет поправок к этому же законодательству о некоммерческих организациях, в развитие этой темы для создания благоприятных условий для развития гражданских организаций, для развития гражданских инициатив, чтобы было больше влияние общественности на принятие решений со стороны власти, особенно и более эффективно, оперативно и реально вместе помогать людям в сложнейших ситуациях с учетом того кризиса, который мы все вместе переживаем. Дальше на втором этапе на конец лета начало осени мы постараемся подготовить предложения по облегчению экономической участи некоммерческих организаций, это касается развития благотворительности, упрощения системы налогообложения, развития добровольничества. Действительно у нас в стране многие готовы заниматься благотворительностью, помогать друг другу, но те бюрократические препоны которые есть, он, конечно, тормозят этот процесс. А сейчас это опять таки, как никогда актуально, потому что в связи с кризисом даже вчера благополучные люди сталкиваются со многими проблемами, о которых они даже вчера не подозревали. Что уж говорить о неблагополучных: о детях, инвалидах, пожилых людях и так далее. И третий этап - вначале будущего года мы предполагаем просто пересмотреть все законодательство о некоммерческих организациях, о некоммерческом секторе, чтобы систематизировать его, чтобы убрать противоречия, создать систему благоприятную. Это, понимаете, не абстрактные вещи - это реальные вещи, но направленные на то, чтобы люди, граждане, у них было больше возможностей и условий и было легче объединяться для решения той проблему, которая волнует их больше всего.
Георгий БОВТ: Элла Александровна, скажите, пожалуйста, означает ли это, что это будет в определенной мере возврат, скажем, лет на 7-8 назад?
Элла ПАНФИЛОВА: Нет, это будет развитие. Мы идем дальше, понимаете. Мы не можем возвращаться в прошлое. Даже если мы возьмем то лучшее, что было там, плюсы, что были 8 лет назад, но мы идем вперед, потому что нам необходимо качественно новое развитие и гражданских инициатив, и гражданских организаций. Создание для них устойчивых точек роста. То есть мы даже, может быть, вопреки кризису должны создать условия для развития. А без общественного контроля. Без общественного участия, без формирования общественного мнения и давления на власть на всех уровнях - это не возможно. Поэтому мы идея вперед - учимся на ошибках. Поэтому мы сейчас проводим мониторинг, что хорошо, что плохо именно в этих целях. Вот такая задача ставится.
Георгий БОВТ: Вы не могли бы привести пример, скажем, по регистрации: что раньше было и что сейчас предлагается поменять.
Элла ПАНФИЛОВА: Ну, например, сейчас какая дискриминация - например, небольшая организация, у нее нет огромного штата, она должна, если, что-то неправильно заполнила какие-то бумаги не регистрацию, ее просто возвращают Росрегистрация и все. То есть надо опять через несколько месяцев опять собирать деньги, платить пошлину, опять заполнять. Вот сейчас этот порядок упрощен: если что-то не так сделано, даются рекомендации как исправить, и как бы приостанавливают регистрацию до исправления, а не заново начинается. То есть, это тоже упрощение. И маленькие организации, если объем их годового бюджета не превышает 3 млн. рублей, он фактически просто уведомляют, у них совершенно простой механизм регистрации, не надо заполнять кучу всяких совершенно не нужных бумаг. Потом дублирование, сокращается периодичность контроля. Вы знаете, сейчас если малый бизнес страдает, то некоммерческие организации еще больше - бесконечные проверки разных инстанций. Сейчас это будет убрано. Потом, более, скажем, упрощается, будет меньше произвольного толкования в применении законов и произвольного выборочного применения этого законодательства, то есть нормы более точно и ясно обозначают…
Георгий БОВТ: А как это скажется на присутствии иностранных НКО?
Элла ПАНФИЛОВА: На присутствии иностранных НКО, сейчас их почти не касаются, эти изменения, но мы предполагаем, обобщая весь опыт их работы на территории России, и положительный и отрицательный, мы запланируем это на третий этап, когда системные будут изменения - это начало будущего года.
Георгий БОВТ: Тогда уже вы ими займетесь?
Элла ПАНФИЛОВА: Да, сейчас наша основная была задача - это обратить внимание, срочно решить какие-то проблемы, связанные с деятельностью, действительно более 80% организаций небольших, которые непосредственно сейчас, и тем более сейчас, еще раз хочу повторить, в период кризиса непосредственно, часто более эффективно и грамотно оказывать людям помощь в самых сложных ситуациях. Да, работают именно с людьми по их проблемам, вот чтобы сейчас снять все бюрократические преграды, всяческие заморочки и дать им сделать это более эффективно и привлекать средства как бизнеса нашего, так и в том числе более эффективно, скажем, всякого рода социальные заказы, грантов государственных, более эффективно, скажем, использовать те государственные средства на решение социальных проблем.
Георгий БОВТ: А можно ли надеется, что в процессе этой вашей работы совместной возникнет закон о благотворительности и освобождении от налогов?
Элла ПАНФИЛОВА: А я вам еще сказала - это второй этап, на который мы разбили, когда я говорила, что экономическая, мы уже сейчас этим занимаемся и очень тесно работаем и с Минэкономразвития и с Минюстом…
Георгий БОВТ: И тем есть налоговый вопрос, да?
Элла ПАНФИЛОВА: Да, мы даже рабочую группу, которая продолжает работать, мы сейчас собираемся 26-го, как раз уже начинаем ее расширять за счет присутствия Минфина и налоговиков для того, чтобы вопросы развития благотворительности, добровольчества, изменения систему налогообложения, целого ряда других проблем, как раз таки создать это благоприятное поле для развития этих моментов. Мы считаем, что это крайне важно.
Георгий БОВТ: Спасибо большое, председатель Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Панфилова о новых порядках по поводу НКО. А вот сегодня такая еще интересная новость за сутки - сегодня действует жесткий режим по молоку и по таможне между Белоруссией и Россией…
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Который вот-вот закончится - договорились они по молоку.
Георгий БОВТ: Закончится, а вот интересно, что европейские производители молока обещают блокировать Брюссель тракторами во время проведения саммита 18-19 июня. Они, работники молочно индустрии, протестуют против катастрофического падения цен на молочную продукцию и хотят заставить лидеров ЕС оказать им поддержку. Может быть, поедет туда Онищенко, который так быстро разгуливает любые молочные кризисы, реки поворачивает молочные вспять, туда-сюда из Белоруссии и обратно, и он разрешит этот кризис у них таким образом.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Кстати, Украина нам предлагала сегодня свое молоко, и эксперт в этом деле оценивал сегодня в эфире радио Сити-ФМ украинское молоко. Он говорит, что рядом не стояло с белорусским.
Георгий БОВТ: Только поэтому мы так быстро и договорились с белорусами, чтоб не пить украинское молоко, потому что оно еще противнее, чем пить белорусское.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: О кино теперь поговорим.
Георгий БОВТ: Давайте.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Москва должна стать одной из ведущих киностолиц мира. С таким заявлением выступил сегодня режиссер Павел Лунгин, который в этом году возглавляет жюри Московского международного кинофестиваля. По его словам, московский кинофорум - один из самых престижных в мире. Но у него есть шанс еще больше укрепить свои позиции.
Георгий БОВТ: Павел Семенович, добрый вечер.
Павел ЛУНГИН: Никогда я такого не говорил. Ну не говорил и все, не могу согласиться. Потому что я сказал, что у Москвы есть шансы сейчас в эпоху кризиса пи поддержке государства стать одной из ведущих мировых столиц мира. Потому что очевидно слабеет и Берлинский фестиваль и (нрзб), цветут одни Канны.
Георгий БОВТ: Вы будете строгим председателем жюри?
Павел ЛУНГИН: Да нет, наверное, не очень, я вообще не очень строгий человек. Люблю талант просто, я может быть, недостаточно системный человек, я реагирую на талант.
Георгий БОВТ: А скажите, пожалуйста, что уже известно о программе кинофестиваля.
Павел ЛУНГИН: Вы знаете, мне, честно говоря, ничего. Я только что приехал с "Кинотавра" под шоком молодого российского кино и даже не посмотрел, честно говоря, какая программа у нас.
Георгий БОВТ: А какого рода у вас шок?
Павел ЛУНГИН: Всевозможный, даже не могу сейчас говорить. Давайте говорит о московском, что говорить о "Кинотавре"? Вообще фестиваль был такой, там было очень много радикальных фильмов - это правда.
Георгий БОВТ: Ну хорошо. Если программа вам еще не очень известна, что вам уже известно? Каких ждать сенсаций, почему нужно туда стремиться, например?
Павел ЛУНГИН: Я почем-то уверен, что программа хорошая, потому что ее делали люди, которые любят кино и знают кино, и Плахов, и (нрзб) это все-таки тонкие очень знатоки и любители. Я думаю, что они собрали неожиданные фильмы и жду чего-то от программы.
Георгий БОВТ: А вот эта группа подготовки и отбора программы она отличается, очевидно, от предыдущих московских фестивалей?
Павел ЛУНГИН: Говорят да, я не знаю, вы меня, извините…
Георгий БОВТ: Загоняем в тупик, я чувствую.
Павел ЛУНГИН: Да, я как-то…
Георгий БОВТ: Сейчас для облегчения очень простой вопрос для вас - фестиваль откроется вашим фильмом "Царь", в котором свою последнюю роль сыграл Олег Янковский. Расскажите, пожалуйста, об этом фильме. Что вы хотели сказать? ну вот все, что вы хотите сказать об этом фильме? В данном случае слушателям, которые станут зрителями.
Павел ЛУНГИН: Мне сложно, я не буду пересказывать фильм, боюсь, что уже и так много, может быть, даже слишком много, было про него написано. Этот фильм основан на реальных событиях исторических: столкновение царя Ивана Грозного и Митрополита Московского Филиппа Колычева, ставшего потом святым Филиппом. Столкновение, которое закончилось плохо для Филиппа, потому что он был убит. Эта такая сухая канва. В общем, это история о власти, о Боге, об отношениях Вери о государства. Мне кажется, что здесь затронута какая-то природа русской власти, потому что она особенная и она не похожа ни на какую другую власть в мире. И во многом упирается в личность Ивана Грозного.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Это была последняя роль Олег Янковского. Вот работа с ним в тот момент, она вас наводила на какие-то мысли, вы думали о том, что вы последний раз работаете с человеком? Он как-то особенно работал в этот момент?
Павел ЛУНГИН: Нет, что же вы говорите, вы что считаете, что он умирал и снимался?
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Ну, я так понимаю, что он работал до конца.
Павел ЛУНГИН: Сохрани вас и помилуй. Нет, мы закончили, примерно, год тому назад. Никто ни в какой мере даже не подозревал, что он болен. Болезнь родилась месяца за три, максимум за четыре, неожиданно, стремительно и как-то неудержимо. Но эта картина, последняя роль, она не соответствует действительности, они играл с вдохновением, играл с огромных желанием, играл, как сказать, без устали. Приезжал в театр, уезжал, снова приезжал к нам и мы с ним строили планы на дальнейшую нашу жизнь и работу. Вы знаете, это совсем не про то. Эта болезнь оказалась какой-то коварной, скоропостижной, совершенно непредсказуемой.
Георгий БОВТ: Павел Семенович, мы понимаем, что у вас сейчас будут напряженные дни, и мы желаем вам всяческого успеха в работе Московского кинофестиваля и во главе жюри, и надеемся, что он окончится открытием какой-нибудь интересной картины. Спасибо большое.
Павел ЛУНГИН: Спасибо.
Георгий БОВТ: Павел Лунгин, председатель жюри Московского международного кинофестиваля.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: К другим столичным событиям. Первый участок четвертного транспортного кольца, протяженностью в 3 километра между Шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе планируется открыть уже через месяц. Об этом после осмотра строительного объекта журналистам сообщил префект Восточного административного округа Николай Евтихиев, кстати говоря, любимый префект наших слушателей. А за тем, как префект инспектировал стройку, наблюдал корреспондент радио Сити-ФМ Александр Уклеев. Подробности в его репортаже.
КОРР.: Судя по тому, как нервничали ответственные лица, префект стройку четвертого транспортного кольца инспектирует не часто. Площадка перед строительным штабом заполнилась людьми в строгих пиджаках, с папками в руках и в ожидании главы округа они прогуливались по парковке штаба, которая была забита дорогими иномарками. Николай Евтихиев поприветствовал всех присутствующих, некоторых особо горячо приобнял. Посмотреть, как идет строительство, префект приехал не на служебной Volvo, а на автобусе. Многочисленные чиновники последовали примеру начальника и тоже расселись в автобусе, но мест всем не хватило и, привыкшим к комфорту управленца пришлось постоять. Первую остановку сделали на улице Уткина. Здесь Евтихиеву сообщили, что в скором времени ее перекроют. Префект по хозяйски дал добро и автобус с вереницей иномарок позади тронулся дальше. На улице, которую должны сдать уже 15 июля, картеж снова остановился. Оглядевшись по сторонам, глава округа раскритиковал бетонные заборы вдоль дорог.
Николай ЕВТИХИЕВ: Вот этот забор к чертовой матери пусть убирают и ставят нормальный. Если не можем забор, пусть убирают бетонный забор и ставят металлический, прозрачный. Теперь борись с этим бетонным безобразием. Пусть убирают. Потому что любой бетонный забор, это значит, бардак за забором. Плевать на эту станцию, мне забор мешает.
КОРР.: Не понравились префекту и металлические коробки полузаброшенных гаражей, отрезанных от внешнего мира поднимающейся эстакадой. Евтихиев дал указание подчиненным договориться с владельцами и в ближайшее время убрать проржавевшие постройки. По пути следования Николай Евтихиев показал пассажирам автобуса как минимум три места, где можно построить паркинги.
Николай ЕВТИХИЕВ: Так вот давайте делайте, вот вам места. Не всякую ерунду, где перекладывать надо, вот здесь и надо делать.
КОРР.: Пространство под дорожными развязками по плану тоже отойдет под парковки. Проезжая мимо одной из строящихся эстакад, которая пройдет под окнами большого желтого здания, представитель собственника этого дома робко поинтересовался у префекта, где ему можно построить парковку. Конкретного ответа человек в дальнем углу автобуса так и не услышал, зато получил совет от какого-то из важных пассажиров, мол, на работу можно ездить и на метро, и тогда проблема с парковкой отпадет сама собой. Когда картеж во главе с синим автобусом колесил по стройке, работы не прекращались и загорелые люди в желтых костюмах, держась за отбойные молотки, смотрели на вереницу машин не то с осторожностью, не то с опаской. Объехав строящийся объект по кругу, и осмотрев его не выходя из автобуса, Евтихиев решил выступить перед журналистами.
Николай ЕВТИХИЕВ: Ну вот по обещаниям строителей, первый этап, как бы, с гаражной улицы и часть окружного проезда к середине июля они должны сдать и мы должны успеть. Если нам в следующем году позволит финансовая ситуация и в стране и в городе, и будет выделено то финансирование, которое было срезано в этом году, то в следующем году будет введена и развязка и первый участок основного хода от шоссе Энтузиастов до (нрзб).
КОРР.: По словам Евтихиева, стройка отстает от графика на год, потому что финансируется она только на 45% от запланированного. Тем не менее, префект считает, что участок четвертого кольца от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов будет годов к 2013 году.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Это был репортаж Александра Укляева, речь шла о четвертом кольце. А теперь еще одна столичная новость, касается она Черкизовского рынка - любимая ваша тема в последние дни. Так вот. Руководство СКП при прокуратуре России готовит представление на имя мэра Москвы об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений на территории Черкизовского рынка, и принятие решения о его закрытии. Об этом говорится в сообщении ведомства, которое сегодня поступило в распоряжение информационных агентств. В настоящее время расследуется уголовное дело о хранении на складах и на территории Черкизовского рынка крупной партии детских товаров, признанных экспертизой опасными для жизни и здоровья людей. Всего, по данным следствия, на Черкизовском рынке хранится 6 тысяч контейнеров контрабандного груза на 2 млрд. долларов. Накануне Юрий Лужков заявил, что московские власти постараются, чтобы Черкизовский рынок был закрыт уже в этом году.
Налог на недвижимость в России может быть введен с 2012 года. Этот срок вполне реалистичен, заявил об этом сегодня статс-секретарь, замглавы министерства Сергей Шаталов. Правда он отметил, что пока еще не создана единая система объектов недвижимости и нет методологии массовой оценки жилья. Но уже к 2012 году, по словам Шаталова, в самых продвинутых регионах этот налог может быть введен. Замминистра пояснил, что сама идея введения налога на недвижимость состоит не в том, чтобы получить дополнительный доход в местные бюджеты, а в том, чтобы перераспределить налоговую нагрузку на владельцев недвижимости и сделать ее более справедливой. И таким образом, ставка налога на недвижимость для владельцев элитного жилья будет высокой, а на социальное жилье - должна быть ниже.
Георгий БОВТ: С нами на связи заместитель директора Фонда "Института экономики города" Леонид Евгеньевич Бандорин. Добрый вечер Леонид Евгеньевич.
Леонид БАНДОРИН: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Мне кажется, что налог на недвижимость пытались ввести и раньше, но именно в связи с проблемами по созданию некой методологии оценки и единой системы объектов недвижимость до сих пор нет, он так и не вводится. До 2012 года с одно стороны еще далеко, с другой - не очень. В какой стадии сейчас этот вопрос, вы не в курсе, случайно?
Леонид БАНДОРИН: Я в курсе, в связи с обсуждениями, которые проводятся на различных экспертных площадках и в федеральных органах исполнительной власти, особенно в минэкономразвития. Вообще-то надо понимать, конечно, эти разговоры текущие, о том, что этот вопрос возник сейчас и премьер-министр высказывался на этот счет, о скорейшем введении налога на недвижимость, они, конечно, упираются в то, что сейчас идет процесс объединения баз учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Объединили землю со зданиями, объединили базы, процесс этот идет. К 2010 году он уже в какой-то степени промежуточный этап завершается, конечно, не по всей стране, есть пилотные проекты, но, в общем, вводится. И поэтому сейчас возникает возможность говорить о введении налога на недвижимость - единого налога. Вот единый налог соответствует единому объекту. И поэтому для того, чтобы его вводить, нужна не только единая база учета, а нужен и сам единый объект. Вот у нас еще до сих пор нет 100% зданий, строений и сооружений в виде единого объекта. Потому что, например, ну как известно, в Москве применительно к жилым домам, только около 10% жилых домов, построенных до 1990 года, оформлен земельный участок.
Георгий БОВТ: Так до 2012 года какие же шансы поспеть-то?
Леонид БАНДОРИН: Это зависит во многом не от федеральной политики, а от муниципальной. Например по поводу формирования земельных участков. Поэтому федералы здесь не могут прогнозировать. Вообще эта процедура муниципальная и здесь будет честно со стороны федерации, федерация говорит "вот вам глава - налог на недвижимость в налоговом кодексе, то есть мы его вводим на федеральном уровне. Но поскольку налог этот местный, вы сами определяете у вас сформированы там эти объекты, которые будут подлежать налогообложению или не сформированы". И еще один момент, который, мне кажется, при обсуждении здесь очень сильно передергивается в сторону того, что этот налог вводится для увеличения или перераспределения налогового бремени. Это не совсем так. Потому что перераспределить налоговое бремя вы можете и сейчас. У вас есть же земельный налог, да? Есть пределы, там, значит, для дачников-садоводов - это до 0,3 от кадастровой стоимости, для всего остального строительства - до 1,5%. А дальше муниципалитет уже устанавливает ставки. Они иногда по верхней планке, иногда ниже. А сейчас тоже есть некоторая возможность перераспределять, просто, пока не хотят. Нет такой острой необходимости перераспределять, там, бедных, богатых. Две задачи - соединить объект недвижимости и взимать единый налог, потому что иностранцам это объяснить невозможно просто, что за землю под зданием - один налог, за само здание - другой. Это просто нонсенс, который у нас в переходном периоде затянувшимся по-прежнему…
Георгий БОВТ: Может это выгодно кому, чтобы этот нонсенс существовал?
Леонид БАНДОРИН: Я не думаю. Даже здесь не могу предположить в данную секунду. Но вообще-то, то, что федералы делают, делают правильно - объединяют базы. Сначала объединили учетную базу, землю и здания, а сейчас объединили базы учета и регистрации. То есть учета недвижимости для статистики и госрегистрации сделок и прав на недвижимость. То есть все делается так, как в принципе изначальное в 1990 предполагалась эта реформа. Ну а ставки - это уже вопрос, вы знаете, это как установят депутаты. Надо же понимать, что сейчас налог введут, а вот какие предельные показания ставок будут, это еще вопрос сейчас не обсуждается. Как идея она понятна. Но могут, например, 20% от рыночной стоимости или могут 0,2% - это большая разница. Поэтому о налоговой нагрузке сейчас говорить и как-то предполагать рано.
Георгий БОВТ: Но все-таки не очень понятно, почему так долго идет эта работа? Потому что потенциально, казалось бы, те же местные муниципальные власти должны быть заинтересованы, особенно в кризис. У них налоговые поступления резко сократились. Ну Москва не муниципалитет, а субъект федерации, Вт сегодня говорили, что поступления в бюджет сократились больше, чем на 30% - доходная часть. Вернее, на 40% ее сократили, скорректировали бюджет. Вот налог на недвижимость, недвижимость она есть, она никуда не делась, почему люди не заинтересованы в том, чтобы налоговую базу создавать?
Леонид БАНДОРИН: Действительно в налоге на недвижимость должны быть заинтересованы местные бюджеты - это аксиома…
Георгий БОВТ: И они ничего не делают для того, чтобы как-то приблизить этот светлый час.
Леонид БАНДОРИН: Ну во-первых, они ничего не смогут приблизить, пока федералы не введут специальную главу в налоговый кодекс. Пока этой главы нет, муниципалитеты - хоть головой об стенку бейся, они не приобретут возможность взимать единый налог. Поэтому все равно первая скрипка здесь у федералов. Но муниципалитеты, конечно, должны подпирать снизу, что да, нам нужен этот единый налог, поскольку пока еще эта ущербная стоимость БТИ… Тут же еще не только создание единого объекта, а еще и переход с БТИшной оценки жилья и земли и помещений, зданий нежилых, на рыночную. То, о чем говорил Шаталов, у вас было приведено это высказывание о том, что да, нужно разработать методологию. Опять таки на стороне федералов, муниципалы не смогут устанавливать и разрабатывать эту методологию. А с другой стороны, конечно, муниципалы, как вы горите, должны беспокоиться о доходной базе, но с другой стороны всегда стремно, а не вызовет ли это народные волнения. Если федералы такую методику исполняли, что народ выйдет на улицы, что, типа, дорого платить и не можем платить. Здесь всегда опасения. Я ведь не ратую за то, что нужно идти и продолжать дальше эту ущербную социальную политику по поводу того, что у нас те жители, которые в центре имеют большие домовладения, они платят мало. Это, конечно, неправильно и нужно это преодолевать. Но все равно муниципалы боятся, чтобы не было социальных волнений. Потому что ну тоже, с одной стороны - доход, вроде лакомо, а с другой стороны - опасность социальных каких-то микросотрясений она имеется и, конечно, мэры и власть городская их опасаются, по крайней мере.
Георгий БОВТ: Ну сейчас же уже есть опыт приближения БТИшной оценочной стоимости к рыночной в новых домах, например.
Леонид БАНДОРИН: Есть, да, но он тоже такой, пробный - по чуть-чуть так, когда пальчик в воду окунаешь и смотришь - как пойдет. Дело в том, что в новых домах - это же не показатель. В новых домах не живут те жители, тот слой населения, которые…
Георгий БОВТ: Которого боятся муниципальные власти.
Леонид БАНДОРИН: Да, больше всего опасаются. Конечно, это безвыигрышно для власти исходить из того, что да, мы боимся повышать налоги для граждан, потому что у нас широко распространен подход, вы знаете, я здесь родился, я тут и умру. У людей еще социалистический тип мышления.
Георгий БОВТ: Новые налоги вообще не популярны нигде.
Леонид БАНДОРИН: Да, но, тем не менее, западные люди, которые привыкли и выросли в рыночной системе, они понимают, что если ты можешь ее продать завтра за миллион долларов квартиру, там не должно быть тысячи рублей в год за нее налог. Потому что у тебя всегда есть возможность ее продать.
Георгий БОВТ: Ну что же, спасибо, подождем, пока разработают эту методику. Заместитель директора Фонда "Института экономики города" Леонид Бандорин.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Столичные депутаты продолжают сокращать бюджет города. Сегодня Мосгордума приняла очередные поправки в бюджет на этот год, предложенные мэром Юрием Лужковым. Доходы бюджета сокращены более чем на 40 млрд. рублей, на 30% до 970 млрд. Расходы снижены еще на 20% до 1 трлн. 150 млрд. рублей. В бюджетной комиссии Мосгордумы говорят, что осенью в городской бюджет могут быть еще раз внесены изменения.
Георгий БОВТ: Сейчас у нас на связи председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев. Александр Михайлович, добрый вечер.
Александр КОВАЛЕВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Московский бюджет дефицитен, насколько можно понять эту цифру.
Александр КОВАЛЕВ: Московский бюджет сегодня дефицитен.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, кто пострадал? Он стал еще более дефицитен, аж на 30% сократились доходы и на 20% расходы. Кто пострадал от сокращения расходов?
Александр КОВАЛЕВ: Если вопрос стоит в корне, в основной массе все социальные расходы, которые город брал на себя, они сохранены. Естественно, в какой-то некой пропорции. Самое маленькое снижение расходов в бюджете произошло именно на социальную сферу. Поэтому, в общем-то, мы сегодня твердо говорим москвичам, что все Рф социальные проекты города защищены.
Георгий БОВТ: Надо понимать, что все-таки основной объект сокращения - это кто?
Александр КОВАЛЕВ: Основные объекты сокращения - это инвестиционные программы города, это, ну скажем так, то, что мы хотели построить, то, что мы хотели создать за счет дополнительных ресурсов, участия в дополнительных инвестиционных проектах. На сегодняшний день мы где-то здесь притормозили, и получается тот бюджет, который есть. Сегодня прозвучала сумма 40 млрд. Мы рассматривали в декабре, к сожалению, бюджет 1,6 трлн., поэтому у нас сокращения в целом прошли больше, чем на 600 млрд. И конечно, для нас это не очень. Мы в свое время заговорили, что когда был бюджет 1,6, в первом чтении рассматривали, мы стали сразу богатым городом мира. Но к сожалению, сегодня это не так.
Георгий БОВТ: Правда ли, что говорят, я слышал в других СМИ, что сейчас нет ни одного нового объекта, не заложено строительства в Москве?
Александр КОВАЛЕВ: Ну нет, конечно, мы сегодня, в общем-то, уже об этом давно говорили, что сегодня Москва испытывает дефицит свободных площадей. Но тем не менее, город сегодня строится, хотя мы можем сегодня, наверное, честно сказать тем, кто пытается вложить деньги в строительный комплекс, что ожидать понижения цен не приходится, потому что мы испытываем определенный дефицит площадей. А по законам бизнеса мы понимаем, если есть дефицит, разговаривать о снижении цены вряд ли будет уместным.
Георгий БОВТ: Многие вот, проведем такие аналогии между федеральным уровнем и региональным, в данном случае, Москвы. Многие критикуют министра финансов Кудрина, и раньше критиковали, за то, что вот Кудрин, Минфин вообще в целом, они не дают денег на инвестиции, на инфраструктурные проекты и т.д. Но по сути дела, Москва сейчас делает то же самое?
Александр КОВАЛЕВ: Ну давайте не будет критиковать, потому что…
Георгий БОВТ: А я не критикую.
Александр КОВАЛЕВ: РФ, если говорить в целом, РФ выделено свыше 1 трлн. Рублей на поддержку банковской системы, и деньги должны пойти на поддержку реального сектора экономики. К сожалению, они не пошли в этот реальный сектор. Банки подняли валютную ставку рубля, мы видим то, что творится на валютном рынке. Наверное, мы даже слышали выступление руководства государства о том, что банкам необходимо повернуться лицом к этому вопросу и все-таки выполнить те функции, ради которых они получили деньги.
Георгий БОВТ: А разве правительство Москвы не поддерживает Банк Москвы?
Александр КОВАЛЕВ: Правительство Москвы сегодня вынуждено поддержать Банк Москвы как основной банк, через который проходят все финансовые ресурсы города Москвы.
Георгий БОВТ: В чем же тогда разницы между федеральной поддержкой банков?
Александр КОВАЛЕВ: Мы поддерживаем один-единственный банк, а федералы поддержали десятки банков, и самое главное, что мы, в общем-то, при поддержке Банка Москвы выставили определенные условия, определенные гарантии сохранения бюджетных денег и определенные гарантии вообще существования самого банка. В то же время как федералы не очень обусловили. Это, на наш взгляд, мы не будем сегодня дискутировать, на самом деле есть и там, и там, и там, есть вопросы, конечно. Мы сегодня говорим о том, что выделили гарантию строительному сектору в размере 15 млрд. и другие вопросы. Конечно, вопросы существовали, но на то и жизнь, реальная экономика, чтобы чутко реагировать на те ситуации, которые сложились в том или ином сегменте рынка.
Георгий БОВТ: Говорят, что сократились расходы на строительство дорог в Москве и финансирование строительства метро. Это так?
Александр КОВАЛЕВ: Строительство дорог и метро у нас идет, в общем-то, прежними темпами. Вы знаете, что на федеральном уровне решили, что метро теперь является муниципальным видом транспорта, и федералы прекратили полностью финансирование.
Георгий БОВТ: К сожалению, надо сказать.
Александр КОВАЛЕВ: К сожалению, ну может быть, к сожалению, ну может быть, так оно и должно быть. Но тем не менее, если посмотреть на город, мы видим, что одна за другим возникают новые станции метро, и сегодня говорить о каком-то резком сокращении не приходится. С другой стороны, мы сегодня принимали отзыв на концессии, которые предложила федеральная дума, там тоже вносили поправки в строительство двух платных дорог, это выход на МКАД по Минке и дорога на Санкт-Петербург. Там тоже нашлись некоторые коррективы в том, что конкурсы прошли в период, когда у нас была экономика в другом состоянии. А сегодня есть необходимость такая.
Георгий БОВТ: Платные дороги будут внутри Москвы?
Александр КОВАЛЕВ: Это не внутри, они за кольцевой дорогой. По этим двум дорогам мы сегодня делали отзыв. Это концессионное соглашение. Ну а что делать? Мы сегодня не можем сказать, что мы оторваны от общей экономики мира. Мы понимаем, что если в мире не очень-то все хорошо, у нас тоже не может быть блестяще. Как раз руководство города на то и предназначено, чтобы оперативно реагировать на те или иные изменяющиеся постоянно факторы экономики, и реагируют.
Георгий БОВТ: То есть вот платная дорога Москва - Питер очевидно…
Александр КОВАЛЕВ: Там просто другие условия будут немножко. Потому что когда принимали, там одни условия, сегодня как бы ситуация изменилась, сегодня будут другие условия, другие долевые отношения и выход на второй участок - это Минка - дополнительный выход на МКАД, в общем-то, скажем так, от Голицыно, вот тоже немножко там внесли поправки, но вот стратегических изменений мы не произвели.
Георгий БОВТ: И по срокам это не отодвинется?
Александр КОВАЛЕВ: Нет, сроки не отодвигаются. Работа продвигается.
Георгий БОВТ: По Четвертому кольцу каких-то отсрочек…
Александр КОВАЛЕВ: Четвертое кольцо строится, в общем-то, планомерно строится. Единственное, что в отличие от Третьего кольца, о котором мы, в общем-то, с успехами могли говорить, Четвертое кольцо, к сожалению, уже проходит другой период развития экономики города, когда есть владельцы некоторых земельных участков, когда кое-где уже что-то построено, нам приходится переносить, давать дополнительные участки, давать время людям на вывод тех или иных объектов, производств. Конечно, это накладывает определенные сложности, это накладывает какой-то отпечаток на этот вопрос, и просто это требует времени. Ну мы работаем, мы понимаем прекрасно, что если мы не будем совершенствовать транспортную инфраструктуру города Москвы, Москва встанет.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, метро, насколько оно требует много вложений со стороны Москвы на поддержание текущей деятельности.
Александр КОВАЛЕВ: Если брать, скажем так, само строительство метро мы на протяжении нескольких лет, скажем, последние три года, мы вкладывали в среднем 25-30 млрд. ежегодно в развитие новых станций метрополитена, развитие инфраструктуры как таковой метро.
Георгий БОВТ: А по текущим расходам, они убыточны?
Александр КОВАЛЕВ: Мы стараемся, чтобы они были прибыльны. Но мы должны прекрасно понимать, что мы не можем, чтобы поднять рентабельность этого, резко повысить стоимость проезда на метро. Это скажется на кошельке каждого москвича.
Георгий БОВТ: Ну да. Ну может быть, не резко повысить? Нет? Такого пока не планируется?
Александр КОВАЛЕВ: Плавно она и так повышается. И люди, в общем-то, и сегодня уже говорят о недовольстве, сегодня цена билета больше 20 рублей. Это уже сегодня недешево.
Георгий БОВТ: Это пока дешевле, чем во многих других городах мира.
Александр КОВАЛЕВ: Дешевле понятно, что еще на такси, но мы должны понимать, что мы строим метро именно для москвичей, для людей, у которых средний кошелек.
Георгий БОВТ: Спасибо большое за ваши объяснения. Это был председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев. Он заверил, что социальные расходы, они не очень пострадали при бюджетном сокращении.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Есть у меня еще одна столичная новость. Она касается того дома, который сегодня частично обрушился. Вероятно, он будет снесен, сообщил первый заместитель мэра Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин. Вероятно, по заключению комиссии, которая сейчас заседает, здание будет снесено. Я цитирую Русина: "В свое время комиссия по сносу приняла решение сохранить как историческое здание, как элемент исторической среды, но теперь, видимо, здание будет снесено, чтобы не создавать подобных аварийных ситуаций", - пояснил господин Ресин. Секция четырехэтажного ремонтируемого дома старой постройки по адресу Садовническая набережная, дом 78, обрушился около 5 часов вечера. Ресин напомнил, что из 6 человек, которые находились под завалами, трое в настоящее время спасены, а трое, вероятно, в ближайшее время будут извлечены, то есть они до сих пор под завалами. Кроме того, среди версий обрушения - несанкционированное расширение подвала.
О прекрасном теперь, об искусстве.
Георгий БОВТ: Да, мы сегодня много об искусстве говорим довольно-таки.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Российский художник Дмитрий Врубель отреставрирует свой рисунок на Берлинской стене. Более известный в Германии как "Братский поцелуй", рисунок заменит тем, что на нем изображены целующимися бывший генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев и экс-председатель Госсовета ГДР Эрик Хонеккер. Напомним, что сейчас идет масштабная реставрация Берлинской стены. Для того, чтобы убрать некоторые неровности этой стены, организаторам пришлось смыть несколько рисунков, в том числе, "Братский поцелуй" пострадал.
Георгий БОВТ: Сейчас художник Дмитрий Врубель у нас на прямой связи. Добрый вечер.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Не припомните, а как вы рисовали его в первый раз. Как это было?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Во-первых, вот сейчас я прямо стою на лесах, ну так получилось, что вы позвонили, я стою на лесах на Берлинской стене.
Георгий БОВТ: То есть вы ведете прямой репортаж с Берлинской стены.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да-да-да-да-да. И рисуя конкретно Брежнева, потому что Хоннеккер справа, Брежнев слева. И стою на лесах. Вы знаете, очень интересно то, что вот сейчас происходит, и то, что происходило 19 лет тому назад, это абсолютная противоположность. То есть сейчас я ощущаю себя в зоопарке. То есть вокруг меня такая решетка и постоянно ходят люди и фотографируют. То есть смесь такая зоопарка и мавзолея.
Георгий БОВТ: Они вам не подсказывают, как лучше рисовать? А то вот у нас руководители тут подсказывают, меч удлинить или укоротить.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да-да-да, я знаю, да. Нет, они все фотографируют, все, нет, пока еще ни разу. Во-вторых, все-таки наш руководитель с художником, имя которого не будут называть, он говорил на одном языке, а здесь все они говорят на разных языках. Так что если они, может, и подсказывают, я не понимаю. Но отличие, конечно, колоссальное в том, что 19 лет тому назад здесь вообще никого не было. Это была реальная стена. Это район Фридрихсхайн, через речку район Кройсберг, это был уже Западный Берлин, здесь примерно в километре вокруг люди просто боялись сюда подходить, здесь была промзона. То есть люди какие-то ходили на работу, и все, и с работы быстро-быстро домой. И поэтому я рисовал в абсолютном одиночестве. Мой товарищ Саша Бродовский, который меня пригласил участвовать в этой акции, приносил мне, привозил обед днем, и все. И еще, погранцы стояли же прямо на переходе через мост. Я у них ходил брать воду, но на тут сторону реки меня не пускали, потому что у меня была ГДР-овская виза, а там был Западный Берлин, и меня не пускали.
Георгий БОВТ: Но они тогда уже не стреляли все-таки.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да-да-да, не стреляли.
Георгий БОВТ: А то бы мы сейчас с вами не разговаривали.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Это если они попали бы. Уж прям такие они меткие. Может, и убежал бы. Тогда не стреляли.
Георгий БОВТ: А что вас надоумило, эта идея как у вас родилась?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Вы знаете, это моя знакомая из Питера привезла в декабре 1989 года журнал с этой фотографией и сказала, прям сказала: "Тебе надо нарисовать".
Георгий БОВТ: А вы тогда в Германии жили? В ГДР?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Не-не-не, в Москве, да, Белорусский вокзал, я ее там встречал, она, значит, привезла. А потом я придумал с этой вещью инсталляцию, ее начал рисовать дома, и зашел великий русский поэт, нынче, к сожалению, покойный, художник Дмитрий Александрович Пригов и сказал, вот, Дима, типа, он по имени-отчеству, Дмитрий Владимирович, хорошо бы, это вот да на Берлинскую стену. И мы посмеялись оба, потому что даже в январе 1990-го это было непонятно как. А потом ко мне пришел Александр Юрьевич Бродовский, человек такой замечательный из Берлина, который хотел делать выставку современных русских художников, советских, это же был Советский союз, и сказал, что давай твою работу заберу. А я как раз сказал, что трудно их забрать, потому что таможня. Говорит, тогда вместе с работами приезжай сам. Я к нему приехал. Я помню это ощущение, из аэропорта пришел к нему и он меня встречает и такими горящими глазами говорит, Дима, есть стена. И выяснилось, что это счастливый случай. Он жил в 500-ах метрах от этого места, где стояла какая-то шотландская такая девушка, которая раздавала разрешения, якобы какие-то разрешения она где-то взяла, на то, что художники имеют право впервые рисовать на восточной части стены.
Георгий БОВТ: Да, западная-то была разрисована.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да, она разрисована была, там очень многие рисовали.
Георгий БОВТ: Вот, кстати, с западной стороны ничего известного нет, а вы вошли в историю.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да, да, да.
Георгий БОВТ: Все-таки художника надо немножко гнобить, чтобы он стал известным, конечно.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Но в то же время и чуть-чуть разрешать.
Георгий БОВТ: Чуть-чуть разрешать, но в большей степени гнобить.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Интересный взгляд из России.
Георгий БОВТ: В России всегда так, а то вот все разрешили, и никто не может ничего создать.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да, вот приходится делать римэйки того, что сделано 19 лет назад и ничего нового в голову не приходит.
Георгий БОВТ: Скажите, а вы тогдашние свои ощущения вспоминаете, сейчас сравниваете с нынешними ощущениями? В чем-то вы разочарованы, в чем-то приятно очарованы, нет?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Сплошное очарование, знаете в чем? Потому что, художнику редко дается в жизни возможность вступить в одну и ту же реки, более того, в одну и ту же воду дважды. Я вот совершенно, как будто сейчас вот там, 1990 год, это же было лето, тогда это тоже было в июне, и я опять рисую на Берлинской стене. Но тогда это было никому не интересно, более того, опасно, потому что я говорю, боялись даже подходить восточные немцы и вызывало, в общем-то, насмешку - зачем, это же не галерея, не музей. А сейчас, я как бы рисую берлинскую икону. Потому что Брежнев и Хонеккер здесь в каждом киоске в виде маек, открыток, магнитиков на холодильник - это совершенно разное. Вчера, например, я начал работать вчера утром, я реально смог подойти только сейчас, когда вы звоните, потому что это были полтора дня интервью сплошные. Поэтому, конечно, это большое отличие и большая человеческая радость и тогда и сейчас.
Георгий БОВТ: А вы не сталкиваетесь с таким, что нынешняя российская молодежь смотрит на вашу картину и говорит, а кто это? Она же не знает кто это.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Ну, во-первых, по-любому, что когда старики целуются - это прикольно, во-вторых, скажем, мальчик, который смывал все эти работы с Берлинской стены, немец, ему 22 года, он тоже совершенно не знал, кого он смывал.
Георгий БОВТ: И Хонеккера своего тоже не знал?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да, это, сказал он, какой-то там президент. Так что отношение к истории очень близкое.
Георгий БОВТ: Ну хорошо, а третий раз в ту же реку вы можете войти? Вот представьте, где бы вы еще хотели, что-нибудь такое сотворить, нахулиганить?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Вы знаете, Берлин чем хорош…
Георгий БОВТ: Берлин-то хорошо, но где еще-то, где еще?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Пока планы на Берлин, потому что здесь очень много стенок, вы знаете, после войны осталось очень много стенок пустых.
Георгий БОВТ: А в мире больше никуда не тянет, на 37 параллель на Корейский полуостров, нет?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Вы знаете, тянет в Москве это сделать, безусловно, что-то сделать. Но по причине полной невозможности и того, что точно не разрешат.
Георгий БОВТ: А вы пытались?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Ну, естественно. Все принадлежит коммерческим структурам и может быть использовано только в коммерческих целях.
Георгий БОВТ: А что, можно было бы нарисовать Лужкова, целующегося, ну с кем, хотя бы с Батуриной, хотя бы, ну.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Мы сделали так Лужкова с Шанцевым в 2004 году, у нас ездила машина по Садовому кольцу с большим портретом. После этого у этой фирмы, которая нам дала эту машину, в течение дня было 4 проверки: санитарная, налоговая и так далее. Они сказали, что больше не-не-не - только с бумажкой, на которой написано разрешение от человека, которого мы рисуем, тогда они будут иметь с нами дело. Поэтому, к сожалению, пока так, пока Берлин. Нет, отсюда пока никуда не тянет, во-первых, то, что эту работу сначала надо дорисовать сначала. Давайте мы ее восстановим сначала, и потом будем тянуться в другие места.
Георгий БОВТ: А вторая картина ваша - "Данкен, Андрей Сахаров", она тоже будет восстановлена?
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: Да. То, что вначале сказали, что некоторые работы были снесены - снесены были все работы. Ни одной работы аутентичной не осталось. Я по этому поводу очень сильно возражал руководству, товарищам, которые все это делали, они сказали, что это приказ Сената - это решение экспертов. То есть на самом деле это называется реставрация по-лужковски - снести нахрен и заново. Но это все-таки это не фейк, потому что в основном все художники живи и поэтому мы сами восстанавливаем свои работы, вот.
Георгий БОВТ: Ну, творите, творите.
Дмитрий ВРУБЕЛЬ: А как в Москве погода?
Георгий

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме