12:31 23.07.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Георгий Бовт в программе «Вечерний развод» на радио CITY FM

Новость

, 22.07.2009
ГЕОРГИЙ БОВТ: Добрый вечер.
ЗОЯ МИЛОСЛАВСКАЯ: Добрый вечер. Федеральная служба по финансовым рынкам резко увеличивает требования к профучастникам, а именно ужесточает требования к нормативам достаточности собственных средств. Проект приказа размещен на сайте этого ведомства. Новые правила начнут действовать со следующего года. В зависимости от вида деятельности для активных игроков эти требования повышены минимум в три раза.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Попросим прокомментировать эту новость руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Дмитриевича Миловидова. Добрый вечер, Владимир Дмитриевич.
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Добрый вечер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Скажите, пожалуйста, вот человек со стороны, он может первый вопрос такой задать, а почему так долго ждать? Почему с нового года только?
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Ну, ждать нужно по объективным причинам. Конечно, увеличение каптала любого финансового института, будь то банк или не банк, требует определенных усилий с их стороны. К этому надо подготовиться. Поэтому мы решили заблаговременно, практически за год. Первые изменения пройдут 1 июля 2010 года, поэтому дали возможность подготовиться.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А какие именно события кроме кризиса, конечно, происходящего натолкнули на эти мысли? Или конкретные случаи какие-то недостаточности капитала вызвали у вас такие сомнения, действия? Мне кажется, что вот, например, те случаи, которые на слуху, они, в общем, случились с финансовыми институтами довольно крупными, неприятности.
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Вы знаете, вы на самом деле такой невольный комплимент финансовому рынку сделали. Действительно, вы правы…
ГЕОРГИЙ БОВТ: Почему, может быть, вольный?
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Хорошо, пусть будет вольный комплимент. Мне он в каком-то смысле приятен, потому что действительно крупных или таких каких-то знаковых, массовых, многочисленных банкротств и несостоятельностей средней руки финансовых институтов, не банковских, действительно не было. Действительно попали самые, извините за такое слово, самые крупные. Но дело здесь не только в этом. Конечно, мы хотим увеличить устойчивость этих институтов. Конечно, мы хотим, чтобы они более финансово обеспеченные и состоятельные были, чтобы они могли нести на себе большие риски, которые так или иначе, с которыми связана любая работа на финансовом рынке. Но не только это. Мы видим на сегодняшний день достаточно большой поток институтов, даже в условиях кризиса появляются, получают лицензии, которые на самом деле имеют минимальный капитал. Поэтому вот в нашем проекте приказа, собственно говоря, основное внимание уделено именно таким институтам. И, как правильно было сказано во введении, для некоторых участников мы существенно повышаем каптал. Это как раз для нынешней дилерской лицензии, брокерской лицензии. Они сегодня установлены соответственно на уровне 5-10 миллионов рублей. За такие деньги на сегодняшний день можно открыть компанию и заявить о себе как участнике финансового рынка. Это очень существенно.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А будет сколько?
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Будет 35.
ГЕОРГИЙ БОВТ: 35, ну, да. То есть, 5 миллионов это богатый человек может открыть фактически, а 35 уже два богатых надо.
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Ну, мы хотим, чтобы было как минимум 7 богатых, вот, но дело опять же не в этом. Потому что, вы знаете, если посмотреть на некоторые форумы, сайты, можно увидеть, как компании с оплаченным собственным капиталом в 10 миллионов рублей предлагается к продаже, как говорится, под ключ, за 700 тысяч рублей. У меня возникает вопрос, наверное, либо это абсурд экономический, либо что-то здесь неладное, когда 10 миллионов рублей продаются за 700 тысяч. На самом деле это как раз говорит о том, что очень легко надувать эти капиталы, они незначимые, небольшие, поэтому появляется очень много компаний, когда фактически числящихся на бумаге.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вот какие еще методы планируются? Американцы, они тоже сейчас предпринимают меры по недопущению надувания финансовых пузырей. Ну, аналогичные вашим и некоторые другие, чтобы люди, так сказать… Ну, были ограничения на короткие операции, ну, сейчас они, насколько я пониманию, несколько сняты уже, да?
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Ну, сняты, да.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да. Вот еще что-нибудь такое будет?
Владимир МИЛОВИДОВ, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам: Да я вообще считаю, что вот сейчас то самое время. Я даже где-то комментировал вот эти наши нововведения, нынешние предложения, по крайней мере, о них, поскольку приказ пока только в проекте, он вынесен на обсуждение. Сказал о том, что мы сейчас фактически пытаемся наперед определить архитектуру посткризисного российского финансового рынка. Как бы дать некие векторы, по которым хотелось бы, чтобы этот рынок выходил и развивался в посткризисный период времени. Это требование собственного капитала, которое мы с вами сегодня обсуждаем. Мы сегодня ввели требование не просто разрешили или сняли запрет на короткие продажи, мы ввели их регулирование. Первый опыт идет, мы смотрим, как он используется. Безусловно, это вопросы, связанные с надзором за финансовыми участниками рынка, которые бы позволяли нам, о чем многие говорят, собственный капитал сам по себе мало что означает, хотя и означает, но, тем не менее, куда более важно смотреть его в соотношении с теми объемами операций, которые профучастник, участник рынка проводит. Эти меры будут предприниматься. Ряд мер запланирован в части, ну, мы - надзорная служба, в части надзора, в том числе связанных с обеспечением и надежностью, прозрачностью сделок.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо большое. Это Владимир Миловидов, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам. Аналитик Максим Осадчий нас подслушивал в хорошем смысле. Дадим ему слово. Максим, добрый вечер. Вот такой вопрос. Скажите, пожалуйста, дна ваш взгляд не перегибают ли палку в сторону ужесточения контроля наши надзирающие органы?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Вы знаете, я думаю, что не только не перегибают, но даже и ведут очень мягкую политику в плане, действия эти надо было предпринимать в общем-то несколько раньше - удалять некачественных игроков с рынка. Мы видели, что эти игроки в частности привели к тому, что произошло в сентябре прошлого года. Это первый момент. Второй момент, это идет, конечно, в линию с тем, что происходит и в банковском секторе. Как вы знаете, с 1 января вступает в действие требование 28-го федерального закона от 28 февраля. Этот закон увеличивает минимальный собственный капитал до 90 миллионов рублей.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну, а до 1 января мы продержимся? Все будет спокойно? Никаких цунами на финансовом рынке не прогнозируете вы лично?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Вы знаете, как бы все зависит в общем-то, для России все абсолютно зависит от нефти.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, можно расслабиться и получать удовольствие?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Ну, в общем, я осмелюсь напомнить, что в общем именно мощное падение цен на нефть, начавшееся в июле прошлого года, как раз и послужило основной причиной вот нашего кризиса. Напомню, что кризис начался глобальный еще в августе 7-го года, а до нас он докатился только в сентябре 8-го года. То есть, больше чем через год. И только после того, как нефть начала падать.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Как же долго до нас будет катиться подъем тогда?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Вы знаете, повторяю, вот для России с ее оригинальной экономикой все зависит от нефти абсолютно. Будет высокая нефть - все будет хорошо будет низкая нефть - ну, будем сушить сухари.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да. Максим, скажите, пожалуйста, вы вот лично сейчас делали бы вложения в паевые фонды российские?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Упаси Бог!
ГЕОРГИЙ БОВТ: Почему? Они такие дешевенькие.
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Ну, дешевый не значит хороший. Нет, к сожалению, входить сейчас в российский фондовый рынок непрофессиональному инвестору это абсолютно абсурдное дело. То есть, лучше куда-нибудь в одну из 4 зон на рулетку.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Рано?
Максим ОСАДЧИЙ, аналитик: Высочайшие риски. И абсолютно, ну, дело в том, что, в общем-то, никто не может сказать, никто не может сказать, достигли мы дна или нет.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Понятно ваше мнение. Спасибо за совет. Воспользуемся обязательно. Максим Осадчий, аналитик.
Зоя, вы как, на мопеде ездите, нет?
ЗОЯ МИЛОСЛАВСКАЯ: Нет, не умею.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Не умеете, вот теперь будете учиться, специально получать права.
ЗОЯ МИЛОСЛАВСКАЯ: Вот это тоже меня останавливает. Опять получать права? МВД РФ разрабатывает поправки, согласно которым в водительские удостоверения будут введены новые категории транспортных средств. В частности к ныне существующим категориям А, С и Dдобавится категория М - "мопед". Кроме того, у существующих категорий еще будут подкатегории: А1 - это легкий мотоцикл, С1 - легкий грузовой автомобиль, D1 - малый автобус. Но это все нюансы.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну и вот, владельцам мопедов, скутеров и тому подобным тарантайкам, им придется сдавать экзамен на управление этими двухколесными транспортными средствами. Заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Борисович Желтенков. Добрый вечер, Дмитрий Борисович.
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: Добрый вечер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: И экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность" Вадим Владимирович Рудаков. Добрый вечер, Вадим Владимирович.
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Добрый вечер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Дмитрий Борисович, очевидно, это вызвано тем, что, в общем, эти люди ездят кое-как. Так, мой вопрос незатейлив.
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: Ну, на самом деле ситуации с аварийностью на дорогах осложняются еще и большими человеческими жертвами среди тех людей, которые садятся на мопеды и являются участниками ДТП, а порой даже с тяжелыми последствиями. Естественно, большинство из них - это люди молодого возраста, менее 16 лет.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А сейчас что с ними можно сделать? Вот очень часто можно видеть, когда едут без шлема, ну, там просто вообще, как-то смотришь на них как на смертников. По Москве особенно.
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: Ну, во-первых, правилами дорожного движения уже предусмотрено наличие шлема для водителей мопедов.
ГЕОРГИЙ БОВТ: И если их останавливает сотрудник ГИБДД, то что он может с ними сделать? У них же прав-то нет, я так понимаю.
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: В настоящее время в административном законодательстве существует статья о нарушении правил дорожного движения. Максимально это штраф сто рублей.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да, негусто. И они фактически не подлежат никакому регулированию кроме вот этих ста рублей правилами дорожного движения, так?
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: В настоящее время да, но сейчас МВД РФ проводит усиленно мероприятия по созданию нового законопроекта, которым будет регулироваться допуск таких водителей к участию в дорожном движении. Именно поэтому предусматривается введение новой категории в нашей стране, категории М - "мопеды". Ну, предполагается, что для того, чтобы получить водительское удостоверение на категорию "мопед", достаточно будет сдать теоретический экзамен по знанию правил дорожного движения.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, не вождение?
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: Ну, мы считаем, что вождение мопеда - это, в общем-то, поскольку на велосипеде все умеют ездить без обучения, то, соответственно, учитывая, что скорость мопеда, в принципе, достаточно ограничена, то и управление этим транспортным средством, для управления достаточно будет просто подтвердить знание правил дорожного движения, соответственно, за нарушение которых будет потом и разработан ряд мер.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Вот вы сказали сами слово "велосипед", поэтому я спрошу, а с велосипедистами что? Если они без шлема ездят, тоже штраф положен или как?
Дмитрий ЖЕЛТЕНКОВ, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ: Ну, к велосипедистам эти требования не относятся, хотя у нас есть велошлемы специальные. Но они рекомендованы для участия в соревнованиях, при гонках и езде на скоростных велосипедах.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо большое. Дмитрий Желтенков, заместитель начальника отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Вадим Владимирович, ну, вот на самом деле подкопаться трудно ведь под то, что говори представитель МВД. Действительно, ездят опасно, без шлемов, правила не знают, люди молодые. Как быть?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Быть? Учить родителей в первую очередь. Я просто сразу хочу маленькую ремарочку внести. Далеко не так просто привлечь к административной ответственности, как сказал предыдущий оратор. Согласно статье 2.3 Административного кодекса, лицо может быть привлечено к административной ответственности, только если на момент правонарушения достигло 16 лет. Ну, кроме того, с учетом неких заключений комиссии по делам несовершеннолетних, даже этот возраст может быть повышен до 18 лет. А большинство вот, как их называют, отмороженных правонарушителей на мопедах, скутерах и так далее, как раз составляют категорию до 16 лет. Более взрослые люди ведут себя совершенно адекватно на дороге.
ГЕОРГИЙ БОВТ: На каком транспортном средстве можно ездить без прав? Вот что такое скутер, мопед? Там кубические сантиметры какие-то?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Должно выполняться два условия: объем двигателя не доложен превышать 50 кубических сантиметров и максимально разрешенная конструкцией скорость не должна превышать 50 км/ч. То есть, одновременное выполнение двух условий. Но производители конечно очень хитрят и заявляют скорость явно меньшую, чем технически способно развивать данное средство, особенно японского производства, особенно старых годов выпуска. Даже в штатной комплектации безо всякого колхозного тюнинга.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да? И на сколько же они разгоняются?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": До 70 км совершенно свободно и даже без износа. Я просто три года сам владел, владея двумя автомобилями, также купил себе скутер, "Хонду" старый, начало 90-х годов выпуска, и прекрасно на нем три года ездил.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Расскажите о своих ощущениях, пожалуйста. Вот как вы это делали? Просто страшно смотреть на этих людей, не то, что ездить.
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Делал я это, поскольку водительский стаж у меня более 20 лет, делал я это совершенно по правилам. И все эти годы меня не покидало ощущение, что все окружающие автомобилисты, ну, по крайней мере, большинство из них, пытаются меня убить. То, что со мной вытворяли… Просто не видят. Просто вообще не видят даже с включенным дальним светом! Смотрят на меня и не видят.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, не потому, что со зла, а просто не видят.
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Ну, естественно, не со зла однозначно. Никому вреда я не делал. Но смотрят на меня и не видят. Совершают маневры, нарушения, выезды со второстепенной, повороты направо со второго, третьего и так далее рядов, просто не видя человека, движущегося по правилам в правой полосе.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, они вас не фиксируют как участника дорожного движения просто? Интуитивно.
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Интуитивно, вербально, визуально, я не знаю.
ГЕОРГИЙ БОВТ: И были опасные случаи, да, у вас?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Вот после одного из таких случаев, когда грузовик меня также не увидел и повернул направо со второй полосы, я даже немножко упал, но, слава Богу, все обошлось поцарапанным мопедом, я решил, что с этим делом надо завязывать.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да. Ну, а мы и развязывать не будем даже. Посоветуйте и другим тоже, наверное, так поступить, да?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": Нет. Это дело индивидуальное. Каждый решает сам. Внимание, внимание, внимание и никакого лихачества. Дорога не прощает лихачества даже на автомобиле, а мотоциклист, скутерист, велосипедист - наименее защищенные люди. Причем, те, кто имеют голову на плечах, прекрасно это осознают и ездят вдвойне осторожнее.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вот времени вы много выигрывали? Основной мотив, это, наверное, пробки московские преодолевать? Много выигрывали?
Вадим РУДАКОВ, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность": По Москве разница громадна. При поездках за город на дачу на расстояние до 100 км я много выигрывал в городе, но, вырвавшись из московских и прикольцевых пробок дальше уже проигрывал, конечно, в динамике. Мой мопед больше 710 не ездил.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо вам. Это Вадим Рудаков, экс-лидер движения автомобилистов "Автосолидарность".
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Георгий, вы вчера очень переживали за генсека НАТО, который плохо себя почувствовал. Был у него диагноз тромбоз, его отправили в больницу.
Георгий БОВТ: Вы знаете, это, наверное, самое меньшее, за что я переживал вчера и сегодня. Поэтому я, конечно, очень рад за генсека НАТО.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Тем не менее, сообщили, что он чувствует себя хорошо, ему лучше, как и ожидалось, через несколько дней выйдет из больницы, пока находится там для наблюдения. Доктор сказал, что он будет лучше, чем новый. "Я цитирую слова доктора", - сказал Джеймс Аппатурай, представитель альянса. Все хорошо закончилось.
Георгий БОВТ: Ну и слава богу.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: К другой теме?
Георгий БОВТ: Да.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: У нас все не так безоблачно. Автодилеров российских ожидает "черная осень". Такой прогноз. Около трети лидерских центров осенью обанкротятся. Так считает генеральный директор компании Audi Центр Таганка Владимир Моженков. Согласно его прогнозу, треть дилеров попросту уйдет с рынка, другая часть игроков направит свои средства в теневую экономику. Лишь оставшаяся треть продолжит свою прежнюю деятельность за счет фиктивного менеджмента.
Георгий БОВТ: Интересное высказывание. Поэтому мы автору его и позвонили. Генеральный директор компании Audi Центр Таганка Владимир Николаевич Моженков. Добрый вечер.
Владимир МОЖЕНКОВ: Всем добрый вечер.
Георгий БОВТ: Владимир Николаевич, меня заинтересовала, конечно же, вот эта загадочная часть вашей фразы "направит часть дилеров, часть игроков средства в теневую экономику". Что это будет означать в практическом плане.
Владимир МОЖЕНКОВ: Ну если сегодня констатируем факт снижения на российском автомобильном рынке по итогам 6 месяцев, почти 50, то есть минус 49%.
Георгий БОВТ: Прилично.
Владимир МОЖЕНКОВ: Да. То есть в два раза. Поэтому логично продлить и понять, что столько дилеров для продажи автомобилей уже не нужно. Правильно?
Георгий БОВТ: Да, не нужно, правильно.
Владимир МОЖЕНКОВ: Это еще не вечер, ситуация, я думаю, будут ухудшаться, хотя прогнозы, конечно, делать очень сложно, но все предпосылки говорят об этом. Хотя, год назад в то же самое время, как сейчас, все делали прогнозы другого характера и думали, когда российский автомобильный рынок догонит и перегонит Германию по продаже автомобилей. А сейчас все наоборот. Ну так перейдем к вашему вопросу - здесь есть 3 фактора. Первый фактор - это банковский пресс. Под те проценты, которые сейчас банки или переставили кредиты, которые вложили в инвестиции дилеры или под те проценты, которые сейчас дают - развивать бизнес невозможно. Потому что ставка рефинансирования 11%, в лучшем случае кредит можно получить 18-23 - развивать бизнес невозможно. Существовать кое-как очень трудно. Второе, нужно существовать за счет эффективного менеджмента. Здесь, кто владеет этим инструментом, тот выживет. И третий фактор - это, конечно, государственный пресс. Потому что те налоги, которые мы платим, выжить сейчас очень трудно.
Георгий БОВТ: А у вас налоговая нагрузка увеличилась в этом году или она просто осталось той же, но в кризис вы почувствовали ее сильнее?
Владимир МОЖЕНКОВ: Понимаете, сейчас перед каждым предпринимателем стоит вопрос - как выживать? И поэтому, уже по разговору - мы компания честная, чистая, платим все налоги, и для нас это очень-очень тяжело. И поэтому многие сейчас уже начинают платить зарплату в конвертиках, многие начинают думать, как уйти от налогов, и поэтому вот уходят в "серость", не в теневую экономику, а в "серую" такую экономику. Но это большой риск.
Георгий БОВТ: конечно, придут, найдут.
Владимир МОЖЕНКОВ: Да. Поэтому три таких проблемы основных - это большие налоги в стране, и чтобы не уходить в серую экономику, я считаю, что сейчас нужно государству думать не то, что о повышении налогов, а объявить: а) - мораторий, а еще бы на год, на два снизить налоги. Потому что все равно уйдут в "серую" экономику и не будут платить налоги. И это мы видим, как уже меньше платится налогов по всем городам и предприятиям.
Георгий БОВТ: Эх, вашими бы устами…Владимир Николаевич, а что с Audi? Вы Audi продаете?
Владимир МОЖЕНКОВ: В Аudi все хорошо, мы продали в 2009 году за 6 месяце больше автомобилей, чем год назад.
Георгий БОВТ: О! Объясните, пожалуйста, это от чего же так?
Владимир МОЖЕНКОВ: Отчего? Да, просто, идет.
Георгий БОВТ: Да ладно, ну, что вы - лукавство.
Владимир МОЖЕНКОВ: Одна из причин, могу пример привести…
Георгий БОВТ: Давайте.
Владимир МОЖЕНКОВ: Значит, клиенты Audi - это люди богатые, раз они богатые, значит, они умные, раз они умные, значит, они очень хорошо умеют считать. Года назад прекрасный автомобиль Audi стоил 3 млн. рублей - это 130 тысяч долларов. Тот же автомобиль 2009 года сейчас также стоит 3 млн. рублей - это 95 тысяч долларов. Сколько экономит умный клиент Audi?
Георгий БОВТ: 40 тысяч долларов.
Владимир МОЖЕНКОВ: Совершенно верно. Совершенно верно, поэтому умные наши клиенты приходят и покупают прекрасный автомобиль Audi.
Георгий БОВТ: А вот некоторые так и думаю, ну, что же, машины будут еще дешеветь. Или не будут уже дешеветь?
Владимир МОЖЕНКОВ: Нет, я думаю, что…ну нам в подорожании автомобилей помогло снова государство наше родное - повысили таможенную пошлину. Нет, я думаю, что уже, наверное, ресурсы у автопроизводителей исчерпаны, потому что на самом деле снижение в среднем в 2 раза объемов продаж - это сказывается очень существенно в загрузке любого конвейера, любого предприятия.
Георгий БОВТ: А вы сейчас уже формируете заказ на следующий год или позже будете формировать?
Владимир МОЖЕНКОВ: На следующий год мы пока еще не формируем, пока только собираем заказы на новый автомобиль Audi A8, который будет в следующем году - это да. А так, мы планируем продать еще и в третьем, четвертом квартале больше, чем продали в первом полугодии.
Георгий БОВТ: Ну, это значит, что вы должны на следующий год заказ увеличить тогда будете, так? Или вы наоборот будете не увеличивать его, чтобы повысить цену? Как вот вы себя поведете?
Владимир МОЖЕНКОВ: Цену нам устанавливает автопроизводитель.
Георгий БОВТ: То есть вы не поднимаете.
Владимир МОЖЕНКОВ: Да, и мы строго работаем по ценам, которые нам дает автопроизводитель.
Георгий БОВТ: А продажи каких машин тогда упали? Или все иномарки в этой же тенденции находятся - на долларовом курсе игра идет?
Владимир МОЖЕНКОВ: Вы знаете, здесь тоже зависит от того, как выстраивает политику завод - раз. Как представительство завода в России - два. И какой сильный менеджмент у официальных дилеров в России - три. Поэтому здесь сейчас такое разноплановое движение. Условно говоря, если брать Audi и Mercedes, вот Audi понизил свои продажи по итогам 6 месяцев на 14%, а Mercedes - на 40.
Георгий БОВТ: Причем, как я понимаю, в России у Audi не снизилось число продаж?
Владимир МОЖЕНКОВ: На 14% по итогам 6-ти месяцев, всего лишь на 14%. Рынок - на минус 49%, Audi - минус 14%. Но в июне Audi уже продал среди немецкой тройки больше всех автомобилей.
Георгий БОВТ: А за счет класса каких машин, типов машин идет в основном сокращение в России, если вам известна эта информация.
Владимир МОЖЕНКОВ: У нас, допустим, что самое продаваемое - бестселлер: Audi T5, далее идет Audi А4 - новый автомобиль, и идет Audi Q7 - это вот самые продаваемые автомобили на сегодняшний день. А по снижению - это, конечно, средний сегмент.
Георгий БОВТ: За счет средних. То есть, дешевые - дорогие, они не так подвержены этим колебаниям?
Владимир МОЖЕНКОВ: Дешевые, китайцы почти ушли с рынка…
Георгий БОВТ: Жалко китайцев.
Владимир МОЖЕНКОВ: Да. И средний сегмент - особенно японцы. Ну там играет кросс-курс иена-доллар, понимаете…
Георгий БОВТ: Это странна, потому что она не сильно к доллару-то выросла.
Владимир МОЖЕНКОВ: Странно - не странно, но в среднем подорожание японских автомобилей - где-то 30-35%. Европейских в два раза меньше.
Георгий БОВТ: Вы имеете в виду в рублях?
Владимир МОЖЕНКОВ: Да. Мы законопослушные, поэтому мы продаем только в рублях. И у нас все цены в рублях.
Георгий БОВТ: Ну что же, а кто из ваших друзей-дилеров собирался уже с рынка уходить?
Владимир МОЖЕНКОВ: Ну мы же знаем уже, не только кто-то - целые сетевые компании уже ушли с рынка. Это "Инком-авто" и "Элекс-полюс", по-моему, даже "Блок Моторс". То есть, это только начало.
Георгий БОВТ: Ну, хорошо, ладно тогда, тогда пожелаем успеха в борьбе с кризисом.
Владимир МОЖЕНКОВ: И можно мне в связи с тем, что в июле текущего года исполнилось 100 лет со дня…
Георгий БОВТ: Подарить машину хотите - хорошо, давайте.
Владимир МОЖЕНКОВ: …появления легендарной марки Audi, поздравить всех настоящих ценителей марки Audi.
Георгий БОВТ: Хорошо, да, только надо было подарить машину, тогда бы мы еще сильнее поздравили. Это я шучу, конечно, спасибо. Генеральный директор компании Audi Центр Таганка Владимир Николаевич Моженков.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Из ваших сообщений: "только что перекрыли все, - пишут наши слушатели, - выезды на мутную улицу для проезда одной посольской машины…"
Георгий БОВТ: Посол чего-то там едет, интересно?
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Посол чего-то.
Георгий БОВТ: Чего же посол там едет? Скажите, чего посол поехал.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Пишут вам Георгий: "Надо быть добрее - что вам НАТО сделало"?
Георгий БОВТ: Кто - НАТО? Да нет, я все время говорю, что на самом деле никаких проблем с НАТО я не испытываю.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Пока не было.
Георгий БОВТ: Никаких проблем с НАТО. Вот меня меньше всего беспокоит чего-то в последние дни НАТО.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Может оно и к лучшему. Из сообщений еще наших слушателей: "Улица Окская, - это Кузьминки, - на пешеходном переходе сбили пешехода насмерть, к сожалению. Движение сильно затруднено на этом участке", - так что имейте это в виду при передвижении в этом районе. Другой вашей информации о том, что происходит не дорогах Москвы, ждем на короткий номер 3377, если что-то такое особенное с вами случается, есть еще телефон прямого эфира 995-1111 - не забывайте об этом.
Георгий БОВТ: Кто там хотел про Черкизовский рынок спросить - спрашивайте - звоните или пишите.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Телефон напомним - 995-1111, короткий номер для ваших смс-сообщений - 3377. О наболевшем - чтобы обсудить ситуацию с Черкизовским рынком в Москву прибыла китайская делегация. Члены министерства торговли Китая планируют встретиться с представителями российского правительства московской мэрии. Напомним, что деятельность Черкизовского рынка была приостановлена 29 июня из-за нарушения санитарных норм и правил пожарной безопасности. С тех пор жители Восточного округа впервые за 10 лет вздохнули свободнее. А вот жители других районов бьют тревогу. Первыми на ужасы "нового Черкизовского рынка" начали жаловаться жители районов Люблино, Марьино, Капотня, Жулебино на юго-востоке столицы, рядом с их домами теперь расположились китайские барахолки, которые переехали с Черкизовского рынка на рынок "Садовод" и в ТЦ "Москва". Жители юго-восточного округа Москвы обратились с письмом к президенту России Дмитрию Медведеву. Текст этого письма сегодня поступил в редакцию NEWSru.com - можете посмотреть. Авторы письма, жалуются на грязь, отсутствие у торговцев разрешения на работу, медицинских книжек, низкокачественной вредной для здоровья товар. Кроме того, пишут авторы послания, ухудшается и транспортная ситуация: выезд в центр оказался практически заблокирован. Бунт назревает и в Центральном округе. Пока жители Лужников жалуются только журналистам. Как пишет "Московская правда", в считанные дни легендарный рынок, которые за последние годы обрел цивилизованный вид, вновь стал барахолкой 90-х.
Георгий БОВТ: Это об Усачевском рынке, наверное.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Очевидно. Все дворы по Хамовническому валу, улицам Доватора, Ефремова, Савельева, Усачева, да, Усачевский рынок, заставлены машинами приехавших на рынок торговцев и покупателей. Многие местные жители отказались от посещения спорткомплекса, родители боятся водить детей в бассейн. Там, по их словам, развлекаются местные торговцы. А вот что касается той делегации, которая приехала из Китая, то было сообщение на ленте новостей, что не приняли пока эту делегацию. Не знают, как ее принять, на каком уровне. В общем, все было несогласованно. А поскольку, у нас еще…
Георгий БОВТ: А потом еще приедет делегация Таджикистана и Азербайджана.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: У нас уже есть опыт непринятия делегаций, как с белорусами было. Но потом, все-таки приняли.
Георгий БОВТ: Я думаю, что с китайцами эта шутка не пройдет. Владислав Леонтьевич Корочкин - вице-президент "Опоры России", добрый вечер.
Владислав КОРОЧКИН: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Владислав Леонтьевич, хотели как лучше, получилось хуже, даже не как всегда, а просто хуже. Потому что эта тема расползания китайских, таджикских и там всяких прочих торговцев по Москве и возмущения в связи с этим, она как-то пошла по СМИ гулять. Как вы оцениваете ситуацию?
Владислав КОРОЧКИН: Я думаю, что, как лучше не хотели, хотели просто выполнить некое решение, которое было принято. А с точки зрения ситуации - это было очевидно, что люди начнут искать новые места для приложения своих сил, новые места для того, чтобы купить товар и для того, чтобы его продать. И то, что рынок был закрыт несколько поспешно и, можно было чуть-чуть притормозить этот процесс, выделив соответствующий участок земли, подыскав нормальный, где-нибудь рядом с МКАД, куда с удовольствием переехали бы все, кто торговал на рынке легально. Но, к сожалению, этого не было сделано.
Георгий БОВТ: У нас есть радиослушательница Ирина, она опишет ситуацию из своего округа, Восточный округ. Ирина, добрый вечер, вы в эфире.
ИРИНА: Здравствуйте, я житель на Юго-восточного, а Восточного…
Георгий БОВТ: Я и сказал Восточного.
ИРИНА: Простите, могла не расслышать, потому что радио сделали тише. Я хочу спросить, так получается, все время слышно по радио, что всех беспокоят эти эмигранты, легальные - нелегальные, плюс там информация в интернете - опять там заболевания, которые были на рынке, сейчас возмущены жители Юго-восточного округа. Дело в том, что все время пока работали эти рынки, у нас район был практически отрезан от остального мира. Этот рынок перекрывал и Щелковское шоссе, и соответственно Измайловское шоссе. То есть утром въехать нереально, вечером попасть нереально. Весь этот кошмар, естественно, снимал квартиры, извините, что я так говорю, но это действительно катастрофа была для района. И все эти люди, во всяком случае, та часть, которая могла себе позволить снимать квартиры, они и жили в нашем округе. И никого это просто не интересовало - все это время были и болезни, и безобразие, и, плюс, транспорт, который приезжал со всей страны для того, чтобы совершать там оптовые закупки и развозить это все везде. И у меня в чем заключается вопрос - почему об этом не говорится? Все сейчас очень обеспокоены, что они будут кушать, где они будут торговать, где они будут жить. Хотя, правда, по миграционному законодательству Российской Федерации иностранцы на рынках не должны работать.
Георгий БОВТ: Да, это хороший, кстати, вопрос - на должны работать.
ИРИНА: И почему-то все так обеспокоены, где им теперь выделят землю. А, может быть, вопрос поставить иначе - нельзя этому всему придать какую-то форму, чтобы жители Москвы могли жить нормально, не будучи зависимы от людей, которые, ну простите, просто делают деньги и, в основном, на очень некачественном товаре.
Георгий БОВТ: Спасибо, что вы держались в рамках политкорректности. Владимир Леонтьевич, нужны ли Москве рынки? И действительно, если иностранцы не могут работать на рынке, то почему они работают?
Владислав КОРОЧКИН: ну, во-первых, когда мы говорим о Черкизовском рынке об интересах продавцов, мы имеем в виду, прежде всего, отечественных производителей. Например, один из тех 17 рынков в Черкизово, который существовал - АСТ, он. Практически, на 95% был заполнен представителями российских регионов, которые торговали там оптом и мелким оптом продукцией, которая производится. На самом деле для них проблема закрытия рынка в данный конкретный момент, она выливается усугублением безработицы в некоторых достаточно крупных региональных центрах. Потому что там были представительства и Иваново, и Перми и многих других компаний. И прежде всего, это малый и средний бизнес, который на том самом потоке, который, может быть, первоначально сформировали те же самые импортные товары, они просто свой товар начинали производить и за несколько лет там сформировалась своя клиентура и своя сеть.
Георгий БОВТ: Ну просто, Владислав Леонтьевич, ну и Ирина и многие другие, тут еще смски есть, они сводятся к тому, что лицо этого рынка - они как-то не похожи на отечественного производителя - совсем другое лицо там.
Владислав КОРОЧКИН: Абсолютно точно, там разные рынки и совершенно разные национальности. Поэтому, когда мы говорим о том, что рынок нужно было действительно закрывать, но, может быть, его нужно было закрывать частями - сегодня закрыли один рынок - разобрались, куда его дели, потом второй, потом третий, потом четвертый - 17. У каждого своя администрация и, грубо говоря, свой завод. Можно было это делать как-то более разумно. Например, АСТ, который сейчас вызывает наибольшую дискуссию уже в российских…вот сейчас приехала из Китая делегация, а вот сейчас, может, приедет делегация из Иваново в Москву или обратится губернатор какой-нибудь области с просьбой, примерно, такого же порядка. Потому что инфраструктура сформирована, промышленность работала, а сейчас остановилась. Поэтому, какие-то разумные шаги, которые бы этот процесс разрешили, они сейчас и будут искаться. Мне кажется, что в этом плюс того, что происходит.
Георгий БОВТ: Ну да, в этом есть плюсы, есть и минусы всегда. Виталий у нас еще в эфире, добрый вечер, вы в эфире Виталий.
ВИТАЛИЙ: Добрый вечер. Меня зовут Виталий, и у меня, в общем-то, есть площади, которые я арендую в торговом центре "Москва". Ну и хочу вам сказать, что на самом деле процентов 60 вещей, которые продаются в торговом центре "Москва", они также производились в том же самом Иваново, там же, где все это дело покупали китайские товарищи. Просто, на самом деле, мне кажется, что есть какое-то политическое решение: на сегодняшний день закрыли один рынок - организовался другой. Местные жители жалуются только потому, что действительно масса дискомфорта, грязь и вместо нормального хорошего торгового центра просто получили, извиняюсь за выражение, еще один засрушник.
Георгий БОВТ: Да, хороший термин.
ВИТАЛИЙ: Примерно так.
Владислав КОРОЧКИН: Владислав Леонтьевич, а что в Москве не хватает цивилизованных торговых площадей?
Владислав КОРОЧКИН: Я думаю, что места для цивилизованной оптовой торговли практически нет. И на самом деле, Черкизовский рынок, наверное, в какой-то степени послужил, он же трансформировался из розничного рынка в оптовый - мелкооптовый рынок, где отоваривалось реально полстраны. Поэтому, одно из предложений, которое уже звучало и будет звучать дальше - это предложить той же самой китайской диаспоре, еще кому-то, инвестировать деньги - построить нормальный оптовый центр, где-нибудь в километрах 10-15 от Кольцевой дороги…
Георгий БОВТ: Лучше в ста.
Владислав КОРОЧКИН: Ну, это уже как решение примут. И то же самое нашим товаропроизводителям легкой промышленности.
Георгий БОВТ: Мысль хорошая, да. Оптовый центр - чего он в городе? Пусть за городом будет. Спасибо вам на этом. Вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин.
По поводу рынков пишут: "Разве москвичи не делали деньги на сдаче квартир тем же иностранцам. И про российских производителей - неправда. И про Усачевский рынок - там стало страшно", - пишет Тамара. А по поводу Таганки Audi: "Моженков лучше бы наладил работу Таганки - договор на машину получить месяц не могу. Сервис безобразный, приемщик хамит. Знала бы, что так будет - Audi не купили бы ни я, ни мой муж. Елена на All Road". Вот так вот, а вы думали, что мы рекламу даем? Вот вам правда жизни.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Давайте теперь о другом средстве передвижении - о самолетах. Федеральная антимонопольная служба собирается проверить обоснованность цен на авиабилеты в России. Сегодня ее глава - Игорь Артемьев заявил, что ведомство проведет анализ ценовой политики крупных российских авиакомпаний. Он отметил, что доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%, поэтому авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать цену авиабилетов. Однако сейчас этого не происходит. "Мы хотим послать сигнал авиакомпаниям: вы так же зависите от нефтяных цен", - сказал глава ФАС. По его оценке, сейчас система формирования цен на авиабилеты напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%. Впрочем, Игорь Артемьев заметил, что, возможно, он и ошибается. К окончательным выводам ФАС придет только после проверки.
Георгий БОВТ: А проверка кончится, когда кончится сезон отпусков и все уже прилетят. Руководитель аналитической службы Агентства "АвиаПорт" Олег Константинович Пантелеев. Добрый вечер.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Вопиющая разница между ценами в России на внутренние перелеты и европейские, и ценами тех же европейских компаний на внутриевропейские перелеты - наши дороже. Совершенно непонятно почему. Дороже намного.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Давайте попробуем разобраться. К примеру, в Европе на внутренних рейсах отсутствует такое понятие как НДС 18%, просто как класс отсутствует. Как не удивительно, зарплаты у пилотов российских авиакомпаний уже заметно выше. Чем у европейских коллег. Причина очень простая - дефицит кадров, который невозможно закрыть, при чем, что у государства монополия на подготовку летных кадров. И еще один простой пример, как раз, те самые цены на нефть. Пока господин Артемьев заявляет о том, что мировые цены на нефть снижаются, мы видим, что отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов заметно растут. И только за предыдущие пару месяцев поднялись более, чем на 2000 рублей за тонну. И соответственно уже следом растут цены в аэропортах. У авиакомпаний реально растут издержки на топливо.
Георгий БОВТ: Олег Константинович, если предположить невозможное, допустить, что наши власти допустили сюда, в том числе на внутренние перелеты, как это раньше планировалось, европейских перевозчиков - цены-то упадут, причем со всеми этими делами. Они будут играть по внутрироссийским правилам, а их сюда не пускают, потому что не хотят этой конкуренции.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Безусловно, цены упадут. И я даже могу спрогнозировать с высокой точностью, на сколько по времени они упадут - примерно до того времени, пока не закроется последняя российская авиакомпания. Потом все вернется на круги своя. Дело в том, что если бы западные авиакомпании работали бы в России по российским правилам, еще не факт, что они бы смогли снизить цену, и что они смогли бы быть конкурентными в полностью российских условиях. Примеры очень просто, если мы помним, в конце прошлого года премьер Иванов обещал авиакомпаниям льготные кредиты. Представьте, под какой процент предлагают льготные кредиты - 21 и дороже.
Георгий БОВТ: Я так и думал, что, где-то 20 плюс.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: При том, что рентабельность мировой отрасли авиационной даже в лучшие годы не превышал 3-4%.
Георгий БОВТ: В этом году многие ведущие компании в минусах.
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Прогноз международной Ассоциации воздушного транспорта - минус 9 млрд. долларов по в целом отрасли. Поэтому говорить о том, что авиакомпании жируют и завышают цены и наживаются на бедных, несчастных пассажирах, к сожалению, не корректно.
Георгий БОВТ: То есть внутренних ресурсов у наших компаний, в общем, не особенно есть?
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: К сожалению. Когда мы говорим о том, что есть проблема цен на топливо, они, вроде бы снизились по сравнению с прошлым годом, цены особо-то не изменились. Авиаперевозчики использовали, так называемые, "топливные надбавки". В начале этого года, ко второму кварталу, подавляющее большинство российских компаний либо существенно снизило эти "топливные надбавки", либо отказалось от них полностью. Сейчас речь идет о том, что этот инструмент снова приходится возвращать. Но проблема еще и в том, что все без исключения крупнейшие российские авиакомпании были вынуждены из-за высоких цен на топливо покупать дорогие иномарки, которые более топливо эффективны. Что произошло сейчас - курс рубля упал, а все лизинговые платежи номинированы в подорожавшем долларе. Это еще одна серьезная статья расходов для авиаперевозчиков.
Георгий БОВТ: А объемы внутренних перевозок у нас, наверное, падают сейчас довольно существенно?
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Если мы возьмем по месяцам, соотношение, допустим, май к маю, то это падение в районе 20%. В мае, правда, темпы чуть-чуть замедлились, а в апреле были свыше 21%.
Георгий БОВТ: В сравнении с европейскими странами это как - больше - меньше?
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Скажем так, в 2008 году по отношению к 2007 году российский рынок авиаперевозок внутренний очень стремительно рос, темпами, заметно превышающими европейские. Сейчас же он также стремительно откатывается. У нас тенденции те же, только коэффициент больше.
Георгий БОВТ: Появится ли в обозримом будущем на российских линиях дискаунтеры?
Олег ПАНТЕЛЕЕВ: Так или иначе, одна авиакомпания, которая пытается за счет различных методов снизить свои издержки уже существует - она у многих на слуху. Сейчас речь идет о том, что вот-вот, может быть, запущен еще один перевозчик, который уже развесил в Москве рекламные щиты с обещанием продавать билеты по цене 250 рублей. Но вопрос не в том, будет ли эта цена вообще возможна, а в том, сколько авиакомпания продержит такие, безусловно, весьма привлекательные тарифы, и не будет ли здесь как раз накруток, набранных мелким шрифтом. Например, прочие сборы, превышающие сам тариф в 10 раз.
Георгий БОВТ: Но, в принципе, такой бизнес в условиях России, может иметь экономический смысл, то есть быть рентабельный, при тех условиях сложных, о которых вы рассказали. Я бы сказал так, очень сложно создать такой бизнес. Причина простая мировые лидеры, такие как Ryanair, EasyJet или, к примеру, Southwest работают на очень больших объемах. И эффект масштаба дает о себе знать. У этих авиакомпаний сотни однотипных самолетов. В России, к сожалению, нет столько пассажиров, чтобы достичь аналогичной экономии. Поэтому, до тех пор, пока благосостояние наших граждан на повысится на столько, чтобы можно было, как говорится, "в булочную на такси ездить", создание лоукостера в России по классической схеме, не слишком-то и вероятно.
Георгий БОВТ: Жалко. Ну то же, спасибо и на этом. Руководитель аналитической службы Агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев объяснял нам, почему российские авиакомпании на могут и не снижают цены на авиабилеты, и почему они достаточно высоки. Хотя, сегодня вот, Федеральная антимонопольная служба заявила о том, что она займется проверкой, насколько корректна такая цена авиабилетов.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Есть у меня информация сегодняшняя, она, на мой взгляд, косвенно перекликается с этой темы. Рейтинги доверия ободрения президента и премьера России в условиях кризиса остаются, по-прежнему, высокими, показывают исследования социологов. Это несмотря на то, что цены на авиабилеты растут и снижать их, вроде бы, никто не собирается. В июле, почти три четверти граждан России - 72% одобрили деятельность Дмитрия Медведева на высшем госпосту. При этом, 41% респондентов заявили о доверии президенту, об этом сообщили результаты опроса "Левада-Центра". Работой Владимира Путина во главе правительства довольны 78%, доверяют ему 53%. В целом деятельность правительства в условиях кризиса одобряет 55% россиян. По данным исследований "Левада-Центра", уровень доверия к власти россиян в последние три месяца остается неизменно высоким.
Георгий БОВТ: Это говорит о том, что кризиса нет, и все всем абсолютно довольны.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: И все проблему, в общем-то, надуманные.
Георгий БОВТ: Абсолютно надуманные.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Озадачило меня сегодня заявление начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД генерала-полковника Виктора Кирьянова. Помните, что он сказал? Он сказал, что на дорогах России теперь часто царит безразличие, что люди друг на друга внимания не обращают.
Георгий БОВТ: Это хорошо.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Не помогают.
Георгий БОВТ: Это плохо.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: При авариях, при каких-то проблемах с автомобилей. Он упор делал, естественно, на ДТП и приводил в пример случай, когда 26 марта разбился автобус, автобус с предпринимателями, если помните, который ехал, по-моему, из Уфы, это во Владимирской области случилось это ДТП, он столкнулся с фурой. И водитель, который проезжал мимо, тоже на фуре, он все это видел и не остановился, не помог. Просто доехал до ближайшего поста ГАИ, и там только сказал, что приезжайте, разберитесь. А если бы он помог в этот момент, пожар еще практически не начинался тогда, и можно было бы спасти большее количество людей.
Георгий БОВТ: Ну это какая-то запредельная новость. Конечно же, иное дело - сами сотрудники ГИБДД, которые и колесо поменять помогут, и машину откатить на обочину сломавшуюся, да...
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Ну бывают такие случаи, когда они помогают, бывают. У меня было такое.
Георгий БОВТ: Конечно, конечно, бывают, я и говорю, и ноль совершенно составляют.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Слушатели наши сегодня не согласились с этим, сказали, что они небезразличны друг другу на дороге и помогают.
Георгий БОВТ: Мне помогали.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Мне тоже помогали.
Георгий БОВТ: Александр Александрович Коновалов у нас сейчас, президент института стратегических оценок. Добрый вечер, Александр Александрович.
Александр КОНОВАЛОВ: Добрый вечер.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Давайте вкратце расскажем.
Георгий БОВТ: Такая новость, да, у нас случилась. У нас, значит, главный разработчик стратегической ракеты "Булава" подал в отставку.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Директор генеральный Московского института теплотехники Юрий Соломонов написал заявление об уходе после очередного неудачного пуска ракеты. Этот пуск уже 11-м был по счету за последние 6 лет, и больше половины предыдущих испытаний также заканчивались неудачей.
Георгий БОВТ: Что там происходит? Почему так как-то плоха вот эта вот программа. И вообще, кстати говоря, может, мы просто про нее знаем слишком много, а раньше в советское время тоже были такие же статистически неудачные пуски, ну а потом дорабатывали все до ума. Нет?
Александр КОНОВАЛОВ: Безусловно, и до ума дорабатывали. И я даже больше скажу, я думаю, и "Булаву" до ума доведут. Все дело в том, что как вообще, откуда пошла "Булава", когда появилась. Если бросить на нее большие средства, выделить большое время, то, учитывая талантливых людей, которые там работают, то они, конечно, доведут. Дело в том, что "Булава" заменила, неожиданно заменила законченный на 80% проект другой ракеты "Барк", которая специально строилась для подводных лодок.
Георгий БОВТ: А почему?
Александр КОНОВАЛОВ: А там было три неудачных испытания, она очень плохо финансировалась эта программа. Там за несколько лет было всего три испытания, и все три неудачных. Но выяснили причину, и там, в общем, можно было довести ракету значительно быстрее. Но пришла светлая идея кому-то в голову - сделать универсальную ракету и для подводных лодок, и для запуска из шахты, с грунтомобильных установок, одну универсальную. Дешево, заменяющиеся узлы и все такое прочее. И проект перехватил у КБ имени Макеева в Миассе, который занимался ракетами подводных лодок, перехватила Московский институт теплотехники, пообещав вот эту самую универсальную дешевую ракету
Георгий БОВТ: Кстати говоря, сегодня, если вы обратили внимание, в информагентствах пошла информация, что вот этот завод Московской теплотехники, он совершенно честно выиграл конкурс у Макеевского завода. Я тут сразу заподозрил неладное, они как будто что-то опровергают, они как будто чьи-то сомнения пытаются развеять.
Александр КОНОВАЛОВ: Нет, они, наверное, честно выиграли конкурс, потому что предложили очень здравую идею. Руководство страны несколько испугалось того, что макеевская ракета доведена до ума не будет, КБ имени Макеева, и что, наверное, у Соломонова такие хорошие результаты по наземным ракетам, то есть "Тополь М" - это его главная разработка, он много вложил в создание ракетно-ядерного щита нашей страны. Но и потом идея-то больно красивая. Все универсально, все дешево, все из одних и тех же модулей - для подводной лодки и для ракеты на суше. Не учли только одного, что подводный запуск и вообще морской пуск - это совершенно иное, нежели пуск с земли. И тут надо много кое-чего учитывать и много кое-чего брать в расчет.
Георгий БОВТ: А некоторые уже, Александр Александрович, делают выводы такие, что эти неудачи, они свидетельствуют об упадке российской научно-конструкторской мысли, в частности, в военном деле, недостаточно элементной базы, которую нам приходится даже для вооружений уже то покупать, то ли воровать за границей.
Александр КОНОВАЛОВ: Об упадке мысли я бы особенно говорить не стал, а вот о распаде, в общем-то, сложившихся промышленных и научных идей таких, объединений, которые делали что-то вместе, конечно, говорить надо. Ну что вы хотите, если многие годы люди не получают денег, не чувствуют себя востребованными. Они уходят. Ведь, например, эта самая ракета "Барк" макеевская, которая на третьем испытании показала тоже плохой результат, там, оказывается, просто забыли поставить шайбы, которые выдерживали высокую температуру. Раньше такого немыслимо было, чтобы в ракету забыли поставить нужные шайбы. Это послужило причиной неудачи.
Георгий БОВТ: Немыслимо почему? Потому что за это расстреливали или почему?
Александр КОНОВАЛОВ: А потому что система контроля и ответственности была совсем иной, и проконтролировать поставщиков комплектующих, проконтролировать сборку на каждом элементе сейчас становится все труднее. Коллективов уже тех нет накопленных, технических заделов нет. Но самое главное, повторяю, что в результате мы сейчас, как мне кажется, оказались в том самом положении, в котором так не любит оказываться наш премьер-министр. Мы устраиваем раскоряку. У нас сейчас есть довольно приличные опять-таки макеевские ракеты "Синева", которые показали очень хороший результат на испытаниях, это глубокая модернизация довольно старой ракеты.
Георгий БОВТ: Это морские, да?
Александр КОНОВАЛОВ: Морские ракеты, которые идут на лодки "Дельта 4". Но эти лодки, им осталось жизни до списания по причине старости несколько лет, немного совсем. И есть новые лодки строящиеся. Это проект 955 Борей, "Юрий Долгорукий", "Владимир Мономах" и "Александр Невский", которые уже должны строиться. Значит, получается, есть новые лодки, под которые нет никакой ракеты, вообще никакой, "Синеву" туда не поставишь, она жидкостная и не влезет по габаритам. И есть старые лодки с новыми ракетами. Такая вот экономия.
Георгий БОВТ: Да, это как-то, чем же они думали-то? А кто, во времена чьи принимались эти решения?
Александр КОНОВАЛОВ: В начале разработок. Например, ракета "Барк" - в 1986 начали разрабатывать. Когда это перехватил Московский институт теплотехники, я, честно говоря, не помню, это надо посмотреть.
Георгий БОВТ: А это нормально вообще, 20 лет для разработки ракеты?
Александр КОНОВАЛОВ: Ну макеевская не разрабатывалась 20 лет, ее разработку прекратили, финансирование прекратили, как только передали в НИИ теплотехники.
Георгий БОВТ: Нет, ну в 1986 году началась и...
Александр КОНОВАЛОВ: Она не довольно быстро, спустя несколько лет, этот проект был закрыт. Но вообще разработки сейчас ужасно долгие. И лодки строятся ужасно долго, и получается, они морально стареют еще до того, как вводятся в военный состав флота.
Георгий БОВТ: Мда. Ну спасибо. Президент института стратегических оценок Александр Коновалов. Вот такая история с "Булавой". Вы все слышали, в общем, все равно, наверное, ее будут дорабатывать, потому что в новые лодки не будут же ставить старые ракеты.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Из Уголовного кодекса предложено убрать статьи "Клевета" и "Оскорбление". Такой законопроект внесен в Госдуму. Статьи эти предложено перенести в Административный кодекс и наказывать за обидные слова не тюрьмой, а штрафом. По новому законопроекту, привлекать к уголовной ответственности за совершение каких-либо действий необходимо в самых крайних случаях, когда в действиях есть признаки общественной опасности. Будем говорить об этом в следующей четверти часа, свяжемся с экспертом и будем читать ваши смс-сообщения.
Из Уголовного кодекса предложено убрать статьи "Клевета" и "Оскорбление". Такой законопроект внесен в Госдуму. Статьи эти предложено перенести в Административный кодекс и наказывать за обидные слова не тюрьмой, а штрафом. По новому законопроекту, привлекать к уголовной ответственности за совершение каких-либо действий необходимо в самых крайних случаях, когда в действиях есть признаки общественной опасности. А за простую клевету граждан предполагается наказывать штрафом в 2 тысячи рублей, должностных лиц - в 20 тысяч. Если клевета прозвучала в публичном выступлении или СМИ, то штраф для граждан вырастет до 5 тысяч рублей, должные лица заплатят 50 тысяч, организации - до 300 тысяч рублей. Об этом пишет сегодня "Российская газета".
Георгий БОВТ: Ну, в сущности, недорого. Две тысячи-то. Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Борис Резник. Борис Львович, добрый вечер.
Борис РЕЗНИК: Добрый.
Георгий БОВТ: И представитель правительства в высших судебных инстанциях, адвокат Михаил Барщевский. Михаил Юрьевич, и вам добрый вечер.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Добрый вечер и вам.
Георгий БОВТ: Борис Львович, вы сторонник этой поправки?
Борис РЕЗНИК: Я инициатор.
Георгий БОВТ: А, инициатор.
Борис РЕЗНИК: Один из инициаторов.
Георгий БОВТ: Мотивы?
Борис РЕЗНИК: Мотивы? Надо нам профессию, проводить декриминализацию журналисткой профессии. Это не дело, когда тюрьма грозит за клевету. Во-первых, клевету доказать очень тяжело, практически невозможно, надо иметь умысел. И это статья 130-129-я Уголовного кодекса, эти статьи стали инструментом расправы не только с отдельными журналистами, но с целыми редакциями. Очень часто возникают скандальные ситуации, особенно на периферии, в региональных изданиях. Поэтому во всем цивилизованном мире существует наказание за клевету, но это административное наказание, ну уж никак не уголовное.
Георгий БОВТ: Борис Львович, если идти по этому пути, то можно продолжить цепочку логическую ваших размышлений. Сейчас другим инструментом борьбы с целыми редакциями стали статьи за, как они называются, экстремизм, разжигание там, оскорбление органов власти.
Борис РЕЗНИК: Я не сторонник, я голосовал против этих законопроектов, против экстремизма применительно к редакциям, потому что можно подвести под экстремизм любую критику практически.
Георгий БОВТ: Ну да, в общем, так оно и делается.
Борис РЕЗНИК: И были там перегибы, которые, слава богу, потом не вошли в закон, но оскорбление должностных лиц - тоже экстремизм, по мнению некоторых наших коллег.
Георгий БОВТ: По вашим ощущениям, шансы на прохождение этой поправки сколь велики?
Борис РЕЗНИК: Я думаю, что это принцип поп свое, а черт свое. Наше дело, так сказать, привлечь общественно внимание и попытаться провести. Если нет, то нужно иметь аргументы. Кто не захочет голосовать, он должен четко объяснить свою позицию, почему он не хочет вот эту поправку принять, потому что я еще раз хочу повторить: весь цивилизованный мир не наказывает уголовно за подобного рода преступления или проступки.
Георгий БОВТ: Спасибо большое. Михаил Юрьевич, ну вы слышали выступление предыдущего оратора. Можете вы с ним солидаризироваться или внести какие-то поправки?
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Я вначале хотел сказать, что, вы знаете, я должен вас расстроить, спора не получится, потому что мы с Борисом Львовичем по поводу клеветы...
Георгий БОВТ: А я рад, когда теперь нет споров.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Это теперь совершенно правильно. Действительно, если это не заказное, не позвоночное дело, то доказать клевету невозможно, поскольку там вопрос не умысла, тут Борис Львович немного ошибся, а вопрос того, что лицо, распространяющее информацию, должно заведомо знать, что это ложная информация. Заведомо знать. И надо доказать, что это лицо заведомо знало. А это лицо соответственно глупо улыбается во все лицо: а я думал, это правда. Значит, поэтому если дело не заказное, то доказать клевету было нельзя. И действительно во всем мире журналисты несут ответственность за свои публикации рублем. То есть, редакции и журналисты - рублем. Поэтому не уголовное наказание, а штраф. Конечно, штраф должен быть не 2 тысячи рублей, а значительно больше. Плюс полное возмещение морального вреда деловой репутации. То есть рублем надо наказывать так, чтобы за одну ложную статью, не просто ошибочную, а ложную клеветническую статью, редакцию можно было разорить. Это эффективно.
Георгий БОВТ: Ну да. Михаил Юрьевич, а помните...
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Секундочку. А вот что касается экстремизма, то вот тут я должен с Борисом Львовичем поспорить. Дело в том, что статья за экстремизм нужна, потому что если, допустим, некая редакция издает фашистские листовки, или разжигающие ксенофобию, или призывающие к террору, то конечно, это уголовная ответственность, а не экономическая и не административная. Другое дело, что здесь все зависит от судебной практики. Мне неизвестно пока, по крайней мере, подчеркиваю - неизвестно, ни одного дела, когда бы за экстремизм привлекли, ну просто за критику власти, за какие-то предложения. Вот в интернете был случай, когда, если помните, за экстремизм привлекли одного не очень симпатичного человека.
Георгий БОВТ: Блоггера какого-то там.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Да, блоггера, когда он сказал, что милиционеров надо сжигать на площади там. Помните, такая фраза была, да? Вот, тут, конечно, переборщили.
Георгий БОВТ: Ну это жестковато по отношению к милиционерам, конечно.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Да, да. Значит, вот в этом у меня с Борисом Львовичем были разногласия. А что касается принятия - непринятия, то на самом деле, все реперная точка такая. Если партия власти оберегает свою непорочность внешнюю, то тогда эта поправка не пройдет. Если партия власти реально выступает за демократическое общество и настолько себя уверенно чувствует, что не боится критики, то эта поправка пройдет. Но, скорее всего, будет сделано так: скорее всего, поправку завалят, мой прогноз, ее завалят, а там через полгода, через год чуть-чуть в другой редакции она будет внесена кем-то уже из соответственно "правильных депутатов".
Георгий БОВТ: А Борис Львович - он принадлежит к "правильной фракции".
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: А это я не знал. Тогда извините.
Георгий БОВТ: Он вступил уже в эту, в эту он вступил.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Вступил, да? Нет, вообще в этой фракции очень много приличных людей.
Георгий БОВТ: Да-да.
Михаил БАРЩЕВСКИЙ: Должен сказать, что реально много приличных людей, в том числе, моих друзей. Значит, тогда все в порядке. Если Борис Львович в этой фракции, тогда можно не волноваться.
Георгий БОВТ: Ну и хорошо. Спасибо. Ну все-таки да, какая-то будет подвижка. Представить правительства в высших судебных инстанциях, адвокат Михаил Барщевский. Это не значит, что можно будет врать безнаказанно, это значит, что можно будет врать только, рискуя большим количеством денег.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Другую тему. Корреспондент радио Сити ФМ Антон Краев побывал в институте Склифосовского, правда, не по своим делам, к счастью. Департамент здравоохранения Москвы провел экскурсию по организационному центру работы "скорой помощи". Журналистам на деле рассказывали и показывали весь процесс от звонка 03 до выезда бригады медиков к больным.
КОРР.: Если еще лет 15 назад, позвонив по 03, приезда "скорой" можно было ожидать два часа, то сегодня в независимости от степени важности вызова бригада медиков должна приехать к больному в течение 20 минут с момента поступления вызова. Для этого штат сотрудников "скорой помощи" на сегодняшний день увеличен до 10,5 тысяч человек, а автопарк насчитывает более 1 тысячи карет "скорой помощи". Большинство из них, так сказать, общего назначения, просто 03, но есть и специализированные бригады - реанимация, акушерская, детская. По словам начальника городской станции "скорой помощи" Николая Плавунова, каждый день на 03 поступает порядка 12 тысяч звонков.
Николай ПЛАВУНОВ: Все звонки по 03 поступают вот на эти пульты, их 35. На каждую серию операторов, принимающих вызовы от населения 03, имеется врач. Зачастую население просто звонит с целью консультации врача. Оператор переводит на врача этого пациента, и врач проводит беседу. И зачастую выясняется, что пациенту нужна не консультация, а именно выезд бригады "скорой медицинской помощи", пациент недооценивает тяжесть состояния своего здоровья.
КОРР.: Далее информация о вызове поступает в другую часть зала, где операторы связываются уже непосредственно с бригадами "скорой помощи". На мониторе выводится карта, глядя на которую можно понять, какая машина находится ближе всего к больному. Всего в так называемом колл-центре "скорой помощи" трудятся порядка 100 человек. Звонки принимают женщины средних лет, которые, замечательно владея компьютером, практически не глядя, набирают на клавиатуре адрес больного и его номер телефона. На это уходит не более минуты.
ЖЕНЩИНА: Скорая, 51, Москва, здравствуйте. На улице? Сознание? Улица какая, говорите.
КОРР.: Рабочий день оператора длится сутки. За смену каждая принимает несколько сотен звонков, среди которых, понятное дело, попадаются и ложные вызовы. Но, по словам операторов, они обязаны принять и зафиксировать абсолютно каждый вызов.
ЖЕНЩИНА: Иногда бывает, адрес путают, или вот слышно в трубке, что начинают там хихикать, особенно дети балуются. Это ощущается по голосу.
ЖЕНЩИНА 2: Послушали голос и все, положили трубку. Очень часто наберут номер, даже высвечивается номер, кто вызывает. Молчат. Вы знаете, даже не определишь. Даже бывает, наш вызов запишут полностью - и телефон, и адрес, и квартиру, подъезд, сюда пишешь. А приедешь - а такого, во-первых, дома нет, или не вызывали, мы "скорую" не вызывали.
КОРР.: Как говорят операторы, бывает и такое, что люди ошибаются номером. Набирают обычный семизначный, а попадают в 03. Особо часто это происходит при звонках с мобильного телефона. Иногда случается, что несколько минут приходится выяснять, кто больной. А бывает, что звонки просто ставят телефонисток в тупик.
ЖЕНЩИНА: Что случилось? Нет, капельницы мы не ставим.
КОРР.: После окончания экскурсии по колл-центру журналистам разрешили ознакомиться с содержимым машины "скорой помощи". Для это

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме