18:17 21.05.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Георгий Бовт в программе «Вечерний развод» на City FM
City FM, 20.05.2009
Георгий БОВТ: Добрый вечер.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Добрый вечер. Очень вас все ждали.
Георгий БОВТ: Дмитрий Медведев предложил увеличить срок полномочий главы Конституционного суда с 3-ех до 6-ти лет. Все он увеличивает всем полномочия, продляет всем.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Сегодня же Госдума приняла в первом чтении законопроект о новом порядке избрания руководства Конституционного суда. Документ предлагает установить процедуру, согласно которой председатель конституционного суда, его заместитель назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента. Но, видимо, сложная процедура, поэтому сразу на 6 лет избрали и забыли.
Георгий БОВТ: Чтоб не маяться.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Чтоб не маяться, да. Сейчас руководство Конституционного суда избирается самими судьями.
Георгий БОВТ: Вице-президент фонда ИНДЕМ, заведующий кафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Александрович Краснов, добрый вечер.
Михаил КРАСНОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Михаил Александрович, многие считают, ну как многие, некоторые считают, что вот это все Дмитрий Анатольевич Медведев готовит либо под себя, либо под Владимира Владимировича Путина. И иных объяснений тут нет для этих людей, а у вас есть объяснение, зачем это делается?
Михаил КРАСНОВ: Да, моя гипотеза сводится к тому, что, конечно, могут присутствовать и такие мотивы, но уж мне кажется, они очень мелкие. Я то думаю, что здесь просто сказывается общая логика бюрократии. А бюрократии, если максимально ничто не мешает и никто не мешает, максимально нужно контролировать все участки. Поэтому такое предложение вызвано, на мой взгляд, именно этим, а не таким утилитарным интересам - под себя или под кого-то. Ну, во всяком случае, может быть, и это пригодится. Но главный довод, все-таки - это полный контроль.
Георгий БОВТ: Ну Конституционный суд и так, в общем, особенно, не сказать, что он идет против ветра власти.
Михаил КРАСНОВ: Это верно. Это верно и я в газетных комментариях тоже и многие другие эксперты тоже об этом говорили - лояльность, особенно в последние годы, она, конечно же, на лицо. Но опять же говорю про не мною выдуманную мотивацию бюрократии. Мало ли что? Сегодня один избран председатель, завтра другой - в конце концов ,и председатель, обидно бюрократии, что кто-то назначает руководителя, а не, допустим, в Кремле он назначается, не через Кремль. Поэтому, я думаю, все та же логика - не допустить, что называется, самодеятельности.
Георгий БОВТ: А как вы считаете, нынешний председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, он хорошо вписался в нынешнюю систему власти, даже вот и хотя его сослали в Питер.
Михаил КРАСНОВ: Ну это не его сослали, это суд и это тоже отдельная история, почему это произошло, тут дел не в этом. Что значит - вписался? В общем-то, да. Но я не думаю, что он сильно, Валерий Дмитриевич, ломал свое мировоззрение. В общем-то, он никогда, вернее, всегда был близок к той идеологии, что ли, которую проповедует Конституционный суд. И он сам, в общем-то, достаточно недавно в "Российской газете" была его большая статья, он сам говорит, примерно, в той же логике, в которой рассуждает и Путин и Медведев. Поэтому он вписан в эту систему. Во всяком случае, идейно он в этой системе, конечно.
Георгий БОВТ: А вот из последних решений конституционного суда, последних года - двух, вас какое-нибудь решение удивило своей неожиданностью или они все для вас абсолютно были предсказуемы?
Михаил КРАСНОВ: Вы знаете, что произошло за последние, скажем, 10 лет? когда был Борис Николаевич Ельцин, то Конституционный суд рассматривал жутко интересные дела. Ну, интересное, конечно же, лично для меня, как для конституционалиста, на самом деле, конечно, они интересны и для общества были.
Георгий БОВТ: Ну для меня, как журналиста, тоже было интересно, потому что про них писали, я помню.
Михаил КРАСНОВ: Да, потому то были реальные запросы. Госдума постоянно торпедировала Конституционный суд запросами. И Конституционный суд решал достаточно сложные дела. Ну, достаточно вспомнить хотя бы чеченское дело - неважно, какие решения были приняты, но он рассматривал, он должен был принимать решения - много было решений по толкованию Конституции. И вот после 2000 года наступает полный штиль. И, между прочим, то значимое дело по назначению губернаторов, ведь оно было инициировано-то не Думой, не Советом Федерации, не каким-то регионом, а оно было рассмотрено только по жалобам граждан. Вот это, пожалуй, единственное более-менее интересное…
Георгий БОВТ: Вы имеете в виду о порядке избрания губернаторов, что их теперь не избирают напрямую?
Михаил КРАСНОВ: Да, совершенно верно.
Георгий БОВТ: Ну и то постановили, что все правильно.
Михаил КРАСНОВ: Да, конечно. Причем, вопреки своей предыдущей правовой позиции - это вообще нонсенс, что Конституционный суд меняет свою правовую позицию, высказанную всего пятью годами раньше. А ведь ничего не изменилось - ни военного положения, слава Богу, ничего чрезвычайного, но он изменил свою позицию.
Георгий БОВТ: Ну да. А скажите, пожалуйста, Михаил Александрович, а вот, напомните просто нашим слушателям, нынешний председатель Конституционного суда, он как может оставить свой пост? Помимо того, что он может, ну все мы смертны - помимо.
Михаил КРАСНОВ: Ну, во-первых, три года когда истекут. Ну, в этом году его избрали, поэтому в 2012 году истекают его полномочия.
Георгий БОВТ: Как вовремя, ну.
Михаил КРАСНОВ: Да, очень синхронно. И многие поэтому, кстати, и делают вывод - 2012 становится чуть ли не роковым. Многие делают вывод, что это под кого-то и так далее. Нет, я еще раз повторяю, я не думаю. Ну и плюс к этому, какие-то обычные компрометирующие обстоятельства, как для всех судей - совершение какого-то порочащего проступка и так далее. А так, в общем-то, никак больше он не покинет.
Георгий БОВТ: А в принципе, он может избраться опять в 2012 году еще на три года, ну теперь уже по новому порядку, его же могут опять выдвинуть?
Михаил КРАСНОВ: Конечно. Только он будет не избираться, а будет представлен для назначения.
Георгий БОВТ: Да, представлен президентом для назначения и Советом Федерации его…
Михаил КРАСНОВ: Я, правда, не могу точно сказать, там есть ограничение по возрасту. Но я не могу сказать по одной простой причине, дело в том, что власть, исполнительная через законодательную власть, она очень много раз манипулировала этими сроками. Меняла то сроки полномочий судей, то ограничение по возрасту - это было раз 5. Поэтому я уже, честно говоря, не помню, какие существуют на сегодняшний день ограничения. Поэтому, если нет по возрасту ограничений, то он может, конечно.
Георгий БОВТ: А ограничения по специальности там есть какие-нибудь?
Михаил КРАСНОВ: Нет, там только сказано, что человек, имеющий высшее юридическое образование, и имеющий авторитет в юридическом сообществе. Это, кстати, тоже вещь достаточно обтекаемая, потому что последние судьи назначались, ну мало кому известные, честно говоря, люди в научном сообществе. Вообще, Конституционный суд, обычно туда, ну это в ФРГ происходит, например, там тоже есть Конституционный суд, люди, которые известны именно научными трудами. И первый Конституционные судьи как раз были таковы, когда в 1991 их избирали.
Георгий БОВТ: А вот представим себе немыслимое - вдруг вот вы член Конституционного суда или имеете даже пост его председателя, вот вы бы сейчас какой законопроект бы рассмотрели с интересом? То есть не законопроект - не правильно, нет, закон, на предмет соответствия конституционности.
Михаил КРАСНОВ: Вы знаете, я бы мог сколько угодно законов посмотреть, но у меня бы ничего не получилось, потому что по одной простой причине - после 1993 года у Конституционного суда было отобран, на мой взгляд, и правильно, было отобрано полномочие по собственной инициативе рассматривать те или иные дела. Поэтому нет запроса - нет дела. А законов, достаточно много…
Георгий БОВТ: А вы бы какой запрос тогда послали ему?
Михаил КРАСНОВ: Запросов достаточно много. Я лично считаю, что тот самый закон, который сейчас принимается, вернее, это поправки к закону о Конституционном суде и к закону о статусе о прямом представлении президентом кандидатуры председателя, на мой взгляд, это не конституционный закон. Потому что в Конституции говорится, что президент может представлять кандидатуры только судей. То же самое касается Верховного суда - он только судей Верховного суда и Высшего арбитражного, тем не менее, этот порядок существует. Плюс к этому, президент сейчас по закону, может представлять кандидатуры председателя и всех аудиторов Счетной палаты, тогда как это парламентский орган контроля за бюджетом, тем не менее, президент тоже это, на мой взгляд, это не конституционно. Так что много запросов можно было бы туда направить.
Георгий БОВТ: Спасибо. Вице президент фонда ИНДЕМ, завкафедры конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов комментировал новый порядок, который предлагает президент для назначения председателя Конституционного суда.
Георгий БОВТ: Оказывается, коррупция - это очень приятно.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Это полезная вещь.
Георгий БОВТ: Я тоже так думаю.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Около 25% россиян заинтересованы в сохранении коррупции - не хотят с ней расставаться. Такие данные сегодня привел министр юстиции Александр коновалов. Министр выразил уверенность, что этот показатель занижен, а в действительности таких людей значительно больше, мне почему-то тоже так кажется. Он отметил, что россияне любят как брать, так и давать взятки. Это, кстати, свойственно не только нашим соотечественникам. Как показывают данные опроса консалтинговой компании Ernst&Young, 47% европейских бизнесменов считают, что в эпоху кризиса неэтичное ведение бизнеса вполне приемлемо.
Георгий БОВТ: Может быть, они понимают под этим разное неэтичное поведение во время бизнеса. Мы поговорим с генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрием Орловым. Дмитрий Иванович, добрый вечер.
Дмитрий ОРЛОВ: Добрый вечер Георгий Георгиевич.
Георгий БОВТ: Вы к какой части российского человечества принадлежите: к тем, которым нравится коррупция, или тем, которая борется с ней, или нет, выступает за то, чтоб с ней бороться, скажем так.
Дмитрий ОРЛОВ: Вы знаете, я думаю, что бороться с коррупцией нужно, я думаю, что в период кризиса моральное содержание политики чрезвычайно важно. Но я понимаю, вместе с тем, вместе, кстати, с миллионами, я думаю, граждан России, что коррупция имеет свой системный характер и является не только и не столько болезнью, сколько способом, собственно, жизни для людей и способом функционирования бизнеса. Ведь, рука руку моет, вор вора кроет, не обманешь - не продашь, не подмажешь - не поедешь - это все не при путине возникло и не 20 лет назад и даже не 200.
Георгий БОВТ: И не при нем кончится, я скажу странность.
Дмитрий ОРЛОВ: Да, скажем, страшно признаться себе в этом, да. Так что надеемся, конечно, на лучшее, но поминаем, что есть определенные практики, которых не победить.
Георгий БОВТ: А вот есть еще такое мнение среди, так сказать, мы, по-моему, так негласно согласились, что оба с вами мы давали, да?
Дмитрий ОРЛОВ: Ну, положим, да, положим.
Георгий БОВТ: Да, давали. Я тоже не стану отрицать, конечно. Бывали ситуации, но вот есть такая точка зрения еще, что без коррупции у нас вообще ничего работать не будет. Потому что, если все эти законы начать исполнять вдруг, с какого-то перепугу, так как они написаны, прям буквально, то вообще все встанет.
Дмитрий ОРЛОВ: Понимаете, я думаю, что логичней выступать не за абсолютное выполнение законов и абсолютную отмену коррупции. В этом случае, государственный заказ встанет в этом случае - это совершенно точно. Нужно стремиться на этом этапе и в отношении коррупции, так вот сократим ареал действия моего месседжа, нужно стремиться не к правовому государству, а к правомерному. То есть, грубо говоря, не по чину берешь - это отменить. И, чтобы размеры коррупционной составляющей сокращались и постепенно становились из величин, которые влияют на формирование ВВП, на экономический рост и так далее, чтоб они все-таки постепенно стремились к величинам символическим. Советская система в этом отношении эффективно действовала. И в 1960-1970 годы в общем, скорее были распространены не взятки, а вознаграждения, да ведь?
Георгий БОВТ: Ну, тоже вид взяток.
Дмитрий ОРЛОВ: Да, тоже вид взяток, но намного более щадящий и с этической точки зрения и с точки зрения материальных затрат по форме.
Георгий БОВТ: Так вы посмотрите, где мы оказались от советской системы - к концу в советском союзе не было ни колбасы вообще, ни одежды, вообще ничего не было.
Дмитрий ОРЛОВ: Нет, ну понятно, там битвы за фонды, взятки за фонды - это отдельная история, вряд ли она здесь нам сейчас поможет.
Георгий БОВТ: А скажите, пожалуйста, какая сфера в отрасли, где можно было бы продвинуться в борьбе с коррупцией, как вам представляется, дальше всего относительно других отраслей и сфер уже сейчас.
Дмитрий ОРЛОВ: Ну это совершенно очевидно, что там, где высококонкурентная, скажем, отрасль экономики и ориентируемая на конкретного потребителя, там коррупция меньше. Значит, высокомонополизированная и не ориентированная на потребителя - там коррупция больше, поскольку там откаты централизованные и прочее. Я думаю, что на самом деле нужно ставить задачу - а первом этапе, хотя бы правомерности и чтобы взятки и откаты не становились частью экономического роста, чтобы воспринимались не только. Как необходимая часть бизнес-процесса или жизни, но чтобы они не ложились тяжким бременем на экономический рост. Вот к этому нужно стремиться на первом этапе. А к отмене взяток и откатов, я думаю, что эта задача поколенческая, не одним указом и десятью еще какими-то решениями она, конечно, не решается.
Георгий БОВТ: А дорожное движение, вот например, чтобы вы сделали, ну будь вы Путиным, условно говоря…
Дмитрий ОРЛОВ: Ну я лучше бы Медведевым тогда был...
Георгий БОВТ: Ну или Медведевым, чтобы дорожное движение обходилось без этого.
Дмитрий ОРЛОВ: Вы знаете, я думаю, что дорожное движение - это как раз та сфера, которую можно быстро сделать относительно не окриминализированной, но там нужно убрать просто всех, как это было во многих странах Восточной Европы. Убрать, ну может быть не всех, значительную часть служащих, которые там, значительную часть милиционеров, которые работают…
Георгий БОВТ: С улиц?
Дмитрий ОРЛОВ: Нет, нет.
Георгий БОВТ: А, вообще убрать?
Дмитрий ОРЛОВ: Вообще убрать, да. И набрать по новым критериям, при этом, естественно, выведенные за штат, уволенные они тоже могут конкурировать на равных основаниях с остальными. Я думаю, что процентов 20 вернется, и будут работать на других основаниях. Естественно, изменить надо уровень заработной платы и, естественно, надо изменить систему контроля. Но все это нужно сделать комплексно и быстро. Но это отдельная отрасль, точнее отдельная область регулирования. Я думаю, что ко всей экономике и тем более ко всей стране это совершенно не применимо.
Георгий БОВТ: А вам приводилось видеть работу при такой реформированной ГАИ в бывших советских странах?
Дмитрий ОРЛОВ: Да, приходилось. В Чехии, например, в Венгрии, например, ну, в Венгрии она и в советские году сильно коррумпирована не была - это совсем другие системы - доброжелательные, довольно эффективные. Но естественно, коррупция вернется в эту вновь реформированную отрасль, в то же ГИБДД, тут иллюзий испытывать не надо, но опять весь вопрос в мере. Потому что можно вспомнить замечательную фразу генерала Радлова. Во всяком случае, на эту тему был анекдот, значит: "Ваше превосходительство, я дам вам 3 тысячи, и никто ничего не узнает". Его ответ: "Дайте мне 5 и говорите кому угодно". Вот этого не должно быть - демонстрации своих достижений на коррупционной ниве, взимание бесконтрольно взяток и откатов, а главное - превращение взяток и откатов в фактор экономического развития, экономического роста, сдерживающего.
Георгий БОВТ: Это вот Медведев сегодня вашими словами, буквально, сказал. Сказал, что коррупцию надо делать неприличной.
Дмитрий ОРЛОВ: Ну, не приличной, это, мне кажется, как раз следующий этап. Первый этап - прекратить, ну, собственно, сделать ее фактором символическим, не влияющим на экономический рост. Второе - сделать неприличной. Ну, а третье - минимизировать уже до совершенно социально не опасных пределов.
Георгий БОВТ: Это мнение Дмитрия Орлова, генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Цены снизить требуют российские прокатчики у американских дистрибьюторов, цены по существующим контрактам. По сообщению представителя одной из фирм, российских фирм, покупатели добиваются скидки 50% за право показывать зарубежных и американских, в первую очередь, фильмов в России.
Георгий БОВТ: Требования, естественно, объясняются условиями мирового экономического кризиса, который привел к существенным сокращениям посещаемости зрителями кинотеатров. Ну вот эти слухи, они называют разные компании российские прокатные и дистрибьюторские, в том числе, но мы не будем их называть, поговорим лучше с генеральным директором компании "Невафильм" Олег Березин. Добрый вечер, Олег.
Олег БЕРЕЗИН: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, насколько серьезна эта проблема, насколько действительно упала посещаемость кинотеатров и оправданы ли были бы такие вот требования, если они действительно выдвигаются?
Олег БЕРЕЗИН: Во-первых, требования такие действительно выдвигаются. Но я хочу сразу заметить, один маленький нюанс. Когда речь идет об американских фильмах, то имеются в виду далеко не все американские фильмы, которые мы смотрим в кинотеатре. Я имею в виду, что есть две абсолютно разных методики, скажем так, проката фильмов в России, если мы говорим об американских. Есть фильмы студий-мейджоров, таких как Sony Pictures, Disney, Fox, Paramaunt и т.д., которые все любят, будут ходить, смотреть, то есть голливудские блокбастеры так называемые, которые на самом деле не покупаются, а прокатываются дистрибьютором студии-мейджора и в процентном соотношении, там, кассовый сбор, делится со студией. То есть здесь как бы для российских дистрибьюторов риск практически минимальный, потому что даже если фильм собрал ноль, значит, просто ноль получит, условно говоря, студия-мейджор. Речь идет о фильмах независимых производителей, американских, европейских и т.д., потому что эти фильмы покупаются за так называемый твердый счет. То есть дистрибьютор, как правило, еще заранее, даже при съемке фильма платит реальные деньги за то, чтобы получить право проката фильма, например, в России. Эти деньги, на самом деле, очень серьезные стали. То есть если 10 лет назад это, условно говоря, стоило 100 тысяч долларов, или даже меньше стоило, то сегодня речь идет уже о миллионах долларов.
Георгий БОВТ: А таких много в процентном соотношении, не мейджоров?
Олег БЕРЕЗИН: Я вам скажу, просто мы занимаемся очень много аналитикой и статистикой рынка, то вот в 2008 году ровно 50% фильмов, вообще всех, которые вышли в кинопрокат, я говорю про кинопрокат, это 350 фильмов всего вышло, из них 174 - это были фильмы независимых американских, европейских производителей. Не мейджоров. То есть это не российские фильмы и не блокбастеры. Блокбастеров вышло порядка 80-ти. Я имею в виду студий-мейджоров. То есть 174 фильма, которые покупаются уже за реальные абсолютно деньги, в твердый счет. Здесь, естественно, как мы говорим, тот бум хорошего времени, который происходил на рынке кинотеатров, на рынке телевидения, может даже, в большей степени сыграл ну, некую не то, что злую шутку. То есть когда американские производитель смотрит, что рынок кинопроката растет на 40% в год, все рассчитывают, что это будет продолжаться всегда. Естественно, цена начинает повышаться. Впервые о том, что цены, закупочные эти цены начали повышаться, начали говорить 3-4 года назад. Но 3-4 года назад это еще было терпимо, потому что большим покупателем было телевидение, которое платило реальные деньги за право показа по телевидению, все-таки существовал рынок DVD, и это хоть какие-то деньги, несмотря на объемы пиратства, давал рынок DVD, и что-то давал кинопрокат. Естественно, когда начался экономический наш кризис, то в первую очередь телевизионные каналы резко сократили расходы на закупку новых фильмов. И параллельно с этим происходили такие процессы в кинотеатрах, когда, в принципе, блокбастеры волей-неволей вытесняют независимое кино с экранов кинотеатров.
Георгий БОВТ: Этот процесс начался ведь, наверное, не в прошлом году?
Олег БЕРЕЗИН: На самом деле, он начался, да, он идет уже несколько лет. Просто мы реально наблюдаем, как из высоких затрат на производство самих кинокопий, которые рассылаются в кинотеатры, сама кинокопия, на которой находится фильм, стоит примерно 1200 долларов, одна копия. И когда фильм выходит тиражом, условно говоря, 500 кинокопий, это такой средний тираж в стране, то это значит 500 тысяч долларов потрачено заранее только на то, чтобы напечатать кинопленку. Естественно, независимые фильмы, они не могут себе позволить печатать такой тираж. Сразу они печатаются более маленьким тиражом, как-то распространяются по кинотеатрам по очереди, и все это постепенно-постепенно приводит к тому, что рынок для независимого кино, в общем, начинает сужаться. И когда все это собралось в кучу, когда собрались проблемы с телевидением, которое практически прекратило, был период, когда телевидение вообще практически прекратило закупать фильмы. Это конец прошлого года. Выяснилось, что фильм потенциально может, условно говоря, собрать 2 млн. в кинотеатрах. А что такое 2 млн. в кинотеатрах? Это половина остается у кинотеатров от кассовых сборов, половина отходит дистрибьютору, из которых он должен покрыть свои расходы, расходы на рекламу, расходы на печать кинокопий, на озвучание фильма на русский язык, и в результате на выходе остается, условно говоря, 200 тысяч. А за фильм заплачено 2 млн. Вот и получается такой разрыв. То есть еще раз, самое главное, речь идет о независимых американских и европейских фильмах.
Георгий БОВТ: Понятно. Олег, а скажите, пожалуйста, а много ли, как далеко зашла техническое перевооружение, переоснащение российских кинотеатров не только в Москве, но и в других регионах страны? Сколько сейчас кинотеатров, которые соответствуют вот таким новейшим техническим требованиям как лучшие кинотеатры Москвы, например? Хотя и в Москве далеко не все еще переоборудованы.
Олег БЕРЕЗИН: Если мы говорим о переоборудовании на цифровые системы, то есть уход от пленочной кинокопии, от кинопленки, которая сто лет существует, с кино братьев Люмьер еще начиная, с Томаса Эдисона, если мы говорим о переходе на цифровые технологии, то вот это действительно важная вещь, потому что это позволяет снизить затраты на выпуск фильма, на дистрибьюцию, на доставку и т.д. То здесь могу сказать, что на сегодняшний день примерно из 2 тысяч современных экранов, кинозалов, это примерно 800 кинотеатров в стране, которые существуют, примерно 7%, то есть 130 кинотеатров сегодня являются цифровыми.
Георгий БОВТ: Это современный экран - это, вы считаете, уровень там, как "Октябрь" в Москве, "Пушкинский"?
Олег БЕРЕЗИН: Да, да, это современный. Мы считаем современным, ну понятно, что понятие современного экрана в Москве и в городе Воркута - это немножко разное, ну в силу экономики, в силу пристрастий зрителей и т.д. Но мы говорим о том, что современные экраны - это те кинотеатры, те экраны, которые занимаются коммерческим показом фильмов, берут за это деньги, это основной вид деятельности, не сдача помещений там, в аренду, и т.д. То есть в принципе, это кинотеатры...
Георгий БОВТ: И из них 7% только цифровое.
Олег БЕРЕЗИН: Да, да. Здесь проблема в том, что оборудование для цифрового показа - оно очень дорогое. Примерно в 5-6 раз дороже, чем обычное пленочное оборудование.
Георгий БОВТ: Некоторое время назад был такой достаточно сильный стон кинопрокатчиков, что народ повалил из кинотеатров, но потом он как-то поутих. Но может быть, это мне так кажется. Это действительно приостановлена тенденция падения посещаемости?
Олег БЕРЕЗИН: В отличие от грузопассажирских перевозок, условно говоря, кинотеатр - это продажа настроения. А продажа настроения основана на фильме. И если есть хороший фильм, который интересен зрителю, на который он хочет идти, то естественно он будет ходить в кинотеатр. Не буду говорить, что во время кризиса зрители ходят больше в кинотеатры. Это на самом деле не совсем так.
Георгий БОВТ: Ну ведь не меньше же?
Олег БЕРЕЗИН: Иногда и меньше, потому что все-таки современный кинотеатр - это достаточно дорогой способ проведения досуга. Если он для Москвы, скажем, менее ощутим по стоимости, то если взять регионы, например, ну предположим, цена билета там 250 рублей, это высокая будет цена для регионов. Ходить вдвоем - это уже 500, взять там кофе или банку поп-корна - еще там 200-300 рублей. Вы можете представить, сколько средний житель города, ну условно там, даже не Екатеринбурга, а какого-то Липецка, например, который работает на Новолипецком комбинате, который испытывает проблемы с выплатой зарплаты. Например, я говорю, может, я надеюсь, и не испытывает. Но для них это уже большие деньги. И в принципе, уже есть альтернатива, сегодня есть интернет, во многих городах, и проникновение очень большое. Сегодня очень сильно развивается кабельная сеть по всей стране, спутниковое вещание. Кинотеатр перестал быть единственным каналом доставки фильма к зрителю. Если 20 лет назад мы только в кино, в кинотеатре могли посмотреть фильм, то сегодня у нас есть масса вариантов, как его посмотреть. И вот это может, и это влияет, на самом деле, это заметно.
Георгий БОВТ: Тогда пусть дают действительно скидки.
Олег БЕРЕЗИН: Нет, скидки пусть дают, на самом деле. Потому что, в принципе, это и их интерес, чтобы зрители все-таки не пиратили это кино, не искали его на торрентах, а все-таки ходили в кинотеатры, смотрели хотя бы в том качестве, как его задумал режиссер. На самом деле, о том, что цена вот эта, она завышена, что ожидания от российского рынка достаточно завышены, говорилось давно уже. Просто сейчас это, видимо, уже накипело, чтобы поставить вопрос ребром.
Георгий БОВТ: Спасибо за ваш комментарий, Олег Березин, генеральный директор компании "Невафильм".
Георгий БОВТ: Нам тут к теме коррупции, которая недавно была, напоминают, что в Грузии полиция взяток не берет, дорожная. А у нас, не в Грузии Шоссе Энтузиастов стоит от транспортного кольца Третьего в область.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Садовое по-прежнему стоит.
Георгий БОВТ: Ну и Лубянка и прилегающие, полный ступор, как пишут. Почему-то все съехались на Лубянку.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Центр парализован вообще сейчас.
Георгий БОВТ: А что там случилось?
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Непонятно. Перекрывалось движение в районе МИДа и в районе Счетной палаты, но проблемы начались еще раньше. Так что неясно, что происходило сегодня. Просто день такой. Давайте к другой теме, к последней на сегодня. Премьер-министр Владимир Путин сообщил сегодня, что подписал постановление об увеличении размера финансовой поддержки потерявших работу россиян, которые хотели бы открыть свое дело. Выплата, составлявшая ранее 30 тысяч рублей, вырастет до 59 тысяч, то есть увеличится почти вдвое. Теперь она будет равняться сумме максимального пособия по безработице на год вперед. По словам премьер-министра, повышаются также затраты на организацию профессиональной переподготовки безработных с 5 до 11 тысяч рублей и увеличивается срок обучения с 5 месяцев до полугода.
Георгий БОВТ: Дина Владимировна Крылова, она исполнительный директор объединения предпринимательских организаций России "Опора". Добрый вечер, Дина Владимировна.
Дина КРЫЛОВА: Здравствуйте.
Георгий БОВТ: Дина Владимировна, ваши предположения, почему, откуда такая цифра - 59 тысяч? Почему не 60, там.
Дина КРЫЛОВА: Ну откуда такая цифра - только что сказали. Это просто размер годовых выплат по безработице.
Георгий БОВТ: 490 на 12.
Дина КРЫЛОВА: Да. А что касается того, что на эти деньги можно сделать? Можно открыть сой микро-бизнес, буквально там на уровне самозанятости.
Георгий БОВТ: Например, какой?
Дина КРЫЛОВА: Например, там, бытовые услуги по мелкому ремонту швейных изделий, допустим, или какие-то другие достаточно простые услуги, которые нужны большому количеству людей, может быть, не очень специализированные. Может быть, на эти деньги можно и более специализированные оказывать услуги населению, но насчет товаров я сомневаюсь, потому что все-таки на закупку товаров нужны большие средства. Для того, чтобы. Например, открыть какое-то дело, связанное с мелкими услугами населению, для этого нужно еще, как правило, покупать контрольно-кассовую машину.
Георгий БОВТ: Но вроде как собираются эту машину, как-то...
Дина КРЫЛОВА: Это только для тех, кто находится на едином налоге на вмененный доход. Например, в Москве этот налог используется только для наружной рекламы. А малые предприниматели не находятся на этом налоге, потому что каждый субъект федерации решает, по каким видам деятельности этот налог применять.
Георгий БОВТ: Как интересно в Москве, как хитро. Я не знал даже.
Дина КРЫЛОВА: В Москве поэтому более развита упрощенная система налогообложения, а в случае наличных расчетов с потребителями, физическими лицами, предусматривается использование контрольно-кассовой техники.
Георгий БОВТ: А вот переподготовка безработных, с 5 до 11 тысяч рублей увеличатся затраты на нее, а что...
Дина КРЫЛОВА: Нет, с 5 месяцев до 6 месяцев увеличится.
Георгий БОВТ: Нет, тут у нас написано: затраты на организацию персональной переподготовки безработных с 5 до 11 тысяч рублей.
Дина КРЫЛОВА: Ну, наверное, до 11-ти, ну и на месяц еще увеличится по срокам она. Для того, чтобы человек открыл свое дело, ему нужно хотя бы минимальные знания по тому, какие требования предъявляет законодательство к его предпринимательской деятельности для того, чтобы человек не делал хотя бы самые элементарные ошибки и вместо прибыли не попал на штрафы.
Георгий БОВТ: По вашим данным, много ли безработных сейчас вот стремятся открыть свой бизнес или открыли уже свой бизнес? Знаете таких людей?
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, достаточно часто встречаю людей, которые занимали неплохие должности в менеджменте и сейчас хотят уйти на свободные хлеба, то есть может быть, это будет больше рисков, может быть, это будет меньше денег, чем они зарабатывали, но они считают, что свобода дорогого стоит.
Георгий БОВТ: А есть у них какие-то предпочтения по специальности, специализации?
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, это все зависело от того, какой они опыт приобрели за время своей трудовой деятельности. Многие из них оказывают различного рода интеллектуальные услуги, разрабатывают проекты, занимаются консалтингом. Это, как правило, люди опытные, хорошие специалисты в своих областях, и они могут продавать свои мозги.
Георгий БОВТ: Если взять сферу услуг, то какая сфера наиболее трудоемка с точки зрения организации бизнеса? Если брать ну такие наиболее распространенные сферы - парикмахерские, рестораны там.
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, что касается парикмахерских и ресторанов, это достаточно, ну ресторан вообще достаточно капиталоемкий вид бизнеса, специальное требование к помещениям, огромное количество требований вообще к ведению предпринимательской деятельности. С этими видами деятельности сейчас будет намного проще, постольку поскольку с 1 июля этого года вступает в силу та часть 294 федерального закона о защите прав предпринимателей, я так кратко назову, который предполагает уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности по отдельным видам, и в частности, в эти виды попадает розничная торговля, попадают бытовые услуги, такие как парикмахерские, в том числе, попадают общественное питание. Всего таких видов деятельности 13. Это означает, что вместо того, чтобы очень долго ходить собирать всевозможные разрешения, нужно просто нанять специалиста, который приведет бизнес в полное соответствие с этими требованиями, которые предъявляет законодательство, и просто это дело продекларировать. Но если ты продекларировал, а на самом деле у тебя бизнес не соответствует этим требованиям, то ответственность повышается серьезно, она очень существенная.
Георгий БОВТ: Понятно. А скажите, а вот легко ли ларек организовать?
Дина КРЫЛОВА: Для того, чтобы организовать ларек, для этого нужно получить место. Места распределяются управой.
Георгий БОВТ: Он может быть в уведомительном порядке организован, ларек?
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, он может быть организован в уведомительном порядке, но для этого нужно получить место в соответствии с дислокацией. Дислокацию определяет сейчас орган местного самоуправления, местные власти. Например, разрабатывался когда закон об основах торговой деятельности РФ, там был предусмотрен такой порядок, который значительно упрощал, делал этот механизм прозрачным в распределении вот этих вот мест дислокации и гарантировал предпринимателям сколько-нибудь длительный срок. Например, мы предлагали до 5 лет, но, к сожалению, закон принят не был, а сейчас в министерстве промышленности и торговли находится законопроект уже достаточно долго и движется не очень быстро, но мы надеемся, что если этот закон все-таки будет принят, там будут содержаться также положения, которые в значительной мере делают эту сферу открытой, прозрачной и понятной предпринимателям. Сейчас она достаточно коррупционная.
Георгий БОВТ: Дина Владимировна, нам позвонил слушатель, его зовут Андрей. Он хочет к вам обратиться с каким-то вопросом. Андрей, вы в эфире, добрый вечер.
АНДРЕЙ: Добрый вечер. Приятно вас слушать. Такой вопросик. У меня собственный бизнес, работаю полностью вчерную. Работаю с утра до вечера. Это продажи у нас. И как бы я...
Георгий БОВТ: Это не наркотики, я надеюсь?
АНДРЕЙ: Нет, естественно.
Дина КРЫЛОВА: То есть бизнес не криминальный, но просто вы не можете легализоваться по каким-то причинам, да?
АНДРЕЙ: Причина, на самом деле, не в том, что я не хочу платить налоги. Там вот эти 6% погоды сильно не влияют. Но я не имею возможности нанять бухгалтера, у меня вообще-то работников нет. Я один и курьеры, которые возят товары.
Дина КРЫЛОВА: Скажите, пожалуйста, что за товары у вас?
АНДРЕЙ: Ну это промышленные товары.
Георгий БОВТ: Гербалайф, скажем.
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, на самом деле это проблема очень легко решаемая. Вы можете отдать свою бухгалтерию на аутсорсинг. В Москве, например, сейчас открываются такие офисы как раз для микро-предпринимателей. Вы там можете не только рабочее место себе организовать с полным сервисом. 7700 это вам будет стоить в месяц. Одно рабочее место, компьютер вам будет полностью обслуживаться. Отдельно вы можете оплатить за 5 тысяч услуги секретарши на месяц. А также вы можете, на любое количество дней, причем, это можно снять, такого рода рабочие места. Чем хорошо, если человек стартующий или у человека какие-то перерывы могут быть или переезды...
Георгий БОВТ: И это не вы набираете этих людей? Они уже там есть?
Дина КРЫЛОВА: Просто на Шабаловке, прямо около метро такой офис уже открылся.
Георгий БОВТ: И они на всех работают?
Дина КРЫЛОВА: Да, вот такие вот офисы, там можно заказать любые виды услуг, то есть юридическое сопровождение, бухгалтерское сопровождение - это как раз сделано для микро-бизнесов, для старт-апов.
Георгий БОВТ: А можно доверять таким бухгалтерам?
Дина КРЫЛОВА: Вы знаете, там высокопрофессиональные люди. По-моему, "Матрикс" называется этот их проект. Не знаю, точно как называется фирма, но вот если вы к нам в офис обратитесь в "Опору России", мы вам подскажем, если у вас есть такая необходимость. Там вам просто помогут легализоваться.
Георгий БОВТ: Спасибо большое, я думаю, что Андрей воспользуется вашим советом. Это была Дина Крылова, "Опора России", исполнительный директор объединения предпринимательских организаций.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Прогноз погоды пришел на выходные. Вы обычно спрашиваете на выходные, пожалуйста, немножко испорчу вам настроение.
Георгий БОВТ: Да дожди обычно в выходные, можете даже не рассказывать.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Сильные и продолжительные дожди, вы правы, ожидаются в московском регионе и соседних областях.
Георгий БОВТ: У нас всегда так.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Причем, это будут ливни, и мы можем даже побить рекорд с 19 16 года.
Георгий БОВТ: А в понедельник будет опять солнце. Вот так вот всегда. Зоя Милославская.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Георгий Бовт. Расстаемся с вами до завтрашнего дня. Телефон прямого эфира 995-11-11. Короткий номер 3377.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме