13:46 23.04.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Георгий Бовт в программе "Вечерний развод" на CITY FM

Новость

, 22.04.2009
Георгий БОВТ: Добрый вечер, в студии Зоя Милославская, и у нас гость Сергей Ренатович Борисов, "Опора России", президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Итоги будем подводить с участием Георгия Бовта, естественно.
Георгий БОВТ: Сегодня такой большой день для малого бизнеса. Тон задал, как всегда, у нас премьер-министр. Он выступал на московском форуме малого и среднего предпринимательства и выдал на гора целый ряд инициатив, которые, в общем, малый бизнес, мы тут с Сергеем Ренатовичем поговорили накануне, он, в общем, вдохновлен.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: По порядку расскажем?
Георгий БОВТ: Давайте.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Лимит упрощенной системы налогообложения для предприятий будет повышен. Сейчас он составляет 30 млн. годового оборота предприятия, а повысить его предлагается до 60 млн. Об этом сегодня сообщил Владимир Путин, выступая вот на этом московском форуме малого и среднего предпринимательства. Кроме того, база налога на прибыль будет уменьшена на суммы, полученные из средства господдержки. Премьер пообещал, что все налоги для малого и среднего предпринимательства не будут изменяться в течение 3 лет. В качестве еще одной меры по поддержки малого и среднего бизнеса Путин предложил освободить от использования контрольно-кассовых аппаратов предприятия, которые выплачивают единый налог на вмененный доход. Тут надо пояснить, что речь идет о тех компаниях, чьи отчисления в бюджет не зависят от размеров выручки. Всего же на поддержку малого и среднего бизнеса в России в этом году будет направлено порядка 100 млрд. рублей госпомощи.
Георгий БОВТ: Ну, итак, слово Сергею Борисову. Сергей Ренатович, вот эти налоговые, так сказать, меры, они сами по себе, наверное, давно назрели, перезрели, поэтому о них можно сказать либо хорошо, либо никак. Либо тут есть тоже какие-то подвохи?
Сергей БОРИСОВ: Нет, я считаю, что это победа. Просили, если честно, мы сто, но мы максималисты, хотели наперед немножко сделать запас прочности. И обосновывали в цифрах, на конкретных предприятиях показывали расчеты, что этого оборота не хватает. Но сегодняшних 30 млн. также не хватает по определению. Потому что если бы мы работали не в условиях кризиса, а в обычные, что называется, будни, то может быть, оно и ничего. Но сейчас девальвация взяла свое, арендные ставки для малого бизнеса галопируют, тарифы тоже достаточно высокие, я бы сказал, несоизмеримы с тем, что были раньше. Ну и вот практически вся история, которая связана с тем, что малый бизнес считает, что или ему сокращать число работающих, сокращать фонд заработной платы, или сокращать свое производство. И такой стенд-бай поддерживать в некотором, в какой-то форме. Вот, наверное, пожалуй, и все. Поэтому решение это созревшее. Здесь не нужно очень сильно уж обольщаться этой победе. Потому что на упрощенной системе налогообложения работают 34% малых предпринимателей.
Георгий БОВТ: Ну хоть треть.
Сергей БОРИСОВ: Да, это треть. Мы еще, к сожалению, не услышали никаких действий в отношении единого налога на вмененный доход. Потому что этот налог сейчас становится обременительным для малого бизнеса. На этом налоге работает 55% субъектов малого бизнеса.
Георгий БОВТ: Слушайте, вмененный доход упал.
Сергей БОРИСОВ: Вмененный доход упал, а коэффициент базовой доходности повышается. Не то что осталось, повышается. Он рассчитывается от единицы до 00 каких-то там сотый долей. Муниципалитеты вправе устанавливать этот коэффициент доходности, наблюдая за бизнесом, определяя по каким-то своим схемам его доходность. Это касается очень многих видов деятельности предпринимателей, которые чувствуют это очень хорошо на себе. Так вот этот единый налог на вмененный доход стал крайне необъективным.
Георгий БОВТ: То есть это за счет того, что муниципалитеты делают начисления?
Сергей БОРИСОВ: Да. Я не так давно был в Краснодаре и слышал, ребята из такого городка Кореновск, которые сказали, что один и тот же вид деятельности в центр Краснодара, скажем, парикмахерская, где считается все от квадратных метров, и где-то на окраине Кореновска, маленького городка, 50 тысяч жителей. Коэффициент базовой доходности в Кореновске - 1, а в Краснодаре 0,3. В три раза меньше.
Георгий БОВТ: А потому что у нас бюджетный процесс в стране устроен так, что муниципальное управление, оно бесправное, у него нет источника финансирования, кроме как сосать кровь последнюю у бизнесменов.
Сергей БОРИСОВ: В этой связи мы, когда готовились к форуму, мы ставили вопрос таким образом, что мы не только ругаем муниципалитеты, мы считаем, что муниципалитеты можно каким-то образом понять, и вот их голодный паек, на котором они сидят, нужно каким-то образом, так сказать, удовлетворить, их потребности. Мы считаем, что нужно передать все налоги и по упрощенке, и по ЕНВД муниципалитет и по патентам. Тога они будут, я думаю, что в большей степени смотивированы. Над этим придется работать, на эту тему придется еще много спорить с представителями Минфина, с Сергеем Дмитриевичем Шаталовым начали уже разговор на тему единого налога на вмененный доход. У него есть мнение, оно совпадает со множеством наших позиций о том, что может быть нужно ЕНВД переводить на упрощенку, но здесь тоже нужно поспешать, что называется, медленно.
Георгий БОВТ: Еще можно дорожные штрафы, кстати, тоже муниципалитетам передать, это я от себя могу добавить.
Сергей БОРИСОВ: Почему нет?
Георгий БОВТ: Кстати, во многих европейских странах так и сделано, никто выше 50 км в час на едет, потому что…
Сергей БОРИСОВ: Да, и порядка будет больше. Так что это нормально, но нужно еще участь то обстоятельства, и Владимир Владимирович сегодня сказал, что эта планка то повышена в 2 раза, но нужно готовиться перейти через 3 года приблизительно на иную модель налогообложения малого бизнеса.
Георгий БОВТ: Не сказал какую?
Сергей БОРИСОВ: Нет, придется над этим работать. Мы не отвергает такой точки зрения, мы считаем это правильно, потому что эти налоги просты, и мы хотим сохранить и простоту и в тоже время, чтобы не было такого - 15% разницы между доходами и расходами для всех.
Георгий БОВТ: А это что-то веет там в правительстве такое, социалистический принцип такой?
Сергей БОРИСОВ: Нет, сейчас он работает такой принцип. Ведь упрощенка делится на 2 составляющие: 14% малых предпринимателей платит 15% разницы между доходами и расходами - это тот налог, который предложено регионам сократить в 3 раза - это отдельная тема можем ее коснуться, и вторая составляющая - это, кстати, право выбора малого предпринимателя - 6% от выручки, от дохода. В форме налога работает 21% малых предпринимателей. Да, она удобна та система, мы всячески ее поддерживаем, она легко администрируется, легко считается, нет никакой сложной бухгалтерии, но видимо, наши финансовые власти приходят к тому, что нужно совершенствовать законодательство. Спешки нет, у нас есть еще время, мы можем разные варианты считать, но я считаю, что это здорово.
Георгий БОВТ: Они хотят собрать побольше.
Сергей БОРИСОВ: Да. Что касается кассовых аппаратов. Сегодня решение, мы уж молчали, если честно, потому что, просто говорить об этом уже надоело, полтора года законопроект был в Госдуме и Владимир Путин сегодня сказал об этом, подчеркнул, что залежался он этот законопроект в Госдуме. Конечно, это большое обременение. 30 млрд. малый бизнес платит за аппарат ежегодно и 10 млрд. рублей за обслуживание.
Георгий БОВТ: А минфиновец вам скажет, что они же будут обманывать, понимаете.
Сергей БОРИСОВ: Нет, дело не в этом. Это как раз аргумент не состоятельный - почему? Потому что ЕНВД он вмененный доход, он считается, зачем еще нужно устраивать фискальную слежку через кассовые аппараты? Это излишне. Все признали, что это избыточная норма. Твердый чек с печатью этого предпринимателя - все. Ты получил такую-то услугу или товар, есть след, что в случае чего, если у меня есть претензии к тебе, вернуться и все это работает в рамках нашего закона о потреблении. И я считаю, что задержка этого закона была ничем не обоснована. Что еще, наверно, отрадно и я бы сказал, малый бизнес может и должен оценить остаточно высоко? У нас есть два канала помощи малому бизнесу, которые утверждены - это 10,5 млрд. рублей федеральная программа, которая уже работает 4 года. Туда входит и субсидирование процентной в Фонды ставки, и гарантийные Фонды и Фонды создания инфраструктуры, такие как бизнес-инкубаторы, и поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий. Так вот, принято решение эту составляющую программу, связанную с гарантийными Фондами увеличить на 15 млрд. рублей. Это здорово, я считаю, что это большая победа, есть возможности не искать в лихорадке малому предпринимателю залог, он может обратиться в Фонд, и я думаю, что большое количество малых предприятий получит такую поддержку.
Георгий БОВТ: Продолжим про малый и средний бизнес после новостей. Оставайтесь с нами, и Сергей Борисов тоже останется с нами.
Георгий БОВТ: Продолжаем разговор с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергеем Борисовым. Сергей Ренатович, ну вот мы уже поговорили о том, что уже некоторые послабления и всякие поощрения малому и среднем предпринимателю выписаны, но тем не менее, многие жалуются даже не на величину налогов, многие жалуются на тот огромный, я даже не знаю, как это назвать цензурно, бюрократический кошмар, который сопровождает предпринимателя, целый вол поборов. Что с этим-то делать?
Сергей БОРИСОВ: Сегодня стоял этот вопрос достаточно жестко и многие предприниматели и в своих вопросах и в записках и в выступлениях об этом говорили. Вообще предприниматель считает, что было бы правильно на первое место поставить не выдачу какой-то помощи по каким-то государственным каналам, тем более с нашей коррупцией всегда эта сумма будет сокращаться по пути следования к малому предпринимателя.
Георгий БОВТ: Стремиться к нулю, я бы сказал.
Сергей БОРИСОВ: Ну, может быть, и к нулю иногда, вот. А в большей степени не забирать кровные деньги малого предпринимателя. Мы попытались к Форуму по некоторым позициям проанализировать истинные положения дел и я готов вам сейчас прокомментировать, представляете себе, все наши пункты питания: кафе, рестораны, столовые, закусочные - должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов, которые получаются в ходе питания. Так вот представьте себе, на всю эту деятельность малый бизнес платит 30 млрд. рублей. Аттестация рабочих мест, особенно сейчас почему-то стала необходимо провести в сложное кризисное время эту аттестацию - 24 млрд. рублей.
Георгий БОВТ: Я думаю, что в некоторых странах даже не понимают, что это такое - аттестация рабочего места?
Сергей БОРИСОВ: Ну, хотите проверить как мое место организовано, все ли там чисто, все ли пристойно с точки зрения органомики и экологии, ну приходите и проверьте. Почему я должен платить за это деньги? Лицензирование фармацевтической деятельности - 14 млрд. рублей. И у нас есть уникальный вид деятельности, я считаю, что тех предпринимателей нужно вообще на руках носить, которые пекут хлеб - частные хлебопекари. Их 12,5 тысяч в России. Так вот, эти предприниматели собирают на освидетельствование своей деятельности как пожаровзрывоопасный объект, поскольку мука иногда, оказывается, взрывается. Не будет спорить на счет физических свойств муки, но наши хлебопекари тоже собирают 5 млрд. рублей.
Георгий БОВТ: Вот эти 12 тысяч хлебопекарей собирают 5 млрд. рублей? Еще десяткам тысяч спиногрызов, которые там сидят.
Сергей БОРИСОВ: И это только официальные платежи. Вот к этому ко всему, это только начало списка, я думаю, в ближайшее время мы продолжим изучение, и отраслевые союзы уже делают объективные подсчеты. Мы предоставим правительству исчерпывающую информацию, что же происходит и сколько у нас денег забирают.
Георгий БОВТ: А оно что не знают, что происходит?
Сергей БОРИСОВ: Гипотетически знают, и считают, что эти издержки нужно сокращать. Для этого сейчас закон по ограничению проверок, по администрированию будет усовершенствован, кстати, сегодня Владимир Путин сказал, что он будет введен в действие даже не с 1 июля, с 1 мая - это тоже говорит о том, что правительство понимает, что дорого предпринимателю обходится такое администрирование. И, конечно, задача и правительство и министерства экономики, нашего профильного министерства, что же можно сделать для сокращения издержек. Если сюда добавить еще и те платы за преодоление барьеров, а мы научились считать, "Опора России" делает это уже четвертый год, и вот наш последний замер показал, около 6% от выручки среднестатистический малый предприниматель платит за преодоление барьеров - это на взятки.
Георгий БОВТ: Это вторая упрощенка.
Сергей БОРИСОВ: Да. Поэтому вот смотрите, конечно же мы благодарим за такие подарки, финансирование, прямое финансирование. Я хочу вам откровенно сказать, хорошо работает федеральная программа поддержки малого бизнеса, она правильно построена. Еще бы силеночек дать дополнительных министерству экономики, у них только занимается этой программой 11 человек всего. для сравнении, я недавно побывал в США и посещал администрацию малого бизнеса, которая живет и существует уже 53 года, там 400 человек на уровне федерального правительства работает.
Георгий БОВТ: Вряд ли они так досаждают американскому малому бизнесу как нашему.
Сергей БОРИСОВ: Там все усилия нацелены на аналитику, посмотреть, где можно помочь малому бизнесу, за счет чего помочь, там культ малого предпринимательства, причем, по всей вертикали. Вот, я думаю, что такую культуру нам необходимо прививать.
Георгий БОВТ: Вы в предыдущей нашей 15-минутке нашей сказали, что растут аренные платежи. Но смотрите, например, Лужков или многие мэры городов говорят, что мы снижаем арендные платежи. Лужков говорит, что там не больше тысячи рублей должна быть арендная ставка и так далее. Это пока не внедряется, это пока только говорится?
Сергей БОРИСОВ: Я думаю, что то, что организовал Юрий Михайлович, это, скорее всего, исключение из правил. Малые предприниматели, например, в Москве имеют часть, я думаю, что это треть, может быть, чуть больше трети, муниципального имущества, которое арендует, и здесь спасибо властям Москвы за такое решение. Достаточно большая уже доля коммерческой недвижимости, которая, кстати, падает сейчас по объективным законам рынка. Но есть еще и федеральное имущество. Вот здесь очень интересная тема - федеральное имущество очень дорогое. И те малые предприниматели, которые арендуют у "мупов" у муниципальных учреждений от имени государства сдающих эти площади, конечно, теряют очень много.
Георгий БОВТ: А через Росимущество нельзя…
Сергей БОРИСОВ: Можно, но Росимущество не вправе это сделать. У Росимущества есть утвержденные ставки, и они просто технически осуществляют эту работу. На сегодня, Владимир Путин также сказал о том, что мы доведем до оптимального. Мы хотели бы вообще, чтобы правительство по-хорошему, отказалось бы кроме коммунальных платежей за свет, за газ, за воду, за электричество, отказалось на время кризиса, пока не будет у нас достигнуто то самое дно, которое мы хотели бы все увидеть, пока не затеплится положительный тренд в развитии предпринимательства, все-таки отказаться и не собирать эти деньги в бюджет. Нелогично - правительство одной рукой дает деньги, другой забирает.
Георгий БОВТ: Это Путин предложил?
Сергей БОРИСОВ: Да, и сегодня это было сказано. По доступным ставкам, доступные, мы понимаем, что они будут существенно ниже рынка. И если федеральное правительство, таким образом, покажет пример, то и муниципалитеты, я думаю, получат правильные сигналы и смогут свои аппетиты поуменьшить. Сегодня доходит ставка до 70% выручки предприятия - плата аренды. Это очень накладно, это очень дорого. Вот смотрите, в торговле - до 80% доходит, в медицине - до 20%, в общественном питании до 45%, в бытовых услугах до 70%. Это наши самые свежие данные по отраслевым союзам, которые входят в нашу организацию. Это очень накладно, это нерентабельно. Фактически за счет этого малые предприниматели проедают сейчас оборотные средства, а в условиях отсутствия кредитов, это бьет и двое и втройне. Я получил только что письмо от Ассоциации бытовых предприятий России, и они бьют тревогу о том, что и тарифы на электроэнергию, и арендные ставки сейчас просто губят их.
Георгий БОВТ: У нас осталось полтары минуты. По тарифам какие-нибудь обнадеживающие сигналы есть?
Сергей БОРИСОВ: вы знаете, Владимир Владимирович сказал, что скоро, буквально на днях, будет принято решение, которое почувствует каждый малый предприниматель по сокращению тарифов. Сегодня предприниматели раздражены тем, что неэффективность естественных монополий очень дорого стоит малому бизнесу России. Мы не хотим быть инвесторами по принуждению, а мы фактически ими становимся. Мы должны кроме существующего тарифа на обслуживание еще некую инвестиционную составляющую почему-то вносить.
Георгий БОВТ: При том, что инвестиции сокращаются.
Сергей БОРИСОВ: Поэтому мы и не понимаем, куда идут деньги.
Георгий БОВТ: Короткий вопрос прислали: "Сергей, когда закон об отмене фискальных аппаратов войдет в силу?".
Сергей БОРИСОВ: Я думаю, что в весеннюю сессию в третьем чтении этот закон будет принят, значит с 1 июля.
Георгий БОВТ: Ну, и наверно, последний вопрос. Кредитование малого бизнеса, все-таки запущено, работает или ничего не доходит до вас?
Сергей БОРИСОВ: Сегодня Владимир Путин сказал очень хорошую фразу, вот мы в ближайшее время будем давать второй эшелон, такой транш субординированных кредитов банкам и мы очень жестко проведем параллель, и будем следить насколько они дошли до реального бизнеса.
Георгий БОВТ: А по первому нет никаких вопросов разве, по первому траншу?
Сергей БОРИСОВ: По первому, вот почему-то, он забылся как-то. И никто про него не вспоминает. Этот вопрос нас тоже волнует. Мы порадовались сегодня информации от Германа Грефа, который, выступая, сообщил о том, что очень интересную программу запускает Сбербанк по микрокредитам. Кредиты до миллиона рублей будут даваться за 2-5 дней в ближайшее время. Я считаю, что это неплохо.
Георгий БОВТ: Ну, что ж, я думаю, что мы с вами встретимся еще в ближайшее время и поговорим о том, как этот второй транш осуществляется, и вообще, что реально заработало после, например, первого мая, когда сократят проверки и, что-то такое будет сдвинуто. Спасибо вам большое, это был Сергей Борисов, "Опора России", ну и опора малому бизнесу.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Генеральная прокуратура, теперь они следующая тема. Она выявила факты расточительности с госсредствами в ряде федеральных ведомств. Заявил об этом первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман. По его словам, факты расточительства выявлены в госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ, Росприроднадзре, Роспотребнадзоре, Россельхознадзоре, Роснедвижимости и Федеральной налоговой службе. По его словам, "чиновники возмещают за счет государства свои траты на химчистку, посещение баров и прочее и прочее", это цитата была. "Откуда такие замашки? - сказал Буксман. - откуда у государства хватит средств на содержание таких чиновников?".
Георгий БОВТ: Интересно. Вообще, мне нравится, что у нашей генпрокуратуры такие длинные руки, они дошли и до химчистки. Приносишь в химчистку, а там хвать тебя сзади: "Ты, милый человек, на какие деньги здесь чистишься?". Директор института проблем глобализации Михаил Геннадьевич Делягин, добрый вечер, Михаил Геннадьевич.
Михаил ДЕЛЯГИН: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Что такое расточительство с экономической точки зрения? Вообще, что за термин такой, расточитель?
Михаил ДЕЛЯГИН: Ну, экономического термина такого нет, это неэффективная трата денег, скажем так, ненадлежащая трата денег. На самом деле то, что генпрокуратуре пришлось этим вообще заниматься и на это обращать внимание, свидетельствует о том, что у нас не существует службы федерального бюджетного надзора. Если мне не изменят память, ее должна возглавлять господин Павленко. Она существует в структуре Минфина ровно за тем, чтобы следить на надлежащие ли цели используются федеральные деньги. Правда, есть маленький нюанс. В одну кучу, может быть, товарищи прокуроры этого не знают, что это разные органы, свалены органы федерального государственного управления, типа налоговой службы, и государственные корпорации. Так вот, обвинять государственные корпорации в расточительстве, это также странно, как обвинять корову в том, что она кушает траву или дает молоко. Потому что, если посмотреть на то, как организованы государственные корпорации, то они, собственно говоря, организованы именно для этого расточительства.
Георгий БОВТ: Да, именно для того, чтобы кушать траву, конечно, зеленую.
Михаил ДЕЛЯГИН: И желательно, не давать никакого молока, по крайней мере, официально. Потому что это структуры, которым даются бюджетные государственные деньги, при этом они отчуждаются. То есть строго говоря, они приватизируются. Никакого контроля за ними нет, и институционально, действенного контроля, я имею в виду, быть не может. Так что если бы прокурора послали бы в этом фонде ЖКХ по конкретному, не совсем юридическому адресу, то в фонде были бы правы, и возможно только поэтому фигурирует пока один этот фонд, а в остальных госкорпорациях просто люди оказались порасторопнее и юридически пограмотнее. Но эти корпорации государственные кроме, естественно корпорации по защите вкладов, вот те, которые созданы два года назад, они создавались, извините, три года, они создавались именно для расточительства, чтобы не сказать для коррупции. Потому что представить - такой механизм можно создать для чего-то другого - невозможно. Ну а с другой стороны, если взять шире, товарищ Буксман, вероятно, не совсем понимает сути государства, которому он служит. Потому что, понимаете, когда чиновник или госслужащий, или служащий госкорпорации, оплачивает за казенные деньги свой поход в баню, химчистку или в бар, там правда, умалчивают, эта баня была с девочками или без, ну допустим, что без девочек. А ну собственно говоря, он реализует политическую суть нынешнего государства.
Георгий БОВТ: Вы, наверное, иронизируете?
Михаил ДЕЛЯГИН: Почему я иронизирую? Посмотрите на устройство нашего государства. Можно предположить, что все дураки. Да? И тогда можно разговаривать вслед за нашей творческой интеллигенцией: ой, какое все неэффективное. Четверть века причитать и хвататься за голову о том, что ну почему же постоянно принимаются экономически нерациональные решения? И говорить, что наше государство плохое и слабое. Так вот я говорю, что наше государство самое эффективное государство в мире, просто не нужно путать функцию и мотивацию. Наше государство, с моей точки зрения, дл личного обогащения образующего его верхнего слоя чиновников, этих самых эффективных стэйт-менеджеров. А никакого общественного блага не подразумевается в принципе. А когда товарищ Буксман говорит о расточительстве, то он тем самым подразумевает, что кто-то в государстве всерьез задумывается про общественное благо. Мне страшно за этого чиновника. С ним будет, в лучшем случае, то же, что с Митводом.
Георгий БОВТ: Я не думаю, что с Буксманом будет то же, что с Митводом, это серьезный человек, работающий в серьезной организации.
Михаил ДЕЛЯГИН: Что же тогда такие вещи он говорит?
Георгий БОВТ: А я думаю, что просто это некая такая кампания, которая, в общем, призвана нагнать хотя бы внешний страх на вот этих все людей, которые там чем-то занимаются. Чтобы они как-то не настолько напоказ все это делали. Ты, там, скромнее будь.
Михаил ДЕЛЯГИН: Они сделали не напоказ, пока господин Буксман об этом не заговорил, химчистка за казенный счет непонятно каких штанов. Понимаете, а у нас до сих пор вознаграждение топ-менеджеров даже в государственных, и особенно государственных корпорациях, является коммерческой тайной. То есть все пообещали снизить свои бонусы, но о величине этих бонусов тактично все умалчивают, потому что тайна, и попробуйте влезть. А вот когда люди начинают вот так вот заниматься компанейщиной, они очень быстро переходят к потрясению основ, потому что товарищ Буксман, он высветил суть нашего государства, о котором без него, в общем-то, народ и не говорил бы. Это очень хорошо, я приветствую этот шаг, но давайте, когда высокопоставленные чиновники начинают своими руками ломать свое же государство, с точки зрения общественного блага это, конечно же, хорошо. Но это признак того, что через достаточно короткое время это государство развалится.
Георгий БОВТ: А если вот на полном серьезе, то что может сделать Генпрокуратура в отношении вот этих ведомств - Росприроднадзора, ведь это все государственные организации, это не корпорации. Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роснедвижимость, ФНС, например. Они придут к ним и скажут: слушайте, вот у вас там…
Михаил ДЕЛЯГИН: Они напишут представление…
Георгий БОВТ: Да, какая вот процедура?
Михаил ДЕЛЯГИН: Они пишут, Генпрокуратура пишет представление, и если у этих органов есть нормальный юрист и есть нормальный административный чиновник, который разбирается в административном праве, на это представительство Генпрокуратуре будет отвечено очень внятно, что дорогие коллеги, у нас есть бюджетная статья расходов на содержание госаппарата, которая включает в себя зарплату и прочие накладные расходы. И мы в рамках полномочий, данных нам бюджетными кодексами и инструкциями Минфина, номер раз, два, три, четыре 150, эти деньги используем, как хотим. И если Минфин нам позволяет использовать эти деньги, то пошли вы лесом, уважаемые товарищи в пагонах и мундирах.
Георгий БОВТ: То есть все это эмоции, если там прочие расходы предусмотрены.
Михаил ДЕЛЯГИН: Потому-то (нрзб) слово расточительство, что это эмоции. Потому что есть понятие - нецелевое использование бюджетных средств. И это - статья, при желании. А расточительство, да, заложено расточительство в бюджете, заложены безумные, неадекватные расходы, они заложены в бюджете, они приняты в качестве закона, подписаны президентом и всеми остальными. И если Минфин не возражает против этого а я думаю, что он не возражает, потому что он сам такой же, товарищи прокуроры могут разводить руками, рассказывать про моральные несовершенство мира и отдельных чиновников, но изменить не могут, потому что это будет означать подрыв основы государственного строя, которому они служат. И здесь нет никакой иронии с моей стороны.
Георгий БОВТ: Понятно. Вот такое мнение откровенное высказал директор института проблем глобализации Михаил Делягин.
Георгий БОВТ: Ну, вот сейчас у нас будет спор, видимо.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Видимо будет, по поводу Автодора, давно уже ведутся споры.
Георгий БОВТ: По поводу Автодора, да.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Госдума сегодня приняла в первом чтении о создании госкорпорации Российские автомобильные дороги - это и есть Автодор. Это будет особая некоммерческая организация, в доверительное управление которой передадут федеральные дороги. Автодор должен будет их содержать и развивать. Учредителем Автодора выступит Российская Федерации, права и обязанности учредителя будет осуществлять правительство России. Задача главная автора поддерживать в надлежащем состоянии и развивать сеть автомобильных дорог и всю дорожную инфраструктуру. По словам одного их авторов законопроекта, первого вице-спикера Олега Морозова, создание такой госкомпании позволит радикально изменить действующий сейчас фрагментарный подход к дорогам и ускорит темпы строительства и реконструкции автотрасс федерального значения.
Георгий БОВТ: Законопроект был принят голосами "единороссов", и сейчас у нас на связи председатель комитета Госдумы по транспорту, член фракции "Единая Россия" Сергей Шишкарев. Сергей Николаевич, добрый вечер.
Сергей ШИШКАРЕВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: И член Госдумы по транспорту, депутат от "Справедливой России" Александр Бурков. Александр Леонидович, добрый вечер.
Александр БУРКОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Остальные представленные фракции, скажу, они голосовали против этого законопроекта. Сергей Николаевич, сначала аргументы "за", поскольку вы голосовали "за". Если сейчас федеральное правительство не в состоянии, судя по всему, если нужно поддерживать федеральные дороги в надлежащем состоянии, и проявляет фрагментарный подход, то, что изменится с созданием новой корпорации?
Сергей ШИШКАРЕВ: Я хотел бы отметить, что, как и мой коллега, Бурков, который член комитета государственно Думы по транспорту, мы, изначально не поддержали концепцию законопроекта, представленную коллегами Морозовым и Шаккумом, и только после значительной доработки с очень большим количеством замечаний сегодня поддержали принятие законопроекта в первом чтении. Но еще раз повторю, что у нас есть масса замечаний и поддержали мы его концептуально. Почему? Ну, потому то, как раз пошли на встречу федеральному правительству, как вы говорите, которое считает, и справедливо считает, что сегодня невозможно выполнять в полном объеме функции консидента, то есть по концессионным соглашениям, сегодня мешает существующая структура исполнительной власти развивать именно инвестиционную составляющую, с точки зрения привлечения частного капитала в строительство дорого. Мы считаем, что вообще попробовать можно и нужно. Другое дело, как? И как будет контролироваться деятельность этой компании, какие средства она будет получать, как она будет использовать прибыль, получаемую и все остальное. Это, я считаю, мы должны увидеть и понять ко второму чтению. Еще раз повторю уже в третий раз, что если те замечания, которые представил наш комитет, не будут учтены, то боюсь, что и так немногочисленная поддержка, то есть нетрадиционно малая поддержка - сегодня 311 голосов было за законопроект, она ко второму чтению, наверное, может сойти на меньшое количество.
Георгий БОВТ: Александр Леонидович, скажите, пожалуйста, вы, я так понимаю, и концептуально не поддержали это законопроект?
Александр БУРКОВ: Ну, смотрите. То, что сказал Сергей Николаевич, я по двум аспектам согласен. Согласен в том, что не работают сегодня законы о концессионных соглашениях. Но, в этом случае, я предложил господину Шаккуму как раз заниматься внесениями изменений в законодательство о концессиях, то есть совершенствовать это законодательство, чтобы сегодня инфраструктурные проекты в дорожном строительстве привлекали как раз инвестиционные средства. Вторая часть, когда Сергей Николаевич затрагивает тему прибыли, тему распределения этой прибыли, я бы хочу сказать, концептуально, что та, организационно-правовая форма, которая предложена разработчиками в виде государственной компании, как некоммерческая организация - это структурная, скажем, данная организационно-правовая форма конъюнктуры как раз снивелирует все контрольные функции исполнительных органов власти за расходованием бюджетных средств. Понимаете, я понял бы, если бы было федеральное государственное унитарное предприятие создано по выполнению государственных задач в сфере строительства и содержания автомобильных дорог, если бы было создано акционерное общество со 100% государственным капиталом, как сегодня действуют Российские железные дороги, в этом случае организационно-правовые формы позволяют контролировать расходование бюджетных средств и контролировать эффективность использования государственного имущества. А в той форме, которую сегодня предлагает Шаккум, сегодня невозможно не проконтролировать расходование бюджетных средств, а самое страшное, что по такой схеме федеральные бюджетные деньги выпадают из действия федерального закона №94 о государственном заказе, о проведении конкурсов на размещение государственных средств, допустим, по строительству дорог. Вот почему "Справедливая Россия" голосовала "против".
Георгий БОВТ: Сергей Николаевич, я так понимаю, что все-таки вы собираетесь, фракция "Единая Россия" в том числе, собирается в ходе подготовки второго и третьего чтения внести усиления в часть контрольных функций.
Сергей ШИШКАРЕВ: Безусловно, вы знаете фракцию "Единая Россия" нужно воспринимать не только как некое представительство политической партии, но и все-таки наличие, на мой взгляд, достаточного количества профессионалов. И в частности то, что сказал мой коллега, и я сегодня разговаривал с Павлом Владимировичем Крашенинниковым - это, на мой взгляд, юрист высокого класса, и он тоже не согласился с предложенной организационно-правовой формой, о которой было сказано. Действительно, чего-то наворотили такое. Ну нет сегодня в российском законодательстве, по сути для того, чтобы принять предложенную форму - государственная некоммерческая организация, нужно вносить изменения в Гражданский кодекс. Поэтому мы для себя ставим задачу, конечно же, при подготовке ко второму чтению усилить и контрольные функции, сделать схему управления компанией, назначение на должности, подотчетность компании, не только прозрачной, до конца понятной, и выстроить очень… Я закончу одну мысль, очень важно в данном случае учесть интересы регионов, которые тоже очень сильно могут пострадать. Потому что, по сути, речь ведь идет предложенной концепции об изъятии земель, которые находятся сегодня в региональной собственности. Здесь недосказанности на этапе рассмотрения и принятия законопроекта быть не должно, чтобы мы не заложили, тем более в период кризиса, какой-то тлеющий конфликт с регионами.
Георгий БОВТ: А почему все-таки нельзя в Законе о концессиях прописать, что вот фирме Икс дается в концессию дорога. Дорога должна надлежащим уровнем поддерживаться, если это будет новая платная дорога, соответственно, там прописываются, что если ты вкладываешь деньги, там, на 20 лет тебе в концессию, собирай с них, значит, план.
Сергей ШИШКАРЕВ: На сегодня-то мы как раз и готовим и часть поправок уже приняли и готовим в концессионное соглашение. Там у нас тоже закон в полной мере не работает. Но проблема то в том, что на сегодня функции компании, в данном случае организации, которая бы передавала в концессию, федеральное дорожное агентство это выполнять не может.
Георгий БОВТ: Почему?
Сергей ШИШКАРЕВ: Ну, потому что это федеральный орган исполнительной власти, который не владеет имуществом и не находится имущество в доверительном управлении. Сегодня он по сути на правах хозяйственного ведения компания распоряжается, вернее не компания - федеральное агентство, распоряжается и управляет сетью автомобильных дорог. Это, во всяком случае, с точки зрения разработчиков, и предложенная концепция - это главное на сегодня, что мешает развитию и приходу частного инвестора на дорожное строительство.
Георгий БОВТ: Александр Леонидович, вы согласны, что именно это мешает приходу частного инвестора?
Александр БУРКОВ: Безусловно, я согласен, что необходимые поправки, мы совместно с комитетом по транспорту под руководством Сергея Николаевича, как раз вносим эти изменения закон о концессионных соглашениях. Но, я не согласен в том, что нельзя сегодня использовать в рамках гражданско-правовых отношений схему привлечений инвестиций. Есть сегодня понятие инвестиционного договора, это можно делать. Это федеральная собственность, допустим, федеральные дороги, есть механизмы правовые, которые позволяют привлечь, если Минтранс и агентство Росавтодор - федеральное агентство существующее, этой проблемой займется. А то, что нам предлагают сегодня создать государственную корпорацию по название Росавтодор, которая при наличии уже федерального агентства с тем же названием - Росавтодор, и этой корпорации переходит большинство полномочий, государственных функций, которые сегодня закреплены за федеральным агентством, то мы получаем на самом деле, просто увеличение затрат на содержание чиновничьего аппарата. То есть это рост издержек и как следствие, в дальнейшем, это рост стоимости содержания автодорог и стоимости строительства автомобильных дорог в России.
Георгий БОВТ: Ну, надеемся, что под руководством председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, законопроект претерпит значительные изменения и будет уже принят в более удобоваримом виде.
Александр БУРКОВ: Или мы совместно все-таки сделаем боле рабочий закон о концессиях и обойдемся без создания этого промежуточного государственного органа по управлению дорогами в России.
Георгий БОВТ: Спасибо большое.
Сергей ШИШКАРЕВ: Спасибо коллеги за разговор.
Георгий БОВТ: У нас был председатель комитета Госдумы по транспорту, член "Единой России" Сергей Шишкарев и от "Справедливой России", член комитета тоже по транспорту, тоже Госдумы Александр Бурков.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Резервный фонд России - о нем сейчас пойдет речь, да? Насколько я понимаю.
Георгий БОВТ: Ну, в общем да, да. У нас есть резервный Фонд в России, но он скоро кончится.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: И не хорошая новость сегодня прозвучала, что в 2010 году будет практически полностью израсходован резервный Фонд. Это прогноз сегодняшний вице-премьера и министра финансов России Алексей Кудрина. Он не исключает, что средства второго Фонда, Фонда национального благосостояния могут быть направлены на поддержку пенсионной системы. Сказал он следующее: "Пока мы не планируем его трогать, но не исключаю, что он будет направлен на поддержку пенсионной системы". Еще цитата: "Кризис беспрецедентный, такого мир еще не знал и в этих условиях резервный Фонд спасет Россию, защитит ее от самых тяжелых и драматических последствий"
Георгий БОВТ: Это если его хватит. У нас директор департамента стратегического анализа компании РБК Игорь Николаев. Игорь Алексеевич, добрый вечер.
Игорь НИКОЛАЕВ: Здравствуйте.
Георгий БОВТ: Мне кажется, что еще полгода назад Кудрин обещал, что мы протянем дольше с этими деньгами. А сейчас их, видимо, как-то стали очень споро расходовать.
Игорь НИКОЛАЕВ: Да. Причем я хорошо помню, что нам обещалось. Нам говорилось, кстати, сначала о 20-ти годах, именно на 20 лет, да-да-да - первоначально говорилось, именно об этом, что хватит резервного Фонда именно на 20 лет. Потом на 7 лет, потом на 3 года и вот, наконец, сегодня мы услышали, что 2010 год и все.
Георгий БОВТ: И все.
Игорь НИКОЛАЕВ: То есть полтора года.
Георгий БОВТ: А в конце 200-го скажут, что уже все.
Игорь НИКОЛАЕВ: А в конце 2009 года скажут, ну еще пара тройка месяцев и все, я думаю так.
Георгий БОВТ: А это что, какие-то непрогнозируемые траты или это результат политики, когда всем все обещают? От чего это происходит? Расходование резервного Фонда - он что, непрогнозируемый?
Игорь НИКОЛАЕВ: Нет, он как раз прогнозируемо расходуется, но мы расходуем его, по-моему, исходя из того, что нам бы продержаться какое-то время, а там, смотришь, цены на нефть будут расти, мировая экономика начнет подниматься, ну и у нас все выправится. Поэтому нам бы год продержаться, ну, может быть, еще год и все. Вот с таким подходом мы действуем сейчас и это, на самом деле, большая ошибка.
Георгий БОВТ: Это не стратегия, это какая-то ерунда.
Игорь НИКОЛАЕВ: Это даже и тактикой не назвать. Это а - ерунда, с этим можно согласиться. Поэтому, то получается, мы сейчас с большим таким удовольствием повторяем, что наша антикризисная программа, мы, я имею в виду - чиновники, мы с вами наверное так не повторим, если вы со мной согласитесь, так вот, говорим, что наша антикризисная программа очень выгодно отличается от того, что есть в других странах. Там расходы сокращают, а мы даже увеличили. У нас было запланировано 9 трлн., а сейчас 9 трлн. 700 млрд. и социальные расходы мы увеличили. И, кстати, приоритетом одновременно называем ответственную макроэкономическую политику. Вот я категорически не соглашусь, когда резко падают доходы на 40%, на 30-40% по сравнению с запланированными, и одновременно значительно увеличивать расходы и брать эти расходы из резервного Фонда, а больше не откуда брать - называть это ответственной макроэкономической политикой, ну, у меня язык не поворачивается. Вот и получается, что у нас в одном только марте мы из резервного Фонда на покрытие дефицита взяли 752 млрд. рублей. И сейчас там осталось в резервном Фонде 4 трлн. с небольшим. Поэтому я и говорю, что даже на 2010 год не хватит. Такими темпами нам на этот го хватит, ну, может быть еще месяц другой и все.
Георгий БОВТ: А какая же альтернатива? Начнутся невыплаты, начнут бунтовать города, моногорода, так называемые, где всего один завод, который всех кормит, и что делать? Политическая стабильность, ради нее все.
Игорь НИКОЛАЕВ: Политическая стабильность, ну да, год полтора, а дальше что? Мы надеемся, что через год полтора ситуация изменится радикальным образом?
Георгий БОВТ: А дальше президент Обама, он там с американской экономикой, что-то сделает.
Игорь НИКОЛАЕВ: Может поможет, поднимает цен на нефть.
Георгий БОВТ: Да, у них там начнет крутиться, китайцы начнут опять делать в огромном количестве свои безделушки и всякие там компьютеры и все опять закрутится.
Игорь НИКОЛАЕВ: Если только на это рассчитывать. Я думаю, что серьезно, конечно, на это рассчитывать нельзя.
Георгий БОВТ: Что же всерьез рассчитывать на то, что у нас будет модернизация экономики, с таким-то госаппаратом, с такой бюрократией и с таким замордованным бизнесом?
Игорь НИКОЛАЕВ: Нет, рассчитывать надо на то, чтобы меры, которые мы предлагаем, чтобы они действительно имели антикризисный эффект. А то мы говорим, что предпринятые меры на первом этапе, то есть осенью, позволили, это я цитирую по памяти, запомнил эти слова, не допустить разрастания кризиса. Я думаю, как это? Если в сентябре у нас промышленность росла на 6,3%, а по итогам первого квартала падение составило 14,3% - и это мы называем недопущение разрастания кризиса? Но если мы так оцениваем собственные успехи, то, конечно, трудно предположить, что меры, которые мы предпринимаем, а меры такие простые: возьмем деньги из резервного фонда или будем делать списки из предприятий и в ручном управлении помогать им, вот трудно рассчитывать, что это поможет.
Георгий БОВТ: А что бы вы сочли адекватными антикризисными мерами?
Игорь НИКОЛАЕВ: Самое страшное, что можно сделать в такой период - это демотивировать бизнес к собственной активной антикризисной деятельности. Так вот я бы постарался не сделать вот этого самого страшного. А как мы демотивируем? Я сейчас скажу, что надо делать тогда. А мы демотивируем так, что, ну мы поможем предприятиям, заявляет государство, вот у нас есть списки, войдете в этот список - получите госзаказ или налоговую задолжность реструктурируем или еще как-то. И бизнес замирает. Во-первых, он не понимает, что происходит. Во-вторых, ему сказали, смотрите, есть кормушка, если вы протопчите дорогу туда - все будет хорошо. И все начинают работать над тем, чтобы…да, а в регионах свои списки. Чтобы протоптать эту дорожку происходит самое страшное - демотивируется бизнес к собственной активной антикризисной деятельности. Так вот, не надо придумывать такие инструменты. Надо наоборот сделать все, чтобы бизнес понимал, он и так, в общем-то понимает, ну вот его направляют не туда, что его счастье, успех его деятельности в его руках. Инструменты, с помощью которых можно помогать, он другие, они больше косвенного характера. Осенью действенны были бы еще госгарантии, а сейчас и госгарантии не работают, потому что, а зачем мне госгарантии, если, посмотрите, АвтоВАЗ, "КД Авиа" и другие структуры, можно напрямую деньги получить бюджетные. Поэтому все надеются на это и все ждут. Чтобы этого не было не надо создавать такие инструменты. Вообще, знаете, в свое время, и Рейган и Тэтчер использовали, можно условно сказать, стратегию антикризисного бездействия - условно я говорю.
Георгий БОВТ: То есть, оставьте бизнес в покое.
Игорь НИКОЛАЕВ: Да. Бизнес получал кредиты в банке, не надо ему говорить, что, а мы вам деньгами поможем, ставки, там. Он пускай ходит и договаривается, потому что деньги-то в экономике есть. Это не значит, что вообще не надо ничего помогать. Надо действовать, примерно, как, мы об этом как-то говорили, как в Китае - стимулирование спроса. То есть направлять государству деньги надо туда, и это вложение средств оно стимулировало бы активность и в других отраслях. В те сферы, которые дадут наибольший мультипликативный эффект. Мы, кстати, соответствующие исследования проводили, на научной основе, с использование таблиц, затрат и выпуск, транспортная инфраструктура - да хорошая и необходимая сфера приложения государственного капитала в такой период. Или коммунальная инфраструктура. Дайте землю бесплатно под индивидуальное жилищное строительство, профинансируйте создание коммунальной инфраструктуры - вы увидите, дома начнут строиться, люди начнут расходовать свои средства - это еще один дополнительный спрос. Поэтому, можно найти, что делать, но Китай то растет по итогам первого квартала на 6,1% - вот это кризис, когда рост на 6% с лишним.
Георгий БОВТ: Спасибо вам. Директор Департамента стратегического анализа компании РБК Игорь Николаев. Оставьте бизнес в покое, действительно, ну, сколько можно уже.
Георгий БОВТ: У нас стоит внутренний МКАД, 41-й км, Ленинградка умерла, ее можно отпевать, по версии Артема.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: На Ленинский МКАД тоже был перекрыт вот еще несколько минут назад.
Георгий БОВТ: Это в районе Внуково?
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Да, и стоит там все до Варшавского шоссе.
Георгий БОВТ: Прекрасно. Стас спрашивает: в обменниках доллар падает? Ну не настолько. На 6 копеек.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Там, может быть, за другим очередь? Что-то, может быть, с евро происходит?
Георгий БОВТ: Ну евро тоже не растет так, чтобы сильно.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Давайте еще о деньгах, о транспортном налоге, тем более, что он может быть еще увеличен. Минфин предлагает разрешить регионам в два раза увеличивать верхнюю ставку налога. Предлагается с 2010 года регионам привязать ставки к году выпуска автомобилей и их экологическим характеристикам. Нынешние минимальные ставки планируется сохранить, но максимальные увеличить в два раза. Сложно все очень. В налоговом кодексе прописаны лишь минимальные ставки, которые привязаны к мощности двигателей. Регионы имеют право их увеличивать или уменьшать, но не более чем в 5 раз от минимального уровня.
Георгий БОВТ: Ничего себе не более. А 5 раз.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Предложение есть от Минфина. Если предложение будет принято то, о котором мы сейчас сказали, максимальная ставка по желанию региональных властей может быть увеличена в 10 раз. Владельцы продукции АвтоВАЗа, большая часть, которая попадает под категорию до 100 лошадиных сил, могут получить налог не 450 рублей в год как сейчас, а 4-5 тысяч рублей.
Георгий БОВТ: Прекрасно.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: И ставка налоговая может повышаться в зависимости от экологического класса и года выпуска, а значит, большую сумму налогов будут платить владельцы подержанных автомобилей, старых.
Георгий БОВТ: Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелов. Виктор Валерьевич, добрый вечер.
Виктор ПОХМЕЛОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Как вам такая идея Минфина? Мне кажется, что это какой-то запретительный уже налог. Просто автовладельцы рассматриваются как какая-то дойная корова, у которой молока в брюхе немерено, ее можно доить до бесконечности.
Виктор ПОХМЕЛОВ: Совершенно верно, просто ну стыдно уже становится за родную власть, потому что если посчитать все суммы, которые автомобилисты платят в бюджет, то они исчисляются десятками триллионов, начиная с того, что когда мы заправляем топливо в бак, 60% цены бензина - это акциз, который идет в федеральный бюджет. Каждая покупка-продажа машины, регистрация автомобиля, техосмотр и т.д. В том числе, транспортный налог. А на дороги при всем, на инфраструктуру, тратится около 9% от всего того, что платят автомобилисты.
Георгий БОВТ: А куда они девают остальные деньги?
Виктор ПОХМЕЛОВ: Остальное размазывается по бюджету. Ну может быть, конечно, мы содержим учителей, врачей или госаппарат большой. И слава богу. И тем не менее, мне кажется, что на дороги надо тратить намного больше, исходя из того, что делается. Кроме того, давно ведь уже предлагалось изменить порядок взимания транспортного налога. Кстати, это дало бы сильный стимул и улучшило бы его администрирование, как говорят специалисты. Скажем, взимать его с цены на бензин. С твердой суммы на бензин. Все справедливо: кто больше ездит, тот больше платит. И не надо гоняться за каждым налогоплательщиком, а их миллионы.
Георгий БОВТ: А почему на это не идут власти?
Виктор ПОХМЕЛОВ: Кстати, некоторые министерства это поддерживают. Я знаю, например, министерство транспорта это поддерживает. Но Минфин категорически против.
Георгий БОВТ: Почему?
Виктор ПОХМЕЛОВ: Не знаю. Очевидно, им удобнее так, как сейчас. Хотя собираемость транспортного налога сегодня меньше 50%.
Георгий БОВТ: А в чем же удобство здесь на самом деле?
Виктор ПОХМЕЛОВ: Вы знаете, трудно понять логику чиновников, но очевидно, им так сподручнее. Просто они категорически против, они насмерть просто стоят против этого предложения. Более того, они предлагают просто-напросто решить проблему тем, чтобы увеличить налог и заткнуть дыры в бюджете таким образом. Конечно, я думаю, что это вызовет очень большое негодование в тех регионах, где пытались поднять транспортный налог, вы правильно сказали, что такое право и сейчас предоставлено, были довольно серьезные массовые акции протеста, так что, думаю, что Минфин сейчас очень сильно дискредитировал правительство в глазах людей за рулем.
Георгий БОВТ: Виктор Валерьевич, скажите, пожалуйста, а что мешает? Я думаю, что многие москвичи, автовладельцы, они сталкиваются с этой проблемой, что машина у них есть, а квитанция на оплату транспортного налога им из налоговой не приходит? Что мешает, собственно, наладить взаимосвязь между ГИБДД, которое должно посылать соответствующие данные в налоговую, в Минфин, то есть, о том, что есть такая машина, она стоит там-то на учете и т.д.
Виктор ПОХМЕЛОВ: ГИБДД до сих пор не могут наладить единую систему учета правонарушений, что уж там говорить про транспортный налог. Что касается налоговых органов, я специально узнавал, для них транспортный налог - это такая периферия. Для них этот налог, по большому счету - молекула в составе остальных бюджетных поступлений. Их больше волнуют другие налоги, скажем, налог на доходы физических лиц, на имущество, на прибыль и т.д. Поэтому в итоге получается, что собираемость этого налога оказывается заложников вот этих вот отношений между налоговыми органами и ГИБДД и, в общем, нежелание, по большому счету, им заниматься.
Георгий БОВТ: Понятно. Вот такое мнение Виктора Похмелова по поводу инициативы Минфина. Значит, оно заключается вот в чем: увеличить транспортный налог, дать право регионам увеличивать транспортный налог. По некоторым расчетам в некоторых регионах он в результате может быть увеличен до 10 раз. В Москве сегодня максимально возможные ставки установлены только для легковых автомобилей мощностью свыше 225 и 250 лошадиных сил. Владельцы таких машин обязаны платить за каждую лошадиную силу 75 и 150 рублей соответственно. Минимальная ставка налога составляет 5 рублей за одну лошадиную силу.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Вот пожалуйста, столичное событие. Парк в районе Марьино назвали в честь немецкого города. На юго-востоке Москвы открыли Дюссельдорфский парк. Приурочили это событие к проведению в городе традиционных дней экономики, дни экономики города Дюссельдорфа, имеется в виду. В торжественной церемонии принимали участие мэр Москвы Юрий Лужков и обер-бургомистр Дюссельдорфа Дирк Эльберс. На открытии был корреспондент радио Сити ФМ Александр Уклеев. Подробности узнаем из его репортажа.
КОРР.: К встрече столичного градоначальника и его гостей из Германии власти юго-восточного округа подготовились основательно. Вдоль всего Перервинского бульвара расставили милиционеров, которые периодически перекрывали движение для проезда кортежей важных персон. У входа в парк мэра и немцев встречали замерзшие дети в синих пилотках, которых, видимо, привели со всех ближайших школ. Стояли они не только при входе, но и почти вдоль всех аллей парка. Городской глава и дюссельдорфский обер-бургомистр перед началом церемонии подошли к женщине с караваем отломили по кусочку и взошли на сцену. Лужков был в теплом пальто и традиционной кепке, а вот господин Эльберс не ожидал, что в апреле с утра еще могут быть отрицательные температуры, и оделся в легкий плащ. Церемонию открыл столичный мэр, который сразу сказал, что между Москвой и Дюссельдорфом давно уже установились теплые отношения.
Юрий ЛУЖКОВ: Особенные отношения у нас примерно за 20 лет установились с городом Дюссельдорфом. В Москве очень развито малое и среднее предпринимательство, ремесленническая деятельность, и очень много в организации этого очень крупного направления в производстве и в экономике мы почерпнули из многовекового опыта Дюссельдорфа.
КОРР.: Речь Лужкова о роли Дюссельдорфа в развитии малого и среднего бизнеса Москвы сильного впечатления на публику не произвела. Аплодировали, в основном, представители немецкой делегации и ученики окрестных школ, которые были рады уже и тому, что им разрешили не ходить на уроки. И те, и другие хлопали невпопад. Дюссельдорфский же обер-бургомистр, приподняв повыше ворот своего плаща, заметил, что погода мероприятию благоволит, а далее немец принялся говорить об успехах в партнерстве между двумя городами.
Дирк ЭЛЬБЕРС: Партнерским отношениям и дружбе между Москвой и Дюссельдорфом уже 20 лет, и эти партнерские отношения складываются у нас в экономике, но очень важны наши контакты и в области культуры, и в области, и в области спорта. Именно на подобных мероприятиях встречаются молодые люди, вместе занимаются спортом и могут общаться между собой. Я думаю, это большой успех, который мы достигли за 20 лет партнерства.
КОРР.: Для того, чтобы увековечить партнерские отношения, главы городов решили посадить Дюссельдорфском парке дуб. Трехметровый саженец дерева засыпали землей Юрий Лужков, господин Эльберс и префект округа Владимир Зотов. Вся процедура заняла не более 5 минут, после чего дюссельдорфский бургомистр и московский градоначальник, который даже вместе с кепкой был не выше плеча рослого немца, отправились к выходу. Организаторы мероприятия вздохнули с облегчением.
ЖЕНЩИНА: Господи, слава богу, все нормально. Уехали.
КОРР.: Но расслабляться было рано. Столичный мэр уехал, а обер-бургомистр в компании префекта округа продолжил гулять по аллеям Дюссельдорфского парка.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Это был репортаж корреспондента радио Сити ФМ Александра Уклеева, а у меня еще есть новость для тех, кто живет в Марьино. Не только Дюссельдорфский парк там теперь будет, но и транспортный радиус новый появится. Новый транспортный радиус этот построят на юго-востоке Москвы, а трасса позволит жителям Братеево, Марьно и Марьинского парка добраться до центра города, минуя загруженный Волгоградский проспект, столь ненавидимый нашими слушателями. Решение о строительстве новой магистрали было одобрено сегодня на заседании общественного градостроительного совета при московской мэрии. И как сообщил, представляя этот проект, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, новый радиус пройдет от Дубровки по Кожуховской улице, по заброшенной территории, которая примыкает к южному порту до Люблинской улицы. "Эту улицу либо расширим, либо сделаем дублер", - уточнил господин Кузьмин. Далее трасса пройдет в Марьинский парк через Братеево к Бесединской развязке на МКАД. То есть жители районов Братеево и Марьинского парка смогут добраться до центра Москвы, минуя Волгоградский проспект. Этим проспектом будут пользоваться только жители Выхино, Кузьминок и других близлежащих районов.
Георгий БОВТ: Нас спрашивают, почему перекрыли Тверскую и все вокруг стоит. Ответ очень прост: потому что там будет репетиция парада Победы.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Более того, сегодня раскидывали эвакуаторы еще машины припаркованные с обеих сторон.
Георгий БОВТ: Куда раскидывали? На штрафстоянки?
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: По соседним дворам, я надеюсь.
Георгий БОВТ: Да там нет места, я точно знаю. Обидно, если встал на Тверской даже по правилам, там есть отдельные места, а тебя раскинут на штрафстоянку.
Зоя МИЛОСЛАВСКАЯ: Обидно. Ну уж репетиция парада дело такое. Давайте пока о ценах на жилье поговорим, тем более, что они могут стабилизироваться на уровне 4 тысяч долларов за квадратный метр. Причем произойдет это уже в ближайшие месяцы. Заявил сегодня об этом руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко, который периодически бывает у нас в эфире. Он отметил, что за последние полгода цены на недвижимость откатились до уровня 2007 года, однако в последние пару месяцев снижение цен потихоньку затормаживается. И уже якобы через месяц-два они остановятся на отметке 4 тысяч долларов за квадрат. Причем, по мнению экспертов, существенных изменений до конца этого года ожидать и не стоит. Что касается того, в какую сторону пойдут цены в 2010 году, то делать прогнозы пока рано. По мнению экспертов, сегодня на рынке существует целый ряд факторов как для роста, так и для падения цен.
Георгий БОВТ: Это хорошо, да. Хороший прогноз. Но смотря каких долларов, кстати говоря. 4 тысячи будет квадратный метр стоить. Нынешний доллар - это не тот, что был летом прошлого года. Константин Николаевич Апрелев у нас на связи. Это вице-президент Российской гильдии риелторов. Константин Николаевич, добрый вечер. Вы следите же за динамикой цен на рынке недвижимости.
Константин АПРЕЛЕВ: Добрый вечер. Конечно, мы регулярно этим занимаемся.
Георгий БОВТ: Конечно же, предсказывать цены - это такое же неблагодарное занятие как сказать, сколько через месяц будет стоить баррель нефти. Но тем не менее, какие-то факторы вы отмечаете, оказывающие решающее или существенное воздействие на этот рынок. Например, сокращение предложения. Потому что многие строительные компании находятся сейчас в непростом положении, поэтому они стали меньше строить.
Константин АПРЕЛЕВ: Ну да. Можно сказать так, что на самом деле, предсказать цены, конечно, сложно, потому что они в какой-то степени зависят от цен на нефть, в том числе, и от состояния финансовой системы. Но безусловно, конечно, тренд на сохранение небольшого снижения цен, он существует. Вот насчет 4 тысяч за квадратный метр, я думаю, что Олег пытается, как всегда, опередить события. Потому что на сегодня цены пока еще 4 700, если мы говорим о средних ценах в Москве. И как бы даже небольшими темпами, ну в лучшем случае по моим оценкам, до конца года, наверное, произойдет такое снижение до 4-х, мы его достигнем. Но никак не через ближайшие полтора-два месяца, хотя, наверное, хотелось бы, чтобы жилье в Москве стало более доступно для населения, и восстановился, в том числе, покупательский спрос с помощью ипотеки, хотя на самом деле, можно сказать следующее, что в последние две недели очень интенсивно активизировался интерес. Я не могу сказать пока, что прям все переросло в сделки, но в целом на рынке активность очень существенно возросла.
Георгий БОВТ: Чем вы это объясняете это именно в последние две недели?
Константин АПРЕЛЕВ: Я думаю, что это связано, в том числе, с тем, что в целом вот целая группа факторов, которые на этот момент стабилизировались на каком-то уровне. Это касается цен на нефть, это касается курса рубля, который начал укрепляться по отношению к доллару и евро, в качестве тенденции. Это, в том числе, разговоры о том, что мы, в общем-то, как-то стабилизировали текущую ситуацию в экономике. Мои все-таки ожидания, что, конечно, нас ждут еще существенные проблемы, но в целом важно другое, что на сегодня уже частично восстановился покупательский спрос населения в отношении жилья. И если раньше жилье бизнес-класса было для семей со средним доходом недоступно, и даже просто жилье эконом-класса недоступно, то сегодня как минимум для значительной части населения стали доступны операции по улучшению жилищных условий. То есть, например, благодаря своим доходам и накоплениям, они могут улучшить свои жилищные условия, например, приобретая дополнительную комнату, либо увеличивая количество квадратных метров, либо переезжая в чуть лучший дом, в чуть лучший район. Мне кажется, эти тенденции очевидны.
Георгий БОВТ: Константин Николаевич, извините, пожалуйста, а о каком объеме рынка может вообще идти речь? Я помню, что еще год назад московские власти говорили, что вообще плановые показатели ввода новых жилых метров в строй в год должны составлять 5 млн. квадратных метров. Но сейчас это совершенно нереальная цифра.
Константин АПРЕЛЕВ: Ну вы знаете, то, о чем я говорил, это касалось, безусловно, вторичного рынка, никоим образом не первичного. Потому что на первичном рынке ситуация принципиально иная. Я думаю, и Репченко говорил не о первичном рынке, все-таки, а о вторичном рынке.
Георгий БОВТ: Но они же взаимосвязаны. Чем меньше предложений на первичке, тем, так сказать, выше цены на вторичке.
Константин АПРЕЛЕВ: Безусловно, и то, что, например, в три раза объемы сдачи квадратных метров де-факто, произошло снижение в прошлом году, безусловно, это неминуемо в стратегической перспективе скажется на возрастании спроса. Я не думаю, что это время уже наступило. Но в целом, конечно, на первичном рынке, если на вторичном рынке все понятно, и потребительские свойства жилья понятны, и люди готовы не ждать, а менять свои жилищные условия, то новостройки - конечно, это, для них сегодня достаточно рискованный сектор, в который пока они не стремятся, не торопятся идти.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, а вот внутри этого вторичного рынка, там же были разные сегменты, но они и сейчас остаются - сталинские дома там, хрущобы - не хрущобы. Так там есть какая-нибудь перегруппировка в пользу? Кто-то теряет, например, прежний авторитет, кто-то повышает? Расскажите, пожалуйста.
Константин АПРЕЛЕВ: Безусловно. Если можно сказать, что на 30% в среднем по Москве цены снизились, вот за последние, скажем, полгода, причем основные темпы снижения, включая по февраль, происходили. В марте как бы уже менее 2% произошло всего снижение в месяц. Самое существенное снижение произошло, как это ни странно, в двух ключевых секторах жилищных. Ну не ключевых, а тех, которые находятся на границе всей недвижимости - это элитный сектор, где снижение составило, ну по сравнению с 30-ю, 40%. И очень некачественно жилье, то есть не просто эконом-класс, эконом-класс, за которым хозяин должным образом не следит. Это те квартиры, убитые совершенно, в самых отдаленных районах. Вот в этом секторе аж на 45% цены провалились. А вот в других секторах, скажем, эконом-класс - порядка 35%, а вот бизнес - практически даже чуть ниже 30% произошло снижение.
Георгий БОВТ: А самая выигрышная какая категория?
Константин АПРЕЛЕВ: Ну получается, что остаться в бизнес-классе.
Георгий БОВТ: Опишите, пожалуйста, параметры, что это такое за жилье - бизнес-класс?
Константин АПРЕЛЕВ: Жилье бизнес-класса? В моем понимании это: к ней можно отнести, например, сталинское жилье, находящееся в центральной части. Фрунзенская набережная, скажем, это, скажем, район, максимально приближенный к "золотой миле", вот эти зоны - Полянка, Остоженка, то есть, зона, например, между Тверской и Арбатом, зона от Арбата, скажем, на запад. То есть вот эти вот сектора, они достаточно хорошо себя чувствуют, и там вот снижение, с моей точки зрения, если мы говорим о категориях. Если говорить о районах, то тоже вот получается, что западный район, он самый устойчивый к падению. Даже в чем-то более устойчив, чем центр.
Георгий БОВТ: А пригородные районы, которые не совсем даже Москва?
Константин АПРЕЛЕВ: Вот вы знаете, в пригородных районах очень интересная ситуация. Я считаю ее все-таки краткосрочно-локальной такой ситуацией, но она свидетельствует о даже увеличении рублевых цен в марте-апреле порядка на 10%. Это ближайшее Подмосковье, которое находится в 15-километровой зоне от МКАДа. Это, например, Мытищи, это, например, Королев.
Георгий БОВТ: Наверное, туда идут люди, которые уже отчаялись купить что-либо в Москве.
Константин АПРЕЛЕВ: А получается так, что кто-то, например, так и не решив, так, как хотел, жилищную проблему, наверное, продает, что он имеет в Москве, и пытается купить отдельное собственное жилье, но в Подмосковье, например, как вариант. А второй тренд, который тоже мы отмечаем, это очень существенный приток людей, которые демобилизуются из армии, и именно пытаются разместиться и зарегистрироваться, и прописаться в области. То есть люди приобретают жилье самое-самое плохонькое, но чтобы зацепиться. Потому что для них область - это гарант. Это же еще трудоспособные люди.
Георгий БОВТ: Это по программе обеспечения жильем военных?
Константин АПРЕЛЕВ: Да, безусловно. Они где-то уже эти деньги вместе с накоплениями привозят и приобретают здесь в Московской области, уже, по сути, получив деньги за сертификат, либо продав то жилье, которое купили они на сертиф

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме