12:30 03.07.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Георгий Бовт и Андрей Нечаев в программе «Вечерний развод» на радио CITY FM
, 02.07.2009
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Уже в следующем году в России, скорее всего, будет введен электронный документооборот. Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Электронное правительство ускорит сроки прохождения разных бюрократических процедур и снимет серьезные административные барьеры, отметил глава Минкомсвязи в интервью телеканалу "Вести 24". По его словам, новый сервис создаст дополнительный комфорт для россиян, когда, не выходя из дома, можно будет через интернет получать информацию о том, где оказываются те или иные услуги, каков график приема граждан и какие документы необходимо заполнить.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Замечательно. Мне эта очень травится идея. У нас на связи советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Иосифович Масух. Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, как это будет выглядеть? Давайте выберем какое-нибудь ведомство, ну, с которым люди часто довольно общаются, и представим, как может выглядеть электронный документооборот. На ваш выбор.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Ну, давайте выберем получение паспорта.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Точно. Если честно, хотел предложить получение паспорта. Да. Итак, я, значит, зашел на сайт паспортного стола, назовем это так. Посмотрел, какие мне документы нужно заполнить. Там анкета есть.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Давайте так. В 2010 году будет внедрен портал, так называемый портал госуслуг, граждане России смогут заходить на сайт этого портала госуслуг, отыскивать нужную им услугу, в частности получение паспорта, и дальше уже общаться с ведомством, в данном случае ФМС посредством этого портала.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну, там будут формы, очевидно, для заполнения какие-то, ну, тоже представлены ведь, да?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Да, будет подробно описана услуга, конечный результат этой услуги, сроки ее оказания и, естественно, формы, если надо, пошлины. В будущем, наверное, мы добьемся и приема денег через интернет.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: А сейчас насколько полезны сайты госструктур? Вы бы как оценили их?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Они, в принципе, достаточно полезны, если представить, что лет 5-6 назад их вообще не было.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Ну, по сравнению с этим, конечно, да.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Но все равно придется, пообщавшись с этим порталом, что действительно очень хорошая идея, фактически одно такое большое окно, все равно придется в какой-то момент топать ножками. Ведь без этого не обойдется совсем.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Если мы взяли паспорт, то за паспортом придется сходить обязательно.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А подавать можно через интернет, да?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Подавать заявления, да, можно будет через интернет. Для этого надо будет внедрить в стране везде электронную цифровую подпись.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А каков сейчас юридический статус вот этой ЭЦП?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Юридический статус такой, что закон о цифровой подписи есть, и в принципе определенными, если правильно будет сказать, ведомствами и взаимодействия ведомств, то, наверное, можно даже сейчас какие-то действия делать с помощью цифровой подписи. Но там требуются определенные доработки, чтобы любая организация, выдавшая единожды цифровую подпись гражданину, чтобы эта цифровая подпись принималась госорганами без ограничений. Сейчас, например, вам придется получать отдельную цифровую подпись в налоговой службе, отдельную цифровую подпись в том же ФМС, отдельную цифровую подпись в пенсионном фонде. В перспективе, конечно, надо сделать так, чтобы человек ходил с одной подписью. Все-таки мы же одной подписью подписываемся.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вот какие-то временные рамки внедрения такой единой подписи, они уже видны, нет?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Нет, на самом деле технических ограничений, наверное, нет. Это такая, ну, больше бюрократический процесс. В бюрократическом процессе временные рамки боюсь называть.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А как вообще побудить всякие ведомства для того, чтобы они переходили от личного, безусловно, приятного общения к электронному с гражданами?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Во-первых, это у нас такое общение приведет нас к определенному информационному развитию информационного общества, такое поступательное развитие всех ведомств, я считаю. Их можно, конечно, и побудить чем-то, но они и так уже хотят обслуживать граждан все лучше и лучше.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Но, вызнаете, вот сегодня газета "Ведомости" написала доклад, там ссылка на доклад ассоциации менеджеров, о том, что сайты госструктур оказались бесполезными. Доклад назывался "электронное государство, насколько информативны и полезны для общественности интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти". Вот изучили авторы, можно ли на сайтах получить 20 услуг, являющихся базовыми в странах ЕС. И пришли к выводам, что нельзя. То есть, допустим, на сайте Минприроды есть отчет о работе, но нет оперативных данных экологического мониторинга. Ну, и так далее. На сайте МВД нельзя подать заявление в милицию, поменять загранпаспорт.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Действительно, это правильный отчет, поэтому мы и работаем над созданием портала госуслуг. И приведем, наверное, ситуацию к тому, что вот эти 20 услуг, я бы сказал, 48, которые недавно приняли в правительстве, будут оказываться гражданам в электроном виде.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Может так быть сделано, ну, где-то в перспективе, что уже не надо будет никуда ходить? Например, человеку надо поменять водительские права. Там не Бог весть какие надо заполнять бумажки, и что-то там можно послать по почте. А в ответ по почте их и получить, новые права, например.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Ну, вот в США, там так и делают.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Там даже номера автомобильные тоже по почте прямо присылают.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: но я думаю, что раз так делается, то и у нас сделается.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Тем более что почта у нас теперь тоже модернизированная.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Надо поступательно двигаться к этому процессу. Не делать какую-то лоскутную информатизацию одного ведомства, другого, третьего. Потом, когда их темы между собой в принципе не согласуются. Даже вплоть до технического несогласования. А брать как-то, решать задачу в комплексе. Мы думаем, что ее решим.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Ну, вот министр Щеголев, он человек достаточно продвинутый, судя по его прошлому. А у него есть какой-то такой комплексный план модернизации всего? Судя по всему, ваше министерство будет головным в этом электронном правительстве и электронном документообороте?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Видимо, да.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А какой-то дальнейший план продвижения нас по пути электронного прогресса существует? Поэтапный, может быть, временной.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: У министра Щеголева, наверное, конечно существует, потому что он так уверенно говорит на эту тематику. В принципе, планируется создать в этом году системные проекты. Системные и технические проекты электронного правительства. Системный проект - это функциональное развитие ведомств по пути к электронному правительству и оказанию услуг. Технический проект - это уже куда, какие сервера, где какие электронные цифровые подписи. В этом году до конца года планируется создать.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Вы, наверное, изучали опыт проекта "Электронная Россия, который, ну, достаточно давно уже существовал, и недавно его премьер-министр подверг критике, по-моему, достаточно резкой. Или президент, я уже, честно говоря, запамятовал. А, может, и оба даже. Вот как избежать тех ошибок, которые там были?
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Действительно, изучали. И там критика достаточно конструктивная. На самом деле цели и задачи "Электронной России" были больше инфраструктурные, а мы, скорее всего, перейдем к функциональным задачам, к оказанию конкретных каких-то услуг гражданам и ведомствам. Если цель ставится как оказание конечной услуги, то, скорее всего, попробуем не повторить.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Главное, что мы услышали от вас, что уже в 100-ом году можно будет зайти на этот единый портал и там увидеть существенное облегчение своих бюрократических мытарств с помощью электронных форм.
Илья МАСУХ, советник министра связи и массовых коммуникаций: Да, это сможете.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Спасибо большое. Илья Масух, советник министра связи и массовых коммуникаций об электронном документообороте.
Вот жалуются у нас, что по-прежнему казино работают. Но ведь есть такие заведения, которые никто не запрещал на самом деле.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Это букмекерские конторы.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Да, их никто не запрещал, но работать не дают. У нас могут так сделать.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: Национальная ассоциация букмекеров считает, что федеральная налоговая службы не дает им работать, неправильно трактует закон об ограничении игорного бизнеса в стране, не продлевает лицензии букмекерским конторам. В руководстве национальной ассоциации букмекеров отмечают, что все заявки контор на продление лицензий либо получали отказ, либо постоянно направлялись на доработку, несмотря на то, что соответствовали всем требованиям. Олег Журавский, президент ассоциации подчеркнул, что если ничего не изменится, то букмекерам придется обратиться с открытым письмом к правительству России. Нынешняя ситуация, по его мнению, больше всего выгодна нелегальным конторам.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Президент национальной ассоциации букмекеров Олег Анатольевич Журавский. Добрый вечер, Олег Анатольевич. А вы ничего не можете с налоговиками сделать, они вас могут мурыжить хоть до морковкиного заговения, правильно ведь?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: В общем-то, да.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, там лицензии были как будто умышленно всем даны до 1 июля, а потом надо продлять. А их не продляют. А что подковерные слухи говорят?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Я вам хочу сказать, не продлять лицензию мы должны согласно законодательству, а получить новые лицензии. Что и обязывает 244-й закон исполнять чиновником. Вот. Ну, как вы правильно сказали, все наши не только ассоциации, многие подали заявки на получение лицензий. Все заявки были отклонены или отправлены на доработки.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, даже за взятки не дают?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Ну, я не знаю, вам или не вам, я подчеркивал, что взятки мы никому давать не собирались и не собираемся. Я думаю, что там особо их и брать никто не собирается. Но, видимо, какие-то внутренние инструкции не позволяют сотрудникам ФНС выполнить те обязанности, которые на них возложил этот закон.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: А вы говорите, что нелегальным конторам это все выгодно. То есть, вы считаете, что они каким-то образом могли как-то на ситуацию повлиять?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Они не могли, естественно, повлиять на эту ситуацию никак, но "черные букмекеры", которые очень распространены во всем мире, особенно где запрещено букмекерство, я думаю, сейчас потирают руки и смотрят на территорию России как на лакомый кусок, где можно нелегально зарабатывать большие деньги. Не платить с этого налоги, не содержать большой штат сотрудников, и так далее.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А вы не пробовали выходить на руководство ФНС?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: На руководство ФНС мы не пытались выходить напрямую, потому что у них есть, они подчинены министерству финансов. Мы обращались в министерство финансов, я писал письмо, и не один раз. Последний раз, кажется, недели три назад на министра Шаталова. Ну, министерство финансов нас понимает, поддерживает. Все поддерживают, все понимают, а воз и ныне там.
ГЕОРГИЙ БОВТ: А что пишут? Как они, ну, не дословно, а по сути? Понимаем, а что делать-то? Они не пишут в письме?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Ну, такой инструкции от них мы и не ждали. Мы такую инструкцию хотели бы получить от руководства ФНС. Если мы, по их мнению, не выполняем каких-либо требований, то хотя бы мы хотели их видеть, эти требования. Не знаю, если у них есть возможность, пусть опубликуют на сайте все требования, которые выдвигаются к соискателям лицензий. Видя эти требования, естественно, мы их в полном объеме будем выполнять. Это без всяких аргументов. Но мы считали, что мы их выполняем, потому что лицензионных требований, в общем-то, которые прописаны Минфином и утверждены правительством РФ в августе 2007 года, полтора года нам лицензии не выдают, там всего лишь их 8 или 9 требований, которые готовились Минфином. И мы консультировали их, так как специалистами в этой области являемся мы. И мы были уверены, что эти 8 требований, основное из которых - иметь 100 миллионов чистых активов, мы выполняем. Но на каждое требование еще ряд требований. Какие они, как они должны выглядеть, ни в одной инструкции, нигде это не написано, не прописано. Хотя бы после этой ситуации уже с закрытием игорного бизнеса хотелось бы хотя бы на сайте увидеть ФНС, что должны выполнять соискатели лицензии.
ГЕОРГИЙ БОВТ: То есть, они от каждого отделения разные?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Нет, отделение одно. Это ФНС.
ГЕОРГИЙ БОВТ: Нет, ну, разные налоговые предъявляют разные требования, нет?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: Нет, как раз лицензирующим органом является единая налоговая.
КСЕНИЯ ТУРКОВА: А сколько человек в итоге без работы остаются и куда теоретически они могут устроиться?
Олег ЖУРАВСКИЙ, президент национальной ассоциации букмекеров: По нашей оценке, это сетевой бизнес от Дальнего Востока до Калининграда мы работаем, около 40 тысяч тех, кто работали в правовом поле отправлены, кто в оплачиваемые отпуска, кто не в оплачиваемые - это уже зависит от руководителей. А дальше будем смотреть, так долго продолжатся не может.
Георгий БОВТ: Я подчеркну для радиослушателей, что букмекерские конторы - это не игорный бизнес, они не подпадают под этот закон.
Ксения ТУРКОВА: Под сурдинку уже все хотят, и на лотереи покусились, и на покерные клубы.
Георгий БОВТ: А в Москве сколько таких букмекерских контор?
Олег ЖУРАВСКИЙ: Я вам скажу, что, как минимум, 12 крупных. Ну это Москва и Россия, в принципе, для нас одно и тоже, потому что это сетевой бизнес, который распространяется по всей территории Российской Федерации.
Георгий БОВТ: Что будете делать, если они упрутся и ничего вам не дадут?
Олег ЖУРАВСКИЙ: Ну, мы планируем на следующей недель посмотреть и собрать, может быть, какую-нибудь, не знаю, как это правильно назвать…
Георгий БОВТ: Демонстрация, пикет.
Олег ЖУРАВСКИЙ: Нет, это не наши методы и я тоже не сторонник таких методов, потому что в тех ситуациях, когда перекрывали дорогу, там была одна ситуация. У нас, в общем-то, есть закон, который нас поддерживает. По этому закону мы имеем право принимать ставки на спортивных сооружениях. То есть полномочия наши расширены. Но работать нам не дают. Я думаю, может быть, обратимся, если меня поддержат те представители букмекерства в России с открытым к руководству нашей страны.
Георгий БОВТ: Хорошо, а руководство страны вам не ответит?
Олег ЖУРАВСКИЙ: Тогда будет добиваться своей правоты в судах. Уже есть прецеденты. Месяца три назад было первое судебное заседание. Это не член нашей Ассоциации, а тоже одна из компаний, которая подала заявку, ей отказали в получении. И Апелляционный суд должен был вчера состояться, перенесли его не вторник. Будем смотреть, чем это закончится.
Георгий БОВТ: То есть, по закону вы можете обжаловать невыдачу вам лицензии в суде.
Олег ЖУРАВСКИЙ: Мы даже обязаны это делать.
Георгий БОВТ: Удивительно, а чего же вы полтора года не делали этого?
Олег ЖУРАВСКИЙ: А потому что отказы только начали…
Георгий БОВТ: Сейчас.
Олег ЖУРАВСКИЙ: Да. И документы первые приняли месяцев 5-6 назад. До этого их даже не принимали.
Георгий БОВТ: Ну да, тогда в суды, конечно, правильно. Спасибо, желаем удачи.
Олег ЖУРАВСКИЙ: Спасибо.
Георгий БОВТ: Национальная Ассоциация Букмейкеров, президент Олег Анатольевич Журавский. Еще раз подчеркну, что букмекеры - это не казино, это другая форма, где принимаются ставки и они разрешены, они не запрещены новым законом. Но есть закон, а есть практика, есть жизнь.
Ксения ТУРКОВА: Кстати, относительно работы игорных заведений, спрашивают, прислали нам на смс-портал вопрос очередной: "Скажите еще раз номер телефона "горячей линии" по поводу игорных заведений". Сейчас найду этот телефон - 633-62-62. Накануне нам еще писали, что остались все-таки подпольные заведения кое-где. В частности, по-моему, на проспекте Вернадского. Как нам указывали, там условным стуком людям стучат и заходят.
Георгий БОВТ: Мы тоже стукнули в эфире и скажите, кто там на проспекте Вернадского сейчас едет, то ли 9/10, клуб "Вулкан".
Ксения ТУРКОВА: А может быть и еще такие заведения по городу есть, наверняка.
Георгий БОВТ: Как там, стучат или не стучат? Может быть, они просто стучали - не играли, а выносили, например, аппараты на металлолом, вы же не знаете.
Ксения ТУРКОВА: И для этого надо было постучать условным стуков.
Георгий БОВТ: Ну, да. Что, мол, свой пришел, отдайте аппарат, я его сдам на металлолом. На цветной лом, например, можно сдать.
Ну что, госзаказы.
Ксения ТУРКОВА: Процедуру распределения этих самых госзаказов, возможно, будут снимать на видео. Счетная палата предложила внести в законодательство соответствующие поправки, рассказал глава ведомства Сергей Степашин, его слова передает "Российская газета". По его мнению, съемки должны организовывать сами госзаказщики. Тут цитата: "Чтобы были четко видны лица, кто глаза отводит, у кого руки трясутся, кто потеет". Степашин в связи с этим привел пример ситуации с тендерами в Приморье по подготовке Азиатско-Тихоокеанского саммита. Стоимость проекта была завышена в 1,5 раза. При этом, когда Счетная палата сделала свои пересчеты, обосновала их, губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил, что цены понизят. Степашин надеется, что уже осенью 2009 года, поправки, которые, по его словам, поддержал премьер-министр Владимир Путин, ФАС и минэкономразвития, будут внесены в основной федеральный закон.
Георгий БОВТ: Это хорошо, что Степашина в свое время не сделали премьер-министром. Он наивный человек - они уже давно не потеют.
Ксения ТУРКОВА: И руки не трясутся?
Георгий БОВТ: Не трясутся. У них ничего не трясется. Эксперт Счетной палаты - Владимир Семага. Владимир Владимирович, добрый вечер.
Владимир СЕМАГА: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Ну вот, на видео снимать. Мне кажется, я не знаю, по-моему, они точно не потеют и руки у них не трясутся - все нормально.
Владимир СЕМАГА: Нет, нет, ну глаза-то бегают.
Георгий БОВТ: Бегают глаза?
Владимир СЕМАГА: Вот мне приходилось быть свидетелем нескольких аукционов и проводимых тендеров. И когда неожиданно, вдруг - это же какая драматургия колоссальная. Есть реальные представители компаний, которые хотят приобрести или получить право на выигрыш. И вдруг выскакивает черт… Помните у нас была по мотивам ЮКОСа компания - "Байкалфинансгрупп". И вот нужно же сделать, так - О! Вот они, настоящие победители. И на всех посмотреть таким взглядом, и чтобы все понимали, что это самые искренние в мире и самые честные тендеры. Что никто, никогда не знал, что эта фирма выиграет - это больше искусство. Это почище, чем Фауст и Гетте будет.
Георгий БОВТ: Но вот эти люди из "Байкалфинансгрупп" их потом показывали, и у них ничего не бегало нигде.
Владимир СЕМАГА: Они то нет, они святые люди, они выиграли. А вот те, кто делает этот выигрыш - это очень интересно. Кстати говоря, в судах, например, общей юрисдикции, да и, наверное, в Арбитражных судах поставить такие видео установки и крупные плане и по руке пройти, знаете, как оператор работает - раз, так и скользнул на руку в этот момент…
Ксения ТУРКОВА: Перебивки такие.
Владимир СЕМАГА: Абсолютно точно, мы же с вами профессионалы. Нет, нет - это очень оживит эфир.
Георгий БОВТ: Капелька пота, помните, как у Тома Круза в "Миссия невыполнима".
Владимир СЕМАГА: А вы говорите, что Степашин не зрелую инициативу ввел. Наоборот, я считаю, что это одна из самых совершенных в истории Счетной палаты, и мы приветствуем ее.
Георгий БОВТ: Но просто на самом деле много других хитростей.
Владимир СЕМАГА: Каких?
Георгий БОВТ: Всяких.
Владимир СЕМАГА: Маски будут надевать, все будут Зорро, например. Представляете, проводится тендер, а сотрудники министерства обороны, проводящие тендер, сидят в масках Зорро. Это здорово.
Георгий БОВТ: Я сходу тогда вам расскажу одну историю, хотите?
Владимир СЕМАГА: Давайте.
Георгий БОВТ: Вот проводится тендер на госпоставки. Две фирмы или три участвуют. Должна победить та, которая должна победить и уже все занесли, закатили…
Владимир СЕМАГА: И откатили.
Георгий БОВТ: И откатили - все замечательно. Значит, в пятницу вечером на той фирме, которая выставила лучшие условия, и знают, что она выставила лучшие условия - все друг друга знают, на нее приходит замечание из Федеральной антимонопольной службы, на которое нужно ответить до понедельника, потому что тендер в понедельник.
Владимир СЕМАГА: А почта не работает.
Георгий БОВТ: Нет, нужно звонить в ФАС и ответить. И там начинают гонять просто по телефону, туда-сюда, пятое-десятое, пришлите по факсу - факс не работает. Это просто как у Райкина, на самом деле.
Владимир СЕМАГА: На самом деле, изобретательность наших чиновников она достойна описания. И я могу сказать, что Салтыков-Щедрин жалко, что преждевременно так рано ушел от нас, потому что сегодня он был бы основным. Какие там Сорокины и Пелевины.
Георгий БОВТ: Да просто фантазия неисчерпаема. Вы расскажите Степашину, что нужно еще предписать, чтоб включали факсы и так далее. Но все же не пропишешь даже, вот ведь в чем дело.
Владимир СЕМАГА: Степень порядочности, может быть, какие-то нужно специальные уровни устанавливать, и проверять чиновника на какой-то нравственный показатель, может быть это еще. Знаете, как детектор лжи, так тут детектор нравственности.
Ксения ТУРКОВА: Мне кажется, он сломаться может.
Владимир СЕМАГА: Я думаю, зашкалит просто.
Ксения ТУРКОВА: Выйдет из строя.
Владимир СЕМАГА: Истории страшные. Я вот знаю историю, когда Мурманский траловый флот написал письмо в одну из структур, в министерство одно, и прислали ответ. Этот ответ был пустой. Они написали еще раз. Их два месяца гоняли по кругу, а потом написали абсолютно, слово в слово, тот же самый ответ. Какой кинокамерой это можно зафиксировать? Это изобретательность.
Ксения ТУРКОВА: Ну так, может, какие-то более совершенные способы?
Владимир СЕМАГА: Только мечем. Причем, тем самым удлиненным, который Путин предлагал.
Ксения ТУРКОВА: У князя Олега, который.
Владимир СЕМАГА: Абсолютно, только мечем в руку, положили на стол, и по ней хрясь - и только это. И то, вряд ли.
Ксения ТУРКОВА: А в Нижнем-Новгороде какой-то кузнец топор выковал специально для Путина, чтобы он руки рубил, которые коррупцией занимаются.
Владимир СЕМАГА: Это хорошее в общем дело. Можно еще гильотины придумывать, тоненькие бечевки для удушения - история знает. Особенно в китайской цивилизации, они очень изобретательны. Помните, капли были на голову. Там всякие были вещи, но это не спасает. И к сожалению, то, что сказал Степашин, может быть, носить даже некий ироничный характер. Уже как бы от бессилия, ну что еще можно.
Георгий БОВТ: Сейчас же аудиозапись ведется, да, иногда?
Владимир СЕМАГА: Я думаю, что нам необходимо самое действенное - это общественный контроль, это не безразличие общества и возможность демократических партий контролировать ситуацию, не взирая на то, правящая она или оппозиционная. У нас нет доступа к информации. И все, что варится, особенно в судах Арбитража. Там же практически ты можешь привести 5 тысяч аргументов, и не один из них не попадет в решение суда, ни один из них не будет должным образом изучен судом. И вроде бы, как ты его и не говорил даже. И это абсолютно в норме, в процедуре записано.
Георгий БОВТ: Ну да, в принципе же достаточно, ну в какой-нибудь другой стране, чтобы это утекло просто в прессу, пресса написала, что вот там умысел, там корысть и все. И не надо тогда, никаких камер, ухищрений каких-то диких.
Владимир СЕМАГА: А у нас только тогда, когда ты кому-нибудь на ногу наступил, тогда сразу вскрывается, что вот ты судья, у тебя 5 квартир из 6 ты продал, одну себе взял, и Юрий Михайлович Лужков тебе это дал, и пошло поехало. Как с Рахимовым - раз, человек провинился, сразу нашли 40 бочек арестантов. А сидел бы тихонько себе, не вякал и помер бы президентом Башкирии.
Георгий БОВТ: А он этим и помрет, не волнуйтесь.
Владимир СЕМАГА: Я за него очень, кстати говоря, я считаю, что он достойно себя ведет.
Георгий БОВТ: Хорошо. А скажите, пожалуйста, что-нибудь такое Счетная палата в последнее время разоблачила помимо Приморья, например.
Владимир СЕМАГА: Вы понимаете, Счетная палата не предполагает каких-либо разоблачений. Она лишь фиксирует те нарушения финансово-экономического характера, которые чиновники производят. Это прокуратура, это следственные органы, это милиция…
Георгий БОВТ: Ну из последних таких фиксаций, что такого интересного?
Владимир СЕМАГА: Ну, такого, чтобы вас, как политического обывателя могло заинтересовать, я думаю, что нет, потому что все это рутина. Но большая работа идет сейчас по Олимпиаде. Вот где мы держим руку на пульсе, это, конечно, олимпийские случаи.
Георгий БОВТ: А там есть за что тронуть, да?
Владимир СЕМАГА: Во всяком случае, попыток, неимоверное количество. Начиная от завышенных стоимостей, включая лоббирования каких-то своих структур, неожиданно создаваемых строительных компаний, махинации с участками - чего там только нет. Сочи - это квинтэссенция всех способов воровства возможных. Это какой-то полигон, площадка, Байконур воровства, я бы так назвал.
Георгий БОВТ: И не боятся даже Путина нашего, Владимира Владимировича?
Владимир СЕМАГА: Ну, потому, что он же не в состоянии. А потом, сотни есть примеров, когда Путин говорит, а потом это все тонет в болоте. Где-то не так сказано, что-то не так записали, где-то, что-то недоглядел, и уже инициатива, которую премьер-министр проявил, она раз так и погасла. Причем, погасла на каком-то уровне там исполнителя. И уже не найдешь - это как в болоте камень - бульк и все.
Георгий БОВТ: Бульк.
Владимир СЕМАГА: И только кружочки.
Георгий БОВТ: А где же по сапке, по сапке где?
Владимир СЕМАГА: Опять вопрос. Ну смотрите, завтра опять Черкизовский рынок открывают вновь.
Георгий БОВТ: Опровергли, опровергли.
Владимир СЕМАГА: Опровергли? Ну, слава Богу.
Георгий БОВТ: Опровергли. Там идет такой тяни-толкай, что мама не горюй.
Ксения ТУРКОВА: Но говорят, что в бункере под ним, что-то работает.
Владимир СЕМАГА: Там еще все работает.
Георгий БОВТ: Там в бункере Гитлера найдут скоро.
Владимир СЕМАГА: А я вам могу сказать, а что касалось у нас игорного бизнеса? Вы чувствовали, какое напряжение шло? И почему ни в какие зоны, никто не ехал? Потому что дали денег, и сказали им - все будет нормально. И депутаты какие-то вклинивались, и Совет Федерации, Общественная палата - кучи безработных, тысячи, Москва выйдет на улицу. Ну сегодня-то кто-то вышел?
Георгий БОВТ: Ну молодцы ведь те пацаны, которые взяли и знали, что ничего не сделают. Это по-нашему. Спасибо, мы с вами завтра увидимся, я надеюсь.
Владимир СЕМАГА: Спасибо вам большое. Да, я думаю, услышимся еще.
Георгий БОВТ: Эксперт Счетной палаты Владимир Семага.
Ксения ТУРКОВА: Новые правила Федеральной службы по финансовым рынкам могут привести к ликвидации почти половины негосударственных пенсионных фондов, "Время новостей" об этом написало. Ну и стоит напомнить, что с 1 июля вступили в силу требования о минимальном капитале для профессиональных участников рынков ценных бумаг, в том числе управляющих компаний и негосударственных пенсионных Фондов. ФСФР обязала игроков с 1 июля иметь минимальный объем собственных средств - 60 млн. рублей. Между тем, около 60 НПФ из более чем 200 - не соответствуют новым лицензионным требованиям. Накануне уже были аннулированы лицензии у 24 НПФ. Эксперты отмечают, что если лишится лицензии НПФ, вкладчикам их придется ждать выплат около полугода, к тому же размер компенсации может оказаться существенно меньше внесенной суммы.
Георгий БОВТ: Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Семенович Угрюмов. Добрый вечер Константин Семенович.
Константин УГРЮМОВ: Добрый вечер, Георгий.
Георгий БОВТ: Как я понимаю, нависла какая-то угроза?
Константин УГРЮМОВ: Георгий, во-первых, я прослушал внимательно предварительную информацию, в ней очень много неточностей принципиального характера. Во-первых…
Ксения ТУРКОВА: Это вот газета "Время новостей" написала. Это не мы придумали.
Константин УГРЮМОВ: Не вопрос, у меня к вам претензий нет.
Георгий БОВТ: Качество журналистики падает, да.
Константин УГРЮМОВ: Это действительно, потому что это не новые правила ФСФР, это требование установленные законом о негосударственных пенсионных фондах и максимальная сумма собственного капитала не 60, а 50 млн. рублей и эти требования были установлены не вчера, и уж конкретно не 1 июля, а эти требования приняты в 2002 году. И негосударственные пенсионные фонды прекрасно знали, что с 1 июля 2004 года для них действует требование иметь максимальный капитал 30 млн. рублей, а с 1 июля 2009 года - 50 млн. рублей. Соответственно, те негосударственные пенсионные фонды, которые практически за это время не вели никакой деятельности, не могли привлечь инвесторов для наполнения этого капитала, они действительно будут иметь проблемы сточки зрения того, что им надо будет либо присоединиться к другим НПФ, либо прекратить свое существование, выплатив своим вкладчикам и участникам средства. Что касается мнений каких-то экспертов о том, что надо будет ждать полгода - это полная ерунда. Никаких оснований предполагать, что это так, нет. Если НПФ, который не соответствует лицензионным требованиям в соответствии с законом будет принято решение о его ликвидации, средства будут выплачены вкладчикам в соответствии с законом в течение одного месяца.
Георгий БОВТ: А сколько всего НПФ?
Константин УГРЮМОВ: Вы знаете Георгий, я просто боюсь ошибиться, поскольку постоянно это число колеблется - кто-то получает лицензии, кто-то нет. Но сегодня лицензии имеют около 240 фондов. Соответственно в последнее время, особенно в преддверии этой даты - 1 июля, происходили различные действия, предъявлялись требования Федеральной службы по финансовым рынкам обеспечить нужный размер капитала. Поэтому у кого-то эти лицензии отзывались, у кого-то нет, но в целом цифра названа, приблизительно, правильно - что около 100 фондов вряд ли смогут выполнить лицензионные требования, и будут вынуждены уйти с рынка. Но я еще раз говорю, что нет никакой трагедии в этом. Через такую процедуру повышения требований к финансовым институтам в целях защиты прав вкладчиков и участников прошли банки и страховые компании. Скажем, негосударственные пенсионные фонды в этом списке оказались последними. Но это естественный процесс, потому что для нас самое главное - защита прав вкладчиков и участников фондов, а не сохранение какого-то количества НПФ.
Ксения ТУРКОВА: Но это будет на сайте опубликована полная информация?
Константин УГРЮМОВ: Во-первых, полная информация по деятельности и НПФ и о действиях федеральной службы читайте в режиме реального времени - публикуется на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам. Соответственно, когда получаем информацию мы, мы, я имею в виду национальную ассоциацию НПФ, в которую входит 80 НПФ, которые сегодня составляют больше 90% рынка - это к вопросу о трагедии - мы тоже публикуем эту информацию. Но среди членов ассоциации у нас нет оснований предполагать, что какие-то фонды прекратят свое существование.
Георгий БОВТ: Наверное, самое распространенное обывательское представление о НПФ, что это частники, которые могут пропасть, и ты останешься без пенсии или деньги твои куда-то сгинут.
Константин УГРЮМОВ: Да, конечно.
Георгий БОВТ: Но, по-моему, регулирование этой части как раз финансового рынка одно из самых жестких.
Константин УГРЮМОВ: Я с вами полностью согласен. И на сегодняшний день нет никакого другого финансового института, который был бы столь зарегулирован и контролируем со стороны государственных органов. Во-первых, деньги пропасть не могут по одной простой причине, что процесс инвестирования этих денег в режиме реального времени через специализированный депозитарий контролируется федеральной службой. Поэтому как только возникают хоть какие-то сомнения, что инвестирование идет вопреки правилам создания консервативного портфеля, сразу же Федеральная служба по финансовым рынкам в режиме реального времени останавливает эти операции. Поэтому деньги все сохранены. Другой вопрос, что в чем причина-то ухода с рынка такого количества фондов? За 17 лет существования с 1992 года, в сентябре будет 17 лет, многие фонды просто не сумели найти себе инвесторов. Обслуживание клиентов - это довольно дорогое занятие. Соответственно, основная масса фондов, которые уйдут с рынка, у них клиентов-то очень не много. Поэтому, это либо будет раздача денег клиентов и уход фонда с рынка, либо присоединение к более крупным игрокам, с передачей всех обязательств. Соответственно то, что сейчас и происходит. За последние два месяца, я думаю, что Федеральная служба вам подтвердит, что уже более 25 фондов присоединились к более крупным игрокам.
Ксения ТУРКОВА: Ну вот сам факт очередной какой-то перетряски фондов не снизит уровень доверия граждан к добровольному пенсионному…
Константин УГРЮМОВ: Уровень доверия - это всегда вещь очень тонкая такая. Мне кажется, что больше уровень доверия ко всей пенсионной системе может снять бесконечное изменение правил игры, в том числе и в инвестировании средства пенсионных накоплений, то, что мы видим сейчас. Безусловно, какая-то волна будет. И мы понимаем и отдаем себе отчет, что пенсионное обеспечение - это настолько тонкая составляющая, что любая негативная информация в этой области вызывает у людей некое отторжение. Но это такая же часть рыночной системы, как банки, страховые компании - это будет и будет обязательно.
Георгий БОВТ: Сколько человек в России пользуется услугами НПФ?
Константин УГРЮМОВ: На сегодняшний день - 6 млн. 750 тысяч человек добровольно формируют свои пенсионные накопления. То есть добровольно из своих средств, из зарплаты формируют пенсионные накопления в НПФ. И уже почти 5 млн. человек перечислили, вернее, выбрали в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию не пенсионные фонды России, а НПФ. С известной долей вероятности мы можем говорить о том, что 10 млн. работающего населения являются клиентами НПФ, а это уже не много не мало, а почти 15% от всего работающего населения.
Георгий БОВТ: Абсолютно идиотский, тупой вопрос - насколько больше они могут рассчитывать, что они будут получать пенсию - это 10 млн.?
Константин УГРЮМОВ: Вы знаете, НПФ - это финансовый институт…
Георгий БОВТ: Ну да, рынок может упасть, понятно…
Константин УГРЮМОВ: Ну вот на счет упасть - не упасть, это длинное вложение. По итогам прошлого года мы зафиксировали в среднем более 20% минуса. Но за первые 5 месяцев уже 35% плюс. Но я отвечу на ваш вопрос, действительно впрямую. То, что мы сегодня видим по тем людям, которые получают, средняя дополнительная пенсия - 1270 рублей. Соответственно, это порядка 10% коэффициента утраченного заработка.
Георгий БОВТ: Спасибо большое. Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов.
Ксения ТУРКОВА: Дмитрий Медведев сегодня обновил свой видеоблог. Рассказал он о том, чего ждет от предстоящих переговоров с президентом США Бараком Обамой. Президент России Дмитрий Медведев отметил, что намерен провести насыщенные полноценные переговоры, в которых будет уделено внимание всем аспектам российско-американских отношений, которые, как заявил Дмитрий Медведев, в последнее время оставляли желать лучшего.
Дмитрий МЕДВЕДЕВ: Нужно признать, что в последние годы отношения между нашими странами, по сути, деградировали. Кризис доверия, бездействие, нежелание что-либо предпринимать - можно подбирать самые разные слова. Факт в том, что при довольно неплохом личном контакте с прежним президентом, отношения между Россией и США скатились едва ли не на уровень "холодной войны". Новая администрация - во главе с Президентом Обамой - сейчас демонстрирует готовность изменить ситуацию, выстроить более эффективные, более надёжные и, в конце концов, более современные отношения. И мы к этому готовы. Есть проблемы, которые просто невозможно решать в одиночку, в одностороннем порядке. Прежде всего, речь идёт о международной безопасности: о борьбе с терроризмом, о борьбе с экстремизмом, распространением оружия массового уничтожения, наркопреступностью. Это общие вызовы и наша общая ответственность. Это ответственность двух держав, отношения между которыми непосредственно влияют на то, каким будет мир в ближайшие десятилетия.
Ксения ТУРКОВА: Ну и стоит добавить, что визит Барка Обамы в Россию намечен на 6-8 июля. Уже готово все к нему здесь.
Георгий БОВТ: Ох, как будут перекрывать все, наверное. У нас на связи политолог Андрей Андреевич Пионтковский. Добрый вечер Андрей Андреевич.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Добрый вечер, Георгий. Я рад, что вы не полностью сосредоточились на партийной работе.
Георгий БОВТ: Ну, может быть, я еще на чем-нибудь полностью сосредоточусь. Андрей Андреевич, я рад, что вы в Вашингтоне, судя по телефону?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Да, я 24 возвращаюсь окончательно в Москву.
Георгий БОВТ: Скажите, пожалуйста, вот вы слышали, наверное, что говорил Дмитрий Медведев в его видеоблоге, но мы не весь видеоблог повторили, но, мне кажется, там прозвучала такая нотка - американская администрация готова. Мол, мы-то всегда готовы, а они вот готовы.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Да, это наша характерная интерпретация перезагрузки. Она очень ярко выражена была у Путина в интервью японским СМИ. Перезагрузка - это у американцев, а мы всегда были правы.
Георгий БОВТ: А чем мы им интересны, что они вдруг так стали готовы?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Во-первых - предстоящий саммит обречен на частичный успех - это будет заявлено об определенном прогрессе в контроле над вооружением. Дело в том, что для Обамы это вопрос заключения нового договора и все вопросы контроля вооружения - это вопросы идеологические. Для него это некий шаг вперед, ему это очень важно. А для нас, ну, во-первых, мы всегда добивались юридически закрепляющего договора в сфере ядерного вооружения. Это, якобы, подчеркивало наш статус супердержавы в этой области. Но есть еще и другое практическое обстоятельство - по существу, это договор о сокращении американских вооружений. Потому что тот уровень, о котором идет разговор - 1,5 тысячи боеголовок, развернутых на носителях, это от уровень, который максимум мы сможем экономически и технологически сами поддерживать.
Ксения ТУРКОВА: А как вы думаете, про Ходорковского говорить будут?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Думаю, что нет. Во всяком случае, на каком-то таком официальном уровне.
Ксения ТУРКОВА: Говорят же, что у Обамы очень много будет встреч с неофициальными лицами.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Я как раз об этом и хотел сказать, что кроме государственной официальной программы, есть встреча с общественностью и отдельно встреча с оппозицией. Кроме того, не забывайте, что для Обамы в любом визите центральное событие - это его речь. Обама без его концептуальной речи - это святое. Московская речь им рассматривается в цикле таких речей - каирская, будет московская. Мне тоже кажется, что самое интересное, что в его визите будет - это его речь. Потому что он затронет там какие-то принципиальные вопросы долгосрочных отношений. Ну что это такое - считать боеголовки? Их и при Брежневе и Никсоне считали. Это, между прочим, отношения между противниками.
Георгий БОВТ: А как вы думаете, чем он сможет, ну, взломать лед или взорвать ситуацию, пойти на какой-нибудь нестандартный ход? Мне тоже кажется, что он такое что-то в речи скажет. Но на стадионе ему говорить не дадут, понятное дело, наверное.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, он в российской экономической школе будет говорить. Насколько мне известно, есть договоренность, что будет прямая трансляция речи. То есть это его такая возможность обратиться к русскому миру.
Георгий БОВТ: Я, пожалуй, схожу тогда. Меня пригласили, я, пожалуй, пойду тогда, послушаю. Ну вот ваши ожидания?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Я сказал о том, что будет таким обязательным позитивом. Знаете, есть самое большое недоразумение, которое, по-моему, обостряет американские отношения последние лет десять и вряд ли оно будет снято. Это постсоветское пространство. По-моему, тут у наших руководителей есть какая-та иллюзия. Вот они видят, что отношения у нас ухудшаются, и с Белоруссией. Вот все, что говорил Медведев там об отношениях с Америкой, можно повторить об отношениях с Украиной, с Грузией, с Белоруссией.
Ксения ТУРКОВА: Потому что отношения деградировали.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Да. Так вот у нас есть такое представление, что это американка гадит. И если он как-то с ней договориться, что американцы не будут гадить, у нас будут прекрасные отношения. На самом деле, корень отношений в нас, в наших отношениях с этими государствами, в нашей концепции, так называемой, доминирования на постсоветском пространстве. Или иначе называется - зона привилегированных интересов. Ну не нужно это доминирование ни белорусам, ни украинцем, ни грузинам.
Георгий БОВТ: Ну вы представите, что в Кремле будет сидеть человек, который скажет, что расширяется НАТО до Днепра, ну и фиг с ним. Это мыслимое ли дело, вообще?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Во-первых, мы долго стенали насчет расширения НАТО, которое, между прочим, занимается сейчас тем, что защищает даже и южное предбрюшье в Афганистане. 90% наших жалоб в свое время были по НАТО и ПРО в Европе. Вот ПРО в Европе, которое тоже нам не угрожает - это знает всякий военный специалист, оно тоже не будет развиваться, потому что демократы в отличие от республиканцев очень скептически относятся к этому. Так что нам нужно будет выдумывать какие-то новые жалобы, расширять свой список обид. И так будет продолжаться бесконечно, пока мы не поймем, что это не российско-американская проблема - постсоветское пространство, а это проблема наших взаимоотношений с нашими соседями.
Ксения ТУРКОВА: вы знаете, только что сообщение пришло: "президент США Барак Обама заявил, что в России должны понять, что подход в отношениях с Вашингтоном, существовавший в период "холодной войны", должен остаться в прошлом". Вот еще такая цитата: "По словам Обамы, бывший президент России, который до сих пор имеет власть в стране, стоит одной ногой на старом пути развития отношений, а другой на новом", - вы можете это как-то прокомментировать?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Это уже содержательное высказывание, да, это уже прямой сигнал к новому президенту.
Георгий БОВТ: Еще не приехал, а уже заговорил как.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Это сразу разрушает всю московскую концепцию перезагрузки. Оказывается, одной из проблем ее является одна из ног нашего национального лидера - это достаточно интересное высказывание.
Георгий БОВТ: Андрей Андреевич, о двух ногах хотел спросить. Он же будет и с Путиным встречаться 7 числа, как сегодня было объявлено.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Завтрак у них будет.
Георгий БОВТ: И с кем ему будет легче говорить - с Медведевым или с Путиным? И соответственно, кому будет легче говорить с Обамой - Медведеву или Путину?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: После сегодняшнего заявления ясно, что путину будет говорить с Обамой сложнее. Еще более ясно, с кем Обаме будет говорить приятнее. Он об этом заявляет заранее.
Георгий БОВТ: Думаете, с Медведевым?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, если про медведевские-то ноги он пока еще ничего не говорил?
Георгий БОВТ: Нет, вроде.
Ксения ТУРКОВА: Может про другие какие-то части - руки?
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Ну не будет уже заниматься анатомией наших национальных лидеров - это может нас далеко завести. Но, мне кажется, я все еще удивлен этой цитатой BBC, мне кажется…
Ксения ТУРКОВА: Он еще сказал, что до Путина это обязательно донесет, попытается, по крайней мере, Обама заявил.
Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: Мне кажется, что в Америке немножко преувеличивают это различие между Путиным и Медведевым. Во всяком случае. В области внешней политики, да и любой другой, пока Медведев выступает как такой твердый путинец.
Георгий БОВТ: Спасибо вам большое, политолог Андрей Пионтковский, непосредственно из Вашингтона. Но мне-то ведь лично кажется, что путину с Обамой будет говорить легче, потому что его в лесной школе этому учили.
Вот нам тут пишут: главное, чтобы reset - это все про российско-американские отношения - в shut down не превратился. А shut down - это еще есть термин такой, когда электричество вырубают.
Ксения ТУРКОВА: Блок-аут?
Георгий БОВТ: Блок-аут, shut down и т.д. И вот по поводу электричества как раз сегодня президент России, он сказал, что вообще привел пример, что можно вообще запретить лампы накаливания в России, чтобы их не было вообще.
Ксения ТУРКОВА: А лампы накаливания, я технически не очень…
Георгий БОВТ: Это где ниточка вольфрамовая там, протянута. А есть такие вот, знаете…
Ксения ТУРКОВА: То есть наши все обычные лампы - это лампы накаливания?
Георгий БОВТ: Да вот, а, значит, есть такие лампы энергосберегающие, они сейчас продаются уже, больше ста рублей, правда, стоят. В Америке вот запретили лампы накаливания уже.
Ксения ТУРКОВА: А почему?
Георгий БОВТ: Они не энергосберегающие, они тратят энергии во много больше, чем вот эти энергосберегающие лампочки специальные.
Ксения ТУРКОВА: Они сейчас должны быть экологичными.
Георгий БОВТ: Экологичнее, да вот. Поэтому Медведев берет, видите, пример с Америки в этом.
Ксения ТУРКОВА: Ну к другой теме обратимся. Российская таможня усиливает борьбу с коррупцией. Об этом говорится в сообщении, которое сегодня распространила пресс-служба ведомства в связи с совместным заседанием комитета Госдумы по безопасности и комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции. По данным ФТС, с начала этого года, по материалам подразделения собственной безопасности, было возбуждено более 30 уголовных дел, связанных с коррупцией. Что же касается злоупотреблений должностными полномочиями, то в этом году было возбуждено 59 уголовных дел. Как отмечается в пресс-релизе, особое внимание ведомство уделяет проверке данных тех, кто желает поступить на работу в таможенные органы.
Георгий БОВТ: Ну что же, попросим поделиться своими впечатлениями первого заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Михаила Игнатьевича Гришанкова. Добрый вечер, Михаил Игнатьевич.
Михаил ГРИШАНКОВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Ну проверка поступающих на службу - понятное дело, но в самой таможенной процедуре, как она действует в России, заложено много коррупционных возможностей. Вот надо ее менять, совершенствовать. Между тем, по этой части по-прежнему проблемы.
Михаил ГРИШАНКОВ: Вы знаете, я не думаю, что там проблемы. То есть, есть сложности, есть вопросы, но есть понимание, куда двигаться. Вы знаете, когда сегодня было заседание комитета и заседание комиссии по противодействию коррупции, ознакомившись со всеми материалами, многое мы знали, что-то сегодня новое услышали. Совершенно очевидно, могу сказать, что руководство федеральной таможенной службы и лично Андрей Юрьевич Бельянинов осознанно идут на ряд конкретных мер по противодействию коррупции, мер, направленных на слом системы.
Георгий БОВТ: Какие еще меры там упоминались?
Михаил ГРИШАНКОВ: Приведу достаточно простой пример. Еще в 2008 году, еще в прошлом году, был издан приказ руководителя Федеральной таможенной службы об антикоррупционной экспертизе Таможенного кодекса. То есть вот когда мы сейчас говорим о том законе, который был внесен президентом, постановление правительства, которое было принято в марте-месяце, это уже мы имеем 2009 год. Так вот Федеральная таможенная служба еще год назад начала эту работу. Причем я хочу сказать, что они очень живо реагировали нате замечания, которые мы делали им еще полтора года назад. Они их начали устранять, и сегодня они сами подготовили, то есть выявили ряд норм, системных норм, связанных с неопределенностью процедур, с возможностью, образно говоря, вседозволенностью, которую если кто-то захочет использовать Таможенный кодекс в своих целях. То есть они подготовили ряд предложений по корректировке Таможенного кодекса, и мы приняли решение о создании совместной рабочей группы для того, чтобы результаты той антикоррупционной экспертизы как можно быстрее реализовать в законодательных актах.
Георгий БОВТ: Это очень хорошее дело.
Михаил ГРИШАНКОВ: Вы знаете, это вот очень важное решение, которое они сделали, и они реализовали. Могу привести простой пример. Я Андрею Юрьевичу задал вопрос по поводу "серых брокеров", по поводу "серой растаможки", которая достаточно широко используется в нашей стране.
Георгий БОВТ: Практически повсеместно используется.
Михаил ГРИШАНКОВ: Причем я знаю немало руководителей, то есть обращаются ко мне как к первому заму, когда говорят, мы хотим работать, мы не хотим работать под прессом государства, образно говоря, чтоб не висел Дамоклов меч. Но как только мы пытаемся начинать работать вбелую, мы становимся белыми воронами, и есть конкретные сотрудники таможни, которые загоняют нас обратно в это. Ну, во-первых, мы достигли договоренности о том, что если такие факты будут конкретно у меня или у членов комитета, мы оперативно можем эту информацию реализовывать - раз. А второе - руководитель таможенной службы сказал, что это - головная боль, да существуют эти ассоциации брокеров, которые, скажем так, претендуют на некий приоритет в работе в таможне. То есть сегодня этот монополизм надо нарушать, правила должны быть открытые, прозрачные для всех. То есть, есть понимание проблемы, ясно, что она непростая, то есть там очень много людей задействовано и эту систему сломать сложно, но то, что я услышал, это четкая позиция руководства Федеральной таможенной службы по наведению порядка.
Георгий БОВТ: Будем надеяться, что он его наведет. Спасибо. Вице-президент ассоциации туроператоров и президент компании BSI group Андрей Владимирович Игнатьев у нас еще на связи. Добрый вечер, Андрей Владимирович.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Ну вас-то мы хотели спросить по другому вопросу. Федеральная таможенная служба предлагает снизить сумму беспошлинно ввозимого товара с нынешних 65 тысяч рублей до 20 тысяч. То есть это там сколько? 400 евро?
Андрей ИГНАТЬЕВ: Да, 25 тысяч - где-то…
Ксения ТУРКОВА: 20 тысяч.
Георгий БОВТ: 20 тысяч рублей. Кроме того, это для тех, кто раз в месяц едет. А для тех, кто чаще, то там за все будешь платить. Ну и как вообще?
Андрей ИГНАТЬЕВ: Я сразу скажу, что это, в общем-то, имиджа хорошего туризма нашему туристическому бизнесу, вообще туристам он, в общем-то, не прибавит этот закон, если он будет принят. Потому что большинство наших клиентов, а это миллионы граждан России, они ездят за границу по уровню выше среднего, так скажем, и многие из них покупают, безусловно, различные вещи за границей. И теперь, чтобы отличить коммерсанта от челночника, собственно говоря, шоппника, против которого это направлено, так сказать, простого обыкновенного туриста, которые миллионами приезжают с покупками выше 20 тысяч рублей, это теперь зависит все от конкретного таможенника, который будет стоять на границе и решать, действительно ли это челночник едет, шоппник или нормальный турист.
Ксения ТУРКОВА: Ну и, конечно, повод для коррупции лишний.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Ну повод, просто полный, так сказать, да. Потому что мы это уже где-то проходили, просто я помню, как срывали ярлыки, мяли новую одежду, прежде чем.
Георгий БОВТ: А это и сейчас делают.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Это и сейчас происходит, да, так сказать, выбрасываются коробки из-под новых часов. Но это, потому что люди покупают себе, собственно говоря, но не хотят дергаться при проходе границы. Но сейчас, видимо, это будет в массовом порядке.
Георгий БОВТ: А они говорят на это - ну как же, в развитых странах, там же лимиты, они ведь примерно такие же, есть даже ниже и т.д. Они, правда, не указывают, что в развитых странах есть понятие товар, который ты везешь на продажу.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Но вообще-то еще в развитых странах, по-моему, коррупция немножко попроще, чем у нас. И люди, которые работают на таможне. По-моему, получают достаточную зарплату для того, чтобы, и воспитанные там люди уже по-другому, для того чтобы не принимать специально нормального человека за челночника, шоппника, и не проверять его специально. Но турфирмы, которые шопом занимаются, они сразу заявили, руководители этих турфирм, что, в принципе, это их не коснется, потому что их бизнес идет с 1989 года, и сколько бы не принималось различных мероприятий, бизнес так и продолжает идти. И собственно говоря, у них-то проблем не будет. Будут проблемы вот именно у туристов выше среднего класса, тех, кто покупает дорогие вещи.
Георгий БОВТ: Потому что они просто платят чуть таможне напрямую, и те закрывают глаза. Там такса установлена.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Желание, конечно, будет быстрее договорится на месте, нежели тебя будут там проверять и спрашивать, а вот эти часы, они действительно больше стоят или меньше, и собственно говоря, где этот чек, ярлык.
Георгий БОВТ: Да, они не будут спрашивать, у них есть специальная книжка такая, они по ней определяют.
Ксения ТУРКОВА: Может, это нас воспитывают так, чтобы от безудержного потребления отучить?
Андрей ИГНАТЬЕВ: Ну я знаю, вот один сегмент точно заденет очень сильно. Это вот люди, которые едут за шубами в Грецию, знаете, такие у нас есть туры в Грецию за шубами, там покупается одна шуба и плюс еще одна. Но я бы не сказал, что этих людей надо так тормозить. Они вообще не бизнесмены, они покупают себе и знакомому, себе и маме, себе и дочери. Собственно говоря, эти группы хорошо знают, эти люди давно ездят в такие вот туры за шубами.
Георгий БОВТ: Но это все такое, не очень нераспространенный туда тур за шубами, но когда у тебя начинают пересчитывать брюки, пиджаки или твой же ноутбук, с которым ты уехал, тебя спрашивают, а не купил ли ты его за границей, давайте-ка мы его на экспертизу отдадим, потому что ты его на вывозе не задекларировал. Тоже уже случаи такие есть.
Андрей ИГНАТЬЕВ: Ну положительного имиджа для туризма это точно не придаст.
Георгий БОВТ: Спасибо. Вице-президент ассоциации туроператоров и президент компании BSI group Андрей Игнатьев.
Ксения ТУРКОВА: Доля государственного участия в российской экономике составляет 45-50%. Такие цифры озвучил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Замминистра уточнил, что речь идет о всех формах участия, в том числе, о госкорпорациях, долях государства в крупнейших российских компаниях. Доля участия федерального правительства в экономике России Клепач оценил в 25%, а государственные вложения в экономику - в 40% от всего объема инвестиций в основной капитал. По словам замминистра, в среднем в мире присутствие государства в экономике составляет около 30%.
Георгий БОВТ: То есть это совсем не страшно, если так послушать. А сейчас у нас на связи президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев. Андрей Алексеевич, добрый вечер.
Андрей НЕЧАЕВ: Добрый вечер.
Георгий БОВТ: Вы не оценивали, сколько у нас государства в экономике? Так вот, на глазок?
Андрей НЕЧАЕВ: Оценивал.
Георгий БОВТ: Сколько?
Андрей НЕЧАЕВ: Ну мне кажется, что несколько больше. Я бы это оценивал процентов 70. Вообще, это в некотором смысле такая игра в дефиниции. Я не знаю, как мой ученик Андрей Клепач считал в данном случае, но, например, есть компания "Роснефть", у которой формально есть частные акционеры. Но с другой стороны, мы 100% знаем, что она на 100% уже контролируется государством.
Ксения ТУРКОВА: Но у нас, по-моему, она не одна такая?
Андрей НЕЧАЕВ: Да, она не одна такая, и таких у нас очень много. И главное, что они играют ключевую роль во многих секторах экономики. Но вот как считать 100% ее продукции или ее вклада в ВВП относить государству или пропорционально доля частных акционеров, поэтому все такого рода расчеты, они, безусловно, содержат огромные погрешности и весьма условны. Но то, что у нас государство, повторяю, в большинстве секторов экономики через либо абсолютно подконтрольные им компании, либо просто через госкомпании играют ключевую роль, но это факт, я бы сказал, медицинский. Просто можем сейчас вот вместе начать по пальцам пересчитывать, та же "Роснефть", "Газпром", Сбербанк, ВТБ, Рособоронэкспорт, "Российские технолгии", "Аэрофлот" и прочее.
Георгий БОВТ: Ну да. А потом ведь госучастие, оно же не сводится только, наверное, к долям, и к процентам, и к акциям. Это еще там регулирование, это еще там губернатор, это еще там чиновники.
Андрей НЕЧАЕВ: Ну это отдельный жанр. В этом смысле у нас государству подчинено 101% как минимум. Я в данном случае как бы остаюсь в рамках заданной вами игры, тех оценок, которые, значит, Андрей Клепач давал.
Георгий БОВТ: Ну вот сейчас как-то на словах осознание того, что роль государства, она какая-то не должна быть слишком большой, она вроде есть в правительстве. С другой стороны, вот как-то с эффективностью антикризисных мер, предпринимаемых правительством, вот не все оценки столь однозначны.
Андрей НЕЧАЕВ: Я вот тоже, к сожалению, причисляю себя в данном случае к пессимистам в смысле оценки эффективности действий правительства.
Георгий БОВТ: Вот, например, никак не удается простимулировать реальный сектор производства, чтобы он как-то заработал.
Андрей НЕЧАЕВ: Я уже неоднократно на эту тему высказывался, что если говорить, скажем, о банковском стимулировании, то мне кажется, что надо кардинально менять систему рефинансирования, расширяя кредитование коммерческих банков со стороны Центрального банка под кредитные договора, под переуступку прав требований, под переучет векселей, под другие банковские активы. Но при условии, что банки выдают эти деньги предприятиям так называемого реального сектора.
Георгий БОВТ: А вы вот не очень верите вот недавнему повелению Путина банкирам не ходить в отпуск, пока у них не начнет наращивать кредитный портфель.
Ксения ТУРКОВА: На Ривьеру не ездить, по-моему, там он не велел.
Андрей НЕЧАЕВ: Не знаю, я вот в августе ненадолго, на пару неделек, собираюсь.
Георгий БОВТ: Вы же не государственный банк.
Андрей НЕЧАЕВ: Я государственный банк как раз.
Георгий БОВТ: А, вы государственный банк?
Андрей НЕЧАЕВ: Да, да. Но очень маленький.
Георгий БОВТ: Вы ослушаетесь?
Андрей НЕЧАЕВ: Очень маленький, это такой еще рудимент просто проклятых 90-х, когда российская финансовая корпорация создавалась как прообраз первого инвестиционного банка в России или банка развития.
Георгий БОВТ: Ну вот а кого вы проинвестировали в последнее время?
Андрей НЕЧАЕВ: Ну, к сожалению, нам тогда не дали денег, потому что чиновники решили, что они, в общем, сами отлично справляются, напрямую подписывая кредитные договора, но тогда это было практикой, сейчас, конечно, нет такого разгильдяйства. Мы занимаемся активно рынком ценных бумаг, к чему я вас всех и призываю.
Ксения ТУРКОВА: Скажите, а в каких областях государство является наиболее эффективным собственником у нас?
Андрей НЕЧАЕВ: По мне, так ни в каких.
Ксения ТУРКОВА: Вообще ни одной нет?
Андрей НЕЧАЕВ: Ну вы знаете, ведь в данном случае мы можем опираться и на зарубежный опыт. Вот ведь были же попытки в разной форме построения и реализации модели так называемого госкапитализма и в той же Корее, Южной Корее, безусловно, в Северной там все в порядке с государством, и в Аргентине, и на каком-то этапе в Чили, в Бразилии. Нигде это, в общем, стратегически не закончилось успехом, и они от этой модели отказались. Ну и теоретически даже, собственно, никто не доказал, что государственное управление собственностью эффективнее, чем частное. Это я специально как бы не использую болевой прием и не призываю сделать поправку на ужасающий уровень российской коррупции и на такую фантастическую силу российской бюрократии. О чем забывать нельзя, тем не менее, в реальной жизни.
Георгий БОВТ: Нет, мы все время о ней помним.
Ксения ТУРКОВА: Говорят некоторые, что есть области, где присутствие государства жизненно необходимо. Есть они, такие?
Андрей НЕЧАЕВ: Безусловно, нельзя сделать частной армию. Безусловно, помните шутку конца 80-х: возьму на день в аренду 1 метр государственной границы. То есть, безусловно, есть большой набор институтов, которые могут быть только государственными, и тут двух мнений быть не может. И тот же Центральный банк, и таможня, все, что связано с безопасностью и т.д. Но когда мы говорим о собственной экономике, о коммерции, о бизнесе, то здесь государство может присутствовать и должно присутствовать, но как регулятор, как законодатель, как так сказать, набор органов, которые осуществляют правоприменение, как независимый высокопрофессиональный не ангажированный суд. Но государство как коммерсант, согласитесь, в этом есть некое отсутствие логики, если так часто проводят аналогию с карточной игрой, вы с одной стороны устанавливаете правила этой игры, одновременно садитесь за стол и пытаетесь наравне с другими участниками играть. Ну так более менее можно догадаться, чем это заканчивается для других участников.
Георгий БОВТ: В общем, да. Андрей Алексеевич, нас тут спрашивают: интересно, чьих долгов больше - госкорпораций или сугубо частных компаний? Сейчас как-то по поводу объема долгов как-то стихла статистика.
Андрей НЕЧАЕВ: Могу вам абсолютно точную цифру привести, потому что я специально этой проблемой занимался, значит, вот к началу кризиса, собственно, через который, вот это был один из приводных ремней, когда кризис пришел в Россию, высокая внешняя задолженность и, прежде всего, гигантский корпоративный долг. Вот там доля госкомпаний, где государство контролировало более 50% акций, вот там четкий критерий был установлен, значит, она колебалась, но она составляла 35-40%. Это во внешних долгах. Значит, во внутренних, я думаю, что такой цифры, наверное, ни у кого нет, потому что эта статистика, насколько я знаю, не ведется. Может быть, какие-то оценки, но я их не знаю.
Георгий БОВТ: А какая-нибудь динамика с тех пор произошла, со времени начала кризиса? Кто-то расплатился, кто-то… что произошло?
Андрей НЕЧАЕВ: В принципе, доля госсектора немножко уменьшилась во внешнем долге, потому что в первую очередь именно госкомпаниям давали деньги и чрез ВЭБ на замещение вот этих внешних долгов, потом, слава тебе, Господи, эта практика была прекращена, но где-то 10 млрд. долларов ушло, тем не менее, и по другим каналам. Поэтому у них было, конечно, больше возможностей расплатиться по этим внешним долгам, чем у частного сектора. Ну какие-то долги были реструктурированы, но тем не менее, доля остается очень высокой.
Георгий БОВТ: Спасибо вам. Президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев.
Ксения ТУРКОВА: Поговорим в следующей четверти часа о самовольном уходе в Грузию российского военнослужащего Дмитрия Артемьева. Возбуждено уже уголовное дело. Я напомню, солдат покинул часть в Южной Осетии с автоматом Калашникова и патронами. Он обратился к властям Грузии с просьбой предоставить ему статус беженца. Ну и не забывайте писать нам на короткий номер 3377, если есть что интересное.
Георгий БОВТ: Очередной дезертир.
Ксения ТУРКОВА: 2:1, в пользу Грузии, как уже все написали.
Георгий БОВТ: В пользу, да? Ну не знаю, насколько им на пользу вот эти люди, которые.. сержант Глухов производил впечатление олигофрена такого.
Ксения ТУРКОВА: Он там говорил, что в бане не дают мыться или что-то в этом род
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме