14:16 19.02.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Георгий Бовт: Найти "новых немцев"
Известия, 19.02.2010
Георгий Бовт, политолог Доклад Института современного развития (ИНСОР), заглянувший в Россию (по его версии - страну победившего либерализма) аж за 100 лет от нас вперед, и интервью первого замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова под призывным заголовком "Чудо возможно", говорившего не только о модернизации в целом, но больше даже о важности первых шагов - о создании эффективных инновационных центров, по всей видимости, базируются на определенных "чисто стилистических" расхождениях. Эти расхождения по большей части лежат в области трактовки допустимых масштабов политической модернизации в контексте общей модернизации. Тем, кто "в теме", эти расхождения известны. Но не о них сейчас речь.
Речь о том, в чем, на мой взгляд, сходятся не только ИНСОР и Владислав Сурков, но и вообще все те, кто всерьез задумывается о модернизации России, ее прорыве в будущее. Всякий искренний разговор сводится, по сути, к вопросу: "Кто все это будет делать? Где люди для таких задач?"
Доклад ИНСОРа в первые же часы после появления стали критиковать именно за то, что он не указывает "путей и средств" осуществления представленных футуристических прогнозов. Владислав Сурков, рассказывая о своем видении центров инновации (кстати, он не сводит их только к покупкам "железа" и "софта", но говорит о принципиально новой общественной среде, хотя бы точечно созданной, - от архитектуры до налоговых льгот, от новых поведенческих и технологических стандартов до обыкновенного человеческого комфорта и концентрации побольше умных людей в одном месте), приходит к надобности создать "новую немецкую слободу". В связи с чем сразу почему-то вспоминается старый анекдот про то, как Иоанну Павлу Второму некий польский лидер рассказывал о планах сделать из Польши "второй Китай". На что папа спросил - а где вы возьмете для этого столько "вторых китайцев"? Вот и нам тоже - где взять столько "новых немцев", на худой конец, столько новых обрусевших Штольцев?
Именно это - ключевой вопрос при обсуждении всякого масштаба инноваций и модернизации в современной России. Потому что у знающего нравы нынешней насквозь прогнившей российской элиты (всех уровней), не только элиты, а всего общества (большинство которого никакой модернизации вовсе не алкает), едва речь заходит о предоставлении, скажем, налоговых льгот для инновационных зон, в мозгу сразу всплывают не райские кущи Силиконовой долины, а чисто конкретные варианты откатов и распилов, способных загубить любой проект нового "Города Солнца".
Как бы так нам сделать и в инновационной сфере, чтобы повторить раннерыночный принцип, скажем, "Макдоналдса" в России, который брал на работу только тех, кто не имел опыта работы в советском общепите? Где взять столько непорочных после 20 лет неуклонного вползания страны в тотальную коррупцию и цинизм? Однако ж этих людей непременно надо найти!
Сталинским наркомам в чем-то было легче соорудить "шарашки", выдавшие в результате краткосрочный рывок советской науки - в основном привязанной к ВПК (это закономерно, перед "шарашками" по определению и не может стоять вопрос о производстве новейших продуктов массового потребления в мирных целях). Создать эффект "элитарности" и, да-да, относительно чуть большей свободы внутри всеобщего ГУЛАГа, что способствовало в конечном счете креативности, в условиях советского тоталитаризма было куда как проще: специальное снабжение, особый отбор наиболее талантливых и одаренных, поддержание в среднем более высокого материального, образовательного, интеллектуального уровня населения таких городков за счет режима прописки плюс еще не угасший энтузиазм насчет строительства нового общества всеобщей справедливости плюс сознательное внедрение новых стандартов бытового комфорта (все наукограды типа Обнинска, Дубны или Пущина еще и сегодня сохранили остатки тех попыток обустроить более удобные для жизни города). Сталин и Берия к тому же могли эффективно "крышевать" тогдашние "инновационные центры": их приказа было достаточно, чтобы людей не трогало НКВД, а об угрозах корыстных "наездов" налоговиков, пожарных, таможенников, госнаркоконтроля, милиции, миграционной службы, санэпидемнадзора, следственного комитета, финмониторинга, прокуратуры, антимонопольной службы и просто местных властей тогда просто слыхом не слыхивали. Сегодня же, когда тот же Сурков намекает в интервью на то, что общепринятые практики надзорных контролирующих органов (разросшихся как гидра, заметим от себя) хорошо бы применительно к инновационным точкам роста либерализовать, то встает вопрос - а по силам ли будет пресечь чиновничью привычку "кошмарить" все что движется даже Медведеву с Путиным?
Но все равно - надо начать. В масштабах всей страны, по сегодняшним условиям, не получится. Заболтают и разворуют. Может получиться поначалу лишь очень точечно. Путем ручного отбора единиц оставшихся еще не порченных коррупцией менеджеров (лучше сразу позвать побольше иностранцев, хоть из той же ИКЕИ, раз они такие принципиальные и упорно не хотят в России взятки давать), получивших лучшее образование у нас и непременно еще за границей, еще не утративших полета мысли молодых спецов - за большие зарплаты и соцпакеты, но на основе жесточайшего, абсолютно прозрачного конкурентного отбора. Притом штучного, а не путем наделения "инновационными должностями" персон из неизвестно как и кем формируемых партийных кадровых сотен. В этих центрах надо создать принципиально иные условия труда, взяв за основу лучшие образцы офисного дизайна, эргономики. Применение новых стандартов труда и творчества должно изначально строиться на основе отказа от всех бюрократических нагромождений последних лет - всех этих немыслимых противоречащих друг другу минфиновских инструкций, бесконечных согласований, лицензирований и прочей регламентации, проникнутой совковой дремучестью, не годной в современном обществе. Должна быть качественно иная степень свободы и гибкости во всем. Важно изначально определить и механизм целеполагания. Кто будет "ставить цель"? При всей важности госзаказа для таких центров нельзя забывать о принципах научного самоуправления, которые успешно работают в лучших зарубежных центрах: многие вещи ученым виднее, чем чиновникам.
И еще маленький совет: когда наконец построят этот инновационный "город-сад", то хорошо бы, чтобы начальники по нему передвигались без мигалок, лучше - пешком или на велосипедах, ели со всеми в одной столовой, по годовым доходам не отличались бы от рядовых в десятки раз и продвигались по службе исходя исключительно из принципа меритократии (кто позабыл - правления достойных). Потому как ничто в конечном итоге так не вдохновляет на креативность, как понятные и равные для всех правила игры.
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме