17:01 29.10.2010 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Евгений Ларцев: О федеральных законах об инновационном центре «Сколково»
13 октября 2010 года состоялось совместное заседание консультативной рабочей группы комиссии по модернизации и технологическому развитию России при президенте Российской Федерации, комитета Совета Федерации по образованию и науке и комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству. Заседание было посвящено вопросам формирования законодательной базы, регулирующей процесс создания и функционирования инновационного центра «Сколково», а также инновационного развития экономики России.
Вел заседание первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. В качестве основных докладчиков выступили руководитель консультативной рабочей группы комиссии по модернизации Евгений Велихов, председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, заместитель президента фонда «Сколково» Олег Алексеев. По широкому кругу вопросов, связанных с законодательным обеспечением процесса инновационного развития и модернизации экономики России, государственной и общественной поддержкой этого процесса, а также с созданием инфраструктуры, обеспечивающей интенсивное развитие инновационного научного бизнеса в России выступили другие участники совещания.
Значительную часть обсуждения на совещании занял анализ принятых федеральных законов об инновационном центре «Сколково». Ряд участников совещания подчеркивали прорывной характер данных законов и отмечали короткие сроки их подготовки и принятия. Хусейн Чеченов, в частности, отметил, что в идее "Сколкова" реализовались мечты многих поколений ученых, инженеров, специалистов, экспертного сообщества, которые много лет настаивали на том, что надо создавать определенные стимулы, налоговые льготы, преференции и прочее, чтобы процессы развития промышленности и науки соответствовали российским запросам, а также то, что в "Сколкове" уже сегодня имеются необходимое финансирование, необходимые налоговые льготы, соответствующие административные барьеры сняты. По мнению Евгения Федорова, прорывным моментом в обновленном законодательстве является введение понятия «исследовательский бизнес». Под этим термином легализуется прикладной научный бизнес, являющийся локомотивом современной мировой инновационной рыночной экономики. В тоже время, как заявил Евгений Федоров, нельзя ограничиваться принятыми законами. Как подсчитал комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, озвучил председатель комитета, для полноценного перехода на инновационные экономические рельсы в России необходимо принять 113 законов. Эти законы касаются абсолютно всей экономической среды. По словам Е.Федорова, на эту работу может уйти 5–8 лет.
Многие выступающие отмечали, что ««Сколково» является полигоном, на котором законодательно обеспечены многие (но все) условия для отработки модели новой инновационной экономики, но в то же время высказывали убеждение, что параллельно и в скором времени необходимо создавать комфортные условия для развитых научных центров, которые уже работают в регионах (по оценкам выступающих числом не менее 15), давая им статус и преференции, пусть и не в полном объеме приближающимся с «сколковским». Только в это случае, можно рассчитывать, что российская экономика (при прочих благоприятных условиях) перейдет на инновационные рельсы за прогнозируемые 8-10 лет (Е.Федоров: «Финляндия прошла этот путь за 6 лет, Израиль – за 5 лет»)..
На совещании неоднократно указывалось на проблемные моменты, способные стать мощной преградой, тормозом как на пути развития инновационных центров (в том числе и самого «Сколкова»), так и на пути становления новой российской инновационной экономики.
В первую очередь – это противоречия между «сколковскими» законами и текущим законодательством. Наблюдается почти абсолютное несоответствие состояния существующих законов и подзаконных актов, потребностям инновационной экономики, усугубляемое «дикой» инерционностью и «сопротивляемостью» к изменениям российского законодательства. В этой связи участниками совещания неоднократно предлагалось перейти от регулирования в сфере инновационной экономики, инновационных центров (и «Сколкова» в частности) и агрегированного им малого и среднего бизнеса через федеральные законы, к регулированию указами президента, с их практической апробацией и лишь последующим переводом оправдавших себя законодательных положений в статус федеральных законов.
Другими российскими сакраментальными барьерами, противодействующими инновационной деятельности (пока даже на уровне «Сколкова») и притоку западных инновационного капитала и интеллектуальных ресурсов, являются коррупция и административное засилье. По словам вице-президента фонда «Сколкова» Олега Алексеева, наиболее часто ставящимися вопросами со стороны потенциальных западных партнеров являются:
- Можем ли мы сделать "Сколково" территорией, свободной от коррупции? Исходя из того, что инновации и коррупция – вещь несовместная.
- Можем ли мы ограничить бюрократическое административное "засилье"? Можем ли мы освободить от административного произвола, освященного российским законом, малый и средний инновационный бизнес, являющийся «альфой» и «омегой» современной постиндустриальной экономики?
- Действительно мы создаем международный экстерриториальный инновационный центр? Каков будет статус иностранного инновационного бизнеса и привлекаемых западных ученых и специалистов в России? Будут ли они находиться под патерналистским прикрытием Российской верховной власти или их деятельность будет защищена российскими законами? Выбор в пользу второго очевиден.
Еще одной важной темой, поднимавшейся участниками совещания, была доступность «сколковских преференций» и режима благоприятствования (пусть не максимального, но хотя бы приемлемого) для отечественного инновационного бизнеса. Будет ли для отечественной науки и бизнеса доступ на территорию «Сколкова» конкурентным или возобладает отраслевой лоббизм? Как скоро и в каких объемах «сколковский» режим будет распространен на региональные инновационные центры, в том числе на университетскую и академическую науку и связанные с ней малые предприятия и малый бизнес?
Участниками совещания поднимался вопрос институализации в рамках инновационной политики государства различного рода фондов и объединений поддержки инноваций (в том числе самодеятельно созданных представителями бизнес-сообщества и науки), расширения их деятельности и финансовой основательности, в том числе за счет государственной поддержки.
В заключении совместного заседания заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин отметил, что все предложения, прозвучавшие в процессе имевшейся дискуссии, будут систематизированы и использованы для развития законодательной базы по «Сколкову».
В работе совместного заседания консультативной рабочей группы комиссии по модернизации при президенте РФ и комитетов палат Федерального собрания РФ приняли участие представители партии «Правое дело» в консультативной рабочей группе Евгений Ларцев и Георгий Шебаев.
Евгений Ларцев – член рабочей группы при комиссии по модернизации
Источник: СПС Главное
Обсудить новость на Форуме