15:17 20.05.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"

Член Федерального политсовета партии «Правое Дело» Анатолий Лейрих о программе поддержки малого и среднего предпринимательства до 2012 года

Новость

В понедельник правительство России одобрило "проектную карту" развития малого и среднего бизнеса на ближайшие четыре года. "Карта" - это концепция, свод обещаний, на основании которых позже будут приняты правительственные постановления и выделено финансирование. Член Федерального политсовета партии «Правое Дело», председатель совета директоров ЗАО «Группа Химэкс», Анатолий Лейрих, дал свою экспертную оценку этой программы:

«То, что развитие предпринимательства нужно поддерживать – это неоспоримый факт.

В мире нет ни одного примера развитой экономики, капиталистической ли, социалистической ли (Китай, Вьетнам), где предпринимательство не являлось бы массовым движением. Малые и средние предприятия (МСП) создают в этих странах до 70% ВВП и до 80% рабочих мест.

Поэтому намерение правительства РФ стимулировать малый и средний бизнес не может не приветствоваться.

Но понимает ли правительство, что действительно нужно бизнесу?

Судя по программе – не совсем.

Например, в программе предусматриваются административные меры поддержки, такие как облегчение допуска МСП к госзаказу и к аренде офисной и производственной недвижимости.
Субъективизм, который обязательно будет присутствовать при «обеспечении доступа» одних и «недопущении» других, очевиден.

Весь современный опыт взаимодействия бизнеса с государственными и муниципальными органами практически гарантирует возникновение фирм-прокладок между госзаказчиками и бизнесом.
В чем сила предпринимательства, без которого не может существовать ни одна развитая экономика?

Сила предпринимательства состоит в частной инициативе, являющейся главным двигателем любого дела.

Именно, частная, т.е. рассчитывающая только на свои силы, инициатива является и главным оптимизатором затрат МСП, и главным контролером экономической эффективности их деятельности.

Поэтому не нужно «содействовать» бизнесу в получении дешевой аренды и госзаказов, необходимо просто принять такие законы и решения, определяющие конкретный размер арендных ставок «не выше» (как цены на хлеб) и порядок доступа МСП к любым гос- и муниципальным тендерам, исключающий коррупцию, откаты, прокладки и т.п. Не лишним будет и общественный контроль со стороны общественных организаций бизнеса и политических партий, представляющих интересы МСП, которые в составе тендерных комитетов практически помогут правительству бороться и с коррупцией.

Но госзаказ не главное для бизнеса. Главное – это то, что частная инициатива, в случае ее эффективной поддержки правительством, начнет развивать новые и еще не освоенные в нашей стране пласты рынка, не связанные с государственными заказами, но по опыту развитых стран, составляющие наибольшую часть ВВП страны.

С точки зрения заявленных в программе средств, направляемых на развитие предпринимательства, программа правительства мне также представляется не совсем состоятельной. Судя по заявленным цифрам программы – 924 млрд.рублей на четыре года – это не большие средства. Небольшие по отношению к тем задачам, которые МСП могли бы решать в России, и которые успешно решают их зарубежные коллеги в развитых странах Европы, Америки, Азии.

Для сравнения – государственная поддержка Евросоюзом программ развития МСП в экономически отсталых районах Польши, и только в одном Люблинском воеводстве на 2007-2011 гг. составляет 11 млрд. евро, около 500 млрд.рублей. Программа рассчитана на пять лет для воеводства, где численность всего населения составляет 3.5 млн. человек.

Программа же правительства РФ, рассчитанная на четыре года предусматривает только 20 млрд. евро на почти 140 миллионов граждан России. В соответствии с программой прогнозируется, что предпринимательством в России готовы сегодня заняться не менее 1, 5 млн. человек, а к 2011г. – не меньше 6 миллионов. Если взять средне годовую цифру 3 миллиона предпринимателей, то из средств программы на душу одного предпринимателя придется около 300 000 рублей или 75000 в год.

Вывод: Объем намеченного правительством финансирования не соответствует масштабу задач. Значит, либо правительство не понимает этих задач, либо не верит, что у МСП что-то получится и просто хочет попробовать «спалить» около одного триллиона рублей, чтобы посмотреть – получится что-нибудь путное или нет?

Уже сей час можно сказать, что, конечно, какие-то проекты будут успешные, но это будут редкие исключения. Адекватной, вложенным деньгам, отдачи не будет.

В чем причина такой уверенности.

Во-первых. Если денег не достаточно, то значит, на всех желающих не хватит, а это - прямая дорога к субъективизму в принятии решений, а значит - коррупции.

Коррупция еще никогда не способствовала возникновению самостоятельного активного бизнеса. Коррупция может плодить только «присоски» к бюджету и не более.
Во-вторых. Чем будет обеспечена эффективное финансирование текущей деятельности МСП? Оборотные кредиты под 20-30% убьют любое начинание, особенно в непрогнозируемых условиях мирового финансового кризиса.

Никакие налоговые послабления, льготы, отсрочки и т.п. не сделают МСП жизнеспособными, даже в краткосрочной перспективе.

Что есть хорошего в программе правительства.

1. Наличие самой программы и желание ее реализовать. Это большой шаг в правильном направлении в сторону от губительного для страны плана построения госкапитализма.
2. Правильно формулируются некоторые задачи. Например, предусматривается повышение бизнес-образования предпринимателей и их сотрудников. Это действительно очень важный и впервые поставленный государственном масштабе вопрос. Вопрос квалификации, вопрос культуры бизнеса. В данной работе, помимо общественных организаций бизнеса, таких как ДР, Опора, РСПП очень востребованными окажутся государственные органы отвечающие за стандартизацию, надзор и культуру. Да, министерству культуры тоже нужно участвовать в формировании национальной культуры обслуживания и производства, а не только заниматься руководством объектов культуры.
3. Очень правильно сформулирована необходимость создания техно- и бизнес парков. Но к участию в определении того, каких, где и сколько должно быть привлечено бизнес сообщество, как главный и единственный Заказчик.

Программа правительства требует серьезной доработки и экспертизы со стороны Заказчика, т.е. со стороны бизнес-сообщества. Полезным для дела, было бы также, участие представителей бизнес-сообщества в работе соответствующего органа правительства, отвечающего за исполнение программы.

Полагаю, что в ходе доработки программы было бы правильным, если бы члены правительства прошли бы специальную учебу и цикл деловых игр по теме развития предпринимательства. У нас правительство возглавляют и работают в нем, молодые люди и у меня нет сомнения, что для них это будет, не только полезно, но и интересно.

Но главное, этот пример окажет положительное воздействие на все предпринимательское сообщество, покажет значение, важность и ответственность их труда для нашей страны, и, в конечном счете, окажет желаемое правительством воздействие на вовлечение в предпринимательство широких масс активного населения.

В чем мы и наши коллеги по деловому сообществу с правительством Российской Федерации целиком и полностью солидарны». 
 

Источник: СПС Главное

  Обсудить новость на Форуме