16:45 24.12.2009 | Все новости раздела "Правое дело / Союз Правых Сил"
Челябинская область: Алексей Севастьянов: Власть и граждане: конфликт усиливается
Социальные конфликты, происходящие между социальными слоями, этническими группами, поколениями, как правило, являются результатом обострения социальных противоречий и одновременно могут стать и формой их разрешения. Конфликты могут назревать и протекать как скрытая социальная напряженность.
Именно это часто наблюдается в современной российской действительности, которую характеризует социальное неравенство, наличие социальных тягот, испытываемых значительной частью малообеспеченного населения, факты дискриминации по этническим признакам. Чаще всего социальные конфликты происходят, когда увеличивается социальная несправедливость в обществе и неспособность государства применять эффективные механизмы регулирования уровня справедливости в отношении граждан страны.
В системе несправедливого бытия, рассматриваемого в контексте современного российского общества, воспроизводятся, остаются неразрешенными и слабо исследованными следующие противоречия:
- между декларируемыми принципами социальной справедливости и наличием социальной несправедливости в повседневной реальности;
- между нормами социальной справедливости, изложенными в федеральном законодательстве, и их бюрократической несправедливой интерпретацией чиновниками разного уровня.
На сегодняшний день граждане страны считают, что несправедливость в обществе проявляется (исследования социологического центра РАГС 2009):
- в неравенстве возможностей получения хорошего заработка - 50,6%;
- в неравенстве возможностей получать образование, медицинскую помощь, лекарства - 36,1%;
- в пенсионном обеспечении - 34,9%;
- в слабой защите от безработицы - 32,4%;
- в неравенстве прав на судебную защиту - 15%;
- в необеспеченности личной неприкосновенности граждан - 14,7%;
- в неравенстве политических прав (на создание общественных организаций, проведение акций протеста и др.) - 6,5%;
(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших).
На вопрос: «Как исполняются законы об охране социальных прав граждан (на труд, образование, медицинскую помощь и др.)?», – граждане отвечают:
- в основном исполняются – 30,4%;
- в основном не исполняются - 49,4%;
- затруднились ответить - 20,2%.
Вывод неутешительный: большинство считает, что законы об охране социальных прав граждан не исполняются.
Рассмотреть социальную несправедливость в обществе и механизмы ее преодоления можно на конкретном примере моей работы как депутата и как организатора общественной приемной по защите прав граждан, пострадавших от аварии 1957 года на химкомбинате «Маяк». Самым наглядным примером конфликта между властью и гражданами на территории Челябинской области стала проблема ответственности государства перед ликвидаторами той аварии.
Негативный социальный опыт, формирующийся у пострадавших в течение нескольких последних лет, усилен действиями судов, отказывающих гражданам в удовлетворении их законных требований, а также в отказе рассмотрения исков по индексации компенсаций, установленных государством.
Решение о допустимости радиационного загрязнения окружающей среды, принятое в 50-х, основывалось на недостатке не только технических знаний, но также на недостатке медицинских, социальных и юридических знаний и, соответственно, неверной оценке последствий для будущих поколений. Уровень сегодняшних знаний, многочисленные медицинские, а также социологические и юридические исследования показывают тенденции нарастания проблем, а с ними и социальной напряженности.
Попытки решения социальных проблем пострадавших приобрели общественный статус в конце 80-х, после обнародования информации о причинах падения качества здоровья и с этим уровня жизни около полумиллиона уральцев. По инициативе региона был принят первый федеральный закон и несколько федеральных целевых программ, включавших блоки социальной защиты. Даже при том, что система социальной защиты строилась на устаревших подходах и не решала проблемы в целом, она дала право пострадавшим на получение компенсаций (в соответствии с законом Российской Федерации от 20 мая 1993 года 4995-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Расчет этих компенсаций поначалу велся от минимального размера оплаты труда (МРОТ). Значимой неудачной попыткой ухода государственной власти от ответственности, вызвавшей у широких масс социальное чувство пренебрежения людьми, пострадавшими от деятельности ядерных предприятий, следует считать отказ от МРОТ в пользу узаконенной в 2000 году нормы «100 рублей», от которой стал вестись расчет установленных законом социальных выплат и компенсаций. Но далее была предпринята еще одна негативная попытка снижения социальной ответственности государства. Выплаты не индексировались органами социальной защиты, как это предполагалось федеральным законодательством.
Социальная несправедливость стала устраняться усилиями самих пострадавших граждан, которые стали обращаться в суды за компенсацией социальных выплат. На основании исковых заявлений граждан до конца января 2008 года были приняты положительные решения суда (в одних судах исковые требования удовлетворялись частично, в других полностью). Удовлетворение законных требований граждан позволило значительно снизить социальную напряженность в регионе.
Однако с января 2008 года стала нормой негативная практика отказа 1) в приеме исков, 2) в удовлетворении законных требований на основе определения Верховного суда РФ от 11 января 2008 года по делу 25-В07-24. Отказы судов вызвали новую волну социальной напряженности и обострение чувства социальной несправедливости, вызванное дисфункциями государственной власти. Сейчас одни граждане получают индексированные выплаты в соответствии с решениями судов, а другим суды уже отказали в соответствии с новым явно несправедливым определением Верховного суда РФ.
Такое положение дел на сегодняшний день привело сразу к нарушению нескольких норм дистрибутивной справедливости – это норма беспристрастности и норма равенства.
Конфликт уже переходил в проведение многотысячного митинга около стен министерства социального развития Челябинской области в сентябре 2008 года. Увы, проблема до сих пор не решена, и люди считают, что государство с ними поступило несправедливо. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в органы власти данной категории граждан по защите их прав и законных интересов. Количество обращений в общественные приемные достигло 2 536. Около 100 человек обратилось Европейский суд по правам человека.
Мной в связи с этой ситуацией был направленно обращение председателю правительства Владимиру Путину, в котором предлагается с помощью изменений законодательства улучшить положение граждан, пострадавших в результате радиационной аварии в Озерске, так как созданная при правительстве РФ рабочая группа за два года эту проблему не решила, спустив на местный уровень.
Создается впечатление, что начинается футбол из региона в центр, из центра в регион. И так до бесконечности.
Предлагаю в связи с этим всем пользователям Интернета написать свои письма по этому поводу Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Возможно, такой народный флеш-моб сможет повернуть власть хотя бы боком к своим гражданам.
Алексей Севастьянов,
Председатель Челябинского регионального отделения
партии «Правое дело»
Источник: СПС - Регионы
Обсудить новость на Форуме